Бронзовый век степей Евразии

Содержание

Введение 2

1. Культуры бронзы евразийских степей 3

2. Культуры поздней бронзы 14

Заключение 22

Список литературы 23

Введение

Степи Евразии в эпоху бронзы стали особой зоной, оказавшей значительное влияние на развитие производящих форм хозяйства, специфически степного типа, основы которого были заложены с началом перехода к энеолиту. Тогда был накоплен первый опыт хозяйственного освоения степей и сложились основы степного скотоводства в его специфических формах: преимущественное разведение наиболее приспособленного к степным ландшафтам мелкого рогатого скота при значительной роли и даже господстве охоты. Определенное значение имел природно-климатический фактор: аридность степной зоны в начале палеометаллической эпохи и вызванный этим кризис присваивающего хозяйства.

В эпоху бронзы сложились уже не эпизодические, а устойчивые контакты по всей территории степей.

1. Культуры бронзы евразийских степей

В эпоху бронзы в степях евразийской части России развивались две большие культурно-исторические общности: катакомбная и андроновская. Во II тысячелетии до н. э. памятники катакомбной культуры занимали значительную территорию от Днепра до Средней Волги. Наиболее южные известны в степях Крыма, а самые северные - около Курска и Ельца. Среди памятников больше всего могильников. Они-то и дали, благодаря своим особенностям, название культуре. Умерших хоронили не просто в грунтовых ямах, а в особых нишах - катакомбах, устраивавшихся в стенках могильных ям. Вход в катакомбу из ямы заваливали, дно покрывалось охрой, известью или выстилалось камышом. Скелеты в катакомбах обычно лежали скорченно.

Катакомбные поселения известны на Дону (около Ростова), Кибикинское близ Луганска, Терновское около Камышина на Волге и в других местах. Исследование этих поселений показало, что население катакомбной культуры вело оседлый образ жизни. В южных районах люди строили жилища, сделанные в виде плетенных из камыша и обмазанных снаружи глиной построек, возведенных на глинобитном основании. В более северных и восточных районах был известен другой тип жилища - небольшие землянки с деревянной крышей (1, с. 100).

Характерной особенностью инвентаря катакомбной культуры являются предметы из бронзы: листовидные ножи, топоры с проушинами, шилья и бронзовые украшения. Однако большинство орудий труда все еще делали из камня и кости. Это тщательно отретушированные треугольные наконечники стрел, дротиков и копий, довольно архаичные ножи, сделанные из кремневых ножевидных пластин, и скребки. Особенно выделяются по количеству и изяществу изготовления каменные шлифованные топоры с просверленными проушинами. Они, так же как и некоторые бронзовые изделия, и особенно костяные булавки и каменные курильницы, очень близки к предметам северокавказской культуры. Влияние высокой культуры Северного Кавказа особенно сказалось в южных предкавказских районах распространения катакомбной культуры.

Катакомбная глиняная посуда разнообразна и принципиально отличается от примитивной и однообразной по форме посуды предшествующей древнеямной культуры. Известны плоскодонные горшки с выпуклыми боками и зауженной шейкой, поверхность которых богато украшена орнаментом, нанесенным оттисками крученой веревки, зубчиками гребенки или просто острым предметом. Мотивы орнамента различны: треугольники, зигзаги, но чаще всего встречаются круги и спирали, отражающие космические представления древних земледельцев о солнечном божестве и таинственных растительных началах, превращающих зерна в стебли, которые в свою очередь рождают множество таких же зерен (6, с. 160).

Входившие в катакомбную общность племена занимались земледелием и скотоводством. Об этом свидетельствуют их прочная оседлость, земледельческая идеология, находки обуглившихся зерен проса в курганах, каменные мотыги, служившие для обработки земли. Вместе с тем быстро развивалось и скотоводство, которое достигло качественно новой ступени. Скотоводство было оседлым, пастушеским. Скот пасли поблизости от поселений. В катакомбах вместе с погребенным встречаются кости овцы, козы, коровы и лошади.

Причем в южных районах чаще всего встречаются кости овцы, а в более северных преобладали кости коровы и свиньи. Вместе с тем во всех поселениях встречаются кости рыб и диких животных.

Территория распространения катакомбной общности огромна, поэтому на отдельных ее участках наблюдаются различия в керамике и другом хозяйственном инвентаре, т. е. выделяются отдельные территориальные варианты, которые позволяют говорить не о единой катакомбной культуре, а о катакомбной культурной общности эпохи бронзы, включавшей несколько территориально различных археологических культур.

Довольно сложным остается вопрос о происхождении катакомбной общности. Несомненно, многое в ней унаследовано от древнеямной культуры, однако возникла она в результате распространения на территории восточноевропейских степей значительных групп нового населения, пришедшего, возможно, с Северного Кавказа. Естественно, что неолитическое население древнеямной культурно-исторической общности не могло быть уничтожено или полностью ассимилировано катакомбными племенами. Основная тенденция сложения катакомбной общности заключалась, видимо, в сосуществовании на протяжении нескольких веков древнеямных племен с различными катакомбными и другими группами древнего населения и их взаимной ассимиляции и объединении на новой культурной основе (5).

Нельзя считать окончательно решенным вопрос и о характере катакомбной общности, о том, что она собой представляла как культурное и историко-социальное образование. Большинство исследователей склонны видеть в ней отдельные археологические культуры. Определенный материал по происхождению культур катакомбного круга дает донецкая культура, которую можно рассматривать как древнейшую в ряду катакомбных культур Восточной Европы. При этом надо учитывать основные характеристики культуры; катакомбное погребальное устройство, курильницы и орнамент в виде шнурового штампа, плоскодонные кубки и скорченное трупоположение на боку. Положение погребенных имеет определенную связь с предшествующей культурой, хотя так называемые скорченные погребения в эпоху бронзы были весьма широко распространены как в Европе, так и в Азии. Керамический инвентарь указывает на воздействие культур шаровидных амфор и шнуровой керамики Центральной и Восточной Европы. В бронзовом инвентаре катакомбной культуры прослеживаются северокавказские традиции. В самих катакомбах усматривается влияние средиземноморского мира, где они были широко распространены. Таким образом, трудно признать решенным вопрос о происхождении катакомб (Кавказ или эгейский мир) и самих катакомбных культур. В них действительно много привнесенных элементов, характерных для значительной территории Европы. Однако в ряде мест влияние предшествующей древнеямной культуры было все же значительным.

К востоку от катакомбной общности на обширной территории от Южного Зауралья и Западного Казахстана и до Енисея на востоке во II тысячелетии до н. э. сложилась андроновская культурно-историческая общность. На севере она включала лесостепную и подтаежную зону, где возникли своеобразные культуры так называемого андроновского облика развитой бронзы, а на юге андроновская керамика встречается даже в пустынных районах Средней Азии. Характерными для этой общности являются прежде всего сосуды - горшки правильных форм с красивым профилем шейки и тулова, отогнутым венчиком и подчеркнутым дном. Поверхность их покрыта сложнейшими геометрическими узорами из треугольников, ломаных линий и элементов свастики. Вторым общим элементом являются немногочисленные бронзовые предметы: серпы, листовидные кинжалы, листовидные втульчатые наконечники стрел и копий. В остальном же наблюдаются как территориальные, так и хронологические различия (6, с. 162).

Андроновская общность - это несколько территориально и хронологически различных археологических культур на обширной территории восточной части степного мира. Название культуры и всей общности дал могильник, раскопанный в 1913 г. у деревни Андроново к югу от Ачинска. В Южной Сибири известны могильники Орак I, Новая Черная II, Сухое озеро. Здесь имеются погребальные сооружения в виде каменных круглых оградок, внутри которых грунтовые ямы с ящиками, сделанными из поставленных вертикально каменных плит. Сверху их также покрывали каменными плитами. Наблюдается некоторая связь устройства погребальных сооружений с природными условиями. Для лесостепных районов характерны небольшие земляные насыпи (курганы), а грунтовые ямы укреплены деревянным срубом и сверху покрыты бревнами. Для более западных степных районов Алтая и Казахстана наряду с курганными сооружениями характерны грунтовые могильники без признаков сооружений на поверхности. В ямах погребены по одному - два умерших, которые лежат на левом боку, с согнутыми ногами (скорченная поза). Основной инвентарь - керамические сосуды двух типов: банки с прямыми расширяющимися кверху или слегка выпуклыми стенками и нарядные горшки. Банки украшены обычно грубоватыми насечками по сырой глине, образующими елочку, или оттисками зубчатого штампа. Банки имеют более толстые стенки, чем нарядно украшенные профилированные горшки (6).

Андроновская (федоровская) культура на Енисее появилась в сложившемся виде. В этом районе намечается локализация андроновцев и окуневцев, хотя конкретные выводы пока сделать сложно. Андроновская культура на Енисее по современным представлениям относится к XIV - XI зв. до н. э. Вероятно, рубеж XV - XIV вв. был временем широкого распространения андроновцев-федоровцев по восточным лесостепным территориям до Енисея. Показательны в этом отношении андроновские памятники, открытые в лесостепном Алтае (Кытманово), в Барабе, где известны курганные могильники Венгерово I, Абрамове 4, Преображенка 3 и другие, в которых обнаружена большая серия богато орнаментированных горшковидных сосудов и бронзовых украшений андроновской культуры. Стратиграфические наблюдения позволили уточнить место андроновских памятников в шкале относительной хронологии. Показательно, что здесь андроновским памятникам предшествовали кротовская и самусьская культуры, которые в основном занимали лесостепные районы.

Вопросы периодизации и хронологии памятников андроновских культур получили особое развитие. На Южном Урале такими памятниками являются поселения Кулевчи III и Берсуат, под алакульским слоем оказался комплекс петровской культуры ранней бронзы. В Казахстане стратиграфия слоев эпохи бронзы выявлена на материале поселения Атасу I, где выделены два разновременных строительных горизонта: ранний из больших прямоугольных строений, разделенных на хозяйственную и жилую половины, и поздний, представленный круглыми в плане жилищами. Основным материалом является керамика трех типов: куринская (федоровская), атасусская (алакульская) и валиковая (саргаринская). Эти выводы подтверждают и раскопки поселений Усть-Кепетай в Центральном Казахстане и Бишкуль IV в Северном Казахстане. В последнее время много памятников андроновской эпохи было исследовано в урало-казахстанских степях. Это поселения Никольское I, Петровка II, где исследована серия прямоугольных и овальных жилищ, могильники Амагельды, Берлик, Аксайсман, Заимка. На основании различий в керамических комплексах и стратиграфии поселений эпохи бронзы андроновской культурно-исторической общности в Казахстанском и Южноуральском регионах выделяется петровская, алакульская, федоровская и саргаринская, черкаскульская, межовская и бегазинская группы. Важные материалы по хронологии и периодизации получены на памятниках Язево I и Камышинское I, II, где выявлены алакульские и федоровские комплексы керамики. По урало-казахстанским материалам установлены следующие этапы развития культуры: петровский, алакульский, федоровский и сарагаринский (6, с. 163).

В результате раскопок новых памятников и стратиграфических наблюдений стала более ясной динамика внутреннего развития андроновской культурно-исторической общности. Алакульское время характеризуется весьма стабильным развитием хозяйства и культуры. Значительные изменения, происходившие в XV - XIV вв. до н. э., привели к активным перемещениям коллективов, расширению территорий, освоению новых территорий на юге, в долинах Чу и Или в горных долинах Тянь-Шаня, и на востоке, вплоть до Приенисейских котловин Южной Сибири. Эти передвижения не случайны, они связаны с еще плохо изученными изменениями в экономической и социальной жизни, которые привели к образованию федоровской андроновской культуры.

Таким образом, культурно-историческая общность, состоявшая из культур так называемого андроновского типа, объединяла, видимо, разные племена, имевшие схожие типы хозяйства и идеологию. Вероятно, носителями идей, новаций и основной связующей силой этой общности были древние индоиранцы.

Основными памятниками андроновской общности являются могильники и поселения. В андроновской общности был достаточно богатый набор металлических изделий. Широкое применение в хозяйстве находили так называемые серпы сосново-мазинского типа со слабо обособленной рукояткой, которые использовались как косари для расчистки полей от сорняков и мелкого кустарника под посев и для заготовки на зиму кормов скоту. В ходу были также настоящие серпы с отверстием на ручке и кельты. На вооружении андроновцы имели литые втульчатые наконечники копий турбинско-сейминского типа с листовидным пером, бронзовые кинжалы с выемкой около черенка, характерные для эпохи бронзы в Евразии (1, с. 105).

На поселениях и в большинстве могильников найдено огромное количество костей домашних животных. Основная масса их принадлежит крупному и мелкому рогатому скоту, а также лошади. Коровы разводились двух пород - малорослой и крупной. Овцы тоже, судя по тканям, сохранившимся в Минусинской котловине в могильнике Орак, были двух пород - тонкошерстной и грубошерстной. Скотоводство носило оседлый характер. Для скота в суровых условиях зимы требовались убежища - загоны. Остатки таких загонов и зимников обнаружены в Казахстане (Малокрасноярка).

Другим основным занятием андроновских племен было земледелие, возделывание злаковых растений. Об этом свидетельствуют остатки обугленных зерен пшеницы, найденные в жертвенных ямах Алексеевского поселения, и отпечатки стеблей злаков на одном из серпов из поселения Малокрасноярка в Казахстане. Земля обрабатывалась вручную - мотыгами, сделанными из камня, кости или бронзы. Чаще всего встречаются каменные прямоугольные мотыги, которые имели боковые выемки для привязывания к рукоятке. Урожай собирался бронзовыми серпами. О характере андроновского земледелия в целом можно судить по топографии поселений. Они, как правило, расположены вблизи широких заливных долин, использовавшихся под посевы. На большинстве поселений обнаружены остатки жилищ в виде полуземлянок, которые сооружались из дерева, дерна и коры. Следы таких жилищ в виде углублений сохранились, например, около села Замараево близ г. Шадринска. С земледельческой идеологией связан орнамент на сосудах горшковидной формы, свастики на днищах сосудов и бронзовые круглые солярные бляшки из могильников.

Весьма сложной была культурно-историческая обстановка на периферии этих двух больших культурно-исторических общностей.

На Правобережной Украине, к западу от Днепра, историческое развитие живших там племен во II тысячелетии до н. э. шло своим, особым путем. На этой территории сложился поздний период усатовской (Усатовское поселение у г. Одессы) и городецкой (Городок у Житомира) культур, которые несли в себе традиции предшествовавшей им трипольской энеолитической культуры (6).

На поселениях послетрипольского времени люди жили в землянках. Расписная керамика и стилизованные антропоморфные статуэтки встречаются совсем редко. Преобладала в это время керамика, украшенная шнуровым узором. Заметно увеличилось количество металлического инвентаря: медные топоры, кинжалы треугольный формы, четырехгранные шилья, кольца. Металлургия здесь развивалась на базе металла, поступавшего из балкано-карпатских и центральноевропейских источников. Вместе с тем использовались каменные шлифованные проушные топоры и другие изделия из камня.

У племен бронзового века Правобережной Украины существовало земледельческо-скотоводческое хозяйство, что подтверждается находками на поселениях мотыг и зернотерок. Среди домашних животных преобладала овца. Значительную роль в хозяйстве, особенно у племен, живших по берегам Черного моря, имело рыболовство.

Погребальные сооружения усатовской культуры - это курганы, в центре которых находятся богатые погребения мужчин с многочисленными вещами; погребения, расположенные по краям, значительно беднее.

Археологические материалы свидетельствуют, что усатовские племена вели широкий обмен, получали металл, сурьму и различные предметы с далеких территорий Балкан, Прибалтики, Малой Азии и Крита.

В разных районах Украины и на Дону выделено большое количество памятников с многоваликовой керамикой, которая отличается от керамики катакомбной культуры. Культура многоваликовой керамики была выделена по материалам поселений Бабино III на Днепре и Волынцево на Сейме. В бронзовом веке эта культура занимала большую территорию: ее памятники открыты в Молдавии, Северо-Западном Причерноморье, а на востоке - на Дону. Некоторые предметы, характерные для этой культуры, встречаются в Румынии, в Поволжье. Культура исследована по поселениям, могильникам и кладам. Поселения обычно небольшие, расположенные на пойменных возвышенностях. Для них характерны слабо углубленные в землю жилища. Погребения, как правило, одиночные, в небольших курганах со скорченным положением скелетов. Наиболее типичный инвентарь - керамика, костяные поясные пряжки, встречаются бронзовые ножи, кремневые наконечники стрел и каменные топоры, большое количество изделий из кости и рога, среди них роговые дисковидные псалии. Керамика разнообразна. Наиболее характерная форма - крупные горшки с высоким венчиком, биконическим корпусом и маленьким плоским дном. Известны низкие банки и миски. Орнаментом (треугольниками, «елочкой» и налепными валиками) украшалась верхняя часть сосуда или весь сосуд. Бронзовые изделия представлены вислообразными топорами, теслами, долотами, шильями и кинжалами. Выделяются четыре территориальных варианта культуры: юго-западный, среднеднепровский, нижнеднепровский и донецкий. Хозяйственной основой культуры было пастушеское скотоводство. Разводили коров (32%), овец и коз (30%), лошадей (10%) и свиней (18%). Люди этой культуры земледелием занимались очень мало. Считается, что культура многоваликовой керамики на всей территории ее распространения имеет местное происхождение. В погребальном обряде отчетливо проявляется влияние ямной культуры.

Ранний период культуры многоваликовой керамики датируется концом катакомбной культуры, т. е. второй половиной XVII - XVI в. - началом XV в. до н. э. (6)

Исключительно ценны материалы раскопок археологического комплекса Синташта в Южном Приуралье, где открыты остатки грандиозного сооружения храмового типа андроновского времени, напоминающего известные постройки земледельческих районов Средней Азии. Таким образом, в бронзовом веке в степной зоне впервые возникает урбанизированный центр, выполнявший функцию лидера по отношению к значительной округе. Здесь сложилась та же ситуация, что и в районе оседлого земледелия. Однако в дальнейшем развитие в степной Евразии пошло по пути создания степной скотоводческой цивилизации с иными, чем у земледельцев, историческими ценностями.

Определенным показателем концентрации материальных ценностей, имущественных символов, идеологического лидерства во II тысячелетии до н. э. служат клады. Среди них особое место занимает так называемый Бородинский клад, обнаруженный в 1912 г. у с. Бородино (Бессарабия). Клад состоит из 17 предметов. Особый интерес представляют два серебряных наконечника копий, серебряный кинжал, большая булавка, сверленые топоры из нефрита, каменные навершия - булавы и фрагменты каменных топоров. Большое копье изготовлено из высокопробного серебра и весит 519 г. Поверхность копья и втулки инкрустированы листовым золотом. Такой прием инкрустации был хорошо известен в крито-микенском мире. С помощью спектрального анализа установлено, что копье сделано из уральского серебра. Такие копья известны по материалам Турбинского могильника в Приуралье, они также встречаются в Поволжье, Северном Казахстане и на памятниках самусьской культуры в Сибири. Это так называемый сейминско-турбинский тип копья. Интересно, что булавы сделаны из камня, который встречается на Кавказе или на Саянах. Особого внимания заслуживают нефритовые сверленые топоры. Темно-зеленый нефрит был доставлен к Черному морю из Сибири, с Саянских гор.

Таким образом, все предметы Бородинского клада представляют значительную художественную и историческую ценность. Они и в древности были большим сокровищем, о чем свидетельствуют факты их присутствия в кладе и то, что все изделия клада береглись, на них нет следов употребления. Серебряные копья и кинжал заточены только один раз. Ценился и сам редкий металл - серебро с золотом, и привозной саянский нефрит. Все это убеждает, что Бородинский клад принадлежал скорее всего могущественному родовому вождю, предводителю, чья власть простиралась на несколько родов и племен. На это указывают три булавы, которые были символами верховной власти. Возможно, о том же свидетельствуют и изящные топоры из нефрита. Очевидно, они служили навершиями жезлов и являлись такими же символами власти, как и булавы. Эти уникальные предметы говорят о существовании в середине II тысячелетия до н. э. трансконтинентальных связей в Евразии и о символике власти.

2. Культуры поздней бронзы

Во второй половине - конце II тысячелетия до н. э. в степной части Евразии образовалось множество археологических культур поздней бронзы. Для этого периода характерно значительное увеличение числа бронзовых изделий, которые стали более разнообразными. Человек овладел навыками верховой езды на лошади, был усовершенствован колесный транспорт. Очевидно, в это время происходило рациональное приспособление к конкретным микроусловиям, шли поиски наиболее рациональных типов хозяйства, отвечающих местным природным условиям: кочевое скотоводство, оседлое скотоводство в сочетании с земледелием, преобладание земледелия при домашнем скотоводстве.

Определенную роль в образовании новых археологических культур сыграли этногенетические процессы. Из Заволжья началось передвижение живших там племен на запад, по степным просторам к Среднему Дону и Днепру, что привело к частичному вытеснению представителей катакомбной культуры на Северный Кавказ и в лесостепные районы, где заметно усиливается их влияние. Однако значительная часть носителей катакомбной культуры была подчинена пришельцам. Сложилась новая срубная культура. Распространившиеся из Заволжья племена своим происхождением были связаны с потомками древнеямной культуры, известными по полтавкинской культуре заволжских и приуральских степей, не подвергшейся воздействию катакомбной культуры и продолжавшей развивать свои традиции. Раннесрубные могильники Новоболгарский и Герасимовские были раскопаны в Оренбургской области. Считается, что процесс формирования срубной культуры завершился в середине II тысячелетия до н. э. В результате на огромном пространстве от Днепра на западе и до Урала на востоке, от берегов Черного моря на тоге и до левобережья Камы на севере сложилась срубная культурно-историческая общность. Название ее условно, оно связано с особенностями устройства могил. Могильные ямы, расположенные под насыпью курганов, укреплялись деревянным срубом, а сверху закрывались бревнами. В некоторых курганах делались довольно сложные сооружения: бревнами обкладывалась насыпь кургана, иногда над центральной могильной ямой сооружалась двускатная крыша. Курганы, очевидно, принадлежали большим патриархальным семьям, а группы таких курганов были родовыми кладбищами. Умерших хоронили в скорченном положении, рядом с погребенными ставили глиняную посуду, несколько реже клали бронзовые и каменные изделия. Были распространены плоскодонные сосуды и сосуды баночной формы. Они имеют почти отвесные стенки и по своей форме похожи на банки. Сосуды баночной формы обычно не были украшены орнаментом. Горшки украшали оттисками шнура, палочки или гребенки, с помощью которых на сырые стенки наносились различные геометрические фигуры - ромбы, треугольники, перекрещивающиеся линии.

Принципиальным отличием этой культуры является значительное развитие земледелия и скотоводства, которые почти совсем вытеснили охоту, а также широкое развитие бронзолитейного производства и строительной деятельности.

Поселки срубной эпохи располагались на берегах малых и средних рек. Пойменные земли были достаточно увлажнены и удобны для возделывания. Известно большое количество поселений на Дону и его притоках, в Поволжье и Заволжье. Значительные раскопки проведены на Сухореченском, Ивановском, Краснохолмском поселениях в Оренбургской области. На Дону исследованы срубные поселения и жилища. Известны обширные, вырытые в земле помещения в виде землянок площадью 200 - 300 кв. м и глубиной около 1,5 м. Имелись жилища и меньших размеров. В центре помещения находился очаг, а вдоль стен стояли поддерживавшие крышу столбы. Внутри жилища разделялись срубом на две половины: одна из них имела коническую крышу, вторая, возможно, предназначалась для зимнего содержания скота и имела плоскую крышу из жердей, соломы и камыша.

Высокого развития достигает металлургия бронзы, из которой делали большое количество предметов. Прежде всего выделяются бронзовые земледельческие орудия труда: массивные, немного изогнутые серпы, прямые косари (массивные, тяжелые, с немного кривым лезвием ножи) с отверстием на ручке, служившие для рубки кустарника, и кельты разных типов. Кельты представляют собой полый внутри металлический клин с заостренным лезвием. Они получили широкое распространение благодаря их универсальному применению. В зависимости от того, в каком положении они надевались на деревянную ручку, кельты могли выполнять роль топора, тесла или мотыги. Разнообразнее стало бронзовое оружие: выделяются большие втульчатые двухлопастные наконечники стрел и кинжалы с овальным, похожим на лист лезвием (6, с. 167).

Широкое освоение бронзы было большим культурно-техническим достижением населения срубной культуры. Находки на поселениях и даже в курганах литейных форм и металлических шлаков показывают, что плавка металла и литье производились почти повсеместно. Однако такое сложное дело, как металлургия, требовало специализации, о чем свидетельствуют многочисленные клады бронзовых заготовок и предметов. Большой клад медно-бронзовых предметов найден, например, у села Князь-Григорьевки на Нижнем Днепре. В нем находилось несколько десятков топоров и серпов вместе с кусками еще не обработанной меди. Другой клад, состоящий из косарей, кинжалов и кельтов, обнаружен около села Сосновая Маза близ Хвалынска на Волге. Интересно, что почти все предметы не были обработаны после отливки. Хотя литейное производство было местным, оно развивалось на привозном сырье. Металл поступал из богатых медью районов, скорее всего с Северного Кавказа, Урала, из Казахстана, а западные племена срубной культуры получали медь и готовые изделия от племен, живших на территории современных Венгрии, Чехии и Словакии. Очевидно, металл был основным мерилом богатства, поэтому в кладах часто встречаются привозные вещи с Кавказа, Дуная и из стран Средиземноморья.

Основу хозяйства составляли скотоводство и мотыжное земледелие, которые благодаря развитию бронзолитейного производства и появлению новых орудий труда стали более продуктивными. Значительное развитие получило скотоводство. Показательны находки на поселениях костей домашних животных. Кости являются естественными отбросами, накапливающимися в течение длительного времени, и свидетельствуют о составе стада. Среди костных материалов примерно половина принадлежит крупному рогатому скоту, который, надо полагать, в то время был основным источником получения молока и мяса. Многочисленны также кости овец, свиней, лошадей. Кости диких животных представлены в ничтожно малом количестве. На поселениях срубной культуры часто встречаются орудия обработки кожи и Шкур: лощила, специальные скребки, шилья и проколки для сшивания кожи и шкуры.

Обращает на себя внимание появление в конце срубной культуры крупных курганов, в которых были погребены племенные вожди. Один такой курган был раскопан в урочище Три Брата около г. Степного. Он поражает своей 15-метровой высотой, возвышаясь среди курганов общинников, и свидетельствует об особом положении погребенного в нем человека (7).

В конце бронзового века на востоке степного мира в Хакасско-Минусинском районе складывается карасукская культура. Название ее происходит от речки Карасук в Хакасии. Изучена культура в основном по могильникам. Самые значительные из них расположены на р. Карасук, по Уйбату, около сел Сыда, Орак, Джесос, Кривинское и в других местах Хакасско-Минусинской котловины. Выделяются два этапа карасукской культуры на Енисее: карасукский и каменноложский. Карасукский этап изучен в основном по могильникам, которые представляют собой родовые кладбища, насчитывающие до нескольких сот курганов. Они устраивались в виде круглых или прямоугольных оградок из поставленных на ребро каменных плит. К основным оградам пристраивались более мелкие. Внутри оградок находятся могильные ямы, стены которых укреплены поставленными на ребро каменными плитами. Погребенные лежат на боку с подогнутыми ногами и руками, головой на северо-восток. Около их головы обычно ставили глиняные сосуды, рядом со скелетом находят кости животных и бронзовые предметы.

Археологический инвентарь карасукской культуры очень своеобразен. Это прежде всего касается глиняных сосудов. Большинство из них имеет форму шара - так называемые бомбовидные сосуды: невысокое прямое горло, шаровидные бока и выпуклое дно. Сделаны они техникой выдавливания из куска глины. Их поверхность украшает нарезной или штампованный геометрический орнамент, состоящий из заштрихованных треугольников или ромбов. Эти же мотивы встречаются на ручках бронзовых карасукских ножей, кинжалов и кельтов.

Орудия труда из бронзы многочисленны, среди них больше всего ножей. Наиболее характерны коленчатые ножи, лезвие которых образует с ручкой тупой угол. Известны также дугообразно изогнутые ножи, прямые и даже «хвостатые», у которых конец лезвия отогнут вверх в виде хвостика. Нож был необходим скотоводу в его повседневной жизни. Некоторые ножи имеют на ручке кольцо, грибовидную шляпку или изображение головы барана. Наряду с ножами были распространены бронзовые кельты, кинжалы, боевые топоры и чеканы. Отлитые из бронзы чеканы похожи на удлиненные молоточки с острым граненым бойком и обухом. Они надевались на деревянную ручку и, видимо, являлись боевым оружием.

Среди бронзовых предметов много украшений. Это бронзовые лапчатые подвески в виде фигурного стерженька, заканчивающегося небольшими отростками - лапками. Широко употреблялись украшения в виде согнутого гвоздя с большой шляпкой, нашивки, бронзовые браслеты и перстни, трубчатые пронизки, выпуклые бляшки, имитированные из камня раковины каури и аргалитовые бусы.

Для каменноложского этапа характерны небольшие кладбища. Погребали на спине, в вытянутом положении, головой на северо-восток. Керамика на этом этапе более разнообразна по форме. Значительное место занимают сосуды яйцевидной формы, чашки, сосуды на поддоне. Орнамент становится проще и беднее, он наносится только по венчику в виде насечек, треугольников, ромбов.

Хозяйство и быт населения карасукской культуры всецело зависели от развития скотоводства, которое было основным экономически выгодным и весьма перспективным занятием. Оно давало людям постоянные запасы мяса, молока, молочных продуктов, шерсти, кожи. Животные использовались и как средство передвижения. В карасукское время люди уже освоили верховую езду на лошади. Скотоводство карасукских племен было яйлажным, при котором скот летом отгонялся на летние пастбища в горы, а зимой возвращался на зимние пастбища, в долины. Вместе со скотом передвигалось и население. Очевидно, поэтому культурный слой большинства карасукских поселений ничтожен. Летние жилища были легкими, переносными, а зимой люди жили в землянках. Большую роль в быту играли повозки. Карасукская повозка нарисована на плите из могилы у д. Знаменки в Хакасии.

В результате особенностей хозяйства сложилась и своеобразная идеология древних скотоводов, наложившая отпечаток на карасукское искусство. К этому времени относится часть каменных стел в Хакасско-Минусинской котловине - больших каменных столбов, связанных с погребальным культом. Они ставились около могил. Образы животных наполняют все карасукское искусство. Головки баранов и других животных, как правило, украшали ручки ножей, кинжалов, шильев. В них реализм удивительно сочетается со стилизацией. Это искусство древних скотоводов, у которых идеи родства, представления о предках, так же как и представление о добрых и злых духах, были связаны с животным миром и в значительной степени с домашними животными, игравшими основную роль в их хозяйстве.

Для восточной части степного евразийского пояса необходимо проследить взаимоотношение карасукская культура - карасукская эпоха. Первоначально карасукская культура воспринималась как стадиальное образование, сменяющее андроновскую культуру и охватывающее ту же территорию. Поэтому выделялись десять вариантов карасукской культуры. На первый взгляд это было убедительно: материалов было мало и они в какой-то мере несли в себе общие черты в обряде погребения, орнаменте, некоторых специфических бронзовых вещах. Однако накопление материала в ходе раскопок на территории Южной и Западной Сибири показало, что в конце эпохи бронзы в Южной Сибири и Казахстане сложилось несколько самостоятельных археологических культур, обладавших в той или иной степени схожим археологическим материалом. В этом смысле можно говорить о карасукской эпохе. Эта проблема имеет еще один аспект. На восток от карасукской культуры характерные бронзовые вещи - коленчатые ножи, лапчатые подвески, скобковидные предметы - встречаются на обширной территории Северного Китая, Монголии. Этот факт объясняется по-разному. Одни ученые считают, что карасукская культура возникла в результате распространения карасукского комплекса и его носителей с востока. Но достаточно веские доказательства есть и у сторонников распространения карасукских бронз на восток. Недавно появилась новая конструктивная гипотеза о существовании к востоку от карасукской культуры еще одной культуры карасукской эпохи.

Заключение

Подводя общий итог работе, отметим, что эпоха бронзы в Евразийских степях характеризуется следующими особенностями. Во-первых, широкое распространение колесного транспорта и верховой езды; во-вторых, начавшееся экстенсивное развитие скотоводства как формы хозяйства с наиболее быстрым, воспроизводством; в-третьих, успехи в развитии горного дела, металлургии и металлообработки. В эпоху бронзы действовали все известные горнометаллургические центры и области: Кавказ, Урал, Казахстан, Саяны. В-четвертых, в степях сложился принципиально новый, по сравнению с энеолитическим, тип неполивного земледелия. Для земледелия стали использоваться приречные долины степных рек и неорошаемые поля. Это было важным новшеством, впервые земледелие, как и скотоводство, вырвалось за рамки ограниченности, характерной для поливного земледелия. В-пятых, появились новые орудия: бронзовый кельт как универсальное орудие (топор, наконечник мотыги или заступ, в зависимости от того, как он надевался на ручку), бронзовый серп, кинжал и втульчатый наконечник копья листовидной формы, бронзовые удила.

Многие новации в животноводстве, транспорте, освоении степных и горнодолинных ландшафтов Евразии в эпоху бронзы принадлежат индоиранцам степной зоны. В ту эпоху, надо полагать, индоевропейцы в степях были носителями передовых идей в хозяйстве, мировоззрении и являлись лидирующим этносом.

Для эпохи бронзы характерна определенная нивелировка в наборе артефактов и в конструкции археологических объектов. Характерным для степных культур является курган, сооруженный из земли и камней. Много общего в устройстве погребальной камеры, обряде погребения. Для этой зоны характерны так называемые скорченные погребения эпохи бронзы.

 Литература

1. Авдусин Д.А. Археология СССР. – М., 1977.

2. Археологические памятники эпохи бронзы восточноевропейской лесостепи. - Воронеж, 1986.

3. Горбунова B.C. Бронзовый век Волго-Уральской лесостепи. - Уфа, 1992.

4. Древние культуры евразийских степей. - Л., 1983.

5. Зданович Г.Б. Бронзовый век Урало-Казахстанских степей. - Свердловск, 1988.

6. Мартынов А.И. Археология. – М., 1996.

7. Синташта. - Челябинск, 1992.

8. Черников С.С. Восточный Казахстан в эпоху бронзы. - М., I960.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по истории

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(22.7 KiB, 52 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!