Декоративно-прикладное искусство

План

1.Характеристика отдельных  видов русского народного декоративно-прикладного искусства.        3
2.Декоративно-прикладное искусство Башкирии.    8
3.Декоративно-прикладное искусство Урала.     15

Список литературы         23

1. Характеристика отдельных  видов русского народного декоративно-прикладного искусства.

Наряду с монументальной живописью и скульптурой к нефункциональным элементам архитектурного синтеза могут быть отнесены произведения декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство - искусство изготовления предметов быта, имеющих, однако, не только утилитарное назначение, но и обладающих определенными художественными качествами, - в ряде отношений может рассматриваться по аналогии с архитектурой. Подобно архитектурным сооружениям, произведения декоративно-прикладного искусства, как правило, не теряют связи с практическим назначением предмета. Напротив, их художественная сущность выявляется органичной связи с ним. Ослабление связи, а тем болеее разрыв с практически полезным назначением предмета чаще всего ведет к утрате его эстетических достоинств: исчезает мера, нарушаются пропорции, разрушается целесообразность. Специфика произведений декоративно-прикладного искусства и состоит в том, что их художественные качества являются не дополнением или приложением к утилитарному назначению вещи, а служат средством его выявления.
Вместе с тем в современном декоративно-прикладном искусстве функциональное начало не всегда выступает столь явно. В жизни современного человека, в его быту занимают немалое место и такие произведения этого искусства, которые носят чисто декоративный характер и, не обладая никаким утилитарным назначением,  радуют своей  эстетической значимостью. Декоративно-прикладное искусство делят на определенные виды либо в зависимости от материала, из которого изготовляются изделия (кость, стекло, лак, дерево и т. д.), либо в зависимости от технологии обработки материала (керамика, художественные изделия из различных сортов обожженной глины; художественная резьба, набивные и декоративные ткани, художественная вышивка и т. д.), либо, наконец, по функциональному назначению (одежда, мебель, посуда, бытовая утварь).
Функциональный принцип представляется наиболее рациональным, хотя он и обладает определенной ограниченностью - недостаточно подчеркивается то обстоятельство, что полезный предмет приобретает значение произведения прикладного искусства только тогда, когда лежащий в его основе материал обработан в соответствии с требованиями законов красоты.
Для того чтобы предмет стал произведением искусства, он должен не только быть обработан «по законам красоты», но и нести в себе определенное идейно-эмоциональное содержание. С этой целью используется должным образом материал, учитывается наиболее целесообразная форма предмета (его пропорции, ритмические повторы, тектонический строй), приобретает особое значение соотношение масштабов между отдельными частями предмета и человеком, применяется особый способ обработки поверхности предмета - декор.
Поэтому мастерство художника, создающего красивые вещи, формирующие в человеке, по известному выражению Горького, творческое воображение и уважение к труду их создателя, представляет собой существенное проявление предметной деятельности, несущей глубокую эстетическую выразительность.
Впечатление, производимое прикладным искусством, нередко может быть таким же сильным, как и воздействие живописного или скульптурного произведения. Необычайно поэтично представлена сила воздействия такого искусства в замечательном рассказе К. Паустовского «Амфора». У всех, кто ее рассматривает, она вызывает прежде всего мысли об Одиссее и Эгейском море.
В современных условиях появление новых материалов выдвигает перед прикладным искусством новые задачи. Задача художника состоит не в имитации материалов (пластмассы, синтетические материалы, пластики, полимеры и т. д.) под старые (хрусталь, железо, дерево), а выявление своеобразных и неповторимых выразительных свойств, присущих самим этим материалам.
Изделия декоративно-прикладного искусства выполняются как кустарным, так и промышленным способом. Выявление фактуры современных материалов предполагает и новые способы их обработки. Машинная техника приобретает в этой связи особенно большое значение. Старыми кустарными средствами художественная обработка новых материалов часто оказывается невыполнимой.
B прикладном искусстве форма изделия, его архитектоническая конструкция несет в себе как утилитарную сущность предмета, так и его эстетическую выразительность.
Формы изделий прикладного искусства исторически изменчивы. В различные эпохи они характеризуются преимущественным различием мотивов - роскоши, манерности или, напротив, простоты, естественности и т. д.
Современная действительность порождает тенденцию к простоте, лаконичности, отказу от излишней детализации, малогабаритности, экономичности.
Как уже отмечалось, некоторые явления и грани прикладного искусства могут носить и не функциональный характер, а выступать как элемент, усиливающий эстетическое воздействие предмета. В этом отношении в прикладном искусстве могут быть использованы и изобразительные мотивы, но они должны органично входить в общую структуру вещи. Существенное значение в прикладном искусстве имеет декор, он может быть цветным, орнаментальным, изобразительным, смешанным. Декор усиливает образное решение вещи, если он соответствует ее назначению, форме и материалу.
Декоративно-прикладное искусство имеет глубокие народные корни и широко распространено. В силу этого его значение особенно велико, так как оно непосредственно входит в быт. Художественно оформленные вещи не только украшают повседневную жизнь, но играют громадную роль и в формировании художественного вкуса.
Сегодня в ряде стран приступили к изготовлению национальных сувениров из соломы. Известна, например, польская соломенная барыня с волосами из льна. Она сделана тонко, правда, мастерство тут несколько суховатое, что не свойственно народному искусству. Скорее это не народное искусство, а самодеятельное. Медянцевская барыня проще, сочнее, даже несколько грубее сделана.
Можно выделить несколько наиболее общих художественных принципов, характерных суммарных признаков, традиционных для народного декоративно-прикладного искусства.
1. Утилитарность. Практическая предназначенность была свойственна народному искусству с самого его происхождения, определяла соответствующие практической цели форму и содержание его предметов. Каждая его разновидность, каждый промысел рождались в ответ на бытовые нужды, хозяйственные потребности. Последними предопределялось и чрезвычайное его разнообразие и богатство. Изготовляемые для бытовых и хозяйственных целей предметы в руках мастеров превращались в произведения искусства, и здесь давали себя знать сила и глубина духовной, эмоциональной жизни народа, его незаурядная художественная одаренность, его размышления о красоте окружающего мира.
2. Тесное, всецелое срастание произведений народного искусства с окружающей жизнью, родной природой. Прочность этого соединения декоративно-прикладного искусства, которая обусловливается их правдивостью, смысловой точностью, глубоким эстетическим содержанием, отображением в них существующих идейных и нравственных представлений о человеке, обществе, жизни и характерных чувствований своей эпохи. Нарушение этого принципа приводит к формальной реализации художественного замысла, к эмоциональной безликости.
3. Единство материала и технического приема. Отвечая на разнообразные потребности повседневной жизни, крестьянское творчество, естественно, встречалось и технически осваивало различные материалы. Дерево, глина, камни, ткань, металл, солома, кость подвергались особой обработке и вызывали длинный ряд своеобразных и тонких технических приемов, навыков и сноровок. Последние, в свою очередь, видоизменялись и варьировались в пределах обработки и одного материала, соответственно применяясь к тому или другому типу и характеру изделий.
4. Традиционность. Единство материала и приемов в предмете возникало не сразу, являлось одним из результатов действия такой существенной особенности народного творчества, как обязательная •преемственная передача традиционных форм и опыта, которая помогла ему самому стать как бы живым организмом со своим сложившимся характером. О традиционности как одной из главных черт народного декоративно-прикладного искусства много говорилось выше.
5. Коллективная природа творчества. Традиционность народного искусства связана с другим его качеством - коллективной природой творчества. Преемственность традиций и коллективность труда избавляли мастеров от ошибок, заблуждений, бесплодных опытов и шатаний, пустой траты сил и времени, создавали условия для проявления подлинного творчества, дальнейшего обогащения и совершенствования народного искусства.
6. Предельная экономия художественных средств. Те же самые преемственность, традиционность, коллективная основа не только помогали вырабатывать «оптимальные» варианты сочетаний материалов с типами изделий из них и способами обработки, но и приводили к отбору наиболее экономных художественных средств при максимальной выразительности. Так, характеризуя архитектурную резьбу еще недавнего прошлого, В. М. Василенко отмечает, что «уцелевшие памятники народного строительства поражают скупостью затраченных средств и общей простотой своего облика. Резная обработка карнизов, причелин, наличников, входных крылец, балкончиков, ворот не нарушает впечатления строгости».
7. Близость к детскому творчеству. Строгая каноничность народного искусства уравновешивается таким его свойством, как непосредственность и непроизвольность выражения, близкие к детскому творчеству и угадываемые по легкости, непринужденности пластических форм и росписи, по впечатлению как бы некоей беглости, «недостаточности» исполнения и в то же время благодаря этому естественности и простоты.
8. Нарядная декоративность, праздничность впечатления. Основная цель художественного оформления предметов - украсить быт людей - обусловливает и направленность творчества мастера - наделить вещи красотой, проявляющей себя в элементах декоративности орнаментальности, «которые играют в народном искусстве превалирующую роль как в области форм и конструкций, так и в области внешнего убранства предмета».
9. При малочисленности сюжетов обилие их вариантов. Для профессионального искусства больше характерна тенденция постоянного расширения круга тем и проблем, неуклонного освоения новых «территорий», нового материала. Не совсем так обстоит дело в народном искусстве. Освоение каждого мотива требовало работы многих поколений. И за каждым элементом содержания, за каждым мотивом стоит целая вековая культура их художественного выражения, которая проявляется в богатстве и своеобразии множества их трактовок.
Теперь после характеристики общих традиционных свойств народного декоративного искусства легче сформулировать и краткое его определение. Под ним мы понимаем особую отрасль декоративного искусства, в которой творческий процесс протекает на основе потомственно передаваемой мастерами из народа целой системы традиционных художественных принципов, канонов, образов, сюжетов, орнаментальных мотивов, специфических признаков и особенностей, являющихся необходимым условием его существования и обеспечивающим художественные достоинства, самобытность, характерный, узнаваемый облик как народному искусству в целом, так и каждому из составляющих его промыслов и ремесел.

2. Декоративно-прикладное искусство Башкирии.

Истоки башкирского прикладного искусства теряются в седине веков. За многовековую историю оно выработало яркий и самобытный художественный стиль, выражавший эстетические идеалы народа, его отношение к природе и к жизни общества. Этот стиль в искусстве воплотился в произведениях ткачества и вышивки, декоративной обработки дерева и металла, в оформлении костюма и организации интерьера. В украшении жилища, костюма и предметов быта проявилась тесная связь прикладного искусства с трудовой жизнью народа, его обычаями и традициями.
Историческое развитие башкирского прикладного искусства не было ровным: оно переживало периоды подъема и спада. Необычайно богатый башкирский орнамент вобрал в себя лучшие и наиболее устойчивые орнаментальные традиции многих тюркских, монгольских, финно-угорских, а в древности сибирских и иранских племен и народностей, участвовавших в сложном процессе этногенеза башкирского народа.
Воины и охотники на коне во всем великолепии боевого убранства - любимый и очень распространенный образ в башкирском фольклоре. Истоки формирования этого образа теряются в глубинах столетий истории кочевников. Производство вооружения, воинского снаряжения и предметов убранства коня у башкир опиралось на сравнительно развитое кузнечное ремесло и традиции выделки кожаных изделий
Для изготовления снаряжения башкира-конника использовались металл, кожа и дерево. Соответственно, в этой области народного быта нашли применение навыки и традиции трех видов декоративно-прикладного искусства: кузнечно-ювелирного, выделки и художественной обработки изделий из кожи, резьбы по дереву. Лишь некоторые предметы убранства коня, например, чепраки, делались из войлока и орнаментировались вышивкой и аппликацией.
Художественная обработка металла - один из главнейших видов башкирского декоративно-прикладного искусства в прошлом. Выделкой металлических изделий и их декоративной отделкой у башкир обычно занималось одно и то же лицо, то есть кузнецы одновременно были и ювелирами-художниками. Среди них выделялись серебряных дел мастера. Серебро у тюркских кочевников пользовалось особым почитанием; оно было несравнимо в большем обиходе, чем другие цветные металлы. Ножны и рукоятки сабель, колчаны, налучья и седла, ремесленные части упряжи и сбруи богато украшались металлическими накладками, в декоративном оформлении которых обильно применялось серебро.
В художественной обработке изделии из металла башкирские мастера использовали различные приемы: насечку серебром по железу, гравировку, чеканку, штамповку и литье, воронение и чернение, шлифовку, филигрань. В изготовлении и украшении предметов убранства коня и вооружения применялись не все указанные приемы. Бляхи для конской упряжи, колчанов и налучий декорировались гравировкой, насечкой, штамповкой. Удила и стремена отливали в формах, а затем орнаментировали чеканкой или гравировкой. Наиболее излюбленным способом декоративного оформления металлических изделий конского убора и вооружения было серебрение, в том числе насечка, гравировка и чеканка.
Башкирские мастера владели несколькими способами серебрения. При первом, наиболее распространенном среди башкир способе, лицевую часть металлического предмета покрывали сеткой из мелких пересекающихся насечек - бороздок. Затем на сетку накладывали заранее приготовленный путем расковки тонкий серебряный лист - фольгу; украшаемый предмет нагревали и набивали молотком фольгу для прочного соединения серебра с железом.
В XIX в. практиковался горячий способ серебрения металла. На обсыпанный бурою предмет клали кусочек серебра и помещали в горн, серебро плавилось и, стекая вместе с бурою, покрывало поверхность металла, образуя прочное соединение. Для получения блестящей серебряной поверхности предмет после охлаждения и набивки молотком обрабатывали нашатырным спиртом. На посеребренную поверхность насечкой, гравировкой или чеканкой наносили задуманный орнамент.
Еще один способ серебрения применялся башкирами, правда реже, и состоял он в следующем. На тщательно подготовленную металлическую поверхность острым резцом наносились мелкие насечки, которые располагались рядами по контурам будущего узора. Поперек насечек по очертаниям орнамента укладывалась слегка нагретая серебряная проволока; ее забивали в бороздки и расплющивали молотком, тщательно выравнивая поверхность. Для более прочного сцепления серебра с железом предмет нагревали в горне и обрабатывали нашатырным спиртом, после чего шлифовали мелким песком и суконкой. На темном фоне металла получался эффектный своей контрастностью серебряный узор. Описанным приемом серебряной насечки украшались стремена, бляхи к колчанам и налучьям, ременные пряжки.
Башкирское седло по конструкции мало отличается от седел других тюркских кочевников. Наиболее распространенный тип седла имеет деревянный остов из ленчика и двух лук - передней и задней. Передняя лука делалась высокой и устанавливалась круто, почти вертикально, в то время как задняя была наклонной. Головка передней луки заканчивалась округло и орнаментировалась с боков резным узором. Часто ей придавали форму птичьей головки; тогда седло своим силуэтом напоминало птицу. По лицевой части передней луки оставлялись пересекающиеся выпуклые полосы, имитирующие нагрудные ремни верховой (оседланной) лошади. В целом переднюю луку старались декорировать как можно наряднее, украшая резными уборами или посеребренными накладками. На мужских седлах накладки делались широкими. Орнаментировалась и задняя лука, но сдержанно и лаконично, главным образом врезными узорами.
В одном стиле со сбруей декорировалось воинское снаряжение всадника: поясные ремни, колчаны и налучья, кожаные щиты, сабельные ножны и рукоятки, позднее - различные футляры и сумы для дроби и пороха. Те же круглые бляхи, накладки, пластины разной величины и формы - трапециевидные, шестиугольные и продолговатые, покрытые серебром и орнаментированные насечкой, изумляли тонкой техникой исполнения, лаконичностью и совершенством композиции узоров тиснения и резьбы па колчанах, налучьях, футлярах, щитах.
Орнамент па снаряжении всадника и предметах убранства его коня находился в гармоничном единстве с формой, размером и материалом украшаемых изделий. На круглых (иногда и восьмиугольных) бляхах он представляет замкнутую композицию, почти всегда подчиненную закону круговой симметрии. Чаще всего это один и тот же мотив - розетка в виде веера или крестовина, составленная из парных рогообразных фигур, трилистников. Значительное место занимают сердцевидные узоры в разных сочетаниях. Иногда в центр бляхи вписывается круг, но сторонам которого размещаются круги меньшего диаметра и цветочные розетки из шести, восьми, девяти и одиннадцати лепестков. Обрамленные черной линией но краю бляхи и рамкой из треугольников-зигзагов, они складываются в единый орнаментальный сюжет.
Декоративные возможности кожи наиболее полно использованы башкирами в искусстве тиснения. В этом искусстве как бы сконцентрированы и умело применены навыки и опыт мастеров по чеканке, гравировке и резьбе-насечке. Орнамент тиснения органически примыкает к узорам на металлических предметах: в нем едва ли найдутся фигуры и мотивы, которых нет на художественных изделиях из металла. В то же время особенности материала подсказали несколько иную трактовку узоров; четкие, контрастные фону, линии узоров, естественные на блестящей и гладкой поверхности металла, оказались неподходящими для тисненого орнамента. Орнамент на коже намечен более крупными и выпуклыми линиями и равномерно заполняет всю поверхность предмета. В этом отношении он скорее напоминает аппликацию или рельефную резьбу по дереву.
Можно выделить две группы узоров тиснения. Основу первой из них составляет мотив в виде трехлепесткового цветка с чашелистиком. Будучи асимметричным и очень подвижным, он может образовывать различные сочетания и комбинации в зависимости от формы украшаемых изделий. Именно поэтому колчаны и налучья, очертания которых ничем не напоминают правильные геометрические фигуры, в большинстве орнаментированы этими узорами, фигура из парных завитков рогов.
Ткачество относится к числу выдающихся изобретений человечества в древности. По-видимому, почти одновременно с появлением тканей были выработаны способы их орнаментации в процессе тканья, то есть простейшие приемы узорного ткачества. Истории неизвестно ни одного народа, который знал бы ткачество, но не был знаком с теми или иными приемами декоративного тканья.
Два основных истока питали декоративное творчество башкир у самой его колыбели и в дальнейшем развитии. Прежде всего, это культура древних и средневековых скотоводческих племен Центральной и Средней Азии, Южной Сибири и Казахстана, а также южных степей Восточной Европы. В плане этническом это были преимущественно тюркские и монгольские племена. Часть этих племен, главным образом тюркских или тюркизированных, явилась этнической основой складывающегося башкирского народа и сыграла в конечном итоге определяющую роль в формировании его этнокультурного облика. Во-вторых, это культура местного оседлого населения Волго-Уральского региона, в основной массе финно-угорского, находившегося в состоянии постоянно расширяющихся и углубляющихся хозяйственно-культурных контактов с восточнославянским миром. Частично это население было впоследствии тюркиэировано пришлыми кочевниками и в той или иной пропорции вошло в состав башкир и татар, наложив определенный отпечаток на культурные традиции, язык и антропологический облик обоих народов.
С конца I - начала II тысячелетия н. э. культура и быт башкир, в том числе и декоративно-прикладное искусство, развивались в едином русле с культурой народов Волго-Уральского региона, но степной кочевнический мир еще долго продолжал оказывать воздействие на башкир, а в некоторых районах восточной Башкирии оно ощущалось вплоть до начала XX в.
Сказанное в какой-то степени объясняет сложность и многослойность художественной культуры башкир. В узорном ткачестве достаточно четко прослеживаются компоненты как азиатские, так и восточноевропейские, имеющие, естественно, различное происхождение и датирующиеся по-разному. Однако эти компоненты в процессе формирования народной культуры подвергались творческому переосмыслению в соответствии с эстетическими идеалами и бытовыми традициями башкирского народа. В результате исторического развития узорное ткачество башкир сложилось в некое гармоничное единство. Благодаря этому, в отдельных произведениях ткачества нашли отражение общие, наиболее характерные черты народного декоративного искусства, которое, с другой стороны, может быть глубоко понято лишь на примерах его ярких индивидуальных проявлений. Не только те или иные формы узорного ткачества, но и различные виды башкирского прикладного искусства в целом объединяет общность орнаментально-изобразительных мотивов, приемов композиции, цветовой гаммы, созвучие орнаментальных ритмов и эмоционального настроя.
Башкирии ткани не были единственным мягким и эластичным материалом. Как и у других народов, основным занятием которых было скотоводство, в быту башкир широко применялись шерстяные кошмы, ковры и паласы, изделия из шкуры и кожи. Кроме того, с давних времен в Башкирию проникали дорогие ткани и ковры из Средней и Передней Азии. В то же время ткани домашней выделки, в том числе узорные, занимали важное место в изготовлении предметов бытового обихода и одежды.
Ткани выделывались из шерстяной пряжи, конопли, крапивы, а также хлопчатобумажных нитей. В XIX - начале XX столетия основным материалом для узорной домотканины стали льняные и хлопчатобумажные нити, по узор, по традиции, почти всегда наносился шерстью, это, наряду с использованием растительных красителей, способствовало сохранению традиционного колорита башкирских тканей.
Основные виды башкирских узорных тканей: пестрядь, ткани с закладным орнаментом, браный холст. Па обширной территории Башкирии упомянутые виды узорного тканья были распространены неравномерно: в одних районах преобладала, например, пестрядь; в других - закладное или браное тканье. Важно отметить, что каждому виду узорного тканья свойственен определенный комплекс орнаментальных традиций.

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!