Э. Фромм о человеке в ХХ веке

Содержание
1.Человек и европейская цивилизация в оценке Э.Фромма: общая оценка концепции
2.Личность человека в эпоху социальных катастроф по Э.Фромму.
Список использованной литературы

Введение

Наша техническая цивилизация создала такие средства насилия, что трудно представить себе ту цель, ради осуществления которой иные из них вообще могут быть применены. Однако равновесие страха едва удерживает от коллективного самоубийства; в конфликтах и войнах «местного» значения гибнут сотни тысяч людей. Журналисты ежедневно обрушивают на нас поток информации о самых разнообразных формах насилия, царящего на улицах городов, в том числе и в самых благополучных странах.
Самые совершенные религиозные и моральные учения не изменили природы человека. Многим индивидам насилие над другими доставляет наслаждение; мы именуем их садистами, "ненормальными", но достаточно посмотреть вокруг, и обнаруживается, что такого рода склонности имеются в чуть менее выраженной форме у слишком многих; более того, если мы достаточно самокритичны, то находим агрессивные желания и фантазии и у самих себя. Наконец, социологи и психологи говорят нам, что в обществах с низким уровнем насильственных смертей возрастает число самоубийств, словно перед нами та же сила, только направленная не на другого, а на самого себя, но несущая тот же смертельный исход. Не только дешевые поделки современного кино, великие произведения прошлого говорят нам о разрушительных страстях человеческих. Причины насилия, природа человека и человеческой агрессивности - вот те вопросы, над которыми часто задумывается Эрих Фромм.
В данном реферате мы рассмотрим те особенности философской концепции Э.Фромма, которые касаются места современного человека в этом мире, его основные проблемы, а также  пути их решения.

1. Человек и европейская цивилизация в оценке Э.Фромма: общая оценка концепции

Эрих Фромм (1900 - 1980) является крупным представителем неофрейдизма, указавшим на неспособность ортодоксального психоанализа решить проблему взаимодействия личности и общества.
С первых шагов своей теоретической деятельности Фромм стремится выяснить, какую роль играют психологические факторы в социальном процессе. Он делает попытку интерпретировать динамику всей человеческой истории с социально-психологической точки зрения, раскрыть психологический механизм общественного развития.
Человек, согласно Фромму - существо, которое не имеет своей ниши. Однако это не признак, это - противоречие его бытия. Все, что есть в человеке, как бы отрицает самое себя. Человек принадлежит природе и в то же время отторгнут от нее. Он наделен инстинктами, но они не выполняют в нем роль безотказных стимуляторов поведения. Человек властвует над природой и в то же время оказывается ее дезертиром. Он обладает фиксированными признаками, но они двусмысленны, ускользают от окончательных определений. Человек имеет трагическое представление о способах своего существования.
Человек, по мнению автора, плохо адаптируется к наличным социальным условиям, потому что он наделен страстями, вожделениями, побуждениями. И может быть, именно в том, что он неуправляем, стихиен, "плох" по самой своей природе, и есть его спасение. Предположим, человек смог бы приспособиться к тому, чтобы жить в обществе, где господствует государственная собственность. Хорошо это или плохо? Человеческий род превратился бы в сообщество рабов. К счастью, человеческая субъективность не терпит нивелировки, покорности, бесконфликтного счастья. Этот "изъян" позволил человеческой истории продлить себя, окончательно отвергнув тоталитарный режим.
В ряде работ Фромм рассматривал характерологические изменения, происходившие на протяжении последних двух веков в рамках западно-европейской цивилизации. Взгляды Фромма на будущее этого общества были пессимистическими. В 50-е гг. он писал: "В развитии как капитализма,- так и коммунизма, насколько мы можем предвидеть их на ближайшие 50 - 100 лет, будет продолжаться процесс отчуждения. Обе системы движутся к управляемому обществу, с хорошо накормленными и одетыми, удовлетворившими свои влечения людьми... Люди во все возрастающей степени будут делаться автоматами, делающими машины: разумность первых уменьшается вместе с ростом интеллекта вторых". Критике "кибернетического" общества посвящены сотни страниц сочинений философа.
Если в XIX веке проблема состояла в том, что "Бог умер", то в XX веке вопрос стоит о "смерти человека"; в прошлом для людей существовала опасность стать рабами, в будущем им грозит превращение в роботов. Сделавшись Големом, человек начинает крушить природу и других людей, он не может сохранить психического здоровья, став шизоидным роботоподобным существом. Тем не менее, Фромм надеялся на изменения к лучшему. Выход он видел не в луддизме, не в уничтожении технологии массового производства, а в децентрализации, уменьшение власти государства и крупных корпораций, в демократии на производстве, передаче власти на уровень самоорганизующихся общин, муниципалитетов, районов. Иначе говоря, он был сторонником демократического социализма, за что ему равно доставалось и от коммунистической пропаганды, и от неоконсерваторов. Так как Фромм был противником насилия, считал бессмысленными всякого рода "революционные" обобществления, то в 60 - 70-е гг. его подвергли язвительной критике и "новые левые". В общем, для одних он всегда оставался "красным", а для других всегда был каким-то "розовым" либералом и утопистом, "абстрактным гуманистом" (политическая конъюнктура меняется, и сегодня Фромма готовы провозгласить "своим" не только "зеленые", которым он был действительно близок по духу, но и марксисты, в одночасье сделавшиеся и "демократическими социалистами", и (страшно сказать) "абстрактными гуманистами", - лучше поздно, чем никогда...).
По Фромму, жизнь сама по себе есть благо; инстинкты разумны. В человеческой природе самой по себе нет зла, но существует постоянная его возможность. Агрессивность присуща всем животным и выполняет защитные функции, но она не имеет ничего общего с человеческой страстью к уничтожению. Ссылаясь на данные палеонтологии, антропологии и истории, Фромм утверждает, что уровень деструктивности рос вместе с развитием человеческой цивилизации. У человека отсутствуют инстинктивные механизмы подавления внутривидовой агрессивности", он выходит из животного мира и получает свободу, каковую может использовать во зло. Чем больше ступень его свободы, тем вероятнее использование ее в деструктивных целях. В первобытных племенах свобода невелика, индивид еще не выделяется из рода, нет частной собственности, социальной иерархии. Столкновения между племенами случались, но они не имели характера войн. Даже после неолитической революции (11 - 9 тысяч лет назад) общество было сравнительно эгалитарным, без эксплуатации и войн, при господстве матриархальной религии. Решающие перемены происходят в IV - III тысячелетиях до н.э., когда возникают городская цивилизация, частная собственность, социальное неравенство, эксплуатация рабского труда, государственная "мега-машина" и войны.

2. Личность человека в эпоху социальных катастроф по Э. Фромму

Как психолог, философ, антрополог Фромм большую часть своего философского наследия посвятил проблеме человека. Причем особый интерес философа привлекала проблема существования человека в переломные моменты истории.
В анализируемых нами работах философа мы наблюдаем квинтэссенцию его антропологической  концепции. В «Душе человека», «Из плена иллюзий», «Концепция человека у Маркса» я усматриваю несколько попыток философа дать целостную картину сущности человека как природно-социального существа.
Фромм считает, что у человека имеется некая постоянная природа - сохраняющееся во всех культурах и исторических обстоятельствах ядро его психики. Но природа человека должна быть понята не субстанциалистски: «Я предлагаю определять человеческую природу не в терминах какого-либо из специфических свойств человека - будь то любовь, ненависть, добро или зло, но исключительно в терминах фундаментальных противоречий, характерных для человеческого существования и коренящихся в биологической дихотомии: отсутствующие инстинкты и самосознание».
В работе «Из плена иллюзий» Фромм большое внимание уделяет характеристике эмоций в жизни человека. Характер определяется Фроммом как «относительно стабильная система всех неинстинктивных стремлений, через которые человек соотносится с природным и человеческим миром». Наследуемые психофизиологические свойства и темперамент лишь в незначительной мере определяют взаимоотношения человека с миром. Характер – «это заместитель отсутствующих у человека инстинктов». Органические влечения у людей примерно одинаковы, индивиды отличаются друг от друга теми страстями, которые занимают господствующее положение в их характере. Наследственная конституция, воспитание в детском возрасте, социальные воздействия способствуют формированию характера, но со временем он делается относительно независимой и стабильной системой, опосредующей реакции на стимулы внешней среды и на органические влечения. «Характер снимает с индивида бремя решения всякий раз, когда требуется действие, - он задает типичный для данного индивида способ восприятия идей и ценностей, отношения к миру, к другим людям». Личность как бы "инстинктивно" ведет себя в соответствии со своим характером (который, по словам Гераклита, является "роком человека"). Скупец не задумывается, копить ему или тратить, - его влечет сбережение. Обусловленные характером стремления бессознательны и настолько сильны, несомненны для личности, что она воспринимает свои реакции как "естественные", само собой разумеющиеся. Эти эмоциональные реакции во многом виноваты в том, что человек оказался в начале XX века на грани полного исчезновения.
В работе «Душа человека» Фромм рассматривает проблему добра и зла и причины выбора той или иной стороны человеком. Перефразируя известное выражение из «Гамлета» Шекспира можно задать вопрос: «Человек: овца или хищник – вот в чем вопрос». Вопрос действительно интересный, тем более что «сегодня… нации определяют возможность применения опаснейшего разрушающего оружия против своих «врагов» и, очевидно, не страшатся даже собственной гибели в ходе массового уничтожения» (6, с. 17).
Фромм решает проблему: злой ли человек изначально или же добр и способен к самосовершенствованию, и философ решает проблему довольно однозначно: человек добр по своей сути, однако, предвидя нападки со стороны критиков, отмечает несколько моментов: «Меня часто несправедливо упрекали в недооценке зла, потенциально заложенного в человеке. Хотелось бы подчеркнуть, что я далек от подобного сентиментального оптимизма. Тот, кто обладает длительным опытом практикующего психоаналитика, едва ли может быть склонен к недооценке деструктивных сил в человеке. Он видит эти силы в действии у тяжело больных пациентов и знает, насколько трудно бывает приостановить или направить их энергию в конструктивное русло. Также и те, кто пережил внезапный взрыв зла и разрушительной ярости с начала первой мировой войны, едва ли не заметят силу и интенсивность человеческой деструктивности. Тем не менее существует опасность, что чувство бессилия, охватывающее сегодня как интеллигента, так и среднего человека, может привести к тому, что они усвоят новую версию порочности и первородного греха и используют ее для рационализации взгляда, согласно которому война неизбежна как следствие деструктивности человеческой природы» (6, с. 18).

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!