Деятельность Государственного учебного центра «Профессионал»
Государственный учебный центр "Профессионал" - одно из старейших учебных заведений нашей столицы, создано в 1937 г. Основное направление: подготовка персонала и специалистов, обслуживающих и отвечающих за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов (котельного и газового оборудования, сосудов, грузоподъемных механизмов и др.) цо заявкам предприятий; профессиональная переподготовка "безработных граждан, направляемых Департаментом службы занятости; предаттестационная подготовка ИТР по поднадзорным правилам.
Услугами центра пользуются более 4 тыс. предприятий Москвы и Московской области.
Обучение ведется по 17 рабочим профессиям:
- Оператор газовой котельной и газифицированных печей.
- Сборщик-монтажник светопрозрачных конструкций (стеклопакеты).
- Аппаратчик химводоподготовки.
- Слесарь по ремонту газового оборудования и КИПиА по газу.
- Электрогазосварщик.
- Газорезчик.
- Лифтер и оператор по диспетчерскому обслуживанию лифтов и систем жизнеобеспечения, и безопасности жилых и общественных зданий.
- Машинист воздушных компрессорных и холодильных установок с аттестацией по сосудам и аммиаку.
- Водитель авто- и электропогрузчика, электротележки и штабелера.
- Стропальщик.
- Машинист крана-электротали.
- 12. Персонал, обслуживающий сосуды и баллоны, работающие под давлением.
- 13. Персонал, обслуживающий трубопроводы пара и горячей воды. v
- Персонал, обслуживающий дымоходы и вентиляционные каналы, системы вентиляции и кондиционирования.
- Персонал, обслуживающий промышленные автоклавы, медицинские стерилизаторы и занятый обслуживанием, транспортировкой и хранением баллонов с пропан-бутановы-ми смесями.
- Рабочий зеленого хозяйства.
- Рыбоводство в аквариумах.
По 17 направлениям предаттестационной подготовки ИТР по поднадзорным правилам и ПЭВМ:
- ИТР, ответственных за газовое хозяйство предприятия и участка.
- ИТР, ответственных за газовое хозяйство жилых домов.
- ИТР, ответственных за проведение газопламенных работ.
- ИТР, ответственных за безопасную эксплуатацию котлов.
- ИТР, ответственных за организацию работ по обслуживанию дымоходов.
- ИТР, ответственных за безопасную эксплуатацию трубопроводов пара и горячей воды.
- ИТР, ответственных за безопасную эксплуатацию сосудов под давлением.
- ИТР, ответственных за безопасную эксплуатацию лифтов.
- ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией г,рузо-подъемных кранов.
- ИТР, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии.
- Лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами.
- Лиц, ответственных за осуществление производственного контроля за соблюдением санитарных правил.
- Работников по нормам и правилам работы с электроустановками и присвоению II-IV групп по электробезопасности до 1000 В.
- 14. Руководителей и специалистов в области охраны труда.
- 15. Руководителей и специалистов в области промышленной безопасности.
- Руководителей и специалистов по пожарно-техничес-кому минимуму.
- Пользователь ПЭВМ со знанием мультимедиа и INTERNETt-технологий.
Центр регулярно проводит семинары по 18 темам: Управление предприятием:
- Автоматизация труда директора.
- Роль Интернет-технологий в повышении эффективности деятельности предприятий.
- 3. Основы Интернет-маркетинга и электронной коммерции.
- 4. Создание систем качества на предприятии в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000.
Управление персоналом:
- Осуществление желаемой кадровой политики в рамках закона.
- 2. Делопроизводство в кадровой службе.
- Трудовой кодекс РФ (основные изменения).
- Подготовка и аттестация кадров предприятий и организаций в соответствии с положениями органов надзора.
Охрана труда:
- 1. Аттестация рабочих мест по условиям труда в учреждениях.
- 2. Эргономика, безопасность и аттестация компьютерных мест.
- 3. Средства индивидуальной защиты органов дыхания, слуха, головы и лица.
- Создание систем сертификации работ по охране труда ССОТ в организациях (Постановление Минтруда РФ от 24 апреля 2002 г. № 28).
- 5. Производственный контроль за соблюдением санитарных правил. Организация лабораторных испытаний и исследований при проведении производственного контроля.
- Задачи Госсанэпиднадзора в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия.
Информационные технологии:
- Компьютер в кадровой службе.
- Компьютер в службе охраны труда.
- 3. Пользователь современной телефонии. i
- Автоматизация документооборота в учебном заведении. В центре за год проходят обучение более 17 тыс. чел., работает более 100 преподавателей, из них имеют степень и звания 25 чел.
Учебный центр предоставляет образовательные услуги в комплексе по основным направлениям подготовки и аттестации рабочих и ИТР по опасным профессиям.
В специализированных по профессиям учебных аудиториях центра созданы МИНИ-ЦЕХА. Оснащение этих специализированных классов - уникальное, не имеющее аналогов в Москве и Московской области. Все учебные пособия, тренажеры разработаны и изготовлены мастерами Учебного центра. Это позволяет рабочим не только лучше изучать оборудование, но и получить начальные производственные навыки.
В Учебном центре ведется переподготовка специалистов и в области современных информационных технологий.
Учебный центр выпускает для слушателей по каждому курсу учебное пособие.
Разработанные Учебным центром "Профессионал"^ технологии профессиональной подготовки персонала и переподготовки специалистов по эксплуатации опасных промышленных объектов отмечены Золотым знаком качества "Российская марка" по результатам Национального конкурса 2000 г. в рамках Национальной программы продвижения лучших российских товаров, услуг и технологий.
Последние 10 лет работа Учебного центра отличается стабильным ростом экономических показателей, ежегодным повышением заработной платы преподавательского и учебно-вспомогательного персонала, ежегодно заработная плата выдается без задержек. Коллектив социально защищен, работает с перспективой, постоянно совершенствует учебный процесс и качество обучения.
В основу Учебного центра заложены следующие принципы:
- социальная защищенность через образование: государственные пособия должны получать пенсионеры, инвалиды и больные. Все остальные должны иметь возможность получить профессию, востребованную на рынке труда;
- не предприятия для Учебного центра, а Учебный центр для предприятий и организаций;
- хорошее качество обучения - через педагогическое мастерство преподавателей и материально-техническое оснащение учебной базы;
- доступная стоимость обучения;
- создание комфортных условий для учащихся.
Для исполнения этих принципов в центре разработана и успешно реализуется многолетняя программа.
По структуре штатного расписания центра предусмотрены специалисты отдела комплектования учебных групп - их 8. За каждым специалистом закреплена группа предприятий и организаций 450-550. Каждым двум специалистам помогает один делопроизводитель-помощник. Задача специалистов совместно с предприятиями формировать учебные группы, держать связь с предприятиями, выяснять их потребности в подготовке кадров, учитывать их просьбы и замечания, оперативно консультировать кадровые службы предприятий по вопросу организации и проведения обучения кадров.
Для четкой и быстрой связи с предприятиями у каждого специалиста имеется городской и внутренний телефоны, компьютер, где заложена база данных предприятий и текущая его работа - формирование учебных групп, оплата за обучение и др. Через компьютер специалист имеет также и электронную почту с предприятиями.
Для оформления учебных документов - заявок на обучение, счетов для оплаты, оформление экзаменационных протоколов и др. - специалисты оснащены факсами и копировальными аппаратами.
Раз в два месяца на предприятия направляются графики о формировании учебных групп в центре, где указаны, в какие числа открываются курсы или семинары, сроки и стоимость обучения, практически полная информация об учебной деятельности центра. Это значительно облегчает работу кадровых служб на предприятиях, у них нет необходимости выяснять или что-либо уточнять, готовя приказ о направлении работника на обучение в Учебный центр.
В центре установлен порядок, если в графике указана дата открытия курса или семинара, он обязательно проводится независимо от численности учащихся. Мы понимаем, что предприятие направило работника на обучение, освободив его от работы, он должен в этот период получать заработную плату, и руководитель предприятия не может позволить работнику тратить рабочее время на бесполезные переезды. Работник должен в это время работать или учиться.
Гарантированная организация учебы в установленное нами время позволяет не только стабильно работать центру, но и предприятиям уверенно планировать подготовку кадров и рационально использовать рабочее время работников предприятий.
Для оперативного решения кадровых вопросов в течение всего года и рабочего времени специалисты строят свою работу на взаимозаменяемости. На время обеда один из работников обязан быть в комнате, отвечать на телефонные звонки и принимать посетителей, ежегодный отпуск им предоставляется также с учетом взаимозаменяемости. Это позволяет нам в течение всего рабочего времени и года держать постоянную связь с предприятиями.
Учебный центр ежегодно проводит совещания-семинары с кадровыми службами предприятий, это дает возможность постоянно выявлять наши недостатки в подготовке кадров, как частного порядка, так и общие, видеть потребности предприятий, совершенствовать наши взаимоотношения, информировать предприятия о тех изменениях, которые вносятся надзорными органами в Правила эксплуатации опасных объектов и аттестацию обслуживающего персонала.
Очень приятно, что в праздничные дни календаря центр получает поздравления и добрые пожелания от наших предприятий, в свою очередь мы также шлем свои поздравления нашим партнерам.
У нас стало традицией - новая организация, которая начинает с нами работать, обязательно приглашается4* Учебный центр, приезжает, как правило, руководство и кадровая служба предприятия. Мы их знакомим с работниками центра, прикрепляем к предприятию куратора-специалиста, рассказываем о нашей системе подготовки кадров, проводим экскурсию по центру, выясняем их потребности и пожелания. Таким образом, мы с первых дней налаживаем деловой контакт и дружбу с предприятием.
Предприятия, имеющие передовую технику и технологии, просят разрешение на прохождение учащимися производственной практики, мы также стараемся направить наших учащихся - безработных граждан на предприятия, где имеются по данной специальности вакансии.
Кадровые службы и руководители предприятий приглашаются на экзамены, где они могут быть в составе экзаменационной комиссии без права решающего голоса, их право пригласить лучших учащихся на работу на свое предприятие.
Установившаяся система взаимодействия Учебного центра с предприятиями дает положительные результаты. Центр с предприятиями является как бы одной системой, одной производственной семьей.
В подтверждение сказанному приведу два примера. Фирма "Фрегат", занимающаяся благоустройством дворов города, наметила сократить 50 разнорабочих, в основном женщин. Узнав об этом, мы предложили провести переподготовку сокращаемых работников, но из-за отсутствия финансов эта проблема не решалась. Тогда мы обратились в Управление занятости Юго-Восточного округа с предложением, не допуская сокращения такого количества разнорабочих, провести их переобучение на озеленителей за счет средств Фонда занятости (фирма обещала в этом случае всем предоставить работу). В течение двух дней вопрос решен положительно. Учебный центр провел обучение, и все рабочие были трудоустроены озеленителями.
В учебной группе на курсах монтажников стеклопакетов учились 7 безработных. Учебным центром на экзамены этого курса приглашены из 12 фирм - работодатели. В итоге каждый безработный получил 2-4 приглашения на работу. Получилось так, что не работодатели выбирали рабочих к себе на производство, а безработные выбирали фирму, где им было бы удобнее и выгоднее работать.
Взаимодействие Учебного центра "Профессионал" с предприятиями в области подготовки кадров решает большую социальную проблему - через образование к социальной защите.