Декоративно-прикладное искусство и музыка XVIII века
Важное место в культуре XVIII в. занимало декоративно-прикладное искусство. Оформление интерьеров в стиле рококо делало пространство легким, стены казались тонкими, скрывались декоративными панно и зеркалами, отражающимися друг в друге, важную роль играли ширмы. Мебель становится изящной, кажется хрупкой, приобретает причудливые очертания. В цветовой гамме обоев и мебели преобладают пастельные тона.
Помещение должно было производить впечатление будуара, (комнаты, предназначенной для общения только с близкими людьми).
Интерьеры рококо часто дополнялись либо подлинными китайскими изделиями: ширмами, фарфором, лаковой живописью, либо декоративными композициями, стилизованными под китайскую живопись.
С середины XVIII в. с развитием неоклассицизма оформление интерьеров стало простым и достаточно строгим. Если образцом рококо были французские интерьеры, то образцом неоклассицизма — английские. Особенно прославились интерьеры английского архитектора Роберта Адама (1728—1792). Создавая усадебные дома, художник украшал их колоннами, пилястрами, скульптурами. Этот стиль получил название «стиля Адама». Он отличается изяществом, декоративностью, органично включающей в себя порою подлинные предметы античности.
В одежде и прическах XVIII в. также обнаруживается смена стилей. В эпоху Людовика XV произведением искусства стала внешность человека: туалеты знати были вычурными и изысканными, прически фантастическими (в моду вошли парики), черные мушки на напудренном лице становились особым языком в любовном диалоге. «Женщина, наряженная и причесанная, как игрушка, и обутая в узенькие башмачки на каблуках, должна была ступать очень осторожно, чтобы сохранить равновесие и не рассыпаться,— это вырабатывало привычку к плывущей походке и плавным движениям менуэта. Драгоценной куклой, райской птицей, изысканным цветком хотели видеть женщину. Таким существам подобало фантастическое и капризно-воздушное окружение рокайльных интерьеров» (2, 45).
Костюм, особенно женский, становится произведением искусства. Такой костюм был неудобным и непрактичным, но необыкновенно привлекательным.
Мужской костюм был так же наряден, как и женский, причем выбирались нежные оттенки пастельных тонов.
Любовь ко всему изящному способствовала расцвету ювелирного искусства и фарфора.
Расцвет европейского фарфорового искусства также приходится на середину XVIII в. и связан со стилем рококо. Наиболее известным становится французский фарфор из города Севра и немецкий фарфор из Мейсена (Саксония). В своих композициях мейсенские мастера изображали «галантные празднества» — утонченные развлечения аристократов.
Рококо не было стилем подобно готике и барокко, оно не стало большим и целостным художественным направлением. Распространение вкусов эпохи Регентов было подготовлено самой судьбой французского дворянства, преуспевавшего в XVIII в. лишь в одном — в устройстве обеспеченной и счастливой жизни. Это была праздная жизнь, окруженная изящной роскошью. Искусство было украшением праздной жизни французской знати.
Особую роль играют декоративные искусства (в степень искусства возводится даже гастрономия).
Главная задача искусства — нравиться, само искусство отождествляется с роскошью, игривостью и насмешливостью.
Зеркала становятся любимым украшением стен, они ставятся друг против друга, давая бесконечное количество отражений.
Потребность в предметах роскоши создала во Франции целые отрасли художественного производства благодаря труду мебельщиков, ткачей, лепщиков, ювелиров и вышивальщиц.
Излюбленные декоративные мотивы рококо — раковина, стебли и цветы.
В области декора неоклассицизм обратился к интерьеру залов, обставлявшихся на античный манер. Подвиги наполеоновской армии принесли новые декоративные мотивы: шпаги, знамена. В наполеоновскую эпоху изменения происходят в одеждах и прическах. Распространяется мода на все античное: от силуэта и кроя платьев, напоминающих хитоны и туники, до свободно спадающих распущенных локонов. Исчезли не только кринолины и фижмы, но и бриллианты, в моду вошли резные камни, вделанные в оправу (геммы).
В отличие от других видов искусств в музыке XVIII в. барокко как стилевое направление все еще было широко представлено. Величайшими мастерами эпохи барокко в музыке стали Бах и Гендель.
Иоганн Себастьян Бах (1685—1750) был величайшим музыкантом XVIII в., а сила воздействия его музыки все возрастает. Его композиторское творчество было удивительно разносторонним при внешне скоромной жизни (он был кантором — руководителем и дирижером церковного хора). С детства Бах был глубоко религиозен, причем придерживался протестантского вероисповедания. Именно Реформация в Германии выдвинула жар протестантского хорала (хорового песнопения). Сделав церковный обряд более простым и строгим, протестантизм повысил значение в нем музыки. Церковь стала центром музыкального искусства, а церковный органист его представителем. Органное искусство было чрезвычайно распространено в Германии и потому неудивительно, что орган сопутствовал всей жизни Баха. Его органное наследие включает несколько жанров, среди которых выделяются хоральные прелюдии и двухчастные полифонические циклы л фугой. В музыке Баха выражены и религиозное смирение, и пафас, и лирика, и порыв. Его сочинениям присущи наряду с естественностью и простотой возвышенность и значительность. Среди музыкальных творений Баха огромное число истинных шедевров, получивших мировое признание.
Рядом с Бахом возвышается еще одна крупнейшая фигура музыкального барокко — Георг Фридрих Гендель (1685—1759). Его жизнь протекала в больших европейских городах, он получил отличное музыкальное образование. Первая же поставленная в Лондоне опера «Ринальдо» принесла Генделю известность. Гендель писал музыку во множестве жанров, но вершину в его наследии образуют оратории (большие вокально-симфонические произведения с развитым сюжетом). Литературным источником самых известных ораторий композитора была первая часть Библии — Ветхий завет. Жил Гендель в Англии и события ее политической истории, как и эпический размах библейских сюжетов, не могли не вызвать его интереса.
Для композитора была характерна в первую очередь гражданская тематика. Избирая библейские сюжеты, Гендель восхищается могуществом человеческих страстей. Именно страстность, динамичность, изображение противоборства были характерны для барокко.
Если первая половина XVIII в. в музыке определялась барокко как музыкальным стилем, то вторая его половина стала временем расцвета творчества композиторов венской классической школы:
Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена. Высшие достижения классицизма были связаны с Веной, столицей огромной Австрийской империи, городом насквозь пропитанным музыкой.
Венская классическая школа отвечала настроениям и идеям эпохи Просвещения. Музыкальное искусство отразило духовные искания и противоречивые художественные процессы своего времени. Например, Лессинг оказал влияние на творчество Моцарта.
Принципы классицизма нашли свое претворение в музыке эпохи Просвещения.
Кристоф Виллибальд Глюк (1714—1787) вошел в историю музыки как реформатор оперного искусства, положивший начало новому оперному стилю. Оперы, которые писал Глюк, были необычны и по содержанию, и по манере выражения чувств героев. Деятельность Глюка протекала в Вене и Париже и также была связана с полемикой в философии и эстетике, в которую были вовлечены просветители. Они подвергали критике придворную оперу и считали, что античный театр идеально сочетает музыку, пластику и декламацию.
Глюк попытался драматизировать оперу, придавать ей правдивость и естественность. Все лучшие оперы Глюка, начиная с «Орфея», написаны именно на античные сюжеты, в них композитор нашел могучие характеры и сильные страсти. При жизни Глюка его оперы вызывали яростные споры, но время показало жизнеспособность принципов, не случайно их реализовали и другие выдающиеся композиторы.
Йозеф Гайдн (1732—1809) почти три десятка лет оставался капельмейстером (руководителем хоровой и оркестровой капеллы), а сочинению музыки отдавал лишь свободное время. Если Глюк реформировал оперу, то Гайдн создал совершенные симфонии. Его творческий путь пролегал через разные художественные эпохи, но творчество композитора было связано именно с веком Просвещения. Просветители верили в прогресс общества и человека, и музыка Гайдна выражает оптимизм и стремление к счастью. Творения Гайдна достаточно рационалистичны: им свойственна продуманность и стройность, что также созвучно с рационалистическими принципами просветителей.
В своих ораториях Гайдн обращается к теме природы, культ которой был свойствен такому просветителю как Руссо. Именно Гайдн стал ярчайшим композитором эпохи Просвещения.
Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791) начал сочинять еще в раннем детстве, он много путешествовал, рано приобрел известность. Подобно Глюку Моцарт стал великим реформатором оперы, не только симфонизируя, но и актуализируя ее. Выбрав такую пьесу как «Безумный день или Женитьба Фигаро», Моцарт показал свою приверженность к просветительским идеям. В «Волшебной флейте» композитор представляет своеобразную утопию, близкую вере просветителей в моральный прогресс человечества. Музыка Моцарта удивительным образом сочетает естественность и гармоничность, искренность и совершенство, безупречную ясность и трепетное волнение. Высшим достижением музыки Моцарта стал знаменитый «Реквием» — последнее его сочинение.
Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен (1770—1827) провел большую часть жизни в Вене. Его сочинения также несут на себе отпечаток эпохи Просвещения. Композитор проявил себя именно в жанрах сонаты и симфонии, окончательно сложившихся именно в эту эпоху. Его произведения обнаруживают продуманность всего замысла и отдельных деталей, ясность форм.
В самых известных его творениях получает воплощение героическая тема, тема борьбы, что связано как с личностью самого композитора, так и с особенностями его биографии: события Великой французской революции он пережил девятнадцатилетним юношей. Хотя идеи эпохи Просвещения были свойственны музыке Бетховена, он представляет уже новую эпоху, предвосхищая романтизм. Музыкальный стиль композитора отличается от искусства других венских классиков размахом, драматизмом, эмоциональной силой. Таковы «Патетическая соната», Третья симфония («Героическая»), Пятая и Девятая симфонии, в особенности же «Ода к радости», завершающая последнюю. Все наследие в целом Бетховена оказало колоссальное воздействие на развитие музыки, особенно на формирование романтизма.