Этапы развития социологической мысли

ПЛАН

1. Периодизация развития социологической мысли.

2. Основные идеи и центральные фигуры, зарубежной классической социологии.

3. Современные социологические концепции.

Список литературы.

1. Периодизация развития социологической мысли.

Хронология развития социального знания обозначается двумя периодами: «Досоциологический» (V-IV вв. до н. э. - начало XIX в.) и «Собственно социологический» или «институцианализированный» (середина XIX - до наших дней).

В рамках каждого из периодов, в соответствии с ведущими представлениями об устройстве общественной жизни и подходами к ее анализу, различаются определенные этапы:

I. «Досоциологический» период включает в. себя:

1. Социальные идеи Древнего Мира;

2. Социальную мысль Средних веков;

3. Социальные воззрения эпохи Возрождения;

4. Социальные представления Нового Времени.

II. «Социологический» период делится на:

1. Классический этап (середина XIX - начало XX вв.);

2. Современный этап (середина XX в. - по настоящее время). «Досоциологический» период назван таким образом в силу своей главной особенности - на данном отрезке времени социологическое знание в «свободном» виде не существовало, социальная мысль развивалась внутри философского знания. Но, несмотря на это, именно в «досоциологический» период закладывается около 50% содержания социологии. Значение данного периода определяется его достижениями, которые заключаются в постановке центральных проблем социологии. Именно в это время:

1. Поднимается вопрос о том, что первично в общественной жизни: общество или личность; коллективное или индивидуальное.

2. Происходит осознание неизбежности социального неравенства, которое постепенно возводится в ранг аксиомы. Анализируются его причины и обосновывается его необходимость.

3. Ставится вопрос о направленности социального развития. Возникает идея социального прогресса. Ведется теоретический поиск оптимальных форм общественного устройства.

4. Изучаются базовые социальные институты: семья, собственность, право, государство, культура, образование и воспитание.

5. Рассматривается роль человека в обществе и структура личности как существа социального.

6. Описываются различные исторические типы обществ и выделяются критерии для их анализа.

1. 7. Закладывается основа понятийного аппарата будущей науки об обществе.

7. Намечаются методологические подходы к анализу общественных явлений и процессов.

2. Основные идеи и центральные фигуры, зарубежной классической социологии.

Позитивизм О. Конта. Основателем социологии считают французского ученого Огюста Конта (1798-1857), так как именно ему принадлежит идея создания проекта позитивной науки об обществе, он же дает имя новой науке - «социология». Согласно О. Конту, при создании новой науки необходимо учитывать три момента: обоснование научности (позитивности) новой дисциплины; построение системы позитивных наук и определение места в этой системе новой дисциплины, которая имеет своим предметом законы функционирования и развития общества; составление содержания социологии, которое должно включать системное описание общества, его элементов и законов, их связывающих.

Научность новой дисциплины О. Конт обосновывает, опираясь на закон о трех состояниях знания. По Конту, знание последовательно проходит три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную (или научную). Поскольку социология создается на позитивной стадии существования знания, то уже в силу данного обстоятельства она является позитивной. С точки зрения О. Конта, суть позитивной науки заключается в том, чтобы рассматривать все явления как подчиненные неизменным естественным законам. Конт считал, что до сих пор научно изучались лишь явления астрономические, физические, химические и биологические. Для придания целостности позитивной стадии необходимо устранить существующий пробел в знаниях - научно понять общественные явления, создав «общественную физику» (первоначальный вариант названия социологии).

Определяя место социологии среди позитивных наук, О. Конт в зависимости от уровня абстрактности и степени сложности предмета выстраивает иерархическую «лестницу» наук, где каждая предшествующая дисциплина является предпосылкой последующей - это: математика -астрономия - физика - химия - биология - социология. Таким образом, по мнению Конта, социология занимает высшую ступень среди позитивных наук.

Приступая к составлению содержания новой науки, О. Конт дает ее определение: социология - это учение о порядке и прогрессе. В основу содержания социологии Конт кладет идею «социальной системы», что означает признание факта существования общества как своего рода организма (целостности), элементы которого выполняют специфические функции и служат требованиям этой системы.

В содержании науки об обществе О. Конт выделяет две части: социальную статику и социальную динамику. Понятия «статика» и «динамика» Конт заимствует из биологии и в соответствии с этим определяет социальную статику как анатомию общественного организма, которая изучает явления общественного строения, а социальную динамику как физиологию социальной системы, которая изучает процессы общественной жизни и ее развитие. Статическому и динамическому состоянию общества у Конта соответствуют категории «порядок» и «прогресс».

Задачей статической социологии, по Конту, выступает изучение взаимодействий, которые постоянно происходят между различными частями общества. Основным законом социальной статики, является принцип солидарности и гармонии общественных явлений, взятых одновременно. В качестве базовых элементов социальной статики Конт называет такие социальные институты, как семья, разделение труда, государство и религия.

Социальная динамика у Конта призвана раскрыть универсальные законы развития человечества. По убеждению Конта, главным источником социальной динамики являются силы духовного (и, прежде всего, интеллектуального) порядка. Таким образом, развитие общества, по Конту, предстает как переход от одной стадии развития сознания к другой и соответствует «закону трех стадий»: теологической, метафизической и позитивной.

Центральной идеей социальной динамики выступает идея прогресса. Под социальным прогрессом Конт понимал такое самоизмененйе общества, которое обеспечивает его общее поступательное развитие, движение от низших форм к высшим (т. е. эволюцию).

Эволюционно-органический подход Г. Спенсера. Английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903) является основоположником натуралистической школы в рамках позитивистского направления в классической социологии. Основной задачей своего творчества Г. Спенсер считал создание всеохватывающей философской системы, которая синтезировала бы естественные и общественные науки на основе общих для них закономерностей - принципах эволюции. В этой системе «синтетической философии» Спенсер отводил особое место социологии как науке о высших формах эволюции.

К числу наиболее ярких отличительных черт концепции Г. Спенсера относятся: широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании явлений общественной жизни и обосновании своих социологических взглядов; трактовка общества как организма и детальная аргументация своего подхода с помощью целого ряда аналогий между биологическими и социальными организмами; утверждение идеи закономерной эволюции общественной жизни. (По Спенсеру, процесс социальных изменений совершается по естественным законам независимо от воли людей, т. е. социальная эволюция совершается сама собой, и чтобы она приводила к своим естественным результатам, со стороны человека не требуется никакого вмешательства.)

Спенсер обосновывает возможность существования социологии в качестве самостоятельной позитивной дисциплины, выдвигая такой тезис: социология возможна уже потому, что общество часть природы и подчиняется закону «естественной причинности».

Задача социологии, по Г. Спенсеру, - изучение массовых, типичных явлений; социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции. Спенсер уделял много внимания уточнению понятийного аппарата социологии, в частности, анализируя понятия общества, социальной структуры, социального роста, социальных функций различных систем и органов общественной жизни. При этом он придавал большое значение сопоставлению человеческого общества и биологического организма.

Центральным понятием в концепции Г. Спенсера выступает эволюционизм, которое он формулирует в терминах механики: вещество, движение, сила. Эволюция, у Спенсера, - это интеграция общества, сопровождающаяся рассеянием движения, в течение которого вещество переходит из состояния неопределенной бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности. Предел, за который эволюция не может перейти - равновесие системы. При нарушении равновесия начинается распад, который со временем переходит в новый эволюционный процесс. Спенсер выделил два этапа в развитии общества: военное общество; индустриальное общество.

Рационализм Э. Дюркгейма. Французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858-1917) открывает новую главу в развитии классического позитивизма. Значение его деятельности для становления и развития социологии обусловлено следующими обстоятельствами:

1) он практически первым попытался выделить и теоретически обосновать специфический предмет социологии - «социальный факт»;

2) им разработаны методология и методы социологических исследований;

3) с его именем связан процесс выделения социологии в качестве самостоятельной учебной дисциплины на европейском континенте;

4) он выступил создателем французской социологической школы, которая формировалась вокруг основанного им журнала «Анналы социологии».

Обобщающим понятием теории и методологии рационализма Э. Дюркгейма является «социологизм», который имеет две стороны: онтологическую (т. е. выступает характеристикой социального бытия); методологическую (т. е. является главным принципом анализа социальных явлений).

С онтологической стороны социологизм, Дюркгейма представлен тремя позициями: социальная реальность включена в общий универсальный порядок и как другие виды реальности развивается в соответствии с определенными законами; общество - это реальность особого рода, которая не сводима к другим се видам, что означает автономию социальной реальности; социальная реальность является приоритетной по отношению к индивидуальной реальности.

Таким образом, социологизм Дюркгейма как характеристика общественного бытия есть утверждение объективности и автономности социальной реальности, а также ее первичности в обусловленности человеческого знания и поведения.

В целом, творчество Э. Дюркгейма систематизирует идеи классического позитивизма, подводит итог его развития и закладывает основы структурных парадигм современной социологии.

Понимающая социология М. Вебера. Немецкий обществовед Макс Вебер (1864-1920) является фигурой, открывающей переход к эпохе современности в западном обществознании. Обобщив идеи альтернативного позитивизму течения - понимающей социологии, Вебер становится основоположником интерпретивных парадигм современной социологии. Интерпретивное (понимающее) направление хотя и признает, что общество состоит из определенных структур, тем не менее считает структуры производными от социальных действий индивидов.

Главной задачей своего творчества М. Вебер видит изучение и интерпретацию образцов типичного социального поведения людей, которые выступают первичным материалом как для понимания общества в целом, так и для его отдельных частей. Поэтому в центре его понимающей социологии находится теория социального действия как основа изучения универсальных движущих факторов всего человеческого существования (именно под этим углом зрения ученый создает свои теории экономики, политики, бюрократии, религии и права).

М. Вебер коренным образом разграничивает естественные и социальные науки. Если естественные науки устанавливают универсальные законы развития мира, то задача социальных наук - дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей в их конкретно-исторических контекстах. Поскольку ценности, выражающие общие поведенческие ориентиры, всегда историчны и относительны, следует принимать во внимание то, что универсальных законов общественного развития не существует.

Однако социология является научной дисциплиной благодаря двум обстоятельствам: тому факту, что люди действуют, в основном, рационально; тому, что социология должна быть свободна от оценочных суждений субъективного характера. (Это не предполагает отказ ученого от его собственных пристрастий. Они лишь не должны вторгаться в научные разработки).

Уделяя особое внимание проблеме интерпретации социальных действий, Вебер выделяет несколько типов понимания: понимание через прямое наблюдение (г. е. интерпретация образа действий по внешним проявлениям); объяснительное понимание (т. е. выявление мотивов конкретного социального действия); причинное объяснение (т. е. выяснение того, что вызвало сами мотивы, которые привели к соответствующим социальным действиям).

Социолог, однако, подчеркивает, что приведенные типы понимания не гарантируют полную картину того или иного социального действия, гак как понимание всегда приблизительно.

Решая вопрос о направленности общественного развития, М. Вебер приходит к выводу, что тенденцией исторического процесса выступает рационализация социального действия. На рационализацию действия, по его мнению, указывают следующие обстоятельства: замена внутренней приверженности традициям и обычаям планомерным приспособлением к соображениям интереса; вытеснение ценностно-рационального поведения в пользу целерационального, при котором уже не верят в ценности, а верят в успех; с точки зрения социальной структуры, рационализируется способ управления во всех областях социальной жизни: не только в экономике и политике, но также в науке и культуре; рационализируется образ мышления людей, их способ чувствования и образ жизни в целом; усиливается роль науки, что представляет собой «чистое» воплощение принципа рациональности.

Социологическая концепция марксизма. В середине XIX века немецкие философы Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) в рамках целостного учения создают социологическую концепцию, которая легла в основу одной из разновидностей структурных парадигм современной социологии.

Основой марксистской социологии выступает материалистическое понимание и объяснение истории (или исторический материализм), которое предполагает, что материально-практическая деятельность (общественное бытие) играет определяющую роль в развитии общества, а духовная сторона (общественное сознание) является вторичным, отражающим социальное бытие. То есть общественное бытие - это реальный процесс жизни людей, их общественная практика, содержание которой отражается в общественном сознании.

Согласно историческому материализму, содержательное ядро общественного бытия составляет производство материальных благ. Таким образом, способ производства выступает в марксизме материальной основой существования и развития общества, системообразующим началом, связывающим воедино все проявления общественной жизни.

Марксистская социология утверждает, что именно производительные силы общества непосредственно определяют содержание производственных отношений. Этот постулат лежит в основе закона социальной стабильности: производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню развития производительных сил (т. н. «закон соответствия»). В случае нарушения соответствия общество вступает в период социальной нестабильности. «Закон соответствия» кладется в основу понимания исторического процесса, суть которого заключается в смене общественно-экономических формаций (ОЭФ), а главная причина коренится в противоречии, конфликте между производительными силами и производственными отношениями, когда первые вырываются вперед, а последние, оставаясь неизменными, отстают.

С точки зрения исторического материализма, общество предстает как система общественных отношений, совокупность связей всех социальных субъектов, своего рода социальный организм. Учение марксизма об обществе как целостном социальном организме нашло свое выражение в понятие «общественно-экономическая формация» (ОЭФ). ОЭФ - это конкретно-исторический тип общества с присущим ему способом производства, социальной структурой, политической системой и духовной жизнью. В основе ОЭФ лежит экономический базис (общественное бытие, материальные отношения или способ производства). Базис предопределяет другой структурный элемент ОЭФ - надстройку (общественное сознание или идеологические отношения).

В зависимости от специфики экономического базиса (различий в способе производства) марксистская социология различает пять типов ОЭФ, каждая из которых соответствует исторически определенной разновидности общества: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая (буржуазная); коммунистическая.

3. Современные социологические концепции.

Американская школа структурного функционализма. Самая содержательная страница в истории современной социологии представлена сложившейся в первой половине XX столетия школой структурного функционализма, ключевыми фигурами которой признаны американские ученые Т. Парсонс и Р. Мертон. Данное направление получает теоретическое обоснование в работах Т. Парсонса (который и считается его основоположником). А приспособление методологии к нуждам эмпирико-социологических исследований осуществляется учеником, последователем и конструктивным критиком Т. Парсонса Р. Мертоном. Таким образом, знаковыми этапами становления структурных парадигм становятся: структурный функционализм Т. Парсонса; динамический функционализм Р. Мертона.

Структурный функционализм Т. Парсонса. Социологические взгляды Толкотта Парсонса (1902-1979) формировались под влиянием европейских традиций, особенно идей Э. Дюркгейма и М. Вебера, которым он стремился следовать в своей научной карьере.

Т. Парсонс выступает как «чистый» теоретик, оперирующий абстракциями высокого уровня. Он считает, что задача социальной теории состоит в достижении логической связности всего накопленного знания и предшествующих теоретических построений. Строиться же такая теория должна на принципах аналитического реализма, предполагающего ориентацию на позитивизм.

Ведущим достижением американского социолога считается создание абстрактной модели социальной системы (или теории социальной системы), которая лежит в основе всех современных макросоциологических подходов. Теория социальной системы Т. Парсонса пытается ответить на три узловых вопроса: понятие и содержание социальной системы, ее структуры, структурных компонентов и функций; социальный порядок, природа интеграции и стабильности социальных систем; социальные изменения и эволюция.

Вводя понятие социальной системы, Т. Парсонс обращается к естественнонаучным подходам, где система понимается как относительно автономная целостность, состоящая из частей (подсистем), которые находятся в функциональной зависимости и несводимы к сумме своих элементов. Каждая система представлена четырьмя подсистемами, которые образуются: для удовлетворения четырех системных потребностей, необходимых для поддержания ее существования (это пререквизиты или функционально необходимые условия).

Таким образом, общество, по Парсонсу, представляет собой систему глобальных общественных отношений, которые, в свою очередь, состоят из различных систем (являющихся подсистемами общества): экономической, политической, социальной и культурной.

Поднимая вопрос о природе социального порядка, Т. Парсонс приходит к выводу, что интеграция и стабильность социальных систем (общественное равновесие) достигается единством мотивов действия, гармонизацией ролей через культурно-нормативные, стандарты, общие для всех. Поэтому центральное место в природе социального порядка занимают культура и культурные ценности.

Парсонс постоянно обращает внимание: на следующий тезис: система стабильна и устойчива, если она развивается соблюдая правила интеграции и эволюции политических, экономических и социальных институтов в соответствии с теми общими ценностями, которые стимулируют предсказуемое социальное поведение людей.

Динамический функционализм Р. Мертона. Роберт Кинг Мертон (1910 г. р.) является одним из наиболее цитируемых авторов в современном обществознании. Его работы внесли большой вклад как в развитие общей теории, так и социологии девиантного поведения, социологии науки, социологии профессий, медицинской социологии, социологии СМИ. На становление социологического мировоззрения Мертона значительное влияние оказали работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина и Т. Парсонса (учеником которого он являлся). Это и определило то обстоятельство, что Р. Мертон мыслил в русле структурного функционализма.

Мертон считает функционализм ключевой формой научных суждений об обществе, которая предполагает его объективный характер, и поэтому выступает в качестве основного способа, социологического мышления. Однако Мертон выступает оппонентом абстрактной теории, утверждая необходимость эмпирической направленности социологии.

Мертон убежден в преждевременности создания общей, абстрактной социологической теории и, на основании этого убеждения, критикует «высокую теорию» своего учителя Т. Парсонса. Он ставит перед собой цель - создать теорию «среднего уровня» (или «среднего радиуса действия»), которая выступила бы «соединительным звеном» между эмпирическими обобщениями и абстрактными схемами (вроде парсонсовской) и опиралась бы на тройственный союз теории, метода и фактов. «Теория среднего уровня» - это, по существу, многочисленные промежуточные теории, возникающие на стыке теоретической и прикладной социологии. которые объединены основополагающими представлениями на синтезирующую их социальную структуру и функциональные связи ее компонентов.

Мертон убежден, что теория «среднего уровня» может быть построена только на основе последовательной критики наиболее широких обобщений предшествующего функционализма и введения новых понятий, которые служили бы для организации и интерпретации эмпирического материала.

Важное место в творчестве социолога занимает вопрос о социальной структуре, именно сфокусированность на социальной структуре составляет, согласно Р. Мертону, специфику социологии. По Мертону, задача социолога - объяснить структуру общества, ее изменения и поведение чело-нека в рамках этой структуры; цель социологии - выяснить, как различные типы социальных структур влияют на поведение человека; предмет социологии - социальная структура, которую необходимо изучать с различных сторон.

Интерпретивные подходы в социологии США. Данное течение тесно связано с социальной психологией и, по существу, является ее методологической базой. Родиной интерпретивных парадигм, развивающих традиции понимающей социологии и теорию социального действия М. Вебера, считаются США. Здесь в хронологической последовательности складываются три направления, представленные творчеством своих основоположников: символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера; феноменология А. Щюца; этнометодология Г. Гарфинкеля.

Символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера. Символический интеракционизм («интеракция» - это взаимодействие) возникает в 1930-е гг. и приобретает популярность к середине XX века. Изначально он был направлен на эмпирические исследования социального поведения людей в различных ситуаций. К данной теории применима аналогия общения, так как, с точки зрения ее создателей, социальный мир демонстрирует такие же качества, как и повседневное, обыденное общение, и фактически состоит из «внутреннего» и «внешнего» общения. Основателем теоретических построений символического интеракцио-низма (хотя и не он дал имя новому направлению) считается американский социальный психолог Джордж Герберт Мид (1863-1931 гг.).

Дж. Мид утверждает, что и человеческая мысль, и человеческое поведение являются сугубо социальными. Люди обретают свою человеческую природу благодаря тому, что они взаимодействуют с помощью символов, важнейшие из которых содержатся в языке. Мид подчеркивает, что без символов не будет человеческого общества, так как у людей нет инстинктов поведения в социальной среде и чтобы существовать люди должны жить в мире значений. Причем, социальная жизнь может продолжаться только при условии, если значения символов воспринимаются и разделяются другими членами общества. Таким образом, символическая интеракция - необходимое условие для жизнедеятельности общества, а общепризнанные символы обеспечивают средства интеракции.

Чтобы общественная жизнь (суть которой - интеракции) была непрерывна - каждый член сообщества должен интерпретировать значения символов и намерения других. Интерпретация происходит в процессе «принятия роли». Принятие роли - это когда индивид, путем воображения, ставит себя на место человека, с которым общается. Мид указывает, что через процесс принятие роли индивиды развивают «самость», т. е. способность людей представлять себя в качестве объектов собственной мысли.

Герберт Блумер (1900-1986 гг.) - ученик Дж. Мида - ввел в научный оборот термин «символический интеракционизм» и на основе его познавательных принципов пытался системно изучать коллективное поведение в неструктурированных и слабо структурированных социальных группах.

По мнению Блумера, основу коллективного поведения составляют общие значения и ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако в условиях нарушения устоявшихся значений возникает спонтанное (неструктурированное и слабо структурированное) коллективное поведение. Он выделяет несколько форм неструктурированного поведения: толчея; коллективное возбуждение; социальная инфекция.

Г. Блумер утверждает, что рассмотренные спонтанные формы поведения способны вылиться в новые, слабо структурированные формы групповых действий - это: действующая толпа; экспрессивная толпа; масса; общественность.

Наряду со спонтанными группами, ученый исследовал и фиксированные (структурированные или институциональные) формы социального поведения: общие социальные движения (демократическое, молодежное, женское, пацифистское); специфические социальные движения (реформистские, революционные); экспрессивные движения (религиозные, мода); возрожденческие и националистические движения.

Феноменология А. Щюца. Основоположником популярной в 60-е гг. XX века феноменологической социологии является Альфред Щюц (1899 - 1959 гг.). Осуществив синтез философских идей Э. Гуссерля и понимающей социологии М. Вебера, Щюц предложил, новый подход к анализу социальных действий ин-дивидрв в контексте мира значений повседневности.

.Ссылаясь на философскую феноменологическую традицию, А. Щюц признает, что индивиды познают мир через чувственные восприятия. Чтобы упорядочить массу чувственных впечатлений, люди организуют окружающий мир в явления (т. е. классифицируют чувственный опыт в виде вещей), которые обладают типичными характеристиками. Используя типизации, люди могут вступать в общение с другими людьми, будучи уверенными, что те видят мир таким же образом.

Шюц утверждает, что каждый член общества создает запас знаний здравого смысла, который формирует «значимый контекст» (или здравый смысл, разделяемый другими членами общества). Хотя каждый индивид по-своему интерпретирует мир, однако значимый контекст позволяет понимать действия других людей. Социолог подчеркивает, что знанием здравого смысла руководствуется большинство членов общества, и что его содержание не является постоянным, оно меняется в процессе интеракции.

Индивидуальность в интерпретации мира обусловлена биографической ситуацией индивида (это осмысленный опыт человека, который способствует накоплению знаний о мире и позволяет понимать социальные действия окружающих), поскольку в повседневной жизни каждый осуществляет типизацию явлений и предметов вокруг себя. Несмотря на уникальности биографических ситуаций, адекватные коммуникация и понимание возникают благодаря «интерсубъективному миру». Это общий для взаимодействующих, привычный социальный мир, который возникает из интеракций между людьми, принадлежащими к «домашней группе» (это малая или референтная социальная группа).

А. Щюц обращает особое внимание на то, что для типизации объектов и оценки социальных действий каждый индивид использует ту шкалу, которая характерна для его домашней группы, поэтому люди из разных социальных групп видят объекты иначе.

Этнометодология Г. Гарфинкеля. Этнометодология становится открытием 70-х гг. XX века. Интеллектуальными истоками данного направления стали феноменологическая социология А. Щюца и лингвистическая философия Л. Виттгенштейна.

Термин «Этнометодология» вводит в научный оборот американский ученый Гарольд Гарфинкель (1917 г. р.) и определяет его как методы. которые используют люди в повседневной жизни для описания и осмысления своих собственных действий и тем самым создают социальный порядок.

Ключевая идея этнометодологии - локальное производство социального порядка. Гарфинкель поставил под сомнение обусловленность общего понимания социальными обстоятельствами, С его точки зрения, понимание индивидами социальной жизни не обязательно приходит извне (через принятие общих культурных ценностей), оно может конструироваться изнутри. Таким образом, по логике Гарфинкеля, социальный порядок является продуктом самоактивности индивидов.

Для производства социального порядка члены общества в повседневной жизни активно пользуются т. н. «документальным методом». Документальный метод представляет часть образца какого-либо объекта или явления как «документ», который позволяет судить об объекте Б целом. Гарфинкель утверждает, что в повседневной жизни люди постоянно соотносят части образца для описания общей ситуации, а также для осмысления социальной реальности с целью совершения тех или иных социальных действий.

Центральным положением этнометодологии выступает тезис об «индексации». Индексация означает, что смысл любого предмета или поведения вытекает из его контекста (иначе, смысл оказывается проиндексированным), т. е. ему приписывается определенная степень значимости в конкретной ситуаций. В результате интерпретация или объяснение в повседневной жизни членов общества всегда осуществляется со ссылкой на конкретные обстоятельства или ситуации. Таким образом, смысл любого действия может быть истолкован только в определенном контексте.

На конкретных экспериментальных примерах Г. Гарфинекль анализирует, как люди в повседневной жизни изнутри постоянно конструируют и упорядочивают социальный мир. Обществовед доказывает, что социальный порядок локален, хрупок, подвижен и не может быть однозначно выражен через какую-либо закономерность.

Этнометодология содержит ряд дискуссионных положений, на которые направлены выступления оппонентов. Это - изображение действий членов общества как немотивированных и, нецелесообразных; отсутствие ссылок на социальную обусловленность поведения людей; исключение поведения индивидов из контекста реально существующих социальных институтов. Однако этнометодологическое направление до сих пор притягивает внимание социологов и социальных психологов тем, что пытается исследовать уникальные проблемы социальной реальности - вклад самих людей в ее конструирование.

Западноевропейская социология. Идеи инновационных методологических подходов возникают во второй половине XX столетия в Западной Европе и наиболее продуктивно воплощаются в таких концепциях, как: теория структурации Э. Гидденса; структуралистский конструктивизм П. Бурдье.

Теория структурации Э. Гидденса. Автором теории структурации является английский социолог Энтони Гидденс (1938 г. р.). Предпосылкой для ее создания послужила концепция современности, выдвинутая Э. Гидденсом. Это взгляд на изменения, произошедшие в современных обществах, которые требуют новых подходов к социальному познанию.

Предмет теории структурации определяется как изучение социальных практик (типов социального поведения), упорядоченных в пространстве и во времени. Стержень ее содержания сводится к следующему положению. Ни структура (социальные институты), ни действие (социальное поведение) не могут существовать независимо друг от друга. Социальные действия создают структуры, и только через них осуществляется воспроизводство устойчивых социальных структур.

Основные понятия теории структурации Э. Гидденса - «агент», «участие», «структура», «система», «структурация», «дуальность». «Агент» - это участник социального действия, личность, вступающая в социальные взаимодействия и производящая социальные практики. «Участие» - это сам акт, собственно социальное действие. Гидденс подчеркивает, что в условиях современности важным элементом социального действия становится рефлексия агента (знание агентов о своих действиях, осознанность действия). Само же действие становится все более и более рефлексивным. Поэтому модель действующего агента выступает у Гидденса точкой отсчета теоретических построений.

Социальный агент сложен и может быть адекватно описан только как стратификационная модель. Стратификационная модель является абстрактным описанием любого действующего субъекта как с точки зрения социальной; так и психологической. Стратификационная модель Объекта включает три уровня:

1 Мотивация действия - это потенциал действия, осознанные и неосознанные желания, побуждающие агента к действию. Применительно к личности данный уровень соответствует бессознательным мотивам.

2. Рационализация действия - это компетентность в поведении, когда агенты в состоянии объяснить, что они делают. В структуре личности данному уровню соответствует практическое сознание.

3. Рефлексивный мониторинг - это сознательное отслеживание агентами своей деятельности и социальных контекстов, а также ожидание аналогичных действий от других агентов. В системе личности данный уровень соответствует дискурсивному, сознанию.

Такой подход к социальному агенту позволяет Э. Гидденсу по-новому взглянуть на социальное действие. Социальное действие и познание представляются теперь потоком поведения.

Понятия «структура», «система», «структурация» отражают у Гидденса три главных стороны социальной действительности. Структуры — это регулярные наборы отношений, производимые и воспроизводимые субъектами действий. Системы - это отношения между индивидами и коллективами, воспроизводимые как регулярные социальные практики (типы поведения). Структурация - это условия, управляющие преемственностью и преобразованием структур, которые поддаются рассмотрению исключительно на уровне эмпирических обобщений.

Раскрывая сущность «структуры», Гидденс указывает, что традиционно понятие «структура» использовалось в социологии для моделирования социальных отношений и явлений, чтобы отметить некие общие институциональные черты общества. Наряду с традиционным значением, социолог предлагает использовать термин «структура» в ином смысле -как порядок, позволяющий представить воспроизводство социальных практик во времени и пространстве. Структура, согласно Э. Гидденсу, - это образец социальных отношений, существующий в определенном времени и в определенном пространстве, который предусматривает соответствующий образец поведения индивидов. Гидденс понимает структуру как набор правил, относящихся к трансформации социальных практик.

За теорему теории структурации Э. Гидденс принимает дуальность структуры (взаимообусловленность существования, функциональная зависимость структуры и агента). Дуальность структуры состоит в том, что правила (которые лежат в основе структуры) являются одновременно и результатом, и условием действия индивидов. Субъект действия одновременно и создает правила, и воспроизводит их. Правила же выступают условиями воспроизводства социальных практик.

Структуралистский конструктивизм П. Бурдье. Идея создания данного направления принадлежит французскому социологу Пьеру Бурдье (1930 г.р.). На формирование его социологического мировоззрения большое влияние оказали идеи структурализма как следствие полученного образования и общего направления социальной мысли во Франции, заложенного О. Контом и Э. Дюркгеймом. Однако П. Бурдье стремится преодолеть «монополизм объекта», присущий структурализму, и создает синтетическую концепцию субъекта и объекта, которая воплощается в его структуралистском конструктивизме. П.Бурдье предлагает использовать при изучении социальных реалий одновременно два принципиальных подхода:

1. Структурализм, под которым понимается, что в социальной системе существуют объективные структуры, независящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления.

2. Конструктивизм, который предполагает, что действия людей, обусловленные жизненным опытом и типом социализации формируют самого агента (субъекта).

Такой подход, по мнению Бурдье, позволяет социологической теории, с одной стороны, заниматься: изучением, обстоятельств, которые оказывают влияние на индивидов, а, о другой, исследовать, в рамках традиции понимающей социологии, избирательную, способность людей, их предрасположенность к определенным действиям.. Таким образом, структуралистский конструктивизм подчеркивает диалектику структур и предрасположенность к действию.

Бурдье подчеркивает, что социальное пространство многомерно, оно образуется из различных социальных полей. Поле - онтологически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения и, вместе с тем, это реальные институты. Поле формируется на основе доминирования в нем какого-либо вида капитала (капитал - это статусный авторитет, степень доступа к определенным благам и услугам, мера компетентности агента). Таким образом, все социальное пространство состоит из нескольких полей: политики, экономики, культуры, религии, образования и т. п. Позиция агента в каждом специфическом поле определяется объемом капитала, (экономического, политического, интеллектуального, культурного, социального), которым он обладает.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993.

2. Волков Ю. Г., Нечипуренко В. Н., Самыгин С. И. Социология: история и современность. - Ростов-на-Дону, 1999.

3. Гофман А. Б. Семь лекций по истории социологии. - М., 1995.

4. История социологии / Под ред. А. Н. Елсукова и др. - Минск, 1996.

5. Очерки по истории теоретической социологии XIX - начала XX веков. - М.,1994.

6. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия. - М., 1991.

7. Современная западная социология. Словарь. - М., 1990.

8. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. - Новосибирск, 1995.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по социологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(20.7 KiB, 55 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!