Достоевский — психолог

ПЛАН

Введение
1. Сознание и бессознательное как психологические категории  в произведениях Ф.М. Достоевского
2. Личность, ее особенности, формирование личности  в произведениях Достоевского
3. Способы проникновения художника в душевную жизнь человека с точки зрения Достоевского - психолога
Список литературы.

Введение
Ф. М. Достоевский — гениальный писатель и психолог. В его произведениях зримо раскрывается тайна человеческой психики, занимающая людей с древнейших времен. Они — своеобразные руководства по психологии, психиатрии и педагогике. Высокую оценку произведениям Достоевского дают литературоведы, психологи, педагоги, психиатры, люди самых разных профессий. Так, великий физик Эйнштейн пишет: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс». Выдающийся австрийский композитор Малер заявил, что книги Достоевского были для него «важнее, чем контрапункт».
Ф. М. Достоевский наглядно показал многообразие, сложность и развитие психической жизни человека. Задолго до 3. Фрейда он проник в глубинные основы психики, раскрыл динамику взаимодействия сознательного и бессознательного, дал объяснение сновидениям, предчувствиям, пророчеству.
Особенно глубоко он постиг психологию человеческих переживаний, эмоций и чувств в их связи с поведением личности в целом.
Никто из писателей ни до него, ни после не пользовался так широко психологической терминологией. В произведениях Достоевского постоянно говорится о сознании, бессознательном, ощущениях и восприятии, эмоциональных состояниях и чувствах, страстях и воле, воображении и памяти и т. д.
В его романах мы находим такие выражения, как «психологический процесс преступления», «психологическая тщательность», «разгадка психологическая», «психология отношения матери к сыну», «психология материального обаяния», «психологически вернейшее», «психологическое развитие характера» и т. д.
Настоящим психологом считали Достоевского и современники писателя. По словам П. В. Анненкова, «из Достоевского вышел, как известно, изумительный искатель редких, поражающих феноменов человеческого мышления и сознания, который одинаково прославился верностию ... своих психических открытий... полученных путем того же самого тончайшего, хирургически острого, так сказать, психического анализа, какой помог ему создать и все наиболее яркие его типы» [9]. Эти оценки верны. Ф. М. Достоевский превзошел современную ему психологию, раскрыв реальную картину психической жизни человека.
По мнению некоторых исследователей, героям Достоевского свойственны слишком интенсивные переживания, которые редко можно наблюдать у здоровых людей в их повседневной жизни. Они скорее типичны для пограничных или патологических состояний психики человека. Действительно, в произведениях Достоевского есть описания и пограничных, и патологических состояний психики. Психиатры — современники Ф. М. Достоевского считали, что изучать психические заболевания по Достоевскому можно более успешно, чем по учебникам психиатрии. Однако в основном Достоевский изображает психические явления в норме, но в укрупненном плане, благодаря чему, как хорошо сказал В. Днепров, читатель может, как в лупу, рассмотреть детально всю сложную динамику психической жизни личности. Следует также учитывать и то, что персонажи Достоевского выступают чаще всего в критических, конфликтных ситуациях, когда переживания обнажаются у человека с большими яркостью и силой.

1. Сознание и бессознательное как психологические категории  в произведениях Ф.М. Достоевского
Анализируя жизнь человека, Ф. М. Достоевский выделяет три ее уходящих в бесконечность измерения — широту («широк человек, слишком даже широк»), сложность и глубину («сложен всякий человек и глубок, как море, особенно современный, нервный человек») [12]. Определяемое в этих трех измерениях богатство психической жизни может быть противоречивым. В человеке могут совмещаться «две бездны», «две-три идеи зараз», противоположно подчас направленные, порождающие раздвоенность личности - «двуличие». Чрезмерная широта может обернуться раздробленностью личности, если у человека нет «гениальности». «Русские люди вообще широкие люди... но беда быть широким без особенной гениальности» [4, с. 514], под которой он понимает идейность и связанные с ней целеустремленность и увлеченность. Личность может быть определенной и цельной, если у нее имеется «нравственный центр», «всепоглощающая идея». Идея центрует все в личности, направляет ее поступки и действия в одно русло, преодолевая противодействующие ей импульсы бессознательного.
«Широкий» человек определен только в том случае, если его сознательная высоконравственная «идея» совпадает с глубинными высоконравственными образованиями личности. Такими цельными людьми в романах Достоевского выступают Алеша Карамазов, Разумихин, Соня.
Глубину человеческой психики, по Достоевскому, составляет сфера бессознательного, оказывая свое влияние на поведение человека: «причины действий человеческих обыкновенно бесчисленно сложнее и разнообразнее, чем мы их всегда потом объясняем, и редко определенно очерчиваются» [5, с. 547]. Ф. М. Достоевский считает, что в содержание бессознательного может входить не только зло, но и добро, нравственность, совесть. Укрепившиеся в бессознательном нравственные импульсы могут вступить в борьбу с сознательной «злой» идеей и тем самым определять тяжелые переживания личности — «муки совести», которые переживает, например, Раскольников после совершенного им преступления.
Бессознательное может формироваться, по Достоевскому, «помимо воли», т. е. непроизвольно, но оно может быть и следствием сознательного вытеснения тех идей, переживаний, которые противоречат основной направленности или мешают человеку «нормально жить». В свою очередь импульсы бессознательного непроизвольно, нередко неожиданно отражаются в сознании, что может приводить к внутренним конфликтам и нерешительности или даже к непоследовательности в поведении. Внутренние конфликты могут разрешаться торжеством сознательного или, наоборот, бессознательного. Например, Иван Карамазов на основе идеи «все позволено» сознательно толкает Смердякова убить своего отца, но тут же «гонит» эту мысль в бессознательное. После того как убийство произошло, Иван даже не подумал, что это могло быть делом рук Смердякова; наоборот, он думает, что убил отца брат Дмитрий. Даже тогда, когда Смердяков сознается в преступлении, Иван Карамазов не верит ему и требует доказательств. Только получив их, Иван сознает, что сам был соучастником убийства отца, и сходит с ума.
Задолго до Фрейда Ф. М. Достоевский приходит к идее лечащей силы сознания. Как известно, Раскольников, совершив убийство, старается забыться и «уходит в болезнь». Врач Зосимов, видимо, понимал, что причина болезненного состояния Раскольникова — это результат действия подавленного переживания, а потому, обращаясь к Раскольникову, советует ему для выздоровления осознать причину своего заболевания. Вот это место: «...Я к тому говорю, -  продолжал Зосимов, - что ваше совершенное выздоровление, в главном, зависит теперь единственно от вас самих. Теперь, когда уже с вами можно разговаривать, мне хотелось бы вам внушить, что необходимо устранить первоначальные, так сказать, коренные причины, влиявшие на зарождение вашего болезненного состояния, тогда и вылечитесь, не то будет даже и хуже» [4, с. 231 ].
Бессознательное, как показывает Ф. М. Достоевский, проявляется в так называемом предчувствии тех или иных событий. Ярко описано предчувствие князя Мышкина («Идиот»), что Рогожин намерен убить его. Оно оказалось пророческим. Разгадка этого предчувствия состоит в полусознательном отражении Мышкиным всей совокупности слов, движений, поступков, взглядов Рогожина, что трудно проанализировать и рассказать, но что, однако же, производило совершенно цельное и неотразимое впечатление, переходящее в убеждение.
У Достоевского бессознательное — это скрытое хранилище чувств, которые проявляются в сновидениях. Так, например, подросток в Катерине Ивановне видел лишь идеал, совершенно не испытывая к ней какого-либо сексуального влечения. Во сне же он отчетливо видит проявления этого желания. «Откуда же явился, - спрашивает себя подросток, - этот ,,мерзостный сон"». И делает вывод: «...все уже давно зародилось и лежало в развратном сердце моем, в желании моем лежало, но сердце еще стыдилось наяву и ум не смел еще представить что-нибудь подобное сознательно. А во сне душа сама все представила и выложила, что было в сердце, в совершенной точности и в самой полной картине и  - в пророческой форме» [6, с. 419]. Благодаря сновидениям, по Достоевскому, бессознательное становится достоянием сознания.
Каждому из личного опыта известно, что сновидения бывают двух видов: беспорядочные, в которых представления сменяются, как в калейдоскопе, и те, в которых довольно логически развертываются события. Достоевский считает, что даже в беспорядочном сновидении могут выразиться определенная мысль, желания. «Вы усмехаетесь нелепости вашего сна и чувствуете в то же время, что в сплетении этих нелепостей заключается какая-то мысль, но мысль уже действительная, нечто принадлежащее к вашей настоящей жизни, нечто существующее и всегда существовавшее в вашем сердце; вам как будто сказано вашим сном что-то новое, пророческое, ожидаемое вами...» [5, с. 514]. Само собой разумеется, что Достоевский не мог раскрыть на экспериментальной основе всю сложность сновидений, которая и в наше время остается еще полностью неразгаданной
Бессознательное, минуя сознание, может побуждать человека к определенным действиям и поступкам, которые осознаются только после их осуществления. Вспомним поведение Раскольникова после совершенного им преступления. Он, не имея осознанной цели, то приходит на место преступления и дергает звонок, то машинально приходит к Разумихину. Или другой факт: Раскольников неожиданно для себя увидел на другой улице в трактире Свидригайлова, к которому намеренно шел на Сенную, где он жил.
«...Я к вам шел и вас отыскивал, - начал Раскольников,- но почему теперь я вдруг поворотил на -ский проспект с Сенной! Я никогда сюда не поворачиваю и не захожу. Я поворачиваю с Сенной направо. Да и дорога к вам не сюда. Только поворотил, вот и вы! Это странно!
— Зачем же вы... не скажете: это чудо!
— ...А насчет чуда скажу вам, что вы, кажется, эти последние два-три дня проспали. Я вам сам назначил этот трактир и никакого чуда не было, что вы прямо пришли; сам растолковал всю дорогу, рассказал место, где он стоит, и часы, в которые можно меня здесь застать. Помните?
— Забыл,— отвечал с удивлением Раскольников.
— Верю. Два раза я вам говорил. Адрес отчеканился у вас в памяти механически. Вы и повернули сюда механически, а между тем строго по адресу, сами того не зная» [4, с. 486—487]. А ведь все эти действия, как видим из повествования, были целесообразны, хотя и несознаваемы.
И наконец, бессознательное, по Достоевскому, участвует во внутреннем процессе формирования личности, более того, ее обновления, когда «человек делается вдруг прекрасным». «Внутренняя перемена» в личности постепенно назревает, а обнаружиться может совершенно неожиданно.
Достоевский, как видим, большое внимание уделяет сфере бессознательного. Однако неправильно было бы думать, что всю психическую жизнь он сводит к бессознательному. Нет, сознание для него - светоч жизни личности, оно заряжает бессознательное, «рецензирует» его импульсы. Человек, как правило, сознательно принимает разумные решения.
Научный и практический интерес представляют взгляды Достоевского на психику как на сплав эмоций, чувств, ума и воли. По словам писателя, «разум - то ведь страсти служит»; он говорит об «уме сердца», «пламенно настроенной воле». Сама мысль становится, по Достоевскому, действенной, если она прочувствована («прочувствовать мысль»). Отсюда «великая мысль — это чаще всего чувство». С другой стороны, сама мысль порождает чувство.
Материалы об эмоциях и чувствах весьма  обширны в произведениях Достоевского. Интересны его идеи о сосуществовании в переживании различных, часто противоположных эмоций: радости и печали.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!