Эгейская художественная культура
В III—11 тыс. до н. э. на окраине древневосточной цивилизации, на стыке трех материков — Азии, Африки и Европы зарождается эгейская культура. Ее очаг — море с его островами и полуостровами.
Эгейская культура была открыта лишь в начале XX в. английским археологом А. Эвансом на острове Крит. Ученый первым предположил, что существует генетическая связь культуры Древнего Востока с эгейской культурой.
До нас дошло немного памятников критской культуры, главным образом, дворцы знати, которые соперничали между собой богатством и роскошью.
Архитектура. Раскопки, сделанные в главном городе Крита — Кноссе, показали, что представители эгейской культуры обладали достаточным мастерством в освоении и организации пространства.
Построенные дворцы — свидетельства довольно развитой архитектурной культуры. Но можно ли назвать эту культуру художественной в точном смысле этого слова? Вероятно, еще нет. Художественная культура — это сознательно созданная человеком система духовных и материальных ценностей, отвечающая определенным критериям, причем, в этой культурной системе человек осознает себя творческой личностью, способной культивировать индивидуальные творческие задатки. Но лишена ли эта культура художественных черт — выразительности, уникальности, неповторимости? Несомненно, да.
Эгейская художественная культура — это особое ее состояние. Человек в это время органично чувствовал себя в Универсуме, в природе. Благодаря «непосредственному созерцанию», он, по определению А.Ф. Лосева (см. 2), интуитивно угадывал фундаментальные основы Универсума — гармонию, целостность, ритм — эстетические по своей сути. Человек неосознанно проявлял эти фундаментальные основы в своем образе жизни, мирочувствовании в жизнедеятельности. А сама деятельность носила синкретический характер; она отличалась органическим единством, нерасчеленен-ностью и не проявлялась в профессиональном плане. Это позволяло деятельности древних греков и ее результатам проявляться как эстетико-художественным ценностям, а последующим поколениям относить эти результаты к художественной культуре, искусству, хотя сами древние греки создавали необходимые условия для жизни и выживания, организовывали свой повседневный быт.
Так, Кносский дворец мы воспринимаем как произведение искусства, для них же этот дворец был явлением повседневного быта. Он органично вписан в ландшафт. Древние зодчие точно учитывали природные условия — форму ландшафта, течение вод и движение воздушных потоков, они удивительным образом выбирали наиболее благоприятные места для построек, материал, форму сооружений.
Дворец расположен на невысоком холме. Центр комплекса — прямоугольный двор, а вокруг него свободно группируются различные помещения. Стены парадных залов расписаны фресками, создающими праздничное настроение продуманной гаммой красок, сюжетами праздников, торжественных обрядов, сценами из обыденной жизни. Примечательно, что таинство поклонения богам проходило на природе, в священных рощах и пещерах.
В XV—XVI вв. до н. э. центр эгейской цивилизации перемещается на юг Балканского полуострова, в Микены и Тиринф. Греки-ахейцы строят свои города-крепости на высоких холмах. Такой город получает название «акрополь» — верхний город. Там и располагается царская резиденция. Город укрепляется мощными стенами и выполняет роль крепости.
Известный по раскопкам Микенский дворец более упорядочен в планировке, чем свободно-хаотичный Кносский дворец, который возможно был прообразом легендарного лабиринта с быком Минотавром греческой мифологии. Микенский дворец — прообраз и греческого храма и греческого жилища. В центре его располагается очаг — символ человеческого уюта. Вокруг очага четыре колонны, которые поддерживают навес с отверстием для дыма. Зал служил для торжественных собраний и пиров.
На фресках двора изображены сцены охоты и битв, что выдает воинственный дух ахейцев. Композиция фресок статична, в них четко выражено стремление к симметрии.
На примере крито-микенской культуры можно увидеть, как человек осваивает мир, делает первые самостоятельные шаги по наведению порядка, вносит свое понимание в устройство мира. На этом этапе он еще очень тесно связан с природой.
Дальше наступают «темные времена», о которых до нас не дошло достоверной информации. Мы можем судить об этом времени по поэмам Гомера «Илиада» и «Одиссея», написанных много веков спустя.
Следующий период — «Гомеровская Греция». О мере и уровне «художественности» этого периода можно судить по предметам гончарного ремесла. Оно близко микенской керамике. Глиняные сосуды первоначально украшались геометрическим узором из горизонтальных полос коричневого лака. Узор этот, по-видимому, символизирует какие-то элементы мирочувствования древних греков. Затем, сменяя друг друга, на сосудах появляются фигуры зверей и птиц и, наконец, изображения человеческих фигур. Изображения носят весьма условный характер: голова и ноги в профиль, верхняя часть торса в фас (что напоминает египетское искусство). Такая эволюция дает основание проследить пробуждение интереса к человеку. Сами сосуды имеют разнообразную форму в зависимости от их функции: амфоры для хранения вина и масла, кратеры для смешивания вина с водой, пискиды с крышками в виде фигурок животных и птиц для благовоний, энохии для разлива вина во время трапез.
Человек устраивает свой быт, создает определенный комфорт, проявляет заботу о себе и одновременно, еще не осознавая этого, «творит» произведения искусства.
О нарастающем интересе человека к самому себе свидетельствуют статуи из дерева или камня — их называют ксоанами. Это изображения богов, но греки наделяют их человеческими чертами.
Греки были язычниками, поклонялись многим богам, главный бог — Зевс. Наиболее почитаемыми признавались 12 олимпийских (по месту их обитания — на горе Олимп) богов. Само число двенадцать не случайно. Оно выражает представление древних греков об идеальной структуре космоса. В представлениях греков боги покровительствуют жизнедеятельности человека: Гера оберегает семейную жизнь и строго наказывает за супружескую неверность, Дионис — бог земледелия и виноделия, Гермес — покровитель пастухов, а позже торговли и гонцов, Артемида помогает охоте, Гефест — бог подземного огня и кузнечного мастерства, но то, что создает Гефест, уничтожает беспощадный Арес — бог несправедливой войны и брани. Афина же покровительствует справедливой войне, городской жизни, мирному труду, благодаря ей греки научились приручению диких животных, культуре земледелия, кораблестроению. Аполлон — предводитель муз. Профессионального деления внутри художественной деятельности в то время еще не существовало, ценилось единство, содружество, ансамбль муз. Не случайно в Греции была поговорка: «музы ходят хороводом».
Позже в мифах появляется герой. Это уже не совсем бог: он, как правило, рожден земной женщиной. Герой благороден, его ценят за социально значимые поступки и действия, в герое воплощены воинские доблести. Он занимает высокое общественное положение, его почитают. Одним из любимых героев в Греции был Геракл.
Но связь между богами и людьми была необходима, ее осуществляли оракулы, которые для получения прорицаний (и это примечательно) обращались к природе: прислушивались к шепоту листьев чудодейственного дуба, к журчанию воды протекавшего источника, присматривались к полету птиц или поведению животных.
На этом этапе культуры человеческое, культурное и природное начала находились в состоянии подвижного равновесия, гармонии. А это создавало благоприятную атмосферу для формирования художественного творчества, тогда как появление отдельных видов искусств только еще намечалось.
В VIII в. до н. э. появляется алфавитное финикийское письмо. Оно обусловило рождение литературы и, прежде всего, эпоса. Эпос представлен творчеством легендарного поэта, слепого странствующего аэда — Гомера. Ему приписывают «Илиаду» и «Одиссею». В эпосе герои — не только боги, но и люди — воины-завоеватели и мореплаватели: Ахилл, Диомед, Одиссей и другие. Они пользуются всеобщим уважением и становятся примером для подражания.
Сюжеты поэм Гомера обращены к отдаленному прошлому. Источником их являются мифы, но Гомер придает им характер исторической картины. В «Илиаде» — это события Троянской войны, один из ее эпизодов, а «Одиссея» — повесть о возвращении одного из героев Троянской войны на родину. Гомер обращается к прошлому, но сквозь него уже проглядывает современное ему общество. Поэт был современником первых полисов в Эгейском регионе, он знал о колонизации земель и распространении новой культуры, он видел, как миф преображается в ритуальные праздники, полисные и межполисные игры, которые имеют эстетическое значение. Наиболее прославленное место межполисных состязаний — Олимпия, местность в Элиде. Эти состязания положили начало Олимпийским играм. С VIII в. до н. э. (776 г.) они проходили каждые четыре года и продолжались несколько дней. Во время игр объявлялось священное перемирие. На этих играх утверждался культ красоты тела, здесь ценилось не происхождение, а сила, ловкость и красота. Героям игр ставились памятники.
Эти изменения в жизни и культуре исподволь готовили сознание древних греков к новому представлению о достоинстве человека.
Реальная картина жизни полиса конца VIII — начала VII вв. до н. э. представлена в повествовании еще одного эпического поэта — Гесиода. Его интересуют не военные подвиги аристократов, а земледельческий труд. В поэме «Труды и дни» автор рассказывает о семейном конфликте из-за земли, повествует о честном и благородном труде земледельца.
Гесиод дает свое представление об истории человечества. Его тревожит будущее, поэт убежден, что люди, удаляясь от природы, от естественной жизни, многое теряют. Побеждает железо: сначала на поле боя, а потом и в нравственном мире человек. Железо — жажда славы и крови, ржавчина и дребезжание в человеческих отношениях. Появляется непочтительность к старшим, себялюбие и жестокость. Уже за плечами рода человеческого «золотой век», где труд был в радость; «серебряный век», где утрачиваются благочестие и достоинство; век «меди» — время воинственности и жестокости, а впереди — век «железа»,— сокрушается Гесиод,— «не будет им передышки ни ночью, ни днем от труда и от горя».
В этих размышлениях уже слышны тревожные нотки сожаления о нарушении привычного уклада, о смене ценностей, о нарушении гармонии между природой и человеком. Гесиод строит неутешительные прогнозы на -будущее. Но он не замечает, что железные доспехи из-за их дешевизны доступны рядовым гражданам, а не только аристократии — героям медного века, он не хочет и не может понять, что когда аристократия лишается своих преимуществ в военной и экономической сфере, рождается основа для равенства. Происходит переход от древневосточных к европейским ценностям.
Действительно, в VIII—VI вв. до н. э. проходило «осевое время», по К. Ясперсу (см. 3), когда культура должна была ответить на вызов биосферы и сделать выбор в своем дальнейшем развитии. Не все народы сумели достойно пройти этот рубеж. Многие этого не сумели и остались «неисторическими».
В «железный век» происходят климатические изменения, надвигается похолодание, культура вообще проходит суровое испытание, но греческая культура достойно выдерживает его.
В Элладе — так на греческом языке звучит Греция — складывается особая социоестественная ситуация и античная культура обретает особую судьбу. Собственно именно в этой ситуации и начинает формироваться античная культура. Название «античность» в этом случае условно, в переводе оно означает «древность», хотя мы знаем, что этой культуре предшествовала еще более древняя — эгейская. Тем не менее термин закрепился в европейской культуре.
Похолодание на территории Греции проходит мягче, чем в других регионах цивилизации: горный рельеф спасал от холодных ветров, но изменение климата инициирует перестройку сельского хозяйства по интенсивной схеме. Широко используются железные орудия, они помогают расширять участки под посевы новых культур — винограда и оливы. Активно вырубались леса. Лучшие сорта шли на постройку домов и кораблей. Море, которое тоже смягчает климат, у побережья имеет небольшую глубину. Большую часть года оно спокойно. Это благоприятствует развитию торговли, установлению связей с соседними странами. Греки осваивают острова, распространяют свою культуру, не навязывая ее другим народам, а налаживая связи и контакты. Возникают объективные условия для установления режима рабовладельческой демократии. Отношения между людьми регулируются не принуждением, а на основе законов. В VII—VI вв. до н. э. проводятся ряд реформ; которые ликвидируют родовые пережитки. Формируется «средний класс». Появляется возможность для появления экономически, политически и духовно свободных людей. Греки открывают «политейн» — политическое, социальное в себе самих. Они чувствуют себя частью природы, но особенной ее частью. Социальность культивируется в античной культуре. Начинает осознаваться ценность личности, а вместе с ней и необходимость новых ценностей — европейских. Первоначально они осознаются лишь мудрецами. Необходимо, чтобы в системе новых ценностей прожило более десяти поколений, прежде чем они станут достоянием общества в целом. Но первые, важные шаги в этом направлении были сделаны греками.
Итак, древний грек привыкает ценить в себе человеческое, культурное. В трагедии «Антигона» Софокл гордо заявляет о том, что «много на свете есть дивного, но нет ничего удивительней человека». Он бороздит на своих судах море, продолжает далее Софокл, обрабатывает землю, приручает птиц и животных, «с помощью искусств он делается властелином зверья, свободно блуждающего по холмам», с помощью искусств человек может победить болезни, он многое может, утверждает знаменитый греческий трагик.
Грек не посягает пока на космический порядок, предпочитая прислушиваться к музыке космических сфер, к ритму природы; он верит в одухотворенность природы, в силу ее красоты. Он преклоняется перед природой и учится творить красоту, подражая ей. Не случайно творчество трактуется как «мимесис» — подражание, прежде всего природе. Демокрит убежден: «От животных мы путем подражания научились важнейшим делам: у паука в портняжном и ткацком ремеслах, [ученики] ласточек в построении жилищ и [ученики] птиц, лебедей и соловья в пении» (4, 86).
Одновременно грек создает город, где устанавливает свой порядок, свое равновесие и гармонию, в чем-то и отличные от вселенской гармонии и равновесия. В городе складывается продуманная и ясная система архитектурных форм — ордер (от лат. «ордо» — порядок, строй), которая потом становится основой не только греческой, но и новоевропейской архитектуры. Ордер в архитектуре — это определенная система соотношений несомых и несущих частей сооружения, их равновесность и гармония. Первые ордера — дорический и ионический. Их названия по местам их возникновения наполняются человеческим смыслом. Дорический — воплощение мужественности и героизма. Ионический ордер олицетворяет женственность, изящество и мягкость. Позднее появляется коринфский ордер, близкий к ионическому. Ордер — общая система правил, разработанная человеком, но эти правила не исключали творческого поиска зодчего. В VII в. до н. э. завершается формирование основных типов храмов: простиль, амфипростиль и периптер.
Такой же порядок как в архитектуре, греки находят и в музыке, которой отводят важное место в организации своей жизни. Звук для грека существует как физическое трехмерно-стереометрическое явление. Каждый звук — тон. Высокие звуки — светлые, легкие, подвижные; низкие — темные, тяжелые. Звуковой тон имеет определенную структуру и эта структура подобна структуре космоса. Космос, по убеждению греков, настроен на дорийский лад, он издает звуки величественной, крепкой, неувядающей музыки. Дорийский лад в музыке безупречен. К нему тяготеют другие лады. Подражая музыке космоса, греки создают человеческую музыку дорийского лада. Чистый ионизм в музыке — это мягкость. Этот лад расслабляет волю, ведет к наслаждению. Лад в музыке, как ордер в архитектуре, может настроить человека, вызвать в нем то или иное состояние души.
В античной скульптуре периода архаики также растет интерес к человеку. В VII в. до н. э.— еще распространены антропоморфные статуи богов. Примечательна статуя из камня Геры с острова Самое:
ваятель как бы помогает ей освободиться от стихий природы, выйти из камня. А персонажи статуй VII—VI вв. до н. э. уже не только боги, но и юноши — куросы и девушки — коры, участники религиозных процессий. Еще большим шагом к свободе и раскрепощенности были групповые скульптурные сцены на фронтонах храма Афины Афайи на острове Эгина. А статуя возницы из Дельф уже полностью порывает с архаической скованностью, его движения естественны и благородны.
Развитие лирической поэзии (со своей стороны) свидетельствует о внимании к человеку, миру его чувств и переживаний. Она выросла из трудовых, застольных и свадебных песен. До нас дошли лишь фрагменты, но и они позволяют судить о том, что, например, Архилоху известна широкая палитра переживаний влюбленного, когда он пишет стихотворение, посвященное своей невесте, или чувство страха и стыда, которые испытывает воин в момент поражения и бегства. В поэмах Гомера этого не было. Великая греческая поэтесса Сапфо воспевает в стихах красоту и любовь, а поэт Анакреон делает темой своего творчества радость жизни, любовь и вино. И греки способны это оценить, они ставят ему памятник на афинском акрополе.
Литература этого периода также отмечена стремлением отразить слабости и пороки человека. Рождается особый прозаический жанр — басня. «Отец басни» Эзоп мудро и беспощадно обличает темные стороны человеческой души: «Некто, изготовив деревянную статую Гермеса, вынес ее на агору и стал продавать. Так как покупателей не находилось, он, желая их привлечь, принялся кричать, что продает бога — благодетельного и приносящего выгоду. Тогда кто-то из рядом стоявших сказал ему: "Почтенный, зачем же ты продаешь его, когда сам нуждаешься в его благодеяниях?" На это он отвечал: "Мне-то выгода нужна немедленно, а он обычно не скоро ее приносит"» (6, 128). Творчество Эзопа пользовалось огромной популярностью у греков. Его слава дошла до новоевропейской культуры, его басни переводили и перерабатывали во Франции — Лафонтен, в России — И. Крылов.
В античной культуре появляется желание выразить свое понимание мира. Разрабатываются эстетические категории, которые выражают важные оценки и аспекты мироощущения греков: гармония, мера, ритм, симметрия, целостность, прекрасное. Для греков — это универсальные принципы бытия, это и сущность и способ существования и проявления макрокосмоса и микрокосмоса. Например, Эмпедокл настаивает: «Из стихий все гармонично сплочено, слажено и посредством их [люди] мыслят, наслаждаются, страдают» (7,86); Пифагор утверждает, что мера — это определенное число, которое выражает структуру прекрасного, эта мера подражает общему закону пропорциональных отношений космоса. Кстати, само слово «космос» этимологически родственно слову «косметика», то есть украшение, красота. Архилох — лирик второй половины VII в. до н. э. наставляет:
Победишь — своей победы напоказ не выставляй, Победят — не огорчайся, запершись в дому, не плачь, В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй, Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.
Мирочувствование древних греков все пронизано эстетичностью, особенной художественностью. Еще нет искусства в нашем понимании, искусства как профессиональной художественной деятельности. Сами греки употребляют слово «тэхне», что означает ремесло, мастерство прекрасного. И тем не менее вся жизнь, быт, повседневность античного человека проходила в эстетико-художе-ственной атмосфере. Поэтому можно сказать, что художественная культура была системообразующей в античной цивилизации этого периода.