Дарение в римском праве
Дарение (donatio) представляет собой безвозмездное, добровольное, намеренное обогащение одаряемого из имущества дарителя. Дарение совершается, когда дар поступает во владение получающего («Donatio perficitur possessione ac-cipientis»). Оно может иметь характер действительной передачи вещи, права собственности; может также быть обязательственным (стипуляционное дарение; отказ от искового требования). Дарение является не самостоятельным юридическим действием, а основанием для совершения имущественно-правового акта: «Pollicitatio donationis inter privatos vim obligationis non inducit» (Papinianus). «Сначала дар был передачей какой-либо вещи — передачей, которая делалась дарителем вследствие ожидания получения от одаренного какого-нибудь дара или одолжения. Другими словами, дар был отплатой за какой-нибудь другой дар или одолжение; или же дар сам вызывал одаренное лицо на ответный дар или одолжение. Таким образом, дар не был, как позднее, сделкой безвозмездной, да и вообще безвозмездные сделки не существовали в древнейшем праве»1. С самого начала дарение составляло отчуждение, и притом отчуждение возмездное. Подобно завещанию, оно находилось под строгим контролем общественного мнения и потому не было произвольным актом. С точки зрения обычного разума дарение выглядит бесхозным действием. В римском праве это проявилось достаточно рано в виде ограничения дарения законом (lex Cincia); если одаряемый настаивал на получении дара вопреки запрету закона Цинция и подавал иск, то ответчик получал в таком случае exceptio legis Cinciae; запрещены были и дарения между супругами. Дарящий словно растрачивал свое имение, хотя бы своим подарком он нравственно (naturaliter) обязывал одаренного к отплате; и наоборот, кто получал дай, хотя бы только в отплату за свой дар, тот обогащался в размере полученного. Правда, Ульпиан называет случай дара за дар как бы меной, но при его взгляде на последствия этого случая такое сравнение не имеет юридического значения и интересно только как воспоминание о первоначальном характере дарения. В постклассическом праве дарение было подробно регламентировано.
Дарение по сути своей было не совместимо с каким-либо возмещением дарителя одаряемым или принуждением. С субъективной точки зрения необходимо намерение дарителя обогатить одаряемого за счет своего имущества (animus donandi). Совершенное дарение (donatio perfecta), при котором манципация сопровождается традицией, является неоспоримым, хотя и противоречит закону Цинция: «Donatio perficitur possessione accipientis». Этот закон (»204 г. до н.э. a Marco Cincio Alimento praetore) запрещал принимать дары или деньги за судебную защиту либо вообще дар, превышающий определенную сумму. Этот запрет не относился к дарам ближайших родственников (personae exceptae) или свойственников, а также если подарок делался опекуном — опекаемому, вольноотпущенником — патрону и за спасение жизни дарителя. По-видимому, Цинциев закон принадлежал к числу leges imperfectae, т.е. он не карал недействительностью сделки, которые совершались вопреки его запрещению. Дарение, совершенное вопреки закону Цинция, имеет силу, но оспоримо. На иск одаряемого об исполнении дарственного обещания, данного вопреки lex Cinciae, ответчик возражал per excepjtionem legis Cinciae. Те же последствия имеет и подтверждение дарения (confirmatio donationis) фактом смерти дарителя, в том числе и при несовершенном дарении, когда оно материально не осуществлено до конца.
С III в. н. э. было признано право патрона отменять действительное дарение из-за неблагодарности вольноотпущенника; при этом таковым действием считались причинение имущественного ущерба патрону-дарителю, грубое оскорбление его одаряемым, способствование созданию опасных для жизни патрона ситуаций. Вскоре это право стали относить и к другим дарителям, к родителям; при Юстиниане же оно было признано за всеми дарителями. В императорское время и юристы, и императоры признавали за дарителем право на отзыв (посредством личного иска) дара в случае неблагодарности одаренного. Дарение становится юридическим действием только с принятием при Константине закона, по которому требуются письменная форма, публичная передача вещи и сдача документов в общественный архив; принятие дара становится для одаренного необходимым. При Юстиниане обязательственное дарение считается pactum legitimum; судебная инсинуация (вскрытие завещания с оглашением его содержания) требуется при сумме дарения свыше 500 солидов. В юстиниановом праве такое соглашение давало основание для непосредственного притязания на выдачу вещи.
В постклассическом и праве Юстиниана donatio perfecta является дарение после выполнения всех реквизитов, которых требовал закон. Юстиниан допускает передачу права по обязательству в дар. Он же считал за выражение неблагодарности тяжкую обиду, нанесенную дарителю, оскорбление его действием, умышленное причинение ущерба его имуществу или опасности его жизни. Первоначальная обязанность отплатить за дар превратилась, таким образом, в более отвлеченную обязанность — сохранить уважение к личности дарителя. Неоспоримым оставалось дарение за спасение жизни. По своей сути такое дарение является своеобразным договором между живыми (inter vivos); оно не зависит ни от завещания, ни от порядка наследования и создает преемство в отдельном правоотношении. После признания фидеикомиссов оно имеет ограниченное значение, но существует, поскольку является договором inter vivos и имеет вещные последствия. Вскоре такое дарение начинает сближаться с правом отказов; позже на него распространили действие legis Falcidii и leges caducariae Августа. Патрон-даритель, вначале не имевший детей, мог потребовать дар обратно, если позже они появлялись (рождались) у него. Дар, который сам составлял отплату за какое-нибудь одолжение (так называемое donatio remunerandi causa), не подлежал, по мнению юристов Империи, никакому отзыву со стороны дарителя (donatio inrevocabilis), например дар в благодарность за освобождение из рук разбойников или врагов или в благодарность за судебную защиту, за поручительство, за содействие в делах.
Помимо упомянутых ранее разновидностей дарения, выделяются также donatio mortis causa и donatio sub modo. Первое дарение зависит от будущего неясного обстоятельства, что одаренный не умрет раньше дарителя. Павел отмечал, что «с возвращением здоровья и прекращением болезни дарение, сделанное на случай смерти, также требует возобновления ввиду изменения Намерений (paenitentiam etiam revocatur); только по факту смерти становится действительным». Это дарение имело 2 формы: право собственности на вещь переходит немедленно под отменительным условием или после наступления отлагательного условия. Если одаренный умрет первым, дарение отпадает, либо же даритель может требовать его возврата. Одаряемый мог потребовать подаренную и принятую вещь, которой он только владел. Против дарителя или того, кому даритель дополнительно передал право собственности на данную вещь, он возражал с помощью exceptio rei donatae et traditae (подаренной и принятой вещи). Главным и первоначальным случаем было дарение, совершенное при непосредственной опасности для жизни, с тем условием, что, если даритель оставался в живых, оно считалось недействительным.
В постклассическом праве donatio mortis causa могло быть отмерено в любое время; такое приобретение (condicionis implendae causae datum) было связано с исполнением условия, по которому одаренный сам предоставлял ту или иную выгоду третьему лицу. Такое распоряжение не создает для третьего лица права притязания, а в остальном оно руководствуется правом легатов. При Юстиниане оно и было фактически приравнено к отказам.
При другом способе — donatio sub modo («дарю тебе, с тем чтобы ты сделал то-то»), — разработанном главным образом императорскими постановлениями второй половины III в. н. э., даритель мог потребовать от принявшего дар в случае неисполнения им обязательства, или исполнения этого последнего (actio praescriptis verbis), или возвращения самого дара (соп-dictio ob causam datorum). Дарение с дополнительным установлением (donatio sub modo) предполагало поручение дарителя одаряемому совершить какое-либо полезное действие. Modus обозначал целевое назначение, присоединяемое к безвозмездному предоставлению или к освобождению из рабства. Оно предписывало одаренному обязанность вести себя нужным образом, и воля представителя должна быть направлена на то, чтобы получатель имел от него пользу, а само действие для него должно быть обязательным (modus qualifi-catus). При принятии одаряемым этого условия даритель имеет право требовать исполнения согласно данному соглашению, и в постклассическом праве у него появляется actio praescriptis verbis. Если исполнение стало невозможным, то даритель получал condictio ob causam datorum о возврате дарения.