Доходы предприятия и их виды

Содержание

Введение           3
1. Доходы и их виды         4
2. Понятие прибыли как основного дохода предприятия   12
3. Факторы, влияющие на величину прибыли предприятия   14
Список литературы         16

Введение

Доход - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Доход является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем доход оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Естественно, что поскольку доходность является важнейшим показателем деятельности предприятия, менеджеру необходимо уделять данному моменту огромное внимание.
В данной контрольной работе мы рассмотрим понятие, и формы доходов предприятия в современных условиях.

1. Доходы и их виды

Экономические ресурсы имеют своих собственников. Те сами их потребляют или, что чаще бывает, продают на рынках ресурсов и получают за это плату в виде доходов. Покупатели ресурсов (преимущественно фирмы) имеют возможность оплатить их, так как продают на товарных рынках произведенную на базе экономических ресурсов продукцию и также получают за это плату в виде доходов. Таким образом, доходами называются поступления от продажи экономических ресурсов и продукции.
Доходы от экономических ресурсов (факторов производства) называют факторными доходами. Собственники факторов производства (экономических ресурсов) получают следующие виды доходов:
от природных ресурсов - ренту (земельную, горную, плату за воду и т.д.);
от трудовых ресурсов - заработную плату;
от капитала - процент (как доход собственников денежного капитала) и прибыль (как доход собственников реального капитала);
от предпринимательских способностей - предпринимательский доход;
от знаний - доход от интеллектуальной собственности.
В хозяйственной жизни, особенно у фирмы, не всегда есть возможность разграничивать эти виды факторных доходов, тем более что они часто совмещаются с доходами от продажи продукции.
Для определения источников получения доходов вся деятельность предприятия разделяется на:
1) основную или операционную деятельность (производство и реализация продукции, работ и услуг предприятия);
2) финансовую деятельность (получение кредитов и выдача их другим предприятиям; участие предприятия в деятельности других кампаний; операции предприятия на финансовых рынках, курсовые разницы и др.);
3) чрезвычайные статьи (операции, не являющиеся характерными для деятельности предприятия).
Такое деление весьма важно, поскольку оно позволяет определить, каков удельный вес доходов, полученных как от основной деятельности предприятия, так и из других источников, в особенности из таких, которые вообще не являются характерными для деятельности данного предприятия и не могут рассматриваться как постоянный источник получения его доходов.
Таким образом, в системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели:
Показатели доходов и прибыли:
1) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) – это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия;
2) валовая прибыль от реализации – чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия;
3) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) – валовая прибыль от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;
4) прибыль от финансовой деятельности – сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим, для того чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции с иностранной валютой и др.
5) прибыль от обычной хозяйственной деятельности – сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;
6) чрезвычайные прибыли;
7) прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли. Бухгалтерская (или отчетная) прибыль – это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли – показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период. Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После того как этой цели добились полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль – это бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;
8) чистая прибыль (чистый убыток) – прибыль после уплаты налога. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании.
Разделение производственной себестоимости и общехозяйственных расходов периода, а также расходов по сбыту необходимо, чтобы оценить, какое влияние на конечные результаты оказала производственная деятельность предприятия, а также его административная и внепроизводственная деятельности. Так, невысокое значение показателя «Валовая прибыль от реализации продукции» свидетельствует о том, что предприятию требуется внести изменения в производственный процесс с целью повышения его эффективности. Невысокое значение показателя «Прибыль от основной деятельности» (операционная прибыль) при хорошем уровне валовой прибыли от реализации отражает проблемы предприятия в системе общехозяйственного управления производственным процессом и сбытом.
Разделение постоянных и переменных расходов важно для целей финансового планирования. Основная задача здесь заключается в том, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции с учетом того, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту или падению объема производства и реализации.
Самый хороший менеджер мало чего сможет добиться на рынке, если у предприятия, которым он руководит, будет серьезный недостаток денежных средств. Российская практика дает этому множество подтверждений. Сколь часто российскому менеджеру, как бездомному коту, приходится искать себе хозяина с толстым кошельком. Поэтому задача привлечения и максимального использования денежного капитала – одна из ключевых в наших современных условиях. Поскольку о привлечении и использовании денежных ресурсов на короткие сроки (оборотных средств) речь пойдет ниже, прежде всего остановимся на денежных затратах с длинным циклом освоения – инвестициях и капиталовложениях.
При создании своего предприятия предприниматель авансирует будущее производство. Продукция еще не произведена и, естественно не реализована, а определенные средства и имущество уже вложены в формирование производственной структуры. Авансирование осуществляется в виде формирования уставного капитала, имущества и денежных средств, позволяющих приступить к реализации проекта, лежащего в основе создаваемого предприятия. Речь далее идет о расширении уставного капитала и реализации инвестиционных проектов.
Инвестиционные операции, как известно, - операции, связанные с вложением денежных средств в реализацию проектов, которые будут обеспечивать получение фирмой выгод в течение периода, превышающего один год. В коммерческой практике различают следующие типы таких инвестиций:
• инвестиции в физические активы, которые чаще называют инвестициями в реальные активы (производственные здания и сооружения, а также любые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года);
• инвестиции в денежные активы (депозиты в банках, облигации, акции и другие права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц);
• инвестиции в нематериальные (незримые) активы (ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретение лицензии и т. п.).
Проблема привлечения со стороны инвестиций, способных создать мощный импульс для финансового хозяйственного развития предприятий, волнует сегодня большинство отечественных предпринимателей. Инвестиции нужны всем, однако получает их далеко не каждый. Для финансирования основных средств краткосрочный банковский кредит является исключением, а не правилом, поскольку связанный с ним риск чрезвычайно велик. Кроме того, предприятиям приходится учитывать условия, на которых оно получает инвестиции, так как если деньги получены на невыгодных условиях, предприятие рискует понести убытки, а в ряде случаев и стать банкротом.
С точки зрения получаемой по привлекаемым средствам отдачи для инвестора инвестиции могут разделяться на:
Субсидии, гранты, дотации от государства, которыми обеспечиваются предприятия приоритетных направлений в экономике. Это – наиболее предпочтительные инвестиции для развития.
Денежные средства с фиксированной суммой процента, которые состоят из кредитов (банков, государства, предприятий, других коммерческих и некоммерческих структур), облигаций (акционерных обществ и государства), привилегированных акций (акционерных обществ открытого типа). По каждому из заемных средств выплачивается определенный процент, который устанавливается для кредита – в договоре займа, а для облигаций и привилегированных акций – в проспекте эмиссии.
Привлеченные средства, на которые выплачивается дивиденд   (дивиденды выплачиваются пропорционально вложениям в уставной фонд).
При разработке инвестиционного проекта важно рационально выбрать формы привлечения капитала и прежде всего определить, наращивать ли собственный капитал, выпуская ценные бумаги, или привлечь заемный капитал. Основными формами по привлечению средств на финансирование инвестиционного проекта для увеличения собственного капитала являются следующие инструменты финансирования: обычные акции (ценные бумаги, оформляющие права на собственный капитал компании и потому имеющие особое значение для оценки его бухгалтерской стоимости); привилегированные акции, которые дают инвестору, по сравнению с обычными акциями, определенные преимущества (гарантированные дивиденды, преимущественные права при ликвидации компании); долговые обязательства с варрантами, представляющие обязательство компании возвратить кредитору определенную сумму через фиксированный срок и с согласованной премией в виде процентного дохода. Однако в ряде случаев подобные ссуды столь рискованны, что не помогает даже повышенная доходность. Тогда к ним добавляется варрант (право на покупку акций в пределах фиксированного срока по определенной цене). Кредитору должна быть возвращена вся сумма заимствованных у него средств и, кроме того, он может еще реализовать свои варранты.
В рамках долгового финансирования существует пять основных типов кредита: торговый кредит, который предоставляется одной компанией другой при продаже товара под обещание о его будущей оплате, банковский кредит, предоставляемый банком (или другим финансовым учреждением) предприятию (физическому лицу) с целью финансирования временных потребностей предприятия, в частности, финансирования сезонных потребностей предприятия, финансирования временно возросшего количества товарно-материальных запасов, для помощи в финансировании временно возросшего объема дебиторской задолженностью, финансирования уплаты налогов, для помощи на покрытие неординарных и достаточно крупных издержек (например, переезд предприятия). Краткосрочные ссуды могут предоставляться коммерческими банками, финансовыми компаниями, правительственными учреждениями. Деньги на короткие сроки могут быть получены и посредством использования необеспеченных кредитных билетов сроком от одного до девяти месяцев, которые продаются компаниями, имеющими стабильное положение и высокий рейтинг. Практикуется далее инвестиционный кредит, который, как правило, представляет собой долгосрочный кредит, предоставляемый в целях приобретения земли, зданий, сооружений, оборудования и других активов, являющийся по своей природе скорее «основными», а не «текущими» активами. Он может быть необеспеченным, выдаваться под залог недвижимости, обеспечен правом ареста других активов должника в случае неуплаты долга. Инвестиционный кредит может предоставляться лизинговыми компаниями, страховыми компаниями, коммерческими банками, сберегательными банками, трастовыми компаниями, образовательными и благотворительными учреждениями, пенсионными фондами, индивидуальными инвесторами, андеррайтерами – участниками рынка, которые занимаются перепродажей векселей, облигаций и закладных, а также правительственными учреждениями.
Личный кредит (потребительский) предоставляется розничным торговцем, банком, финансовой компанией отдельному лицу (например, для покупки им какого-либо товара по отдельному счету в магазинах и при продаже товаров длительного пользования, к примеру, автомобилей или бытовой техники). Применяется также государственный кредит, получаемый различными правительственными учреждениями для выполнения ими своих обязанностей. Получателем ссуды выступают органы власти, правительственные учреждения.
Центральный вопрос для менеджера, получающего кредит – в расчете предельной процентной ставки, при которой кредит остается для него эффективным. Наиболее существенную роль среди названных выше источников финансирования, по степени убывания их доли в инвестиционных операциях, играют расширение акционерного капитала, займы, выпуск облигаций. Следовательно, увеличение акционерного капитала является основной формой привлечения средств для развития компаний в условиях рыночной экономики.

2. Понятие прибыли как основного дохода предприятия

Для предприятия (фирмы) важно определить не только свои доходы, но и свои расходы по производству продукции (прежде всего расходы на приобретение ресурсов на рынках). Расходы на производство продукции называются издержками производства или просто издержками. Соотнося доходы (совокупный доход) с издержками (часто не только с издержками производства, но и с другими издержками — налогами, рекламой и т.д.), определяют превышение доходов над издержками. Это превышение называется прибылью (чистым доходом).
Данное определение прибыли - в широком значении. В сущности, это совокупность чистых факторных доходов, ведь доходы фирмы от продажи продукции расходуются преимущественно на оплату факторов производства. В том случае, когда у фирмы есть собственные, т.е. принадлежащие ей, экономические ресурсы (например, свое месторождение полезных ископаемых), доход от них, пусть даже неявный, фактически присутствует в прибыли фирмы.
Прибыль в узком значении - это доход от такого фактора производства, как реальный капитал.
Когда говорят о прибыли фирмы (предприятия), подразумевают прибыль в широком значении. Это комплексный показатель, отражающий результаты хозяйственной деятельности фирмы. Поэтому в рыночной экономике прибыли уделяют огромное внимание.
Так, экономисты тщательно анализируют уровень прибыли (так называемую норму прибыли) фирмы. Стремясь к ее максимизации, фирма одновременно оценивает, каков минимально допустимый для нее уровень прибыли в долгосрочном периоде. Если прибыль систематически держится ниже этого уровня, то владельцы фирмы будут стремиться уйти из этого бизнеса и вложить свой капитал в другое дело. Подобный минимально допустимый для фирмы уровень прибыли называется нормальной прибылью. Экономическая теория рассматривает нормальную прибыль как составную часть издержек фирмы, которые она должна покрывать, чтобы выжить. Поэтому фирма включает нормальную прибыль в состав своих издержек.
Та часть прибыли, которую фирма получает сверх нормальной прибыли, называется экономической прибылью. Это любой чистый доход сверх нормальной прибыли.
Огромное значение прибыли вызвало к жизни различные теории (концепции, гипотезы), объясняющие природу прибыли или ее составных частей.
Теорию прибыли как дохода от экономических ресурсов (факторов производства) разделяют большинство экономистов. Остальные теории скорее дополняют ее.
Компенсаторная и инновационная теории прибыли, в сущности, сводят прибыль к предпринимательскому доходу и поэтому рассматривают ее как плату (компенсацию) предпринимателю за его предпринимательскую деятельность. Причем эта плата состоит из двух частей: платы за обычный рутинный труд по управлению предприятием и платы за тот управленческий труд, который ведет к достижению уровня прибыли выше минимально допустимого. Первая часть прибыли совпадает с тем, что называется нормальной прибылью. Вторая часть прибыли возможна тогда, когда в условиях неопределенности (а будущее всегда неопределенно) предприниматель пошел на риск, например на выпуск новых товаров, и этот риск оказался оправданным. Эта часть прибыли выступает как компенсация предпринимателю за его прозорливость. Ее объясняют также тем, что, когда предприниматель вводит технологические, организационные и другие новшества (инновации), он получает за них компенсацию.
Теория монопольной прибыли объясняет те случаи, когда прибыль является следствием недостаточной конкуренции или даже монополии.
3. Факторы, влияющие на величину прибыли предприятия

Изменение социально-экономического развития государства в период перехода к рыночным отношениям приводит к качественным структурным сдвигам в сторону интенсификации производства, что обусловливает неизменный рост денежных накоплений и главным образом прибыли предприятий различных форм собственности.
К важнейшим факторам роста прибыли относятся: рост объема производства и реализации продукции; внедрение научно-технических разработок, а следовательно, повышение производительности труда; снижение себестоимости; улучшение качества продукции. В условиях развития предпринимательской деятельности создаются объективные предпосылки реального претворения в жизнь приведенных факторов.
Основной источник денежных накоплений предприятий - выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача каждого хозяйствующего субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.
Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. При радикальном изменении управления экономикой показатель выручки от реализации продукции становится одним из важнейших показателей деятельности предприятий. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это значит, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.
В этих целях необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов ее реализации. С развитием предпринимательства и повышением конкуренции возрастает ответственность предприятий за выполнение принятых на себя обязательств. Таким образом, показатель выручки от реализации продукции отвечает требованиям коммерческого расчета и, в свою очередь, способствует развитию предпринимательской деятельности.
Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной, пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли, которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объема реализации этой продукции.

Список литературы

1. Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - 2 - е издание. - М.: Финансы и статистика, 1999.
2. Грузинов В. П., Грибов В. Д., Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика. - М., 1997.
3. Кодацкий В. П. Проблемы формирования прибыли. \\ Экономист. - № 3. -1994. – С. 49-60.
4. Финансы в управлении предприятием / Под ред. Ковалевой. - М.: ФиС, 1995.
5. Финансы предприятий. / Под ред. Колчиной Н. В. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
6. Финансовый анализ деятельности фирм. - М.: Ист-Сервис, 1994.
7. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под редакцией Е. С. Стояновой. - М.: Перспектива. - 1998.
8. Экономика и бизнес / Под  ред. В.Д. Камаева. – М.: Изд-во МГТУ, 1993.
9. Экономика: Учебник / Под ред. С. Булатова. – М., 1997.
10. Экономика. / Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко. – М.: «Проспект»,1998.

(16.2 KiB, 114 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!