Бюджетный процесс — расходы бюджета

План

Введение с.3

1. Бюджетная классификация. с.4

2. Классификация бюджетных расходов. с.10

3. Бюджетное финансирование. с.13

Заключение с.24

Список использованной литературы с.25

Введение

Бюджетная система и бюджетирование образуют один из важнейших элементов экономической системы, воплощают базисный способ финансового регулирования экономики.

Бюджеты и бюджетное регулирование существуют в любой социально-экономической системе, присущи экономике как рыночного, так и нерыночного типа. Однако характер бюджетного устройства, способы формирования, утверждения, исполнения бюджетов в них обладают принципиальными различиями. В особенности это касается государственного бюджета.

В централизованной экономике бюджет целиком подчинен государственному экономическому плану, следует из него и не имеет сколько-нибудь важного самостоятельного значения. Такой подход на государственном уровне следует из господствующей в планово-распорядительной экономике тенденции придания главенствующей роли материально-вещественным факторам и второстепенной - финансовым.

В странах с рыночной экономикой ситуация несколько иная. Составлению, утверждению, анализу исполнения государственных годовых бюджетов уделяется огромное внимание. Сами бюджеты на государственном уровне и уровне территориальных единиц служат ведущей, определяющей формой финансового планирования. Кстати, этот факт опровергает представление о том, что в условиях рыночной экономики нет места централизованному государственному планированию. Реальная ситуация говорит об обратном. Бюджетно-финансовое планирование в странах с рыночной экономикой поставлено лучше, чем в государствах с традиционно плановой социалистической системой ведения хозяйства.

1. Бюджетная классификация

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется для:

• составления, утверждения и исполнения бюджета;

• контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

• обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

• составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Министерство финансов РФ утвердило Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38 н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: «доходы», «расходы», «финансирование бюджета» и «государственный долг» (9, с. 188).

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

• налоги на прибыль (доход), прирост капитала;

• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

• налоги на совокупный доход;

• налоги на имущество;

• платежи за пользование природными ресурсами;

• налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;

• прочие налоги, пошлины и сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

• доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

• доходы от продажи земли и нематериальных активов;

• поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

• административные платежи и сборы;

• штрафные санкции, возмещение ущерба;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

• от нерезидентов;

• от бюджетов других уровней;

• от государственных внебюджетных фондов;

• от государственных организаций;

• от наднациональных организаций;

• средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов (11).

В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи. Так, подгруппа «налоги на прибыль (доход), прирост капитала» делится на две статьи: налог на прибыль (доход) предприятий и организаций и подоходный налог с физических лиц. Статья «подоходный налог с физических лиц» делится на три подстатьи: подоходный налог, удерживаемый предприятиями, учреждениями и организациями, подоходный налог, удерживаемый налоговыми органами, и налог на игорный бизнес.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы.

Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов (12, с. 286).

Разделы:

• государственное управление и местное самоуправление;

• судебная власть;

• международная деятельность;

• национальная оборона;

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

• промышленность, энергетика и строительство;

• сельское хозяйство и рыболовство и др.

Разделы делятся на подразделы. Так, раздел «Международная деятельность» состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.

Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств — руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.

Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию «Текущие расходы» включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу «Закупка товаров и услуг» включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета (10, с. 128).

Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты. В категорию «Предоставление кредитов за вычетом погашений» включается группа «предоставление кредитов».

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:

• финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;

• государственные ценные бумаги;

• бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;

• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

• прочие источники внутреннего финансирования;

• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

• государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.

Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета.

Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:

• кредиты международных финансовых организаций;

• кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;

• кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;

• изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;

• прочее внешнее финансирование.

Государственные долги делятся на внутренние и внешние. Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:

• целевые займы и вклады;

• государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;

• государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;

• казначейские обязательства;

• государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;

• ГКО;

• ОФЗ-ПК и т. д.

Классификация видов государственного внешнего долга РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация состоит из группы «Государственный внешний долг РФ», включающая следующие подгруппы:

• кредиты, полученные от правительств иностранных государств;

• кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;

• кредиты, полученные от международных финансовых организаций.

2. Классификация бюджетных расходов

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике существует несколько признаков классификации расходов бюджета.

В первую очередь применяется экономическая классификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, трансфертные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов (1, с. 67).

Капитальные расходы бюджета - эти денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности. Они включают: расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, расходы, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается государственное и муниципальное имущество. Большинство этих расходов, как правило, отражается в бюджете развития.

Важное значение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

1) государственное управление и местное самоуправление;

2) судебная власть;

3) международная деятельность;

4) национальная оборона;

5) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;

6) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

7) промышленность, энергетика и строительство;

8) сельское хозяйство и рыболовство;

9) охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;

10) транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

11) жилищно-коммунальное хозяйство;

12) образование;

13) здравоохранение и физическая культура;

14) культура, искусство и кинематография;

15) средства массовой информации;

16) обслуживание государственного долга;

17) финансовая помощь бюджетам других уровней;

18) целевые бюджетные фонды;

19) пополнение государственных запасов и резервов;

20) социальная политика;

21) прочие расходы.

Такая классификация наглядно отражает роль государства в различных областях общественной жизни.

Ведомственная классификация позволяет выделить соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Такая классификация расходов бюджета показывает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.

Классификации расходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных ассигнований.

Территориальная классификация расходов. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы федерального бюджета, расходы бюджетов членов Федерации и расходы местных бюджетов.

 

Страниц: 1 2
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!