Бюджетная система

Содержание

Введение
1. Понятие, сущность и принципы построения бюджетной системы.
2. Бюджетная классификация.
3. Межбюджетные отношения.
4. Особенности бюджетного процесса в РФ.
Заключение
Список литературы

Введение

Основу системы государственного регулирования социально-экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов. При этом объективно существующая необходимость удовлетворения растущих потребностей в общественных товарах и услугах, с одной стороны, и ограничения, которые рынок накладывает на формы и методы государственного регулирования, с другой - приводят к тому, что существенная перераспределительная нагрузка в обществе ложится на бюджет.2 Наличие бюджетной сферы стоимостного перераспределения, как составной органической части финансов, обусловлено потребностями развития производства и социальной сферы. Ведь для организации бесперебойного кругооборота фондов в масштабе всей экономики и обеспечения социальной поддержки населения необходима централизация денежных ресурсов, выходящая за рамки отдельных хозяйств и отраслей. Эту функцию в обществе, как известно, выполняет государство. С его возникновением и развитием органически связано существование и развитие бюджета. Кроме того, централизация общегосударственных денежных средств создает материальную базу для функционирования самих государственных структур.

1. Понятие, сущность и принципы построения бюджетной системы.
В Бюджетном кодексе (Федеральный закон от 24 июля 1998 г.) дано следующее определение бюджета: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.
Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы.
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
• I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
• II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
• III уровень - местные бюджеты.
Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации (4, с. 67).
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т. п.
2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ.
3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах (4, с. 69).
4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами. Если при составлении бюджета обнаруживается превышение доходов над расходами, то до утверждения бюджета профицит бюджета сокращается в следующей последовательности:
• уменьшение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности;
• сокращение доходов от реализации государственных запасов и резервов;
• направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
• передача части доходов бюджетам других уровней.
Если эти меры осуществлять нецелесообразно, то следует сократить налоговые доходы бюджета. Первичный профицит бюджета - это превышение доходов бюджета над расходами, уменьшенными на величну затрат по обслуживанию государственного долга. Если принят закон о бюджете с его дефицитом, то в нем утверждаются источники финансирования дефицита. Источники финансирования дефицита утверждаются в законе о бюджете на очередной финансовый год по видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, приобретенные им долговые обязательства РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета (4, с. 72).
5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
6. Принцип достоверности бюджета означает надежность всех показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997 г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета кроме защищенных).
7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
8. Принцип гласности т. е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.

2. Бюджетная классификация.

Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется для:
• составления, утверждения и исполнения бюджета;
• контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
• обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;
• составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Министерство финансов РФ утвердило Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38 н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: «доходы», «расходы», «финансирование бюджета» и «государственный долг» (6, с. 55).
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.
Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
• налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
• налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
• налоги на совокупный доход;
• налоги на имущество;
• платежи за пользование природными ресурсами;
• налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
• • прочие налоги, пошлины и сборы.
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
• доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
• доходы от продажи земли и нематериальных активов;
• поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
• административные платежи и сборы;
• штрафные санкции, возмещение ущерба;
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
• от нерезидентов;
• от бюджетов других уровней;
• от государственных внебюджетных фондов;
• от государственных организаций;
• от наднациональных организаций;
• средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ; Фонд развития таможенной системы РФ; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы; Фонд Министерства РФ по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов (6, с. 72).
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную. Бюджетную классификацию расходов можно представить в виде схемы.
Функциональная классификация — группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.

Разделы:
• государственное управление и местное самоуправление;
• судебная власть;
• международная деятельность;
• национальная оборона;
• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
• промышленность, энергетика и строительство;
• сельское хозяйство и рыболовство и др.
Разделы делятся на подразделы. Так, раздел «Международная деятельность» состоит из следующих подразделов: международное сотрудничество; участие в миротворческой деятельности; реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ; международные культурные, научные и информационные связи; экономическая и гуманитарная помощь другим государствам.
Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня). Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения (5, с. 91).
Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Источники финансирования делятся на следующие группы:
• финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ и изменения остатков средств бюджета;
• государственные ценные бумаги;
• бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
• бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
• прочие источники внутреннего финансирования;
• поступления от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
• государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней.
Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета. Источники внешнего финансирования делятся на следующие группы:
• кредиты международных финансовых организаций;
• кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;
• кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;
• изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
• прочее внешнее финансирование.

Классификация государственных долгов РФ и субъектов РФ. Государственные долги делятся на внутренние и внешние. Классификация государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ - это группировка долговых обязательств Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. Классификация государственных внутренних долгов включает в себя 27 видов внутренних заимствований:
• целевые займы и вклады;
• государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
• государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
• казначейские обязательства;
• государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
• ГКО;
• ОФЗ-ПК и т. д.
Классификация видов государственного внешнего долга РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация состоит из группы «Государственный внешний долг РФ», включающая следующие подгруппы:
• кредиты, полученные от правительств иностранных государств;
• кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
• кредиты, полученные от международных финансовых организаций.
3. Межбюджетные отношения

Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:
• сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
• самостоятельность бюджетов всех уровней;
• законодательное разграничение расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;
• объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
• единство бюджетной системы;
• равенство всех бюджетов РФ.
Межбюджетные отношения регулируются. Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов (4. с. 72).
Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.
Доходы бюджетов можно разделить на две группы:
• собственные доходы бюджетов — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;
• регулирующие доходы - федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.
С 1 января 1997 г. введены минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней.

Минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных уровней, %

 Федеральный
бюджет
Бюджеты субъектов РФ
Местные бюджеты

НДС
Акцизы на спирт, водку, ликеро-водочные изделия
Акцизы на минеральные виды сырья, бензин, автомобили, импортные подакцизные товары
Акцизы на остальные виды подакцизных товаров
Налог на прибыль (по ставке) Подоходный налог с физических лиц Ресурсные налоги
Экологические налоги
Налог на землю
Налог на имущество предприятий и организаций
30
30

100

-

10
10
30
30
10
- 20
30

-

60

15
30
30
30
20
40
5
5

-

10

5
5
5
10
30
40

Это стабильные нормативы зачисления налогов в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Конкретное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней утверждается ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
Бюджетным кодексом четко разграничены доходы между бюджетами разных уровней.
Доходы федерального бюджета
1. Налоговые доходы:
• федеральные налоги и сборы;
• таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
• государственная пошлина.
2. Неналоговые доходы:
• доходы от использования государственного имущества;
• доходы от продажи государственного имущества;
• часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, после уплаты ими налогов;
• прибыль Банка России;
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• доходы от реализации государственных запасов и затрат. Обособленно учитываются в доходах федерального бюджета доходы федеральных целевых бюджетных фондов.
Доходы бюджетов субъектов РФ
1. Налоговые доходы:
• региональные налоги и сборы;
• отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов.
2. Неналоговые доходы:
• доходы от имущества субъектов РФ;
• доходы от услуг бюджетных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ;
• часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, после уплаты ими налогов.
Доходы местных бюджетов
1. Налоговые доходы:
• местные налоги и сборы;
• отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов;
• государственная пошлина, за исключением зачисляемой в федеральный бюджет.
2. Неналоговые доходы:
• доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности;
• доходы от услуг бюджетных учреждений, находящихся в муниципальной собственности;
• доходы от продажи муниципального имущества;
• ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления и др.
Расходы бюджетов делятся на капитальные и текущие. Они могут осуществляться в различных формах:
• ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
• средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими или юридическими лицами по государственным или муниципальным заказам;
• ассигнования на обязательные выплаты населению (пенсии, стипендии, пособия, другие социальные выплаты);
• субвенции и субсидии юридическим и физическим лицам;
• бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, государственным внебюджетным фондам;
• кредиты иностранным государствам;
• средства на обслуживание и погашение государственного долга;
• ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
• резервные фонды.
Бюджетный кодекс разграничил расходы по бюджетам разных уровней, выделив четыре группы расходов:
• расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;
• расходы, финансируемые совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
• расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;
• расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.
Расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета:
• обеспечение деятельности Президента, Федерального собрания, Счетной палаты, федеральных органов исполнительной власти и др.;
• функционирование федеральной судебной системы;
• осуществление международной деятельности;
• финансирование национальной обороны и обеспечения безопасности государства;
• финансирование фундаментальных исследований и содействие НТП;
• государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
• государственная поддержка атомной энергетики;
• ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
• финансирование исследования и использования космического пространства;
• содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности;
• формирование федеральной собственности;
• обслуживание и погашение государственного долга РФ;
• компенсация государственным внебюджетным фондам на социальные выплаты;
• финансирование федеральной инвестиционной программы;
• финансовая поддержка субъектов РФ;
• прочие расходы.
Расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов:
• государственное обеспечение правоохранительной деятельности;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;
• финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских работ;
• обеспечение социальной защиты населения;
• обеспечение охраны окружающей среды;
• обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• прочие расходы.
Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ:
• функционирование органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
• обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
• реализация региональных целевых программ;
• формирование государственной собственности субъектов РФ;
• международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ;
• содержание и развитие предприятий и организаций, находящихся в собственности субъектов РФ;
• оказание финансовой помощи местным бюджетам;
• прочие расходы.
Расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов:
• содержание органов местной власти;
• формирование и содержание муниципальной собственности;
• организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта и других учреждений муниципальной собственности;
• содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;
• содержание и развитие муниципального жилищно-комму-нального хозяйства;
• финансирование муниципального дорожного строительства и содержание дорог местного значения;
• организация транспортного обслуживания населения;
• обеспечение противопожарной безопасности;
• финансирование охраны окружающей среды на муниципальных территориях;
• реализация целевых муниципальных программ;
• обслуживание и погашение муниципального долга;
• прочие расходы.
Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.
Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.
Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов). Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо нуждающихся регионов (6, с. 105).
Нуждающиеся в поддержке - это регионы, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в среднем по России (в 1998 г. к первой группе отнесены автономные округа Корякский, Ненецкий, Чукотский, Эвенкийский и др.).
Особо нуждающиеся в поддержке - это регионы, у которых сумма доходов меньше 100% текущих расходов (в 1998 г. ко второй группе отнесены Архангельская, Иркутская, Томская и другие области).
В 1996 г. из фонда поддержки регионов трансферты получали 79 регионов из 89, в 1999 г. - 76, в 2000 г. - 72. Источником формирования ФФПР в 1994 г. были отчисления от НДС в размере 22%, в 1995 г. - 27% НДС, в 1996 - 1997 гг. - 15% налоговых доходов за исключением ввозных пошлин, в 1998-1999 г. - 14% налоговых доходов за исключением таможенных пошлин.
В 1994 г. бюджетам субъектов РФ были переданы отчисления от таможенных пошлин в размере 20%. Была прекращена централизация части земельного налога на федеральном уровне и установлен единый норматив отчислений от НДС в бюджеты территорий в размере 25%.
Учитывая наличие ряда недостатков. Правительство РФ 30 июля 1998 г. приняло постановление № 862 «О концепции регулирования межбюджетных отношений в РФ в 1999 - 2001 годах». По существу речь идет о реформе межбюджетных отношений. Основные цели реформы:
• повышение эффективности управления финансовыми ресурсами РФ;
• выравнивание на всей территории страны социальных гарантий;
• повышение эффективности социально-экономического развития регионов.
Основные направления реформы межбюджетных отношений:
• Разграничение расходных полномочий между органами власти разных уровней.
• Распределение доходных источников между бюджетами разных уровней.
• Выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
• Инвестиционная поддержка развития регионов будет осуществляться по двум направлениям: а) социальному - из Фонда регионального развития на безвозвратной основе; б) производственному — из бюджета развития РФ на возвратной основе.
• Оздоровление региональных и муниципальных финансов.
С этой целью предусматривается законодательное закрепление бюджетных полномочий властей разных уровней, расширение налоговых полномочий властей субъектов РФ и муниципальных образований; использование стабильных нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований; поступление налогов от дочерних компаний и филиалов в территориальные бюджеты; внедрение принципа обусловленности предоставления финансовой помощи и контроля за ее использованием; создание в федеральном бюджете фонда развития региональных финансов.
Условия получения финансовой помощи из федерального бюджета субъектами РФ:
• ревизия бюджета субъекта РФ;
• контроль Федерального казначейства и федеральных контрольных органов за использованием финансовой помощи из федерального бюджета субъектами РФ;
• перевод с 2000 г. использования бюджетов субъектов РФ на казначейское исполнение через территориальные органы Федерального казначейства;
• при наличии у субъектов РФ задолженности по заработной плате перед бюджетниками трансферты могут использоваться только для погашения этой задолженности и обслуживания государственного (муниципального) долга;
• наличие у субъекта РФ программы увеличения собственных доходов и сокращения получаемых трансфертов и др.

4. Особенности бюджетного процесса в РФ.

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
• финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);
• органы денежно-кредитного регулирования (Банк России);
• органы государственного (муниципального) контроля. Каждый орган имеет свои задачи и свои бюджетные полномочия.
Участники бюджетного процесса:
• Президент РФ, Государственная дума, Совет Федерации, Правительство РФ;
• органы законодательной (представительной) власти;
• органы исполнительной власти;
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансового контроля;
• органы государственных внебюджетных фондов;
• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;
• иные органы (бюджетные учреждения, получатели бюджетных средств).
Органы представительной власти рассматривают, утверждают и контролируют исполнение федерального бюджета.
Органы исполнительной власти составляют и исполняют бюджеты, представляют отчеты об их исполнении.
Банк России разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики, обслуживает счета бюджетов, выполняет функции генерального агента по государственным ценным бумагам (6, с. 117).
Органы государственного контроля контролируют исполнение бюджетов и государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов бюджетов и целевых программ.
Главный распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства по получателям и распорядителям, утверждает сметы доходов и расходов, составляет бюджетную роспись (документ о поквартальном распределении доходов и расходов и источников финансирований дефицита бюджетов, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств), контролирует целевое использование бюджетных средств, их возврат, представляет сводный отчет об исполнении бюджета, выступает в суде от имени казны РФ.
Распорядитель бюджетных средств распределяет средства по подведомственным получателям, составляет бюджетную роспись, утверждает сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, контролирует использование бюджетных средств.
Рассмотрим сущность бюджетного процесса на примере федерального бюджета. Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года. Составление проекта бюджета основывается на:
• бюджетном послании Президента РФ;
• прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год;
• основных направлениях бюджетной и налоговой политики;
• прогнозе сводного финансового баланса;
• плане развития государственного или муниципального сектора экономики.
Одновременно с проектом бюджета составляется перспективный финансовый план на три года, который законодательно не утверждается. Бюджетное послание Президента РФ направляется Федеральному Собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году в бюджетном послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год. Прогноз социально-экономического развития разрабатывается на основе данных о социально-экономическом развитии за последний финансовый год и прогноза на планируемый финансовый год. Баланс финансовых ресурсов - это баланс всех доходов и расходов. Он составляется на основе отчетного баланса за предыдущий год и прогноза на следующий год. План развития государственного или муниципального сектора экономики включает в себя перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий, государственных или муниципальных унитарных предприятий; программу приватизации государственного или муниципального имущества; сведения о предельной платной численности государственных или муниципальных служащих и военнослужащих по главным распорядителям бюджетных средств; план предоставления услуг бюджетными учреждениями.
Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем и темп роста ВВП, а также уровень инфляции в очередном финансовом году

Заключение

Изложенные в данном реферате основы бюджетной системы Российской Федерации позволяют характеризовать бюджет как важную предпосылку и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно-технического прогресса, решения структурных проблем, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, и нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом.
Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Необходимо также отметить, что исследованию сущности бюджета и его роли в макроэкономическом регулировании представителями финансовой науки уделяется недостаточное внимание. Об этом свидетельствует отсутствие единых подходов к определению понятия «бюджет», разнообразие мнений по поводу характерных его черт и функций, фрагментарность анализа новых явлений и тенденций, возникающих в области бюджетного перераспределения.
Бюджетные отношения возникают между государством и другими субъектами воспроизводства (юридическими и физическими лицами) в процессе мобилизации и использования денежных средств, которые необходимы для выполнения подавляющей части государственных функций - экономических, социальных, управленческих, внешнеполитических.

Список литературы

1. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. - М.: Финансы и статистика, 1994.
2. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О. И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 1999.
3. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы и статистика, 2000.
4. Линьков С.А. Финансы и кредит. – М.: Логос, 2001.
5. Романовский М.В. Финансы. – М.: Перспектива, 2000.
6. Романов С.А. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Алгон, 1999.
7. Финансы: Учебник / В. М. Родионова, Ю. А. Вавилов, Л. И. Гончаренко и др.; Под ред. В. М. Родионовой. - М.: Финансы и статистика, 1994.
8. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. - М.: Проспект, 1999.
9. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. - 3-е изд. -М.: Финансы и статистика. 1999.
10. Хори Ван Э. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1996.

(39.0 KiB, 53 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!