Диагностика уровня экологической воспитанности детей
Эколого-педагогическая работа с детьми в течение учебного года дает отчетливые результаты в каждой возрастной группе.
Цель специально проведенной диагностики - объективно, обстоятельно и точно зафиксировать сдвиги в экологической воспитанности каждого ребенка.
Задачи диагностики: выявление «экологических знаний» и «отношения», при этом ведущей и более широкой является вторая. «Отношение» аккумулирует в себе знания и эмоции одновременно, содержит интеллектуальный и чувственный компоненты. В дошкольном возрасте знания важны не столько сами по себе, сколько как средство формирования отношения. Не следует выявлять только одни знания, так как они не всегда обусловливают поведение человека, нередко вступают в противоречие с ним. Иногда ребенок обладает определенными знаниями, может их сформулировать, а ведет себя иначе, не в соответствии с ними.
Методы диагностики.
1)Диагностика знаний. Так как знания (осознанные) всегда вербальны (словесны), то их диагностируют
- посредством вопросов или предъявлением наглядного материала (картинок, предметов), который они должны назвать, объединить, разложить каким-то определенным способом, а потом объяснить, что и как они сделали, почему произвели именно эти операции. Разница ответов будет отражать (кроме различий в речевом развитии) разные объем и содержание знаний, которые дети приобретают в каждом возрасте.
- посредством организации словесной дидактической игры, реакции детей в которой и будут отражением их знаний.
- в форме игры в «Экскурсию по уголку природы»:ребенок становится экскурсоводом для нового человека или куклы.
Диагностику знаний следует осуществлять на примере тех объектов и явлений природы, которые окружают детей и хорошо им знакомы, с которыми они находились в длительном контакте, с которыми неоднократно в течение учебного года организовывались разные виды деятельностей.
2) Диагностика отношения. Отношение проявляется в переживаниях (а они могут быть скрытыми), в положительных и отрицательных эмоциях, в отдельных поступках, систематическом поведении и вербально (в вопросах, сообщениях, в готовности слушать пояснения взрослых, в чтении книг).
Отсюда методика диагностики отношения к природе должна быть приближена к реальной жизни. В диагностике отношения используются:
наблюдения за реальным поведением дошкольников в течение некоторого времени (от одной до трех недель);
естественный эксперимент - специально организованные ситуации в обычной среде проживания детей. Например, в форме специально организованной ситуации «Кончился корм», которая состоит из четырех этапов и рассчитана на целые сутки. В ее «разыгрывании» участвует кто-то из администрации (например, заведующая или старший воспитатель). В этой ситуации надо провести тщательное наблюдение за детьми, подробно записать их реакции и проявления на всех этапах, тогда у взрослых возникнет объективное впечатление об уровне экологической воспитанности группы в целом и каждого из детей.
Педагогические выводы и практические предложения.
Для фиксации результатов воспитатель заводит специальную тетрадь, в которую заносит ответы детей, особенности их поведения, различных эмоциональных проявлений. При длительном наблюдении это каждодневные подробные записи дневникового характера; при опросе - таблица, в которой воспитатель плюсами и минусами помечает ответы детей.
Диагностику экологической воспитанности детей (индивидуально или фронтально) целесообразно проводить дважды в год: в первые недели сентября и последние недели мая.
Зафиксированный и подробно описанный результат позволяет провести анализ того, что было с детьми в начале года и какими они стали в конце года, как повлияла на них система эколого-педагогической работы. На основе результатов диагностики заведующая и воспитатели корректируют свою деятельность, планируют следующие этапы в экологическом воспитании дошкольников, в работе с их родителями, учитывают индивидуальные особенности в развитии детей.