Экологическая политика в РФ - Часть 5

Определение эффективности экологической политики с помощью критериальных натуральных показателей позволяет отразить общую позитивную направленность общественного развития. При этом в качестве ограничения может быть использовано требование улучшения (не ухудшения) всех показателей, включенных в систему, то есть оптимизации по Парето.

Экологический эффект (ущерб) следовало бы учитывать и на макроуровне — в валовом общественном продукте и национальном доходе. В настоящее время экологическую составляющую при расчете названных показателей игнорируют как отечественные, так и зарубежные статистики, ссылаясь на методические трудности ее определения. На наш взгляд, эти трудности чрезмерно преувеличиваются. Вопреки расхожему мнению экологический ущерб вполне поддается объективной оценке. Он может быть измерен затратами, которые требуются, чтобы вернуть природную среду (уровень загрязнения воздуха, воды, земной поверхности и т. п.) из состояния на конец периода к состоянию на его начало. Так, во второй половине текущего столетия экологический ущерб России составляет, по самым осторожным подсчетам, не менее десятой части ВНП ежегодно.

Важным элементом долгосрочной экологической политики России должна стать оценка состояния ландшафтов и возможности их восстановления. Хозяйственное освоение территории оставило мало мест, где природа сохранилась в первозданном виде, однако степень разрушения ландшафтов и направленность работ по их сохранению и реконструкции существенно различаются. Экологические программы по этой проблематике целесообразно разрабатывать по следующим основным направлениям:

1. Сохранение естественных ландшафтов. Это направление охватывает регионы с уникальной природой, ценные в культурно-историческом отношении, имеющие большое рекреационное значение или представляющие научный интерес как эталонные комплексы природных зон. Подобная работа ведется путем создания сети заповедников, заказников, заповедных зон. Однако в дальнейшем потребуется увеличить их количество и расширить площади уже существующих заповедников. Особенно важное значение имеет создание новых национальных парков, в частности в районе озера Селигер и на Валдае, на Южном Урале, Алтае и в дельте Волги, вокруг Байкала и в Приморье. В новых социально-экономических условиях ответственность за сохранение естественных ландшафтов, а следовательно, и финансирование затрат ложится в основном на местные органы власти, а при создании национальных парков, требующих значительных затрат, возможно долевое участие регионов.

2. Минимизация антропогенных нагрузок на природную среду с тем, чтобы уменьшить ущерб для ландшафта. Это достигается путем применения современных технологий и специального оборудования, адаптированных к условиям каждой природной зоны, комплексного использования природных ресурсов и т. п. Необходимо также разработать и внедрить дифференцированные шкалы по оценке элементов (компонентов) ландшафта.

3. Трансформация естественной природной среды в культурный ландшафт. Реализация данного направления имеет большое значение для районов интенсивного хозяйственного освоения. Пока этот процесс у нас никем не управляется, носит стихийный характер. Отсюда множество полуразоренных территорий, необустроенных жилых поселков и т. п. Оптимизация процесса хозяйственного освоения новых территорий требует обязательного участия в подготовке проектировок и обоснований специалистов по экологии, ландшафтоведению, почвоведению, геоморфологии, агрономии, архитектуре. Создание культурных ландшафтов должно стать отдельным разделом любых проектных обоснований. Целесообразно окультурить и ландшафты действующих сельскохозяйственных и лесных угодий, парков и населенных пунктов. Примером здесь может служить опыт немецких специалистов, которые занимаются «обустройством ландшафта», то есть организацией территории и преобразованием природы с тем, чтобы повысить продуктивность сельского хозяйства.

4. Реконструкция и восстановление естественных ландшафтов касается районов крупных индустриальных центров, наиболее пострадавших в результате горно-промышленных разработок, строительства временных поселков, дорог, крупных предприятий химической промышленности, черной и цветной металлургии и т. п. Хотя естественные ландшафты таких регионов разрушены, существование горно-промышленных пустынь отнюдь не неизбежно. Об этом говорят работы по рекультивации, проводящиеся во многих странах, их опытом хорошо бы воспользоваться. Здесь речь может идти о создании искусственных культурных ландшафтов с элементами естественных, характерных ранее для района. Такая работа должна проводиться совместными усилиями природопользователей и местных Советов.

Важнейшим моментом в разработке долговременной экологической политики является определение этапов ее реализации в тесной взаимосвязи с социально-экономическим развитием. Признание неразрывной связи между развитием и защитой природной среды послужило лейтмотивом Декларации Рио и других документов Всемирного экологического конгресса в Бразилии.

Исходя из прогноза развития экономики и общества, расширения и укрепления связей России можно выделить три временных этапа экологической политики. На первом этапе, пока продолжается падение производства и ощущается дефицит жизненно необходимого, экологическая политика в основном будет строиться по принципу «не навреди». Нам важно хотя бы замедлить процесс дальнейшего разрушения природы, а в кризисных регионах его приостановить.

Главным содержанием второго этапа будет осуществление экономически выгодных природоохранных и природовосстановительных проектов на средства как отечественных, так и зарубежных предпринимателей. Одно из важнейших направлений, открывающих поистине безграничные возможности, - применение новых технологий. Современное оборудование позволяет улавливать и сепарировать газообразные, пылевидные и жидкие промышленные выбросы, извлекать и утилизировать тысячи тонн ценнейшего вторичного сырья (например, специализирующаяся на экономически выгодном экологическом бизнесе германская фирма «Хелотер» создала и успешно эксплуатирует в Кузбассе установки по производству из угольной пыли коксующихся брикетов). Многочисленные отвалы и «хвосты», захламляющие обширные территории, таят в себе запасы полиметаллических руд, декоративных камней, редкоземельных элементов. Выгоды от их извлечения при рациональном подходе к делу намного перекроют затраты на рекультивацию и возвращение в хозяйственный оборот земель, занятых ныне промышленными отходами. Это относится и к терриконам, уродующим ландшафты угледобывающих регионов. Их утилизация наряду с экологическим эффектом позволит получить стеновые материалы для малоэтажного строительства. Излишне говорить, сколь благотворна подобная деятельность - особенно для экологически кризисных регионов (20, с. 22).

Третий этап долгосрочной экологической политики охватывает период послекризисного восстановления и устойчивого экономического роста. На этом этапе экологические требования и задачи будут играть все большую роль, а в перспективе, в начале следующего столетия, сделаются во многом определяющими социально-экономическое развитие (подобно тому, как это имеет место в передовых странах Европы, в Северной Америке и Японии). Главным содержанием третьего этапа станет восстановление природной среды — экологическая реконструкция.

Появится возможность осуществлять крупные природоохранные проекты, влекущие за собой большие затраты. Впечатляющими примерами экологической реконструкции может служить очистка доведенных до полумертвого состояния Великих озер в Америке, Рейна в Европе, атмосферы Нью-Йорка, Лондона и Токио.

На всех этапах развития ведущую роль в разработке и реализации экологической политики призвано играть государство. Помимо финансирования крупнейших экологических программ оно обеспечивает правовой контроль и экономические стимулы в сфере природоохранной деятельности. Наилучшая экологическая стратегия обречена на неудачу, если не разработан действенный правовой механизм защиты среды обитания.

Начало формирования такого механизма положено законом «Об охране окружающей природной среды», принятым Верховным Советом Российской федерации в конце 1991 года. По широте охвата проблематики, подробности и обстоятельности этот закон может быть без преувеличения приравнен к кодексу (12, с. 94).

Однако, подобно другим отечественным законам, он страдает серьезным недостатком — отрывом от суровой нашей действительности: многие его требования, вполне резонные в экологическом отношении, в современных условиях невыполнимы. Это своеобразная заявка на будущее, когда появится достаточно сил и средств для их осуществления. Сказанное признает и один из основных авторов закона, профессор Владислав Петров. По его оценке, при строгом соблюдении закона пришлось бы закрыть сразу 80 процентов предприятий страны. Такого, разумеется, не сделают, ибо в духе стародавней нашей традиции чрезмерная суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения.

Но нельзя допустить, чтобы закон об охране окружающей среды остался декларацией о намерениях. Исправить дело можно подзаконными актами, в которых стоило бы указать, когда вводятся в действие те или иные статьи закона, предусмотреть временные коррективы отдельных его требований с тем, чтобы сделать их реалистичными. Соотнесенное с социально-экономической деятельностью законодательство будет способствовать решению задач экологической политики — последовательных этапов долгосрочного развития.

В соответствие с экологическим законодательством необходимо привести и уголовный, и гражданский кодексы. Правоохранительным органам предстоит ужесточить борьбу с антиэкологическим беспределом. Также, на наш взгляд, целесообразно расширить перечень санкций, применяемых к конкретным виновникам экологического ущерба. В системе уголовных наказаний за экологические преступления стоило бы предусмотреть альтернативные заключению крупные денежные штрафы, направляемые на природоохранные цели. Если виновники не могут выплатить штраф сразу (ввиду его большой величины), следует открывать исполнительный лист, аналогичный алиментному.

Государство обязано контролировать деятельность совместных предприятий и транснациональных корпораций с тем, чтобы не допустить в применяемых ими технологиях «двойных стандартов» для нас и для цивилизованных стран. В компетенции государства — определить общие нормы, стандарты и правила экологической безопасности. Нужна также единая система экоинформации, мониторинга, автоматизированных кадастров природных ресурсов, которая позволит оперативно оценивать ситуацию и состояние среды обитания в различных регионах страны.

Из всех проблем современного развития экологические носят наиболее глобальный характер. Территориальная разобщенность не помогает их решению. Поэтому для стран СНГ задача сохранения единого экологического пространства не менее актуальна, чем экономического. Несомненным успехом являются экологическое соглашение, заключенное между странами СНГ, создание международного экологического центра и договоренность об образовании совместного экологического фонда. Но успехи нужно развивать. Следовало бы поднять статус указанного соглашения до уровня полномасштабного межгосударственного договора, не ограничиваться рамками СНГ.

Россия нуждается в активной внешней политике в сфере экологии. Одна из особенностей сложившейся у нас ситуации — жесткая зависимость от внешней экономической помощи. Без нее невозможно обеспечить продовольствием примерно четвертую часть населения, осуществить демилитаризацию и рациональную конверсию, техническую реконструкцию народного хозяйства и, уж подавно, решить экологические проблемы. По оценке министра экологии и природных ресурсов России В. Данилова-Данильяна, необратимые изменения природной среды и генофонда наступят раньше, чем у страны появятся для предотвращения этого собственные средства.

Излишне доказывать, что экологическая автаркия в нынешних ' условиях еще абсурднее экономической. А между тем с нею пока не покончено. Так, ни к программе технической помощи Европейского Сообщества СССР, ни к программе помощи России на 1992 год нами не было предложено ни одного экологически ориентированного проекта. Подобное пренебрежение экологической проблематикой на международной арене поразительно. Оно не только ущербно для нашей страны, но и противоречит интересам ЕС, ибо неблагоприятная экологическая ситуация в России представляет угрозу и для европейских стран. В частности, в Скандинавии неоднократно отмечалось трансграничное загрязнение воздушного и водного бассейнов, связанное с кризисным состоянием природной среды на обширной территории восточного соседа. Особую тревогу высказывают Финляндия и Норвегия, вблизи которых эксплуатируются АЭС с реакторами чернобыльского типа.

Защита природной среды - естественное поприще заинтересованного сотрудничества всех стран, свободного от конфронтации, соперничества и взаимных подозрений. В конечном счете экологическая политика России должна быть интегрирована в систему коллективной экологической безопасности мира.

Необходимость коллективной ответственности за состояние экосистемы нашей планеты вытекает не только из общих идей сотрудничества народов, но и из самой природы экологических процессов. Парниковый эффект, разрушение озонового слоя, радиационное излучение, отравление атмосферы сернистыми соединениями, а воды и почвы тяжелыми металлами и многие другие опасности, угрожающие существованию человека, не признают государственных границ. Для того, чтобы им противодействовать, нужны согласованные совместные усилия всего мирового содружества.

Современная экологическая политика России должна осуществляться общегосударственными и территориальными органами власти и базироваться на тщательно разработанном экологическом законодательстве. Правительством РФ еще в 1993 г. введен в действие документ, в соответствии с которым с предприятий и организаций должна взиматься плата за выброс в атмосферу, гидросферу и биосферу загрязняющих веществ, а также за такие виды вредного воздействия, как шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия.

Однако настоящего экологического законодательства и, главное, механизмов его реализации в стране пока не существует. Его создание, в частности, упирается в отсутствие надежных методик нормативов денежной оценки природных богатств и платежей за них.

Не следует забывать однако, что даже при наличии хорошего экологического законодательства экологическая ситуация в Новой России может быть стабилизирована и улучшена только путем изменения ориентации социально-экономического развития страны, формирования новых ценностных и нравственных установок, пересмотра прежних целей, приоритетов и мотивов экономической деятельности.

Заключение

 И в заключении еще раз отметим, что меняющаяся социально-политическая обстановка требует глубокой корректировки экологической политики России.

Опыт последних лет убедительно показывает несостоятельность изолированного, несистемного решения экологических проблем. Между тем подобные попытки предпринимаются республиканскими, региональными и местными экологическими движениями и организациями, представителями общественности, «зелеными» партиями из самых благородных побуждений. Естественно, что в большинстве случаев они не приводят к желаемым результатам, так как не согласуются с имеющимися ресурсами и другими конкурирующими социальными целями. Такая экологическая борьба, как правило, лишь усиливает напряженность в обществе, вызывает проявления экстремизма.

Действенная экологическая стратегия призвана согласовать местные, региональные и глобальные, экономические, экологические и социокультурные цели развития общества. Пренебрежение хотя бы одной из них ведет к неполноценности принимаемых решений. Следовательно, рассматриваемая под этим углом зрения экологическая политика представляет собой многоуровневую достаточно сложную систему. Уровням целей экологической политики должны соответствовать по масштабу органы управления и контроля, содержание и особенности решаемых задач.

Первостепенной и сложной проблемой экологической политики России в рыночных условиях является создание экономического механизма ее осуществления.

Начало формирования такого механизма положено законом «Об охране окружающей природной среды», принятым Верховным Советом Российской федерации в конце 1991 года. По широте охвата проблематики, подробности и обстоятельности этот закон может быть без преувеличения приравнен к кодексу.

Тем не менее данный закон имеет огромное количество недоработок. Исправить дело можно подзаконными актами, в которых стоило бы указать, когда вводятся в действие те или иные статьи закона, предусмотреть временные коррективы отдельных его требований с тем, чтобы сделать их реалистичными. Соотнесенное с социально-экономической деятельностью законодательство будет способствовать решению задач экологической политики — последовательных этапов долгосрочного развития.

Современная экологическая политика России должна осуществляться общегосударственными и территориальными органами власти и базироваться на тщательно разработанном экологическом законодательстве. Однако настоящего экологического законодательства и, главное, механизмов его реализации в стране пока еще не существует. Его создание, в частности, упирается в отсутствие надежных методик нормативов денежной оценки природных богатств и платежей за них.

Список использованной литературы

 1. Быков А. Россия – СНГ – мировой рынок // Экономика и жизнь. – 1995- - №3. – С.5.

2. Горшков С.П. Экзодинамические процессы освоенных территорий. – М.: Недра, 1982.

3. Гладкий Ю.Н., В.А.Доброскок, С.П.Семенов Экономическая география России. – М.: Гардарики, 1999.

4. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

5. Григорьев А.А. Города и окружающая Среда. Космические исследования. – М.: Мысль, 1982.

6. Зубаков В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экореволюции? // Философия и общество. – 1999. - №1. - С.72-921

7. Кормилицын В.И., М.С. Цицкишвили, Ю.И. Яламов Основы экологии. - Москва, 1997.

8. Крылова И.А. Дестабилизация социально-экологической обстановки в России // Философия и общество. – 1999. - №1. - С.92-116.

9. Лемешев М.Я. Природа и мы. – М.,1989.

10. Материалы национального форума Экология и экономика России. М.: Эко-пресс, 1995.

11. Медведев Ж. Почему мы рано умираем? // Поиск. – 1996. - №36-38.- С. 6-9.

12. Можин В., Белкин В., Стороженко В. Об экологической политике в России // Свободная мысль. – 1993. - №4. – С. 88 – 97.

13. Нестеров П.М., Нестеров А.П. Экономика природопользования и рынок. - М.: Логос, 1997.

14. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек. – М.: 1986.

15. Новиков Р.А. О механизме регулирования окружающей среды от загрязнения. – М.: Эко-пресс, 1991.

16. Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975.

17. Панфилов А.А. , И.А.Сосунова Государственная экологическая политика: узловые проблемы формирования // Социально-политический журнал. – 1997. - №6. – С. 28 – 38.

18. Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1986.

19. Россия 2001: стратегия развития // зеленый мир. – 2000. - №15-16. 0 С.3.

20. Семенов В.А. Государственная экологическая политика // Экология. – 2000. - №1. – С. 11 – 32.

21. Суетин Д. Рынок заставляет объединяться // Экономика и жизнь. – 1997. - №39. – С.7.

22. Федореченко В. Топливно-энергетический комплекс в российской народно-хозяйственной системе // Российский экономический журнал. – 1997. - №8. – С.34-51.

23. Фейдельман Н.Г. Концепция становления государственной системы экологической безопасности // Вестник МГУ. Серия 6. Экономика.- 1997. - №2. – С.51-58.

24. Шувалов А., Шапеткина Е. Качество российской земли // Известия. – 1994. – 15 июня. – С.3.

25. Яблоков А. Хотят ли русские войны с природой? // Комсомольская правда. – 1993. - 5июля. – С.5-7.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Курсовая работа по политологии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(86.9 KiB, 55 downloads)

Страниц: 1 2 3 4 5
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!