Cпецифика технических наук
В западной философии науки анализ технических наук выделился в особое направление сравнительно недавно. Еще Ч.Сноу подчеркивал, что технические науки не всегда оценивались по достоинству/У тех, кто работает в области чистой науки, сложилось совершенно превратное мнение об инженерах и техниках, им кажется, что все, связанное с практическим использованием науки, совершенно неинтересно. Они не в состоянии представить себе, что многие инженерные задачи по четкости и строгости не уступают тем, над которыми работают они сами, а решение этих задач часто настолько изящно, что может удовлетворить самого взыскательного ученого.
До XIX в. разрыв между исследованием, проектом и его фактической реализацией составлял период в 150 лет. Несмотря на то, что высшие технические учебные заведения возникли в XVII в. (например; Политехническая школа в Париже, по ее подобию строились многие европейские школы), программы общей технологии, направляющей развитие технических процессов, не было, она оставалась вне поля зрения ученых.
Только к концу XIX в., когда профессиональная инженерная деятельность оформилась по образу и подобию научного сообщества, стало возможным осмысливать спецификацию технических наук. Ученые отмечали противоречие, возникающее между классической естественной наукой и техническими науками. Оно крылось в абстрактности и аналитичности схем и построений, к которым тяготел ученый - представитель классической науки, и фрагментарности и узкоспециализированности реальных объектов, с которыми имел дело технолог.
Направление, связанное с изучением технических наук, по большей части было представлено проблемами традиционного плана:
исследование сущности техники, специфики технических наук, 'соотношения техники и естествознания, оценки научно-технического прогресса. Отец философии техники Ф.Рапп весьма критично оценивал результаты исследований в этом направлении. По его мнению, только одна из десяти работ может быть отнесена 'к исследованию высокого профессионального класса. Большинству работ свойствен постановочный эссеистский характер. Технические науки распадаются на две ветви: дескриптивную, нацеливающую на описание того, что происходит в технике, и нормативную, формулирующую правила, по которым она должна функционировать. Однако глубина методологического анализа основ технических наук была не велика. Для этой сферы, по мнению ученых, вообще характерно запаздывание форм ее осознавания: Вместе с тем именно технические науки и инженерная деятельность нуждаются в выверенных и точных ориентирах, учитывающих масштабность и остроту проблемы взаимодействия «мира естественного» и «мира искусственного». В тезддаческих науках принято различать изобретение - как создание нового и оригинального и усовершенствование - как преобразование существующего. Развитие продуктивных способностей человечества шло в направлении от присвоения готовых природных данностей к их усовершенствованию в целях достижения большего эффекта адаптации. Создание искусственной среды обитания, а точнее, отдельных ее элементов, означало изобретение того, чем природа в готовом виде не располагает, аналогами чего не обладает. И если потребление готовых орудий труда и средств деятельности, а также наиболее адекватное приспособление к окружающей среде можно сравнить с универсальной адаптационной активностью в мире живого с той лишь разницей, что в основании лежит не биологический код, а социально значимая программа, то изобретение претендует на особый статус. Оно опирается на многообразие степеней свободы и может быть осуществлено «по мерке любого вида». Иногда в изобретении также просматривается попытка имитации природы, имитационное моделирование. Так, Цилиндрическая оболочка - распространенная форма, используемая для различных целей в технике и быту, есть универсальная структура многочисленных проявлений растительного мира. Совершенной ее моделью является стебель. Именно у живой природы заимствованы решения оболачивания конструкций. Велика роль пневматических сооружений, они помогли человеку впервые преодолеть силу земного притяжения, открыть эру воздухоплавания. Их идея также взята из природы. Ибо одним из совершеннейших образцов пневматических конструкций является биологическая клетка. Некоторые плоды и семена приспособились к распространению в природе при помощи парашютиков, паруса или же крылатого выроста. Нетрудно усмотреть сходство между столь изощренными способами естественного приспособления и более поздними продуктами человеческой цивилизаций, эксплуатирующими модель паруса, парашюта, крыла и пр. Технолог обращается к природе для подтверждения правильности своих идей.
У изобретения-имитации больше основания быть вписанным в контекст «мира естественного», в нем ученый решает воспользоваться секретами природной лаборатории, ее решениями и находками. Однако изобретение - это еще и создание нового, не имеющего аналогов. Осмысливая подобный конструктивный изобретательский процесс, исследователи отмечают пять этапов. Первый связан с формированием концептуальной модели, определением целей и ограничений. Второй - с выбором средств и принципов. На третьем - наиболее важным оказывается предпочтение того или иного рационального решения при заданном физическом принципе действия. Характерным здесь становится варьирование элементами и технологическими параметрами до нахождения наиболее целесообразного сочетания. Четвертый этап включает в себя определение, оптимальных значений параметров заданного технического решения.; Пятый - предполагает пррективно-знаковое отображение создаваемых структур с последующей их материализацией. .
Однако технические науки столь разнородны, что серьезной проблемой становится поиск оснований для их объединения в единую семью технических наук. В качестве механизма объединения разнородных системно-технических знаний называют модель роста кристалла, где главное условие состоит в необходимости соблюдения соответствия между основанием и структурой питательной среды. В качестве основания мыслится трудовая деятельность. Питательная среда представляет собой принципы и понятия таких дисциплин, как гигиена труда, теория информации.
Изучая весьма неоднозначное отношение человека к миру техники, можно столкнуться с живучей и по сей день технофобией - недоверием и даже враждебностью к технике как таковой. Такое отношение свойственно для представителей традиционных типов обществ, оглядывающихся на традиции и обычаи предков. Вместе с тем исследователь техники Л.Мэмфорд утверждал, что началом современной техники можно считать первую половину второго тысячелетия н. э. По его мнению, основные технические эпохи выглядят так:
1. «Эзотехническая» эпоха (1000-1750). Ее основу составляет технология воды и дерева.
2. «Палеотехническая» эпоха (от второй половины XVIII в. до се-. редины XX в.). Ее базис - уголь и железо.
3. «Неотехническая» эпоха, в которой главным считается комплекс электричества и сплавов.
В основу своей периодизации Мэмфорд положил используемый в технике основной вид энергии и вещество, которое занимает центральное место в создании технических устройств. Периодизацию можно продолжить указанием на наисовременнейшие энергоинформационные технологии.