Элементы и свойства туристских сайтов
Домашняя страница. Доступ в Web-сайт для пользователя начинается с Домашней страницы. Следовательно, содержание этой страницы с интересной доходчивой информацией, создающей привлекательный образ туристского центра, является определяющим фактором, от которого зависит число посетителей сайта, возможность заинтересовать потребителя, расширить его кругозор.
Несмотря на то что домашние страницы «образцовых» сайтов в Интернете различаются и внешне, и по содержанию, они имеют несколько общих черт: как правило, предлагают посетителю большой объем информации, изложенной понятно и просто; дают представление о содержании сайта; предлагают краткое описание туристского центра, фотографии, карты, таблицы, логотип (фирменный знак).
Наиболее эффективными являются не те домашние страницы, где больше всего информации, а те, которые дают дополнительные сведения, помогающие лучше ориентироваться в содержании всего сайта. Не менее важен положительный образ туристского центра, создаваемый домашней страницей у посетителя.
Хорошо, если большие разделы, такие, как «Средства размещения» или «Туристская деятельность», имеют раскрывающийся список подразделов, например, «пансионаты», «гостиницы» и «кемпинги». Это позволяет пользователю быстрее найти нужную информацию, сокращая количество «шагов». Такой метод индексации используется на протяжении всего сайта, он экономит время и является эффективным способом поиска.
Внешний вид страниц Web-сайта очень важен, поскольку прежде всего страницы воспринимаются зрительно. Главная цель сайта - донести информацию; необходимо, чтобы она содержала для пользователя нечто новое и интересное, была ясной и понятной. Для этой цели можно применять разные приемы подачи информации. Большие фрагменты текста выглядят скучно, их тяжело читать, они требуют от пользователя больше умственного напряжения, чем альтернативные методы донесения информации. Использование для передачи атмосферы туристского региона цветовых пятен, изображений, графиков, карт, таблиц и символов разбивает текст на более мелкие фрагменты и облегчает восприятие. В удачных сайтах применяются именно эти приемы.
Использование преимуществ мультимедийной среды дает возможность поддерживать у потребителей интерес к сайту. К сожалению, мультимедийные файлы загружаются на дисплей в течение длительного времени, но существуют приемы, чтобы сделать сайт более интересным, например, виртуальное путешествие и «живая» киносъемка.
Общая информация в Web-сайте. Особое значение информация имеет для регионов, где культурные традиции и обычаи играют важную роль или сложились особые обстоятельства, о которых должны знать потенциальные туристы. Для тех, кто ранее не получил базовых данных о туристском регионе, необходимы сведения о том, как туда добраться, каковы климат и география региона, род занятий населения, современные события, история, обычаи, культура, телекоммуникационные услуги, общественный транспорт, часы работы магазинов.
Вспомогательная информация, как правило, представляет собой обширный текст, который перегружает сайт. Этого нужно избегать-Web-сайт должен позволить посетителю прочитать текст или пропустить его. Удачные сайты предлагают обширную информацию по многочисленным вопросам и при этом имеют эффективную систему индексов, дающую посетителям возможность выбирать только интересующие их сведения. Изложение материала дается просто и доходчиво.
Лучшие сайты имеют «доску обмена информацией». Одни пользователи могут задавать вопросы по туристской проблематике, другие -- отвечать на них. И вопросы, и ответы может прочитать любой посетитель сайта. Это прекрасный способ передачи информации по большому кругу тем, волнующих путешественников, включая темы, которые в ином случае не были бы затронуты. Может также предлагаться дискуссионный форум в режиме онлайн. Желающие принять в нем участие должны зарегистрироваться.
Интерактивный план путешествия и виртуальные брошюры. Интернет позволяет потребителю стать активным участником рынка. Обычно удачные сайты интерактивны и помогают потребителю уточнять его запросы. Пользователи гораздо дольше сохраняют интерес к сайту,
если могут самостоятельно выбирать нужную им информацию. Успехом пользуются сайты, содержащие интерактивный план путешествия и (или) виртуальные брошюры.
Интерактивный план путешествия позволяет запрашивать информацию по следующим темам: как добраться до туристского региона, чем можно заниматься в туристских центрах, где можно разместиться, каковы достопримечательности, события, экскурсии, транспорт. Затем посетителю предлагается список поставщиков тех услуг, которые он запрашивает. Web-сайт предоставляет подробные сведения о поставщике, включая имя, адрес, номер телефона и факса, фотографии, цены на услуги и краткое их описание. Он дает также прямой выход на поставщика, сообщая адрес электронной почты и необходимые реквизиты.
Благодаря виртуальной брошюре пользователи сохраняют нужные страницы в специальной папке в памяти компьютера, чтобы потом просмотреть их и (или) распечатать, а интерактивный план путешествия дает возможность составить маршрут на основе целого ряда критериев и характеристик, выбранных* пользователем. Все это требует прямого участия пользователя, повышая степень его вовлеченности в процесс разработки маршрута и соответственно степень удовлетворения от информации, взятой с сайта.
Некоторые сайты включают систему гостиничного бронирования в режиме онлайн и имеют интерактивную базу данных по размещению с системой поиска по следующим критериям: местоположение, тип номера, стоимость за ночь, стоимость на человека. База данных предоставляет итоговый список предложений, каждое из которых имеет оценку по степени приближения к условиям, заданным пользователем. Сведения о поставщике услуг выдаются одновременно с формой бронирования. Процесс от изучения базы данных до бронирования размещения должен быть простым и легким. Для того чтобы пройти весь путь от домашней страницы до бронирования в режиме онлайн, например на сайте Совета Цюриха, требуется всего 4 раза щелкнуть мышью.
Свойства Web-сайта. Интернет представляет собой среду, которая требует от пользователя высокого уровня компетенции. Если у Web-сайта недостаточно четкая структура, то возникает опасность, что посетитель растеряется и покинет его, поэтому Web-сайт, как мы уже говорили, должен быть понятным и простым в пользовании. Для этого он должен обладать определенными свойствами. Все удачные САЙТ в той или иной степени обладают такими свойствами:
- ссылка на домашнюю страницу приводится на каждой странице. Это особенно важно для больших сайтов, имеющих много страниц и внутренних связей. Ссылка на домашнюю страницу на каждой странице позволяет пользователю возвращаться к исходной точке, если он хочет получить информацию из другого раздела сайта;
- перечень основных разделов сайта содержится на каждой странице. Это следующий шаг после ссылки на домашнюю страницу, он поможет пользователю сэкономить много времени. Вместо того чтобы каждый раз возвращаться к исходной точке, пользуясь перечнем разделов, пользователь сразу попадает в нужный раздел. Введение такой услуги очень облегчает пользование сайтом;
- наличие инструмента поиска, который экономит время, позволяя пользователю осуществлять поиск по ключевому слову и давая ему возможность сразу убедиться в наличии нужной информации на Web-сайте. Это тем более целесообразно в том случае, когда пользователь ищет специфическую информацию;
- использование нескольких языков. К Web-сайту обращается все больше людей, для которых английский язык не является родным, поэтому очень важно, чтобы страницы сайта можно было читать на трех-четы-рех языках.
В результате изучения большого числа Web-сайтов можно предложить следующие критерии содержания сайтов:
-домашняя страница должна быть насыщена информацией и иметь привлекательный внешний вид. Она должна указывать на содержание сайта и формировать позитивное восприятие туристского центра;
- страницы сайта должны содержаться в порядке, а информация регулярно обновляться;,
- необходимо следить за тем, чтобы структура страниц сайта была простой и понятной, а информация интересной и доступной;
- должны быть созданы условия, дабы пользователь мог убедиться, что на сайте имеется нужная ему информация, и быстро найти ее. Если сайт не содержит всей необходимой информации, он должен иметь ссылки на другие соответствующие сайты;
- сайты должны по возможности быть интерактивными;
- сайты должны иметь доступную систему навигации и поиска информации (например, эффективную систему индексов, прямой выход с каждой страницы сайта на домашнюю страницу, систему поиска, электронную почту, фотогалерею).