Диагностика фрустрационных реакций с помощью методики С. Розенцвейга
Рисуночный тест фрустрации Розенцвейга применяется для диагностики особенностей поведения детей при возникновении у них различных сложностей и препятствий на пути к достижению цели. Стимульным материалом являются рисунки, но сюжеты картинок - иные. На них изображены различные ситуации межличностного взаимодействия. На каждом рисунке, как правило, приводится высказывание одного из персонажей. Ребенок должен дать ответ за другого персонажа. Анализируя ответы ребенка, можно оценить особенности его реакций и поведения при возникновении препятствий на пути к достижению цели. Этот тест также позволяет выявить особенности агрессии обследуемого ребенка.
Система интерпретации, возникающая под влиянием концепции психоанализа, выделяет три типа направленности агрессии человека, находящегося в условиях фрустрации (переживания человеком угнетенности, подавленности, которые вызываются препятствиями на пути к достижению цели): а) вина за создавшееся сложное положение (вызывающее фрустрацию) приписывается другим людям, окружающим; б) вина за создавшееся положение приписывается себе; в) вина приписывается ситуации — объективным обстоятельствам.
Анализ ответов, реплик, реакций ребенка, подростка при описании поведения персонажей картинок позволяет выявить основной способ преодоления им препятствий на пути к достижению цели, доминирующую у него мотивацию. Считается также, что через выявление доминирующих мотивов оценивается направленность личности (направленность на общественные или личные интересы, самоутверждение).