Добродетели повседневной жизни

 Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Трудолюбие как добродетель …………………………………………….5
2.  Добродетель мужества …………………………………………………...7
3. Патриотизм и гражданственность ………………………………………10
4. Добродетели коммуникации …………………………………………….13
5. Любовь к семье …………………………………………………………….18
Литература ………………………………………………………………………21

 Введение

Все до единой добродетели, о которых мы говорим в этике, могут существовать и проявляться исключительно в жизни общества. Человек выступает как моральное существо лишь среди себе подобных. Только общаясь с другими субъектами, он развивает собственно человеческие чувства, волю и сознание, приобретает систему ценностей, которую воплощает во взаимодействии и общении с родственниками и соседями, соплеменниками и согражданами. Поэтому можно сказать, что любые добродетели, т. е. позитивные моральные качества человека, не только нравственны, но и социальны.
Однако есть такая группа морально-практических феноменов, в которых тема общества, общественности, социальности выражена особенно ярко. Это социально-нравственные добродетели в узком смысле слова. К ним мы можем отнести трудолюбие, мужество, патриотизм и гражданственность, любовь к семье, а также, условно говоря, добродетели коммуникации: гуманность, способность дружить, товарищество. Все эти качества человека: любовь к Родине и семье, способность дружить и самозабвенно трудиться, стойкая верность убеждениям, радение о делах общества и государства – проявляются в конкретной повседневности. Реальный средний человек не всегда может в рамках обыденности соприкасаться с чистой свободой или чистым милосердием, рафинированным добром, идеальным достоинством. Зато он может трудиться не за страх, а за совесть, крепко дружить, не жалеть живота своего, защищая родной край. Можно сказать, что социально-нравственные добродетели – это житейское преломление высоких этических принципов. Поэтому в наших лекциях по этике мы никак не можем обойтись без разговора о них.
Следует заметить, что тема социально-нравственных добродетелей, прежде обсуждавшаяся в советских учебниках по этике, после крупных социальных перемен, постигших нашу страну, почти исчезла из этических учебных курсов и пособий. Создается впечатление, что разговоры о труде и патриотизме стали как бы неприличны в «эпоху восходящего российского капитализма». Однако как бы ни менялась политическая конъюнктура, труд остается трудом, а Родина – Родиной, и ни один человек не может гармонично и нравственно жить ни без того, ни без другого. Стало быть, сюжеты эти актуальны во все времена и при любых обстоятельствах.
Обсуждая тему социально-нравственных добродетелей, мы вслед за Аристотелем будем рассматривать их как золотую середину между двумя крайностями. Одной, собственно негативной, крайностью является порок. Так, например, трудолюбию однозначно противостоит лень. Впрочем, пороков может быть целый букет, хотя все они имеют в качестве своего антипода одну, но могучую добродетель.
Другой крайностью является переразвитость добродетели, которая, если и не делается от этого пороком, то перестает быть безупречно совершенной и может повлечь за собой негативные последствия. Так, трудолюбие способно перерасти в трудоманию, а мужество – в догматизм и жестокость. Рассматривая добродетели, мы постараемся указывать на меру, без которой невозможна гармония.

1. Трудолюбие как добродетель
Трудолюбие можно назвать одной из главных добродетелей, о которых человек слышит с раннего детства и к которой его призывают родители и воспитатели. «Терпение и труд все перетрут», – гласит одна поговорка. «Труд человека кормит, а лень портит», – вторит другая. «Без труда нет добра», – поучает третья. «Бог труды любит», – настаивает четвертая. Можно было бы привести еще много народных поговорок о труде, которые имеют глубокий смысл. Дело в том, что как бы у человека ни были высоки духовные притязания и ментальные амбиции, сколь утонченным, рафинированным и «неземным» он ни представлялся самому себе, жизнь каждую минуту наталкивает его на ситуации, которые лучше всего описываются еще одной поговоркой: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда». Любое достижение, любое настоящее самоутверждение, любое стяжание (и материальных благ, и благодати) требует человеческих усилий, упорства, настойчивости. Вся человеческая культура – это результат непрестанной и неутомимой трудовой деятельности.
В трудолюбии проявляются следующие моральные черты:
1. Трудолюбие тесно связано с таким моментом, как преодоление себя, возвышение над желаниями, влечениями и капризами. В труде человек временно отказывается от непосредственного удовлетворения потребности, как бы отсрочивает его и мобилизует свои разум и волю, силы и старания для достижения желаемого. Культура вырастает из трудолюбия. Трудолюбие, связанное с возвышением над собой, с преодолением влечений, интегрирует личность, делает ее целостной.
2. В трудолюбии выражается ответственное отношение к самому себе и к другим людям. Трудолюбивый не позволит себе сделать дело плохо, некачественно, подвести других, доставить им неприятности и неудобства.
Можно сказать, что трудолюбие гуманно, ибо созидает позитивные условия для человеческой жизни и развития. Аккуратность, тщательность, точность исполнения как раз и являются выражением глубокой ответственности перед другими, заботы об их процветании и благополучии.
3. Трудолюбие выступает формой позитивного отношения к миру в целом. Когда в неинтересной, на первый взгляд рутинной, работе человек находит вкус и интерес, выполняет ее с охотой, с энтузиазмом, он как бы
одушевляет действительность, соотносится с ней не как с объектом, а как с субъектом, с которым можно вести позитивный заинтересованный диалог. В трудолюбии выражается способность эстетизировать и гармонизировать
мир, видеть его как открытый для совершенствования.
4. Трудолюбие выступает одним из выражений любви. Как известно, труд для Любимого – не в тягость. Любя, мы становимся старательны и прилежны, испытываем радость от того, что можем что-то сделать для
Любимого, не жалеем сил и времени. Когда же человек любит весь мир любовью-милосердием, когда он благо расположен и желает добра каждому, он становится естественно трудолюбив, ему не тяжело помогать и заботиться, строить и выращивать, ухаживать и воспитывать. Он становится бескорыстен, и процесс делания добра начинает занимать его гораздо больше, чем вознаграждение.
5. Трудолюбие не исключает, а предполагает развитую и доброже-лательную коммуникацию между людьми. Люди редко трудятся в одиночку, производство любых ценностей, как материальных так и духовных, дело кол
лективное, этого не отменяет даже современная компьютеризация жизни. Поэтому настоящее трудолюбие тесно связано с умением общаться, с нравственным, справедливым, уважительным отношением к другому человеку. Такая этика есть у врачей, психотерапевтов, учителей, особым нравственным нормам подчиняется труд в области бизнеса, коммерческих отношений. Так что сфера труда не только не отгорожена от морали, но соприкасается и срастается с ней.
Трудолюбие тогда нравственно и прекрасно, когда оно органично вписано во все богатство иных отношений человека с миром, и не обедняет, а напротив, выступает их прочным фундаментом.
2. Добродетель мужества
Мужество – добродетель, которая во все времена почиталась в обществе. Всякий богатырь, всякий герой народного фольклора – это образец мужественного, стойкого поведения, храбрости, верности, несгибаемой воли.
Именно эти качества чаще всего раскрывают для нас понятие «мужество». Оно связано с представлением об истинно мужском, мощном и самостоятельном, достойном поведении. Мужество – всегда проявление крепости, надежности, устойчивости. На мужественного человека можно опереться в прямом и переносном смысле. Он – защитник и в военную пору, и в борьбе с природной стихией, и при столкновении с житейским горем. Качество мужества, хотя и ассоциируется с собственно мужскими чертами, может принадлежать и женщине. Парадокс мужественной женщины не так уж редок. Это та самая женщина, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет», та, что способна противостоять испытаниям судьбы, житейским невзгодам и страданиям. Целую портретную галерею таких женщин мы видим в истории нашей Родины – это и мужественные сподвижницы своих мужей, и героини фронта, и те, кто проявлял завидную стойкость в годину социальных испытаний.
Мужество по сути своей – это единство достоинства и стойкости, это способность быть верным своим нравственным принципам при самых тяжелых испытаниях. Мужество – добродетель не только воина или борца, но и самых обычных людей, в чьей жизни и деятельности порой нельзя увидеть со стороны ничего выдающегося.
Конечно, мужество особенно явно и очевидно, когда личность непосредственно проходит через мощные жизненные испытания, через пограничные ситуации, связанные с угрозой жизни, с испытанием болью и страданиями. Мужество необходимо бойцу, который идет в атаку или обороняется от врагов, превосходящих его по силе, здесь он каждую минуту сталкивается лицом к лицу со смертью и болью, и ему надо не убежать, не проявить одного из антиподов мужества – трусости.
Мужество необходимо и тяжелобольному, который проходит мучительное лечение без полной уверенности в успехе, но с надеждой на лучшее. Стоит заметить, что боевое и фронтовое мужество, а также мужество тяжелобольного, как правило, связано с добродетелью терпения. В этом смысле храбрость и мужество – не одно и то же. Храбрый человек может яростно бросаться в бой, но не проявить мужества, когда нужно быть сильным длительное время, превозмогая страдания и трудности. Мужество, несомненно, связано с фактором времени, это – не яркая вспышка, а ясный, ровный свет.
Поэтому мужество проявляется не только в лобовом столкновении противоборствующих сил, но и в длительной стойкости перед лицом угроз, устрашения, постоянного и неуклонного преследования. Человек, верный своим принципам, Родине, присяге, личной дружбе, идеалам честности и порядочности проявляет недюжинную силу, когда его пытаются запугивать, шантажировать, грозить ему и его близким с целью заставить его нарушить свои нравственные принципы или изменить данным обязательствам и клятвам. Сталинский период в истории нашей страны показал, что даже в условиях мощного социального давления всегда находились люди, которые ни при каких обстоятельствах не давали ложных показаний на своих друзей и коллег. Они предпочитали быть подвергнутыми социальному остракизму, гонениям, риску быть уничтоженными, чем оклеветать товарищей. Для многих эта моральная стойкость оборачивалась преследованиями, ссылкой, лишением возможности продолжать любимую работу, да и просто жить в человеческих условиях, и люди мужественно держались годами, нередко снося враждебность окружения и черпая силы в моральных принципах и идеалах. Когда мужество понимается таким образом, то его антиподом оказывается уже не трусость в чистом виде, а слабость: испытания, по существу, уже наступили, но индивид слаб, он не справляется с ними и отступает от собственных убеждений, хотя в душе продолжает считать их верными.
Мужество выполнять свой моральный и человеческий долг нередко оказывается необходимым в самых конкретных жизненных обстоятельствах, когда, например, в семье есть тяжелобольной, и за ним годами нужен терпеливый уход. Это может быть ребенок или родитель, и болезнь может оказаться крайне затяжной, иногда длиться всю жизнь. Здоровые члены семьи проявляют при этом настоящее житейское мужество, не давая больному погибнуть, а себе – опуститься, соблюдая все медицинские и психологические требования, продолжая зарабатывать и в полном смысле слова жить, а не как попало существовать. Мужество глубоко связано здесь с любовью и с ответственностью, с глубоким милосердием, порождающим постоянную заботу. Такое мужество проявляют многие родители детей-инвалидов, и оно особенно потрясает в российских условиях социального неустройства. Это мужество принять судьбу.
Человеческая судьба – вещь непредсказуемая, никто не может похвастать тем, будто он знает наперед, что всегда будет счастливым, довольным и благополучным. Жизнь нередко посылает человеку вовсе непредвиденные испытания, резко меняя свое плавное течение, взваливая на его плечи ответственность за близких, обрекая вчерашнего счастливчика на болезнь, на противостояние со средой или даже на смерть. Принять судьбу – значит встретить ее мужественно. Не принявший того, что уже неизбежно свершилось, бьется в истерике, рыдает, проклинает ближних и дальних, ищет виноватых. Он не может сориентироваться в новых обстоятельствах и вести себя достойно. Мужественный способен держать удар. Он смиряется с тем, чего не способен изменить, и прилагает все усилия, если может улучшить сложившуюся ситуацию или найти из нее выход. Достойное принятие даже очень горькой судьбы – акт мужества. В народе бытует поговорка: «Господь не дает страдания не по силам». Мужественный человек принимает страдание как самоиспытание, как проверку себя, и он несет свой крест, не пытаясь переложить его на других.
Мужество имеет еще один неожиданный аспект. Мы вполне можем говорить о мужестве противостояния соблазнам. Нравственность человека подвергается атакам не только со стороны страдания и боли, страха и смерти. Сотни и тысячи первоначально честных и моральных людей были вконец испорчены деньгами и властью, а большие деньги и большая власть развращают особенно быстро, от прекрасных идеалов человеколюбия ничего не остается, и индивид из борца за справедливость превращается во вполне аморального монстра. От опасной трансформации может спасти мужество – мужество отказа от прельщения, от претензий на сверхчеловечность, от погруженности в эгоистические удовольствия. Такой отказ требует мужества еще и потому, что на вершину богатства или власти человек никогда не приходит один, вокруг него есть его соратники и сподвижники, родные и любимые, которые нередко стремятся во всей полноте воспользоваться открывшимися возможностями и помогают любимцу судьбы поскорее забыть о морали и благих побуждениях. Противостояние их аппетитам может стоить больших сил и огромного терпения. Быть одновременно богатым и моральным – непростое дело, оно требует мужества.
Чересчур мужественный человек, т. е, очень жизнестойкий, чрезвычайно волевой, становится, как правило, нечувствительным ни к своим, ни к чужим страданиям, делается непробиваемым. К тому же он нередко начинает требовать от других той же силы, которой обладает сам, и несправедливо осуждает всякого, кто не является такой же могучей скалой. Поэтому даже такое прекрасное качество как мужество хорошо в меру.

3. Патриотизм и гражданственность
Смысл слова «патриотизм» знаком каждому с детства, со школьной скамьи. (Быть может, только школа осталась сейчас тем островком в бушующем социальном море, где о патриотизме говорят и помнят.) Патриотизм – любовь к родине. Патриот – человек, который высоко ценит страну, в которой он родился и вырос, ее традиции, культуру, язык и который искренне желает стать на защиту своего отечества, если на него посягнут враги.
Слово «патриотизм» в равной степени относится как к большой родине – целостной державе, всему народу, так и к малой родине – к тем местам, в которых человек родился и вырос, где, быть может, он и ныне продолжает свой жизненный путь. Собственно, чувство большой родины и осознание патриотического долга перед ней практически всегда вырастает из эмоциональной приверженности малой родине – ближайшему окружению.
Патриотизм предполагает прежде всего заботу о благе своей родины. Люди, равнодушные к судьбам отечества, готовые в любой момент сменить его на другие края, никак не могут считаться патриотами. Забота – вещь повседневная, это постоянное прислушивание к биению сердца своей страны, непосредственное участие в ее событиях со стремлением внести свой вклад в улучшение дел.
Ответственность прямо связана с заботой. Конечно, абсолютное большинство рядовых граждан вряд ли могут в полной мере отвечать за те, в том числе негативные, события, которые происходят на пространствах их родины. Чувство ответственности – необходимый компонент патриотизма для любого человека, сколь низкое и незначительное социальное положение он ни занимал бы. Страдать страданиями родины и радоваться ее радостями – проявление того, что мы в ответе за то, что с ней происходит, осознание факта, что во всем происходящем есть и наш непосредственный вклад. Забота и ответственность предполагают труд, старание, усердие не только ради собственного процветания, но и ради процветания своей страны как целого.
В нормально развивающемся, относительно стабильном обществе патриотизм, как правило, свойствен большинству его членов. Он может не проявляться ежедневно и ярко, а существовать как фон повседневных дел и поступков. Люди погружены в свои частные дела, пока не приходят потрясения общенародного масштаба, взывающие к участию всех в решении коллективных задач. Ученые и дворники, врачи и парикмахеры, рабочие и актеры живут своей жизнью, не слишком часто вспоминая о судьбах отчизны и святом отечестве. Современная повседневность замешена на тенденциях интернационализации, терпимости к другим народам и культурам, и «цивильные граждане» проявляют патриотизм по большей части на футбольных матчах или в ситуации попрания прав соотечественников. Другой вопрос – армия. Патриотизм, высокий моральный дух войск, их гордость фактом служения отчизне были и остаются фундаментом армейских побед, поэтому патриотическая тема всегда присуща психологии военных.
Тот, кто любит родную страну, всегда стремится ее знать, понимать внутренние пружины ее развития, чтобы способствовать ее процветанию.
Уважение к родине – это стремление принять ее такой, как она есть, и постараться помочь ей. развернуть ее лучшие потенции. Горький анекдот о червячке, вылезающем из навоза и говорящем: «Родину не выбирают», – имеет под собой некоторые основания. Родину действительно не выбирают, мы появляемся там, где появились, и застаем себя в наличных условиях. Другой вопрос – как к этим условиям отнестись. Можно сказать: «Родина – уродина» и попытаться найти лучшее место под солнцем. А можно, не захлебываясь ложным пафосом, не хваля того, что недостойно похвалы, определить для себя: это моя страна, моя земля, моя судьба, и я попытаюсь сделать для нее все, что смогу.
Уважение к родине не означает слепого безоговорочного восхваления ее. Оно предполагает критику, анализ происходящего, в особенности, если эта критика порождена страдающим сердцем патриота. Но то же уважение требует категорического отказа от критиканства и издевательства, от истерических самообвинений и проклятий, посылаемых в адрес отцов и дедов.
Вопрос о патриотизме тесно переплетается с вопросом о гражданственности – о позиции населения страны по отношению к делам, творящимся в ней. Гражданственность означает активное участие во всем, что происходит в пределах отчизны. Как правило, гражданственность высока в демократических странах, где сформировалось в ходе истории гражданское общество – совокупность негосударственных организаций, осуществляющих самоуправление и влияющих на политику – на дела власти. В странах тоталитарного правления гражданственность чаще всего характерна для узких элитарных социальных групп (как не вспомнить русских декабристов!), а широкие массы активизируются только при крупных социальных катаклизмах – войнах и революциях, что прекрасно отражено в русской литературе, в частности в романах Л. Н. Толстого. В обычные периоды массы индифферентны и ведут вполне обывательскую, жизнь, далекую от гражданской и политической ангажированности.
В наши дни российским обществом уже долго владеет аномия – выраженная потеря интереса к сознательному участию в социальных процессах. Население ориентируется на лозунги: «Спасайся, кто может» и «Каждый за себя – один Бог за всех». Это тоже результат падения патриотизма и укрепления позиции, согласно которой надо только каяться в прошлых грехах и стараться не погибнуть в хаотическом водовороте истории. Впрочем, хочется надеяться, что это не навсегда. Гражданственность и патриотизм еще оживут и помогут стране и нам выбраться из пропасти, вновь обрести силы. Именно так обязывает нас думать любовь к родине, которая видит ее через призму лучших возможностей и дальнейших перспектив.

4. Добродетели коммуникации
К добродетелям коммуникации мы относим дружбу, товарищество и гуманность (человеколюбие).. Три названные добродетели относятся к сфере межличностных контактов и характеризуют тот круг человеческих отношений, которые не регулируются юридическими законами. Именно в моральной форме существует большинство матриц-представлений об истинной дружбе, истинном товариществе и истинном человеколюбии. Не что иное, как мораль придает реальным стихийно складывающимся отношениям и установкам статус нравственных качеств, добродетелей и даже идеалов поведения и переживания. Моралисты всех времен рассуждают об идеальной дружбе, о святых узах товарищества, об образцовой любви к людям.
Дружба – это благожелательные и добрые отношения, в которые люди вступают по обоюдному желанию как равные свободные личности, сохраняющие немалую долю автономии. Дружба не связана, как половая любовь, со страстным влечением, желанием слияния, с экзальтированной влюбленностью. Это гораздо более спокойное и уравновешенное отношение, глубоко уважительное к независимости другого человека. Разве что в детстве или ранней юности по накалу своих чувств, по горячей требовательности к другу дружба может напоминать любовь. В более старшем возрасте происходит дифференциация отношений, и за дружбой в отличие от любви остается область стабильности, устойчивости, надежности, лишенная взлетов и падений капризного эроса.
Дружат чаще всего люди одного пола: мужчины – с мужчинами, женщины – с женщинами. Возможна и дружба между мужчиной и женщиной, но если они хоть сколько-нибудь сексуально притягательны друг для друга, дружба, скорее всего, перейдет в любовь и станет одним из ее компонентов.
Дружба как глубоко личностное отношение рождается из несомненной взаимной привлекательности людей: из симпатии и интереса, который вызывает другая индивидуальность. У друзей, как хорошо говорит об этом английский моралист Клайв Льюис, всегда должно быть «о чем» дружить, им необходим предмет дружбы. И если влюбленные смотрят только друг на друга, то друзей привлекает предмет общего интереса. Это может быть профессиональный или спортивный интерес, общее хобби или приверженность к путешествиям, живое любопытство к политике или совместное творчество. У разных друзей разный круг общих интересов. Это может быть и общее дело, работа, бизнес. Но в дружбе общее дело – это фундамент избирательного благожелательного отношения, а не единственное его содержание. Если вместе с деловым разъединением кончается дружба, значит, ее как таковой и не было. Было лишь временное партнерство. Дружба рождается из совместного интереса, но не сводится к нему, а идет дальше – к интимным глубинам другой личности. Друг, занявшийся новым делом, может быть не менее, а даже более интересен, чем прежде. Он способен открыть нам новые горизонты, расширить наше сознание.
Дружба предполагает взаимное внимание и совместное времяпрепровождение. Дружба без контактов, без обмена мыслями, чувствами, впечатлениями, без интереса к тому, что происходит в жизни друга, просто абсурдна. Дружба, конечно, связана со взаимной помощью и взаимной поддержкой. Друг – это тот, кто выручит в беде, подставит плечо, это человек, на которого можно рассчитывать, кто не покинет и не предаст в случае опасности. Разумеется, такое понимание дружбы снимает с нее романтический флер абсолютно бескорыстного отношения. В жизненных перипетиях каждый из нас нередко нуждается в опоре, которую в наши дни человеку часто не могут дать ни община, ни семья. В развитом рыночном обществе личная дружба сильно потеснена деловыми партнерскими отношениями, которые акцентируют практическую, утилитарную сторону человеческих взаимосвязей и потому являются, по определению, временными. Партнерство рационально и прагматично, оно не предполагает интимных излияний и личностного признания, не терпит эмоциональных обязательств. Вот почему в западных странах так широко распространено посещение психоаналитиков. Психоаналитик заменяет друга, которому можно рассказать о себе и попросить помощи и поддержки. Правда, за подобное сбрасывание эмоций надо платить. При многих минусах жизни в современной России дружба в ней еще не перевелась, и для людей естественно в экстренных случаях и в тяжелые моменты идти не к психотерапевту, а к другу, который и поймет и поможет. Хочется надеяться, что в российской культуре и российской ментальности дружба и дальше будет оставаться одной из ведущих ценностей.
Отношения товарищества тоже предполагают доброжелательство и благорасположенность между людьми, но они означают куда большую внутреннюю дистанцию между сторонами-участниками. Если дружба – глубоко личный феномен и близких друзей всегда мало, то товарищество имеет в виду добрые контакты внутри достаточно широкого круга.
Первый вид товарищества формируется не на основе индивидуальной симпатии и притягивания подобных друг другу людей, а на основе судьбы, которая соединяет в потоке событий очень разных индивидов. При других условиях нынешние товарищи могли бы не найти общих путей, да и не искали бы их, но обстоятельства сложились так, что они оказались вместе, и это в чем-то случайное «вместе» делает их товарищами.
Товарищество возникает благодаря общей истории, связавшей разных людей. Так, можно говорить о школьном товариществе, о товарищах по работе, товарищах по оружию и даже о товарищах по несчастью. В этом случае товарищи проходят вместе некие этапы развития, помогают друг другу, сочувствуют, совместно решают возникающие проблемы, трудятся и борются. Важнейшая черта товарищества – осознаваемое всеми сторонами равенство. Товарищество, если брать его не в политическом, а в личностном смысле, часто означает существование совместных воспоминаний и планов, проекты коллективных действий, будь то развлечение или труд.
Второй вид товарищества базируется на общем деле, совместных профессиональных или иных интересах. Здесь товарищество может возникать уже не случайно, когда люди соединяются волею судьбы, а в результате сознательных усилий, целенаправленного подбора в единую команду совершенно конкретных индивидов. Так формируются политические организации, спортивные и творческие коллективы, научные лаборатории. Входящие в них люди являются одновременно товарищами и коллегами, товарищами и единомышленниками. При этом им вовсе не обязательно быть личными друзьями и делиться личными секретами.
Товарищество возможно лишь тогда, когда люди не находятся между собой в состоянии жесткой конкуренции.
Человеколюбие, или гуманность – это доброе отношение ко всем людям вообще и к каждому конкретному человеку в частности. Можно сказать, что это априорное, заведомое доброжелательство, предполагающее общую позитивную оценку человеческого рода как такового и выражающееся в приветливости и незлобивости.
Гуманность не равнозначна гуманизму, хотя тесно связана с ним. Гуманизм (как всякий «изм») – это, прежде всего, теоретический принцип, ментальное убеждение. А гуманность – характеристика переживания и поступка. Гуманность благоволит не к абстрактному человеку вообще, до которого не дотянуться, а к ближнему в прямом смысле слова: она сочувствует и помогает живым людям из плоти и крови, которые оказались рядом. Она помогает и дальним, если оказывается в силах сделать это, и не делит своих сиюминутных подопечных на достойных и недостойных. Этим она очень отличается от дружбы и товарищества, которые так или иначе избирательны, о чем я уже говорила.
В практическом отношении человеколюбие близко к христианскому милосердию, но оно присуще как верующим, так и неверующим. Практический гуманист добр и приветлив не ради Бога, а ради человека, в которого он верит и которому сопереживает. Гуманность помогает не только делом, но и словом, она вежлива и не говорит грубостей, не дразнит и не унижает. Можно сказать, что сталкиваясь с несправедливостью и злом, царящими в мире, гуманная личность страдает, но не падает духом, оптимистично полагая, что в людях заложены огромные возможности добра, что этому добру надо просто постоянно помогать – словом и делом.
Быть гуманным в реальном поведении нелегко. Для этого необходимы не только определенный позитивный взгляд на мир, но и устойчивые нравственные привычки, умение владеть собой, высокая степень саморегуляции. Не всем ведь дана от роду естественная доброта, тихая кротость, героический энтузиазм. Нас многое выводит из терпения, и тогда мы срываемся, бываем язвительными, резкими, беспощадными, говорим грубости, о которых потом приходится жалеть. Практическое человеколюбие – не просто наличное качество, но цель, к которой надо идти и которая принесет и другим людям, и ее искателю много реальной радости и ощущение выполненного долга.
В человеколюбии, несомненно, важно то, что оно не делает из человека Бога, не стремится поставить его над миром, провозгласить распорядителем вселенной. Практическая гуманность, как правило, благоволит даже к животным и растениям, видя в них не просто объекты познавательной и трудовой экспансии, но субъектов, с которыми можно на определенном уровне вступить в контакт. Настоящая гуманность одушевляет мир. И, конечно же, она всегда видит субъекта в человеке, уважает его права, его свободу и самостоятельность, стремясь лишь к гармонии между людьми – такими интересными и такими разными.

5. Любовь к семье
Семья – та форма человеческого общежития, которая сопровождает человека с древних времен до наших дней. В разных культурах в различные исторические периоды она имеет разную форму, несхожие принципы построения, порой весьма различную мораль, но практически всегда она выступает как психологическая и нравственная ценность. Семья – микрогруппа, ближайшее окружение человека, в рамках семьи индивид рождается и вырастает, мужает и взрослеет, здесь он получает фундаментальные основы своего мировоззрения и мировосприятия. Став совершеннолетним, взрослым, человек создает свою семью, рождает детей, повторяя социокультурный семейный цикл, чтобы в кругу своей семьи – с детьми и внуками – проживать свою зрелую жизнь и старость.
Любовь, дружба, привязанность, взаимопонимание между супругами, детьми и родителями, старшими и младшими поколениями – залог радостной и продуктивной человеческой жизни. Семья строится не только на принципе долга, который, конечно, присутствует в ее бытии, но и на любви – живом, постоянно вопроизводящемся чувстве. Любовь к семье, семейность – не только экзистенциальное состояние, вдохновляющее переживание, но и нравственная добродетель. Это как в случае с патриотизмом, когда душевно-чувственное вовсе не противоречит моральному, а, напротив, питает и поддерживает его.
Семейная жизнь включает в себя целый ряд отношений. Рассмотрим их.
1. Отношения между мужем и женой. Собственно, семья тогда и возникает, когда мужчина и женщина объединяют свои судьбы, чтобы жить вместе и продолжать род.
В прошлые времена особенно остро ставился вопрос о супружеской верности. Она считалась ярким проявлением любви к семье и порядочности человека. Мужская неверность часто не оценивалась как большой грех, в то время как женская неверность влекла за собой страшные кары. Жена как существо второго сорта не имела права на собственные желания, на свободу поведения, которые считались вполне нормальными и закономерными для мужа.
Со временем экономическое и социальное положение женщины в обществе изменилось, она стала равноправным партнером мужчины в экономическом и юридическом отношении, и это дало основание для большей свободы нравов. Супружеская неверность перестала считаться страшным моральным преступлением, и современная жизнь уже не порождает трагедий вроде трагедии Анны Карениной, когда неверная жена подвергается общественному остракизму. Тем не менее, перестав быть грехом, неверность отнюдь не сделалась добродетелью.
Любовь к жене (мужу) отнюдь не сводится к верности, которая всегда выступала на первый план. Любовь к другому супругу – это все те же забота, ответственность, уважение и знание, о которых мы уже говорили. Кроме того, это доброта и терпимость.
2. Отношения между детьми и родителями. Чадолюбие, забота о здоровье и благополучии детей, об их приспособленности к жизни, духовном и моральном развитии всегда считались важнейшими родительскими добродетелями. Родители созидают своих детей и физически, и социально. То, что подрастающее поколение понесет в мир, определяется не только сознательными усилиями родителей, но и тем семейным духом, который царит в маленьком семейном сообществе. Если это дух оптимизма, доброжелательности, уверенности и любви, то, скорее всего, ребенок вырастет хорошим и, в лучшем смысле слова, легким человеком: психологически здоровым и не страшащимся реальной жизни. Любовь, полученная в детстве, питает нас до самой старости, именно она оказывается тем светом, который озаряет даже самые тяжелые и темные наши дни.
К сожалению, современной семье все менее ведомо отношение братьев и сестер, поистине братское отношение, столь типичное для семей прошлых столетий. Од-нодетность практически стала нормой, а ребенку, который вырос один, конечно, не хватает старших и младших близких родственников.
В западных странах во многом потеснен институт дедушек и бабушек. Конечно, очень хорошо, что пожилые люди в развитых странах экономически обеспечены и независимы, мы, россияне, можем только мечтать об этом. Но оборотной стороной независимости является холодность взрослых детей к своим престарелым родителям, внуков – к дедам и наоборот. Становятся все менее значимыми, уходят в прошлое традиции семьи, достоинство рода, семейная гордость. А ведь они были прекрасными, если, конечно, не переходили в необоснованную заносчивость и кичливость.
Несмотря на фиксируемый специалистами кризис семьи, на массовость разводов и множество матерей-одиночек, идеалы семейности все-таки не утрачены. В сущности, каждый человек хочет, чтобы его любили родители, хочет иметь хорошую жену или мужа, славных детей и гордиться тем, что он способен заботиться обо всех своих близких. Любовь к семье остается признанной добродетелью, желанной и сулящей много радости. Это заставляет с надеждой смотреть в будущее.

Литература
1. Апресян Р.Г. От "дружбы" и "любви" – к "морали": об одном сюжете в истории идей // Этическая мысль. –М.: ИФРАН, 2000. – С. 182-194.
2. Артемьева О.В. Забота // Этика: Энциклопедический словарь. – М., 1997.
3. Артемьева О.В. Человек * мужчина + женщина // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. 1991. –М.: Политиздат, 1992. –С. 345-351.
4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. –М.: Гардарика, 2000. –  С. 9–31.
5. Золотухина-Аболина Е. В.  Курс лекций по этике: – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 384 с.

(28.8 KiB, 35 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!