Черты личности, присущие консультанту
Способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию. Под этой способностью понимается умение глубоко психологически проникать во внутренний мир другого человека — клиента, понимать его,
видеть происходящее с его собственных позиций, воспринимать мир его глазами, принимать как допустимую и правильную его точку зрения.
Открытость. Пытаясь понять клиента, проникнуть в его внутренний мир, психолог-консультант откровенно сообщает ему о своих собственных чувствах, вызывая с его стороны эмпатическую реакцию и тем самым делая его открытым для себя.
Выражение личной заботы о клиенте с помощью сопереживания, сочувствия ему, а также жестов, мимики, пантомимики. Доброжелательность. Доброе, эмоционально положительное отношение к клиенту, личная заинтересованность и участие в решении его проблем.
Безоценочное отношение к клиенту, в том числе к соблюдению с его стороны тех моральных, этических норм, которых он в своем поведении придерживается, даже если это поведение самому консультанту не нравится.
Отказ от нравоучений, навязывания клиенту своих советов.
Доверие к клиенту, вера в его способность и возможность самостоятельно справиться со своей проблемой.
Готовность и стремление консультанта не столько избавить клиента от своих переживаний, сколько направить его переживания в конструктивное русло.
Умение держать оптимальную психологическую дистанцию между собой и клиентом.
Умение вселять в клиента уверенность и решимость переделать себя.
Требования к личности консультанта:
Аутентичность - полное осознание настоящего момента; выбор способа жизни в данный момент; принятие ответственности за свой выбор. Выражение искренности по отношению к клиенту. Аутентичный человек является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Соприкоснуться с жизнью клиента мы можем, только оставаясь живыми людьми.
Открытость собственному опыту. Искренность в восприятии собственных чувств. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
Развитие самопознания. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот — чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.
Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу. Он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.
Толерантность к неопределенности. Консультанту совершенно необходима уверенность в себе и ситуациях неопределенности. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать — все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.
Принятие личной ответственности Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не вызывает механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни.
О глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей — их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Эффективному консультанту чужды страхи осуждения своих чувств, он способен свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе и перед клиентами.
Постановка реалистичных целей. Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот — опустить ниже планку притязаний. В консультировании мы всегда можем выполнять свою работу «хорошо», но не идеально. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.