Борьба патрициев с плебеями
Изгнание Тарквиниев образует грань между царским и республиканским периодами. Республиканские должности и учреждения входили в жизнь медленно, приспособляясь к конкретным условиям и видоизменяясь. Принципиальное отличие республиканской конституции от царской состояло в коллегиальности, краткосрочности и выборности правителей (магистратов). Из опасения сосредоточения власти в руках одного человека управление вверялось коллегии магистратов, избираемых центуриатными комициями и ограниченных годичным сроком.
Функции царской власти дробились между двумя советниками — консулами (consules), сначала называвшимися преторами (praetores), и судьями (judices). Полнота власти выражалась понятием imperium. Консулы командовали ополчением, совершали священные обряды (auspicia publica), созывали сенат и комиции, производили суд. Внешним отличием консульского звания служили: должностное кресло (sella curulis), тога, обшитая пурпурной каймой (toga praetexta), 12 ликторов с прутьями (fasces) и во время похода с топорами (secures). За городской чертой консул имел неограниченные полномочия, между тем как в городе права консулов ограничивались определенными нормами. Консулы назначали себе помощников — квесторов (quaestores), которые производили суд по некоторым делам и ведали финансами (aerarium).
В экстраординарных случаях — во время войны или внутренних волнений — вся полнота власти (imperium) вручалась экстраординарному магистрату — диктатору (dictator), полномочия которого строго ограничивались шестимесячным сроком. Помощником диктатора был командир конницы (magister equitum).
Высшим государственным органом Римской Республики были центуриатные комиции (см. реформу Сервия Туллия). Перевес в центуриатных комициях в первый период Республики имели патриции и богатые плебеи, сраставшиеся с патрициями в один привилегированный слой. Представители этого аристократического слоя становились членами сената и занимали высшие должности в Республике.
Религиозные функции, некогда выполнявшиеся царями, с отменой царской власти перешли к жреческим коллегиям. Из жреческих коллегий, возникших еще при царях, наибольшее значение имели три: 1) понтифики (pontifices), 2) авгуры (augures) и 3) фециалы (fetiales). Понтифики имели надзор за культом, являлись хранителями права (ius divinum), составляли календарь праздничных и будних дней, вели хронику событий (летописи), заведовали государственными постройками. Специальными функциями авгуров являлись толкование знамений, посылаемых богами, и вопрошение воли богов. В ведении фециалов находились международные дела: заключение договоров, объявление войны и заключение мира. В отличие от всех остальных магистратур, ограниченных годовым сроком, новые члены жреческой коллегии не выбирались, а пополнялись (кооптировались) самими жрецами. В первые столетия Республики Римское государство было во всех отношениях аристократическим. Управление находилось в руках влиятельных патрицианских родов, социальный вес которых в результате переворота 509 г. значительно повысился. Масса же народа, сельского и городского плебса фактически была лишена политических прав.
Аристократизация римского общества в первом столетии Республики объясняется повышением материального положения патрициев и обеднением плебса. Разорение плебеев, начавшееся еще в царский период, продолжалось также и в первый век Республики. Ослабляемые постоянными войнами, не имевшие достаточных земельных наделов и рабочей силы, плебеи попадали в долговую кабалу (пехит) к патрициям. Долговое же право в V в., как показывают законы XII таблиц, было чрезвычайно сурово и всецело защищало интересы кредитора. С юридической точки зрения личная кабала (mancipium) отличалась от рабства, хотя практически кабальный мог находиться даже в худших условиях, чем раб. Кабала занимала середину между рабством и свободой.
В отличие от совершенно бесправного раба, рассматриваемого как вещь (res), кабальный сохранял свободу и гражданские права. В имущественном же отношении он, подобно рабу, всецело зависел от своего господина (dominus), который мог передать как его имущество, так и его самого в другие руки (mancipatio) и принудить к каким угодно работам. Освобождение кабального от кабалы совершалось теми же способами, как и отпуск рабов: через разного рода формально обставленные «отпуска», или ма- нумиссии (manumissiones).
Однако, несмотря на разорение значительной части плебса, все же плебс в целом в V в. представлял крупную социальную силу, с которой патриции не могли не считаться серьезно. Благодаря своей все возрастающей численности, своей военной выучке и вооружению они сделались силой, угрожающей старому populus, теперь прочно оградившему себя от всякого прироста извне. Вдобавок к этому земля была, по-видимому, почти равномерно распределена между populus и плебсом, тогда как торговое и промышленное богатство, впрочем еще не сильно развившееся, принадлежало преимущественно плебсу.
Выступавшие против патрицианской олигархии плебеи требовали: 1) уничтожения долговой кабалы, 2) увеличения земельных наделов и 3) признания за плебеями политических прав. Борьба плебеев с патрициями велась в течение двух столетий и отличалась большим напряжением. Победа плебса исторически была необходима как победа экономически прогрессивной части общества. Разложение родового строя у плебеев началось раньше и пошло значительно дальше, чем у патрициев, у них сильнее развилась частная собственность на землю и раньше образовалось экономическое неравенство. Из массы плебса выделилась зажиточная верхушка, плебейская плутократия, стремившаяся к государственным должностям и просачивавшаяся в сенат.
Решающую роль в победе плебса сыграла военная сила плебеев. Не выходившая из состояния войны Римская республика не могла обходиться силами одного патрициата и его клиентеллы. Патрициев было мало, а, кроме того, во время войн и переворотов патрицианские фамилии редели, походы же участились и усложнились. Следствием этого явилась знакомая нам военная реформа Сервия Туллия, не один раз подтверждавшаяся и видоизменявшаяся в течение первых веков Республики. Чем больше демократизировались римские легионы, тем требовательнее звучали голоса плебеев, грозивших отказом от военной службы.
Под угрозой военной забастовки и ухода из города (secessio) патрицианская олигархия в конце концов вынуждена была пойти на уступки требованиям плебса: расширить политические права плебса и изыскать меры к удовлетворению его основных требований — увеличению земельных наделов и уменьшениюнию долгов. При тогдашних социально-экономических условиях и при низком уровне производительных сил единственным выходом из критического положения являлся захват территории соседей. Это был путь, на который уже вступили римские цари, в особенности Тарквинии.
Покушения же на соседние территории неизбежно приводили к столкновениям с соседними племенами, в свою очередь претендовавшими на плодородную долину Лация и его морской солончаковый берег. Римские анналисты совершенно правильно изображают конец царского периода и первые века Республики как сплошные столкновения италийских племен с Римом и между собой. Из мелких стычек, похожих на разбойничьи налеты, развивались и настоящие войны. Таковыми, как увидим из дальнейшего изложения, были, например, самнитские и латинские войны IV—III вв.
В роли плебейских вождей выступали влиятельные патриции и богатые плебеи, стремившиеся к восстановлению царской власти. После изгнания царей не один раз делались попытки захватить власть и установить единоличное управление но образцу греческих тираний VII—VI вв. Так, под 486 г. упоминается консул Спурий Кассий (Spurius Cassius), предложивший наделение малоземельных плебеев землей из общественного фонда, под 439 г. — богатый плебей Спурий Мелий (Spurius Maelius), привлекавший к себе народ раздачей хлеба и стремившийся к «царской власти».
Однако все попытки утвердить в Риме тиранию не увенчались успехом. Некоторое сходство с тиранией в Риме имел плебейский, или народный, трибунат (tribuni plebis), исторические корни которого не совсем ясны. Вероятнее всего, что народные трибуны были представителями триб, по которым производился сбор ополчений и налогов, установленных сервисной конституцией. Возможно даже, что сами трибуны и командовали этими ополчениями или по крайней мере частью их. Ливий относит появление трибуната к 494 г., Диодор— к 471 г. Последнюю дату принимает большинство историков XX века: Эдуард Мейер, Пайс, Бертолини и др. Ливий связывает появление народных трибунов с первой сецессией (выселением) плебеев (secessio plebis in Montem Sacrum). Во время войны с эквами, рассказывает Ливий, плебеи, недовольные своим положением, отказались выступить в поход и вооруженные ушли из Рима на Священную гору, за рекой Анио, в трех милях от города. Теснимые врагами, патриции признали права и неприкосновенность народных трибунов. Трибуны избирались на особых плебейских собраниях по трибам (concilia plebis tributa). Трибут- ные комиции (comitia tributa) с середины V в. начинают играть большую роль в политической жизни Рима.
Отличительной чертой трибуната являлся его священный, магический характер. Народные трибуны находились под особым покровительством и защитой подземных тектонических божеств. Не только личность, но даже одежда и жилище народного трибуна считались неприкосновенными и священными. Человек, покушавшийся на трибуна, объявлялся проклятым (sacer esto). Патриции, долгое время не мирившиеся с трибунатом, в конце концов были вынуждены признать трибунат как одну из основ римской конституции.
Первоначально трибунам, число которых в разное время было неодинаково (по одной версии 2, 5, 10, а но другой — 4, 8, 10) принадлежало право ходатайства за отдельных плебеев, обиженных патрицианскими магистратами, право помощи (ius auxilii). Впоследствии из этого развилось право запрещения и приостановки отдельных распоряжений магистратов (veto, ius intercedendi), право ареста нарушителей трибунских распоряжений (ius prehensionis) и, наконец, право совещания с плебейскими собраниями (ius agendi cum plebe).
Из других уступок в пользу плебеев, относящихся к V в., следует отметить закон Тарпея-Атерния (lex Tarpeia Aternia), ограничивший права консулов в наложении штрафов за уголовные преступления. По этому закону консулы могли налагать штраф в размере не более 2 быков и 30 овец. К тем же годам относится закон трибуна Ицилия (lex Icilia de Aventino publicando) о наделении плебеев землей на Авенти- не. Социально-политическое значение трибуната и роль народных трибунов в конституции Римской республики повышались с каждым столетием.
Одним из главных преимуществ трибунской власти было право законодательной инициативы без предварительного одобрения сената. По сравнению с другими магистратурами народный трибунат менее зависел от сената; все вопросы трибуны решали в трибутных комициях; они могли наложить свое veto на любой закон и предать народному суду любое должностное лицо. Выбирались трибуны на один год, и по окончании срока своих полномочий они, подобно другим магистратам, становились членами сената, а во время пребывания в должности могли участвовать на всех его заседаниях.