Диплом. Бухгалтерский учет в ООО Лайн - Часть 2

Глава I. Методологические и теоретические основы учета и анализа реализации продукции (работ, услуг)

1.1. Нормативная база бухгалтерского учета реализации продукции (работ, услуг).

Бухгалтерский учет на предприятии организуется в соответствии с Федеральным законом РФ «О бухгалтерском учете» и Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ в части, не противоречащей данному закону. Законодательные акты отражают правила, принципы и обязательность ведения учета, предусматривают деление бухучета по отдельным направлениям.

Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ содержит информацию о порядке организации и ведения учета на предприятиях РФ, а также о составлении и представлении ими отчетности.

Положение содержит четыре раздела:

1. Общие положения.

2. Основные правила ведения бухгалтерского учета.

3. Организация бухгалтерского учета.

4. Бухгалтерская отчетность.

В первом разделе освещаются задачи бухгалтерского учета указывается на обязательность ведения учета на предприятиях путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения хозяйственных операций в денежном и натуральных измерителях.

Предприятиям дано право самостоятельно выбирать организационную форму ведения бухгалтерского учета; разрабатывать систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля; выделять на отдельный баланс различные производства, хозяйства, входящие в состав предприятия, а также филиалы, представительства, отделения и другие подразделения.

Во втором разделе отмечается о необходимости соответствия ведения бухгалтерских записей Плану счетов бухгалтерского учета. Большое внимание в этом разделе уделено системе документирования, применению первичных документов и учетных регистров.

Кроме того, приводятся правила оценки имущества, обязательств и хозяйственных операций, а также рассмотрены материалы проведения инвентаризации имущества предприятий.

В третьем разделе отражаются правила организации бухгалтерского учета. При этом указывается, что в первую очередь несет ответственность за ведение учета руководитель предприятия, поэтому он обязан создать необходимые условия для правильной организации и ведения бухгалтерского учета, назначать на должность главного бухгалтера специалиста, имеющего соответствующее образование и определенный опыт работы.

К нормативным документам, регулирующим бухгалтерский учет относят стандарты, которые утверждаются соответствующими органами и являются обязательными по исполнению для всех субъектов рынка. Стандарты отражают организацию учета, отчетности и определяют учетную политику. К ним относится План счетов бухгалтерского учета.

Реализация — это отчуждение имущества, т. е. передача права собственности на него в результате сделки купли-продажи, поставки, мены, подряда, услуги и других, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ). Еще более определенно об этом сказано в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ): «Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - и на безвозмездной основе» (п. 1 ст. 39).

В соответствии со ст. 48, 49 ГК РФ организация как юридическое лицо обладает правоспособностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные права. Правоспособность организации неделима, филиалы и представительства не являются юридическими лицами и только выполняют функции и представляют интересы юридического лица, действуют по его доверенности и в его интересах (ст. 55 ГК РФ). Еще более четко это определено в ст. 83 ПК РФ: «Организация, в состав которой входят филиалы и (или) представительства... обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе, как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего филиала и (или) представительства и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств». Совершенно очевидно, что НК РФ рассматривает организацию как единого налогоплательщика: «...филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций выполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации» (ст. 19 НК РФ).

Вступающее в силу с 1 января 2000 г. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом МФ РФ от 06.05.99 № 32н, вносит существенные изменения в понятие реализации и признания доходов от реализации товаров (работ, услуг), а также в оценку дохода от реализации, учет бартерных сделок, исполнения договора коммерческого кредита, суммовых разниц или реализации на условии «валютной привязки цен» и т. д.

Нормы бухгалтерского законодательства, касающиеся оценки доходов от реализации, признания момента реализации, специфики учета реализации в рамках исполнения отдельных хозяйственных доходов, далеко не всегда соответствуют предписаниям налогового права. И здесь на методику бухгалтерского учета, прежде всего, оказывает влияние принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности, согласно которому в учете должно обеспечиваться соответствие двух финансовых потоков - расходов и доходов организаций и их сопоставление в рамках конкретных отчетных периодов.

Этот принцип нормативно определен как допущение, согласно которому предполагается, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденного приказом МФ РФ от 09.12.98 № 60н). Это означает, что, исчисляя финансовый результат деятельности, организация должна списывать расходы, связанные с реализацией товаров (работ, услуг), в уменьшение доходов, которые были получены благодаря указанным затратам.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, устанавливает ПБУ 9/99, в п. 2 которого впервые дано нормативное определение понятия «доходы».

1.2. Характеристика предприятия ООО «Лайн»

ООО «Лайн» создано на принципах Общества с ограниченной ответственностью (в дальнейшем именуется Обществом) и действует на основании ГК РФ, Закона «Об Обществах с ограниченной ответственностью» и учредительного договора. Общество является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, которые приобретает с момента его государственной регистрации, а именно 20 июня 1995 года.

Общество обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, действует на основе полной хозяйственной самостоятельности, самофинансирования и самоокупаемости.

Общество имеет расчетный счет, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Общество создано в целях:

а) производства промышленной продукции;

б) торговой и посреднической деятельности;

в) оказание транспортных и складских услуг;

г) оказание платных услуг организациям и населению в области современного сервиса, обслуживания…

Для осуществления своих целей общество занимается производством металлоизделий, ведет торгово-закупочную деятельность.

Общество самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги, необходимости обеспечения производимого и социального развития общества, повышения личных доходов его работников.

Отношения общества с предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах деятельности строятся на основе договоров. Общество свободно в выборе предмета договора, определении обязательств, любых других условий хозяйственных взаимоотношений, не противоречащих действующему законодательству. В своей деятельности общество учитывает интересы потребителя и его требования к качеству продукции, работ, услуг.

Общество на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о движении цен организует материально-техническое обеспечение собственного производства путем приобретения товаров и ресурсов на рынке товаров и услуг.

Общество реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам согласно действующего законодательства.

Учредителем ООО «Лайн» является физическое лицо, которое управляет предприятием.

Схема управления ООО « Лайн»

В ООО «Лайн» ответственность за организацию бухгалтерского учета возложена на руководителя организации. В его обязанности входит создание необходимых условий для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечение обязательного выполнения всеми службами требований главного бухгалтера в части порядка оформления и предоставления для учета документов и сведений.

Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельной службой, возглавляемой главным бухгалтером. ООО «Лайн» ведет журнально-ордерную форму учета.

Среднесписочная численность ООО « Лайн» в 1999 году составила 10 человек, за 9 месяцев 2000 года – 12 человек.

Уставной капитал 100% принадлежит физическому лицу.

1.3. Методология учета и анализа реализации продукции (работ, услуг).

Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности предприятия.

1. Документация - это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.

Документация является одной из основных отличительных особенностей бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами.

Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям (они должны быть достоверными, ясными, объективными и др.). При организации учета с помощью вычислительных машин роль первичных документов выполняют машинные носители информации (магнитные ленты, диски и др.), удостоверяющие факт выполнения хозяйственной операции. От качества первичных документов в значительной мере зависит качество всего бухгалтерского учета.

2. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия.

Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное строительство, товары торговых предприятий и др.

Инвентаризация проводится в установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, по требованию аудиторов, следственных органов и т. п.

3. Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая — из каких источников они возникли.

Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой - по источникам его образования.

Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.

4. Система счетов и двойная запись - прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет - это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным экономическим признакам.

Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных суммах.

5. Оценка представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и правильность оценки имущества предприятия и его источников имеют важнейшее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

В целях сопоставимости оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться единообразно во всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства показываются по остаточной стоимости с указанием также их первоначальной стоимости и износа основных средств; нематериальные активы - также по остаточной стоимости с указанием их по первоначальной стоимости и износа нематериальных активов; производственные запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления; готовая продукция - по фактической производственной стоимости и т. д.

6. Калькуляция - способ группировки затрат и определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) - способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).

7. Отчетность предприятия представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период (месяц, квартал).

Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния предприятия, подготовки, обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки положения предприятия на рынке.

Способы и приемы бухгалтерского учета, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения обеспечиваются непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение в системном бухгалтерском учете учитываемых объектов в денежном, трудовом и натуральном измерителях (показателях), однородная группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Взаимосвязанное отражение этого имущества, источников его формирования и хозяйственных операций при помощи метода двойной записи на счетах, периодическое сопоставление фактического наличия имущества и обязательств с учетными данными позволяют получить достоверные итоговые систематизированные отчетные показатели. Все это создает систему бухгалтерского учета.

Что касается методологии учета реализации продукции, работ, услуг, то реализация продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами или путем свободной продажи через розничную торговлю. Реализация продукции (работ, услуг) производится организациями по следующим ценам:

- по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС;

- по государственным регулируемым оптовым ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС (продукция топливно-энергетического комплекса и услуги производственно-технического назначения);

- для продажи товаров населению и оказания ему услуг — по государственным регулируемым розничным ценам (за вычетом в соответствующих случаях торговых скидок, скидок сбыту и опту) и тарифам, включающим НДС.

Расчеты по межреспубликанским поставкам товаров (работ, услуг) с государствами, подписавшими договор об Экономическом Сообществе, осуществляют по ценам и тарифам, увеличенным на сумму НДС.

При установлении отпускных цен указывается франке, т.е. за чей счет производится оплата расходов по поставке продукции от поставщика до покупателя. Франко-станция назначения означает, что расходы по поставке продукции покупателю оплачивает поставщик, и они включаются в отпускную цену. Франко-станция отправления означает, что поставщик оплачивает расходы только до погрузки готовой продукции в вагоны. Все же остальные расходы по перевозке готовой продукции (оплата по железнодорожному тарифу, водного фрахта и т.д.) должны оплачиваться покупателем.

Основанием для отгрузки готовой продукции покупателям или отпуска ее со склада служат обычно приказы отдела сбыта (маркетинга) организации. На основании накладных, товарно-транспортных накладных, железнодорожных накладных и других документов на отпуск продукции на сторону в финансовом отделе или при его отсутствии в бухгалтерии выписывают в нескольких экземплярах платежное требование для расчетов с покупателями через банк с выделением сумм НДС. При отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, не являющихся объектом налогообложения по НДС, расчетные документы и реестры выписываются без выделения сумм НДС и на них делается надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Платежные требования должны быть выписаны поставщиком и сданы в банк на инкассо (т.е. с поручением получить платеж от покупателя) не позднее следующего дня после отгрузки или сдачи готовой продукции грузополучателю. Второй экземпляр платежного требования отправляется покупателю для оплаты.

Данные платежных поручений ежедневно записываются в ведомость учета и реализации продукции (работ, услуг) (ф. № 16 или 16а). В ведомости указываются дата и номер платежного требования, наименование поставщика, количество отгруженной продукции по ее видам, суммы, предъявляемые по счетам, и отметка об оплате счетов. Ведомость — форма аналитического учета отгруженных товаров. Готовая продукция в ведомости отражается по учетным и отпускным ценам. Ведомость ф. № 16 используется при определении выручки по отгрузке, а ф. № 16а - при определении выручки по оплате. Оперативный учет отгрузки ведется в отделе маркетинга (сбыта) в специальных карточках, книгах или журналах, а при использовании ЭВМ - в ежедневно составляемых машинограммах отгрузки продукции.

Порядок синтетического учета реализации продукции зависит от выбранного метода учета - реализации продукции для налогообложения. Организациям разрешается определять выручку от реализации продукции для налогообложения либо по моменту оплаты отгруженной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, либо по моменту отгрузки продукции и предъявления платежных документов покупателю (заказчику) или транспортной организации. В бухгалтерском учете продукция считается реализованной в момент ее отгрузки (в связи с переходом права собственности на продукцию к покупателю). Поэтому при обоих методах реализации продукции для налогообложения отгруженная или предъявленная покупателям готовая продукция по ценам реализации (включая НДС и акцизы) отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками и кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Одновременно себестоимость отгруженной или предъявленной покупателю продукции списывается в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» с кредита счета 40 «Готовая продукция». С суммы выручки организации исчисляют налог на добавленную стоимость и акцизный налог (по установленному перечню товаров).

При методе реализации «по отгрузке» сумма начисленного НДС отражается по дебету счета 46 и кредиту счета 68 «Расчеты с бюджетом». Этой проводкой отражается задолженность организации перед бюджетом по НДС, которая затем погашается перечислением денежных средств бюджету (дебет счета 68, кредит счетов денежных средств).

При методе реализации «по оплате» задолженность организации перед бюджетом по НДС возникает после оплаты продукции покупателем. Поэтому после отгрузки продукции покупателям организации отражают сумму НДС по реализованной продукции по дебету счета 46 и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Поступившие платежи за реализованную продукцию отражают по дебету счета 51 «Расчетный счет» и других счетов с кредита счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». После поступления платежей организации, применяющие метод реализации «по оплате», отражают задолженность по НДС перед бюджетом:

Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом». Погашение задолженности перед бюджетом по НДС оформляют проводкой:

Дебет счета 68 «Расчеты с бюджетом»;

Кредит счетов 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет» и др.

Если договором поставки обусловлен отличный от общего порядка момент перехода права владения, пользования и распоряжения отгруженной продукцией и риска случайной гибели от организации к покупателю, то для учета такой отгруженной продукции используют счет 45 «Товары отгруженные». При отгрузке указанной продукции она списывается с кредита счета 40 «Готовая продукция» в дебет счета 45 «Товары отгруженные».

После получения извещения о передаче права владения и распоряжения отгруженной продукцией покупателю поставщик списывает ее с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)». Одновременно стоимость продукции по цене реализации (включая НДС и акцизы) отражается по кредиту счета 46 и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Исчисленная по реализуемой продукции сумма НДС отражается по дебету счета 46 в зависимости от применяемого организацией метода реализации по кредиту счетов 68 или 76. При использовании счета 76 после оплаты реализованной продукции покупателями начисленная сумма НДС списывается с дебета счета 76 на кредит счета 68.

На счете 45 «Товары отгруженные» указываются также готовые изделия и товары, переданные другим предприятиям для реализации на комиссионных и иных подобных началах. При отпуске таких изделий и товаров они списываются с кредита счетов 40 «Готовая продукция» и 41 «Товары» в дебет счета 45 «Товары отгруженные». При поступлении извещения от комиссионера о реализации переданных ему изделий и товаров они списываются с кредита счета 45 «Товары отгруженные» в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» с одновременным отражением по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Стоимость сданных работ и оказанных услуг списывается по фактической или нормативной (плановой) себестоимости с кредита счета 20 «Основное производство» или 37 «Выпуск продукции (работ, услуг)» в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» по мере предъявления счетов за выполненные работы и услуги. Одновременно сумму выручки отражают по кредиту счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В последнее время широко применяется предварительная оплата намечаемой к поставке готовой продукции, оговоренная в договорных условиях, при которой поставщик выписывает счет-фактуру и направляет ее покупателю. После получения этого документа покупатель платежным поручением переводит поставщику сумму платежа за продукцию. При предоплате сумму поступивших платежей отражают в бухгалтерском учете до момента отгрузки продукции как кредиторскую задолженность и оформляют бухгалтерской записью:

Дебет счета 51 «Расчетный счет»;

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». После отгрузки продукции она считается реализованной и списывается в дебет счета 62 с кредита счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».

Если предварительная оплата выступает в форме авансового платежа и непосредственно не связана с конкретным счетом-фактурой, поступившие платежи отражают по кредиту счета 64 «Расчеты по авансам полученным».

Покупатель может отказаться от оплаты отгруженной в его адрес продукции, если груз послан ошибочно, с нарушением сроков поставки, качество продукции низкое, и по другим причинам. В этом случае в бухгалтерии поставщика составляют обратные записи по отгрузке продукции:

Дебет счета 40 «Готовая продукция»;

Кредит счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»;

Дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»;

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». При любом методе учета реализации продукции предприятия уплачивают НДС и акцизы. Объекты налогообложения по НДС — обороты по реализации товаров, выполненных работ и услуг и товары, ввозимые на территорию РФ.

Ставка налога на добавленную стоимость взимается в следующих размерах:

10% — по продовольственным товарам (кроме подакцизных) и товарам для детей по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ;

20% — по остальным товарам (работам, услугам), включая подакцизные продовольственные товары.

Исчисленную сумму НДС по реализованной продукции оформляют следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)»;

Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость».

Объект обложения акцизами — оборот по реализации подакцизных товаров собственного производства, включая их реализацию государствам - членам Содружества Независимых Государств. Для определения облагаемого оборота принимается стоимость подакцизных товаров, исчисленная исходя из:

- свободных отпускных цен с включением в них суммы акциза;

- регулируемых цен (за вычетом торговых скидок), сниженных на сумму НДС по расчетной ставке 16,67%.

Учет расчетов с бюджетом по акцизам осуществляют на счете 68 «Расчеты с бюджетом», субсчет «Расчеты по акцизам». На сумму акциза в составе выручки дебетуют счет 46 «Реализация продукции (работ, услуг)» и кредитуют счет 68, субсчет «Расчеты по акцизам». Перечисление акциза отражают по дебету счета 68, субсчет «Расчеты по акцизам», и кредиту счета 51 «Расчетный счет».

Учет при использовании счета 36 «Выполненные этапы по незавершенным работам» имеет некоторые особенности.

Организации, осуществляющие работы долгосрочного характера (строительные, научные, проектные, геологические и др.), могут признавать реализацию работ и услуг (а, следовательно, и прибыль):

- в целом за законченную и сданную заказчику работу;

- по отдельным этапам выполненной работы.

Первый вариант является традиционным, учет реализации продукции осуществляется по одному из вышеизложенных методов учета реализации продукции, работ, услуг. При втором варианте расчеты осуществляются по законченным этапам или комплексам, имеющим самостоятельное значение, или организация авансируется заказчиком до полного окончания работ в размере договорной стоимости. При втором варианте используется счет 36 «Выполненные этапы по незавершенным работам». По дебету этого счета учитывают стоимость законченных организацией этапов работ, принятых в установленном порядке и отражаемых по кредиту счета 46. Одновременно затраты по законченным и принятым этапам работ списываются с кредита счета 20 на дебет счета 46. Суммы поступившей оплаты отражают по дебету счетов учета денежных средств с кредита счета 64 «Расчеты по авансам полученным».

По окончании всех этапов работы оплаченную заказчиком стоимость этапов списывают со счета 36 в дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Стоимость полностью законченных работ, учтенную на счете 62, списывают на сумму полученных авансов в дебет счета 64 и на сумму, полученную в окончательный расчет, в дебет счетов по учету денежных средств.

В процессе анализа необходимо изучить изменения не только в объеме производства товарной продукции, но и в объеме ее реализации. От объема продаж зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.

Анализ реализации продукции проводится за каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его фактические данные сравниваются с плановыми, предшествующими периодами, рассчитываются процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста за анализируемый отрезок времени, абсолютное значение одного процента прироста.

На изменение объема продаж влияют многочисленные факторы:

• изменение отгрузки продукции,

• изменение остатков готовой продукции на начало года,

• изменение выпуска товарной продукции,

• изменение остатков готовой продукции на конец года,

• изменение остатков товаров, отгруженных на начало и конец анализируемого периода,

• сроки оплаты, которые не наступили,

• не оплаченные в срок покупателями,

• на ответственном хранении у покупателей.

Возможны два варианта методики анализа реализации продукции. Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь вид:

ГПн + ТП = РП+ ГПк.

Отсюда:

РП = ГПн + ТП - ГПк.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать так:

ГПн + ТП + ОТн = РП + ОТк + ГПк,

РП = ГПн + ТП + ОТн - ОТк - ГПк,

где ГПн, ГПк - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП - стоимость выпуска товарной продукции;

РП - объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции на начало и конец периода, неоплаченные покупателями.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с плановыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции.

Отрицательное влияние на объем продаж могут оказать следующие факторы; уменьшение остатков готовой продукции на складах предприятия на начало года и увеличение их на конец года, а также рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые не поступила еще на расчетный счет предприятия. В процессе анализа выясняют причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателями и разрабатывают конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получению выручки.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. В условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОП пл) и его недовыполнением (ОП н) на плановый объем (ОП пл):

ОП пл - ОП н 8000-800

К д.п = ———————————— = ————— = 0,9, или 90%

ОП пл 8000

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д.

Особое внимание при анализе реализации обращают на выполнение обязательств по кооперированным поставкам и по экспорту продукции. В процессе анализа изучают также причины увеличения неоплаченных остатков продукции, отгруженной покупателям. Если сроки оплаты ее еще не наступили, то это нормальное явление. Просроченная задолженность покупателей за товары затрудняет финансовое состояние предприятия, поэтому надо принимать все возможные меры для ее взыскания.

Следующий этап анализа - изучение влияния факторов на выпуск товарной продукции предприятия, а, следовательно, и на объем ее реализации. Объем производства товарной продукции на промышленных предприятиях зависит от многочисленных и разнообразных факторов. По экономическому содержанию их можно объединить в три группы:

- обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

- обеспеченность предприятия основными фондами, в том числе машинами и оборудованием, и эффективность их использования;

- обеспеченность предприятия сырьем и материалами и эффективность их использования.

Глава 2. Организация учета и анализа реализации продукции, (работ, услуг) ООО «Лайн»

2.1. Бухгалтерский учет реализации продукции, (работ, услуг) ООО «Лайн»

Определение факта реализации – один из важнейших элементов учетной политики предприятия, так как именно от правильности определения момента реализации зависит правильность исчисления основных налогов – налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог и других налогов, связанных с реализацией.

В Учетной политике ООО « Лайн» записано: «…Моментом реализации продукции, (работ, услуг) в бухгалтерском учете считать по факту отгрузки и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Такой порядок предусмотрен в Указаниях по заполнению форм годовой бухгалтерской отчетности за 1995 год, утвержденных приказом Минфина РФ от 19 октября 1995 года №115, и конкретизирован в Указаниях по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 году, утвержденных приказом Минфина РФ от 27 марта №31.

Для целей налогообложения считать выручку по мере поступления денежных средств на расчетный (валютный) или иной счет либо в кассу предприятия за отгруженную продукцию, либо поступило имущество по товарообменным операциям, либо произведен зачет взаимных требований (и 13 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.92 №552, с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Правительства РФ от 01.07.95 №661; письмо Госналогслужбы России от 05.01.96 №ПВ-4-13/ 34)».

Израсходованные материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо и др.) отражать в учете по себестоимости последних по времени закупок партий материальных ресурсов (метод ЛИФО). Учитывать выпуск продукции, (работ, услуг) без использования счета 37 «Выпуск продукции, (работ, услуг)». ООО «Лайн» ведет учет хозяйственных операций следующим образом.

Таблица 1

Учет хозяйственных операций ООО «Лайн»

Изменение выручки от реализации продукции (4091-5270 = -1179) и величины себестоимости реализованной продукции (3405-4387= -982) заносим в Справку о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Расчета налога от фактической прибыли».

Для более крупного предприятия должна быть также рассчитана прибыль от прочей реализации, то есть должен быть произведен расчет для корректировки прибыли в остатках отгруженного, но не оплаченного прочего имущества (основных средств, материалов и т.д.).

Полученную прибыль от реализации продукции (работ, услуг) в целях налогообложения следует откорректировать на величину затрат и расходов, списанных в себестоимость сверх установленных лимитов, норм и нормативов.

Далее следует проанализировать содержание записей на счете 80 «Прибыли и убытки», выявить расходы и доходы, отнесенные в бухгалтерском учете на финансовые результаты, но не принимаемые при формировании прибыли для целей налогообложения, а также определить доходы, не подлежащие отнесению на счет 80 «Прибыли и убытки» согласно правилам бухгалтерского учета, но учитываемые в составе внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли в соответствии с Законом РФ от 27.12.91. « О налоге на прибыль предприятий и организаций» (с последующими изменениями и дополнениями). Откорректированная таким образом прибыль будет показана на строке 1 расчета налога от фактической прибыли.

Можно при определении прибыли идти прямым путем, т.е. прибыль, полученная на счетах бухгалтерского учета, подлежит корректировке на изменение прибыли в остатках отгруженной, но не оплаченной продукции: балансовая прибыль увеличивается на прибыль в остатках на начало отчетного периода и уменьшается на величину прибыли в остатках на конец отчетного периода.

При определении прибыли прямым путем рекомендуется в аналитическом учете на счете 62 выделять суммы начисленного налога на добавленную стоимость акцизов, а также себестоимости отгруженной продукции.

Как видно из бухучета ООО «Лайн» при окружении организаций для целей налогообложения по моменту оплаты для исчисления налогов, связанных с реализацией, недостаточно данных по счету 46 «Реализация продукции (работ, услуг)», так как для исчисления этих налогов учитывается «оплаченная» реализация.

Это вынуждает организации, определяющие реализацию для целей налогообложения по моменту оплаты, для правильного исчисления налогов разграничивать в аналитическом учете «оплаченную» и «неоплаченную» реализацию, что, безусловно, прибавляет работы бухгалтерам, делает учет очень трудоемким, возникает возможность допуска ошибок.

2.2. Анализ реализации продукции (работ, услуг).

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса потребителей высококачественной продукцией. Качество выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг) – в дальнейшем – продукции – определяется потребностями рынка, производственно-техническими возможностями предприятия и эффективностью использования его ресурсов.

Реализуя продукцию, предприятие возмещает затраты на ее изготовление и сбыт, и получает прибыль, служащую источником технического и социального развития. Несвоевременная реализация продукции наносит ущерб не только производителю, но и предприятию – потребителю, вызывая нарушения их нормальной деятельности.

Анализ проводится по данным работы за год. Показатели прошлого года приведены в сопоставлении с показателями отчетного года с помощью индексации цен. Плановые показатели разрабатываются соответствующим субъектом самостоятельно для внутреннего пользования.

Анализ выполнения плановых показателей позволяет ответить на вопрос: получило ли предприятие то, что планировало получить? Если нет, то кто виноват – плохая работа или плохое планирование?

Анализ всегда должен отвечать на три вопроса:

• Что произошло?

• Почему произошло?

• Что и как надо делать в дальнейшем?

Ответы на первые два вопроса дают только констатацию фактов. Самый важный – третий вопрос. В ответе на него заключается смысл анализа деятельности предприятия.

Анализ хозяйственно-финансовой деятельности должен отвечать определенным требованиям и быть:

• объективным и достоверным;

• комплексным и системным;

• перспективным и прогностичным;

• оперативным и своевременным;

• конкретным.

В качестве примера приведем тематический анализ деятельности ООО «Лайн».

Анализ доходности (рентабельности).

Рентабельность представляет собой доходность (прибыльность) производственно-торгового процесса. Ее величина измеряется уровнем рентабельности. Уровень рентабельности организации, занимающейся производством продукции, определяется процентным отношением прибыли от реализации продукции к себестоимости продукции:

Итого по прибыли от реализации продукции:

819 - 138,6 + 18,9 = 699,3 тыс. руб.

Разница в 0,7 тыс. руб. с цифрой 70 тыс. руб. объясняется округлением цифр при расчете.

4. Рост прибыли от прочей реализации на 7 тыс. руб. – со 18 до 25 тыс. руб. - увеличил балансовую прибыль на 7 тыс. руб.

5. Рост доходов от внереализационных операций на 3,5 тыс. руб. - с 3 до 6,5 тыс. руб. - повысил прибыль на 3,5 тыс. руб.

6. Рост расходов по внереализационным операциям на 5 тыс. руб. - с 1 до 1,5 тыс. руб. - снизил прибыль на 0,5 тыс. руб. Итого по балансовой прибыли:

69,93 + 7 + 3,5 – 0,5 =79,93 тыс. руб.

Разница в 00,7 тыс. руб. с цифрой 80 тыс. руб. произошла за счет округления цифр.

7. Рост суммы налогов, оплачиваемых из прибыли, на 30 тыс. руб. - с 300 до 330 тыс. руб. - снизил сумму чистой прибыли на 30 тыс. руб. Итого по чистой прибыли:

79,93 – 30 = 49,93 тыс. руб.

Разница в 0,7 тыс. руб. с цифрой 50 тыс. руб. произошла за счет округления цифр.

Отрицательным результатом работы является снижение уровня рентабельности по сравнению с прошлым годом на 0,36% - с 24,36 до 24,0% - и по сравнению с планом на 1,25% - с 25,25 до 24,00%. Это означает, что хозяйствующий субъект получил прибыли на каждый рубль затрат в производство продукции меньше по сравнению с прошлым годом на 36 коп. и по сравнению с планом - на 1 руб. 25 коп.

Таким образом, величина упущенной выгоды (т.е. величина недополученной прибыли) составила по сравнению с прошлым годом 15,3 тыс. руб. ((- 0,36 * 4250) / 100) и по сравнению с планом - 53,13 тыс. руб. ((-1,25 * 4250) / 100).

Анализ выполнения плановых данных показал, что план чистой прибыли перевыполнен на 26 тыс. руб. (720 – 694) или на 3,7%. Это положительно характеризует работу ООО «Лайн» и работников финансовой службы. Снижение уровня рентабельности произошло за счет роста уровня себестоимости продукции. На величину себестоимости влияют различные факторы, которые можно свести в две группы.

Первая группа - внешние факторы, отражающие общий уровень развития экономики страны и не зависящие от деятельности хозяйствующего субъекта. Влияние этой группы факторов проявляется в уровне цен на сырье, товары, материалы, оборудование, энергоносители, тарифах на транспорт, воду и другие материальные услуги, ставках арендной платы, нормах амортизационных отчислений, отчислений на государственное социальное страхование, на медицинское страхованию и др.

Вторая группа - внутренние факторы, непосредственно связанные с результатами деятельности хозяйствующего субъекта, с предпринимательской активностью. К этим факторам относятся объем выручки от реализации, формы и системы оплаты труда, повышение производительности труда, улучшение использования основных фондов и оборотных средств и т.п.

Анализ себестоимости целесообразно проводить в двух направлениях: изучение общего уровня себестоимости и факторов, влияющих на размер всех или большинства элементов затрат; анализ отдельных видов затрат с целью выявления резервов экономии по конкретным элементам затрат. На уровень себестоимости продукции большое влияние оказывает выручка от реализации продукции. Все затраты по отношению к объему выручки можно разделить на две группы: условно-постоянные и переменные.

Условно-постоянными называются затраты, сумма которых не меняется при изменении выручки от реализации продукции. К этой группе относятся: арендная плата; амортизация основных фондов; износ нематериальных активов; износ материальных и быстроизнашивающихся предметов; расходы по содержанию зданий, помещений; услуги сторонних предприятий и организаций; затраты по подготовке и переподготовке кадров; затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства; отчисления в ремонтный фонд; отчисления на обязательное страхование имущества и другие виды затрат. Условно-постоянные затраты анализируются по абсолютной сумме.

Переменные затраты - это затраты, сумма которых изменяется пропорционально изменению объема выручки от реализации продукции. Эта группа включает: расходы на сырье; транспортные расходы; расходы на оплату труда; топливо, газ и электроэнергию для производственных целей; расходы на тару и упаковку; отчисления на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование, в фонд занятости и др. Переменные затраты анализируются путем сопоставления уровней затрат в процентах к объему выручки.

График 1. Графики рентабельности ООО «Лайн»: а) зависимость абсолютных показателей; б) зависимость относительных показателей

Деление затрат на условно-постоянные и переменные позволяет четко показать зависимость между выручкой от реализации продукции, себестоимостью и размером прибыли от реализации продукции. Эта зависимость выражается с помощью графика рентабельности (См. график 1).

Точка К на графике 1 является точкой безубыточности. Она показывает ту предельную сумму выручки от реализации продукции в стоимостной оценке (Оm) и в натуральных единицах (Оn), ниже которой деятельность хозяйствующего субъекта будет убыточной, так как линия себестоимости выше линии выручки от реализации продукции. Графики рентабельности представляют простой и эффективный метод, позволяющий подойти к решению таких сложных проблем, как: что случится с прибылью, если выпуск продукции или выручка от реализации уменьшится? Что случится с прибылью, если цена будет увеличена, себестоимость снижена, а реализация упадет? Главная задача построения графика рентабельности заключается в определении точки безубыточности - точки, для которой сумма полученной выручки равна сумме себестоимости.

Расчет точки безубыточности можно производить аналитическим методом. Он заключается в определении минимального объема выручки от реализации продукции, при котором уровень рентабельности будет больше 0%.

Ипост * Т

Tmin = ------------------------ , где

Т - Ипер

где Tmin - минимальный объем выручки, при которой уровень рентабельности больше 0%, руб.;

Ипост - сумма условно-постоянных затрат, руб.;

Ипер - сумма переменных затрат, руб.;

Т - выручка от реализации продукции, руб.

Анализ влияния изменения суммы выручки на уровень себестоимости приведен в табл. 3.

По данным табл. 3 можно определить, что минимальный объем выручки прошлого года, превышение которого ведет к росту рентабельности, составляет:

93000 * 58000

Tmin = ----------------------- = 19060 тыс. руб.

58000 – 29700

Данные таблицы показывают, что уровень себестоимости в процентах к выручке в прошлом году с учетом суммы выручки отчетного года должен составить 65,97%, в том числе по условно-постоянным затратам - 14,76% (930/6300*100) и по переменным затратам - 51,21%.

Рост выручки на 50 тыс. руб. должен понизить уровень себестоимости за счет условно-постоянных затрат на 1,27% - с 16,03 до 14,76%, а сумму себестоимости - на 80,01 -тыс. руб. ((-1,27*6300) / 100 = - 80,01 тыс. руб)

Следовательно, рост себестоимости за отчетный год на 0,22% - с 67.24 до 67,46%, или на 13,86 тыс. руб., был обусловлен следующим.

1. Рост выручки снизил уровень себестоимости на 1,27%, а сумму - на – 808 тыс. руб.

2. Действие других факторов, характеризующих использование материальных и денежных средств, увеличило уровень себестоимости на 1,49% и сумму - на 93,87 тыс. руб.

Итого - 1,27 + 1,49 = 0,22%;

- 80,01 + 93,87 = 13,86 тыс. руб.

Для расчета минимального объема продажи новой продукции (услуг) с точки самоокупаемости можно использовать формулу

Ипост

Tmin = ------------------------ , где

1 – Р / Ц

Tmin - минимальный объем продажи новой продукции (услуг) с точки зрения самоокупаемости, руб.;

Ипост - годовая сумма условно-постоянных затрат предприятия, руб.;

Р - переменные затраты на единицу продукции (услуги), руб.;

Ц - цена единицы продукции (услуги), руб.

ООО «Лайн» планирует производить новую продукцию (мининавесы) по цене 40 руб. за единицу. Годовая сумма условно-постоянных затрат предприятия составляет 9360 тыс. руб. Уровень переменных затрат на единицу продукции -51,41%.

Имеем

Р = 51,41% • 400 = 205,6 тыс. руб.

Tmin = 9360 / (1-(205,6/40)) = 19259,3 тыс. руб.

Минимальное количество произведенной и реализованной продукции по цене 40 руб. за единицу составляет:

19259300

---------------- = 48148 ед.

40

Следовательно, продав в течение года 48148 ед. продукции по цене 40 руб., предприятие лишь возместит себестоимость и не получит никакой прибыли.

Анализ выполнения плана реализации продукции начинается с определения выполнения плана отгрузки продукции потребителем.

Необходимость такого анализа обусловлена тем, что между отгрузкой готовой продукции покупателем и ее реализацией, т.е. оплатой имеется разрыв во времени. До поступления от покупателей денег, на балансе предприятия - поставщика числятся товары, отгруженные и сданные работы; товары не оплаченные в срок покупателем; товары на ответственном хранении у покупателя в виду отказа от акцента.

Анализ выполнения плана отгрузки проводится на основании данных отчетности, оперативного учета и первичной документации. Отгрузка продукции осуществляется в соответствии с заключенным договором между поставщиком и потребителем. Показатели учета выполнения договора позволяют установить выполнение плана отгрузки по объему, ассортименту, потребителям, срокам и качеству отгружаемой продукции. Для контроля за выполнением плана реализации продукции составляют графики отгрузки, в которых указываются плановые и фактические данные об отгрузке продукции потребителем. В зависимости от характера отгружаемой продукции оперативный учет ведут в натуральном или денежном выражении.

Для получения обобщающей характеристики выполнения плана отгрузки изделий необходимо показатели отгрузки в натуральном выражении пересчитать в денежное (стоимостное) по оптовым ценам, принятым в плане.

Неравномерная отгрузка готовой продукции могла быть результатом как неритмичности производства продукции, так и недостатков в сбытовой работе. Анализ должен установить, каким потребителем задерживалась отгрузка готовой продукции, выявить причины нарушения сроков отгрузки, а также наметить мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Невыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства. Особо важное значение для предприятия имеет выполнение контрактов на поставку товаров для нужд. Это гарантирует предельный сбыт продукции, своевременную ее оплату, льготы по налогам, кредитам. В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогам в целом по предприятию выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств.

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается делением разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам (ОПпл) и его недовыполнением (ОПн) на плановый объем (ОПпл).

ОПпл - ОПн 19100 - 479

К д.п. = ------------------ = ----------------------- = 0,99 или 99%

ОПпл 18821

Из таблицы видно, что за отчетный месяц недопоставлено продукции по договорам на сумму 479 руб. или на 1 %. Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности предприятия, но и на работу торговых организаций.

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывает ассортимент (номенклатура) и структура производства и реализации продукции. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие учитывает спрос на данные виды продукции, наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, финансовых и др. ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия.

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

• определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

• оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

• изучение жизненного цикла изделий и применения своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производства морально устаревших изделий;

• оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Причинами недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся:

• конъюнктура рынка;

• изменение спроса на отдельные виды продукции;

• состояние материально-технической базы.

К внутренним относятся:

• недостатки в организации производства;

• плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, низкая культура производства;

• недостатки в системе управления.

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции, приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов. Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастет и наоборот. То же происходит с размером прибыли.

Анализ качества произведенной продукции.

Также важным показателем деятельности предприятия является качество производимой продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:

а) удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

б) удельный вес продукции высшей категории качества;

в) средний коэффициент сортности;

г) удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции. Индивидуальные показатели характеризуют одно из качеств продукции:

а) полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания)

б) надежность (долговечность, безотказность в работе);

в) технологичность (трудоемкость, энергоемкость). Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объемный удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и т.д.

Таблица 5

Анализ качества продукции по ООО «Лайн»

Показатель Прошлый год Отчетный год

План Факт

Средневзвешенный бал качества удел. вес % 0,70 0,75 0,74

- продукции высшей категории качества

75

76

78

- забракованная продукция

0,55

0,40

0,50

Потери от брака

450

350

420

По результатам таблицы видно, что за отчетный период предприятием проделана большая работа по улучшению качества продукции и повышению ее конкурентоспособности, о чем свидетельствует увеличение удельного веса продукции высшей категории качества (78%).

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. Основными причинами понижения качества продукции является:

• плохое качество сырья;

• низкий уровень технологии и организации производства;

• квалификация рабочих;

• ритмичность предприятия.

Анализ ритмичности работы предприятия.

Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции, увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах, и в результате замедляется оборачиваемость капитала, не выполняются поставки по договорам и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгруженную продукцию, несвоевременно поступает выручка. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки выполнения плана по ритмичности используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели - коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, коэффициент аритмичности, удельный вес производства продукции за каждый месяц к квартальному выпуску.

Косвенные показатели ритмичности - наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недоставку продукции, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовую продукцию на складах.

Если в ходе деятельности предприятия определены причины неритмичности предприятия, то следует разработать конкретные мероприятия по устранению причин неритмичности работ.

Анализ факторов увеличения выпуска и реализации продукции.

Факторы отрицательно влияющие на объем продаж:

• увеличение остатков готовой продукции на складах предприятия;

• рост остатков отгруженных товаров на конец года, оплата за которые еще не поступила на р/с предприятия.

Поэтому в процессе анализа необходимо выяснить причины образования сверхплановых остатков на складах, несвоевременной оплаты продукции покупателем и разработать конкретные мероприятия по ускорению реализации продукции и получения прибыли.

На данном предприятии резерв увеличения выпуска продукции ограничен материальными ресурсами и составляет тыс. 5450 руб. Максимальный резерв выпуска продукции за счет улучшения использования оборудования может быть освоен, если предприятие найдет еще по трудовым ресурсам резервов на сумму 2572 тыс. руб. (8345-5773) и по материальным ресурсам - на сумму 2895 тыс. руб. (8345-5450).

При определении резервов увеличения реализации продукции необходимо кроме данных резервов учесть сверхплановые остатки готовой продукции на складах предприятия и отгруженные покупателям. При этом следует учитывать спрос на тот или иной вид продукции и реальную ее реализации.

 

Страниц: 1 2 3 4
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!