Борьба народов Африки за независимость

ПЛАН
1.Социально-экономическое и политическое положение колоний в Африке в конце XIX века
2.Национально-освободительная борьба африканских народов и политика колониальных держав
Литература

1. Социально-экономическое и политическое положение колоний в Африке в конце XIX века

Тропическая и Южная Африка, ставшая объектом широкой колониальной экспансии, была разделена на несколько десятков колоний. В середине XIX века 90,4% площади Черной Африки отошли Англии, Франции, Германии, Италии, Бельгии, Португалии, Испании.
Наибольшее число территорий и населяющие их народы были захвачены Великобританией и Францией. Первой стало принадлежать 38% земель с населением 77 млн. человек, другой — 43 и 51% млн. населения.
Только три государства Африки южнее Сахары формально остались независимыми - это Эфиопия, Либерия и Южно-Африканская Республика. История образования и развития этих трех государств кардинально различалась. Эфиопское государство, существовавшее со времен древнего мира, создавалось усилиями коренного населения, отстоявшего свою независимость в борьбе против европейских колонизаторов. Республика Либерия (1847) была создана бывшими американскими рабами, получившими свободу и вернувшимися в Африку на родину своих предков. Южно-Африканская Республика возникла как объединение государств, основанных европейцами, голландцами и англичанами, ставшими со временем белыми африканцами.
Стремление к аннексии африканских стран определялось как экономическими (поиски рынков сбыта и источников сырья), так и политическими (военно-стратегическими, престижными и др.) причинами. Экономическая и политическая амбициозность планов колонизаторов отразилась в их стремлении создать обширные колониальные владения в зоне Тропической и Южной Африки. Великобритания, например, вынашивала проект образования непрерывной цепи владений от Южной до Северной Африки по линии Кейптаун - Каир. Франция, в свою очередь, стремилась к созданию сплошного массива своих владений от Сенегала до Сомали.
На рубеже XIX - XX вв. начался процесс объединения отдельных колоний в региональные колониальные владения со своим законодательством и административным центром. Так, на карте Африки в 1904 г. появилась Французская Западная Африка (ФЗА). ФЗА включала в себя 8 колоний: Французскую Гвинею (ныне Гвинейская Республика), Берег Слоновой Кости (Кот-д'Ивуар), Верхнюю Вольту (Буркина-Фасо), Дагомею (Бенин), Мавританию, Нигер, Сенегал и Французский Судан (Мали). Административным центром ФЗА стал г. Дакар (Сенегал). В 1910 г. создается Французская Экваториальная Африка (ФЭА). В состав ФЭА вошли четыре колонии: Габон, Чад, Французское Конго (Конго) и Убанги-Шари (Центральноафриканская Республика). Административным центром ФЭА стал г. Браззавиль (Конго). Франция владела и тремя колониями в Восточной Африке — Французским Берегом Сомали (Джибути), Коморскими островами (Федеральная Исламская Республика Коморские Острова) и Мадагаскаром.
Вся Африка южнее реки Замбези стала сплошной территорией английских владений. В состав Британской Южной Африки вошли Южно-Африканский Союз (ЮАС), Басутоленд (Лесото), Бечуаналенд (Ботсвана), Свазиленд, Южная и Северная Родезия (Зимбабве и Замбия). Юридическое положение южноафриканских владений Англии не было одинаковым: Басутоленд, Бечуаналенд, Свазиленд и Северная Родезия считались протекторатами. Южная Родезия имела статус английской самоуправляющейся «белой» колонии, а Южно-Африканский Союз (ЮАС) вошел в состав Британской империи на правах доминиона.
В Восточной Африке владениями Великобритании были: протекторат Ньясаленд (Малави), протекторат Британское Сомали (Сомалиленд) и Британская Восточная Африка, включавшая территории современной Кении и Уганды.
Владениями Великобритании в Западной Африке являлись: «колония и протекторат» Нигерия, колония Золотой Берег (Гана), «колония и протекторат» Сьерра-Леоне, «колония и протекторат» Гамбия.
Бельгия владела одной, но по территории самой большой из всех колоний Африки — Бельгийским Конго (Конго), Португалия — Анголой, Мозамбиком и Португальской Гвинеей (Гвинея-Бисау). У Италии были две колонии — Эритрея и Сомалийя (Итальянское Сомали). Все испанские колонии были очень невелики и располагались в Западной Африке — это Рио-Муни, острова Фернандо-По, а также малонаселенная и пустынная Испанская Сахара.
Владениями Германии в Африке являлись: Того и Камерун, Германская Юго-Западная Африка (Намибия), а также Руанда-Урунди (Бурунди).
После раздела Черной Африки насущными становятся вопросы организации управления порабощенными народами. Прежний метод постоянного военного принуждения и контроля был дорогостоящ и малоэффективен. В колониях началась передача власти из рук военных-европейцев в руки чиновникам-европейцам с привлечением к управлению и некоторых представителей местного населения. Становилось очевидным, что без хотя бы минимальной социальной опоры в среде африканского населения нельзя было обеспечить его эффективную колониальную эксплуатацию. В помощь европейской администрации привлекались племенные вожди, другие местные правители, готовились и кадры чиновников из числа местных жителей. Этим занимались главным образом миссионерские школы.
Характер складывавшейся системы колониального управления обусловливался конкретными условиями: с одной стороны, уровнем развития завоеванной страны, силой сопротивления местного населения колониальным порядкам, с другой — наличием и масштабностью европейских «поселенческих» общин в колониях. Разнообразные способы привлечения африканцев к управлению в основном сводились к двум формам: прямому и так называемому косвенному (дословно «непрямому») управлению. Система прямого управления чаще использовалась во французских колониях, косвенного — в английских протекторатах. Предпочтение прямому управлению в своих колониях отдавали также Португалия, Бельгия, Германия. Однако в так называемых «поселенческих» колониях (Кения, Южная Родезия и др.) и англичане использовали вариант прямого управления. Несмотря на их внешние различия, обе системы сохраняли внутреннее единство, представляя собою формы политического порабощения колониальных народов, направленные на укрепление господства европейцев.
При прямой системе управления, как правило, местные традиционные институты власти подвергались переформированию, становясь низовыми звеньями колониальной административной системы. Во всех звеньях этой системы насаждалось европейское делопроизводство и юриспруденция. Вожди африканских племен и другие местные правители фактически становились чиновниками колониального аппарата со своими денежными окладами и выделенным для них числом подданных. Частыми были случаи их смещения и перевода из одного административного района в другой. Такие «туземные» чиновники делились по категориям в зависимости от уровня образования и заслуг перед колонизаторами.
Другой характерной чертой прямой формы колониального управления являлась проводимая европейской администрацией политика так называемой «ассимиляции» или натурализации. Она осуществлялась главным образом Францией и Португалией. Первая исходила из принципов Великой французской революции, провозгласившей равенство рас, вторая — из идеи образования португальской «великой многорасовой общины». Некоторым африканцам предоставлялась возможность стать полноправными гражданами метрополий. Однако получить такое гражданство мог не каждый. Так, например, закон «О натурализации» 1912 г. предусматривал, что французское гражданство может приобрести всякий родившийся во Французской Западной Африке, если он доказывал свою преданность французским интересам, прослужил не менее 10 лет на государственной или частной французской службе, умеет читать и писать по-французски, имеет средства к существованию и обладает «хорошим характером». Все, кто не соответствовал этим требованиям, рассматривались как «подданные Французской империи». Аналогичные требования предъявляла и португальская колониальная администрация для желающих перейти из категории «нецивилизованных народов» в «цивилизованные». К концу 90-х гг. XIX века «черных европейцев» во французских колониях насчитывалось до 80 тыс. человек, а в португальских — около 26 тыс.
Сущность косвенной системы, в отличие от прямой, заключалась в том, что при ней, как правило, в рамках созданных колоний сохранялись доколониальные традиционные государственные и племенные объединения с их институтами власти. Однако само содержание деятельности местной власти полностью менялось. Она была переориентирована на обслуживание верховной колониальной администрации и выполнение поступающих с ее стороны указаний. Руководителям местной власти, «традиционной» знати, сохраняли все внешние атрибуты их должности. Такой правитель мог оставаться на своем посту всю жизнь, если не скомпрометировал себя перед колониальной администрацией. Деятельность африканских правителей регламентировалась изданными от имени английской короны тремя основными законами — о «туземных властях», «туземных судах» и «туземных доходах».
Закон о «туземных властях», впервые принятый в 1907 г. для Северной Нигерии и распространенный затем на все другие английские колонии в Тропической Африке, официально закреплял контроль африканских властей над местным населением. Вождям гарантировалась поддержка всей системы английской колониальной администрации. Право утверждать того или иного «туземного» правителя было закреплено за губернатором, который один мог изменить, приостановить или отменить это утверждение. Власть признанных англичанами правителей зиждилась на закреплении за ними исполнительных функций. «Туземная» администрация была обязана обеспечивать безопасность и общественный порядок на территориях, вверенных ее контролю. На нее возлагали также контроль за состоянием дорог, рынков, общественных зданий, в том числе гостиниц и жилых помещений европейских чиновников.
Закон о «туземных судах» стал вводиться с 1913 г. В соответствии с ним деятельность африканских судебных инстанций строго контролировалась английскими чиновниками. Суды имели ограниченную компетенцию. Английские резиденты обладали правом назначать председателя «туземного суда», его заместителя, любого члена суда, а также смещать их.
Особую заинтересованность английская колониальная администрация проявляла в неукоснительном сборе прямых налогов с африканского населения. Сбор налогов тоже был возложен на «туземные» власти. В соответствии с принятым в 1904 г. законом о «туземных доходах» в английских колониях создавались так называемые «туземные» казначейства, в которых оставалась определенная часть от собранных ими налогов. На средства, поступавшие в «туземные» казначейства, и содержалась африканская администрация.
Верховная власть в британских владениях в Тропической Африке сосредоточивалась в руках губернаторов, представителей английской короны. Основную административную работу осуществляли учрежденные при них центральные секретариаты, за которыми был закреплен контроль над финансами, железнодорожным строительством, телеграфной службой, а также руководство вооруженными силами и работой по разведке источников минерального сырья.
Использование системы косвенного управления в целом и наличие в ней туземной власти в частности позволяли теоретикам английской колониальной политики говорить о склонности англичан развивать у отсталых народов формы демократического самоуправления, а также о том, что такая система являлась для этих народов школой государственности. На деле, сохраняя в качестве своей главной социальной опоры феодальную и полуфеодальную верхушку, англичане консервировали традиционные порядки в африканских обществах, используя их в своекорыстных целях. Создавалась лишь видимость допущения местного населения к управлению колониями при сохранении в руках колонизаторов всей полноты реальной политической и административной власти.
Полное разрушение доколониальных политических объединений и традиционных институтов власти было произведено во владениях Бельгии. Бельгийские колонизаторы отказывали конголезцам не
только в праве, но и в способности распоряжаться своей судьбой. На этой основе ими была сформулирована концепция так называемого патернализма, установления «отеческой опеки» над африканскими народами.
В начале XIX в. колониальная политика обогащала королевские дворы, чиновников и работорговцев. Колониальный раздел Африки в конце XIX в. был осуществлен в интересах промышленной и финансовой буржуазии европейских держав. Колониальная политика сводилась теперь к достижению двух основных целей: привлечению ресурсов колоний для удовлетворения экономических потребностей европейских обществ и стремлению увековечить присутствие европейцев на континенте. И то и другое обстоятельство повлекло за собой глубокие изменения в экономическом положении колоний.
Вторая половина XX века - первое десятилетие XX в. было отмечено резким увеличением вывоза капитала европейских финансово-промышленных монополий в колонии. Этот процесс имел свои характерные особенности. Капиталы вкладывались в основном в те сферы экономики колониальных обществ, которые способствовали превращению их в аграрно-сырьевые придатки стран метрополий. Местом приложения капиталов были также районы колоний, которые представлялись наиболее благоприятными для производства сельскохозяйственного технического сырья, а также районы, богатые минеральными ресурсами. Этот процесс определил на многие десятилетия основные направления и характер развития колониальной экономики.
В колониальном обществе, на всем протяжении его существования, преобладали докапиталистические, натуральные уклады. Капиталистический сектор развивался в тех районах, где жили европейские переселенцы, а также, частично, в районах производства экспортных культур и горно-минералогических разработок. Местный, африканский, капитализм проявлялся главным образом в торговых и ростовщических формах. Основные производители колониального общества — крестьяне-общинники — облагались денежным налогом и, чтобы справиться с этим, вынуждены были выращивать сырье на экспорт или наниматься в работники к другим, прежде всего к иностранцам-колонизаторам. Формирующийся африканский рабочий класс сохранял свои связи и с сельским хозяйством, куда рабочий зачастую возвращался и где оставались члены его семьи. Значительная часть горожан жила за счет традиционных и полутрадиционных занятий: услугами, мелким ремеслом и торговлей. Сохраняли свое традиционное положение в обществе мелкие феодалы, вожди племен. Колониально-административные системы являлись источниками роста численности местной бюрократии, становящейся со временем мелкой и средней бюрократической буржуазией.

2. Национально-освободительная борьба африканских народов и политика колониальных держав

Африканское население не мирилось со своей участью, отказывалось быть в положении рабов у европейских колонизаторов. После окончательного покорения Африки в течение многих лет и десятилетий в разных частях континента вспыхивали массовые крестьянские восстания. Так было, например, в Нигерии и Камеруне, где они не прекращались до Первой мировой войны. Беспрерывной чередой восстаний была охвачена Французская Западная Африка. Упорная борьба за восстановление независимости длилась с переменным успехом в течение 20 лет (с 1899 по 1921 гг.) на территории Сомали. Ее возглавлял Мухаммед бен Абдалла Хасан, прозванный англичанами «бешенным муллой». Наиболее значительными по своим масштабам были выступления крестьян в Юго-Западной Африке против немецких колонизаторов в 1904 - 1907 гг. В ходе их подавления до 3/4 восставших погибли. Восстание «маджи-маджи» в Германской Восточной Африке унесло жизни 120 тыс. человек. Крупным было восстание зулусов в 1906 г. в Южной Африке против англо-бурского правления. Освободительное восстание против французских колонизаторов вспыхнуло на Мадагаскаре в 1904 г., восставшие вели бои здесь вплоть до 1915 г.
Началу процесса формирования идеологии освобождения было положено представителями первого поколения африканской интеллигенции, которое зарождалось со второй половины XIX в. Это были чиновники, священнослужители, люди свободных профессий. Получив разными путями образование, преимущественно европейское, часть из них стала выступать с осуждением колониальной политики, против европейского господства и эксплуатации. Их обычно называют первыми африканскими просветителями. Но в среде африканской интеллигенции были и такие, кто принял сторону колонизаторов, искренне поверил в цивилизаторскую миссию Европы в Африке.
Среди тех, кто стоял у истоков зарождения африканского национализма были священник Сэмюэль Кроутер (1812 - 1891), врач Джеймс Хортон (1835 - 1883), министр иностранных дел Либерии Эдвард Уилмот Блайден (1832 - 1912) и др.
Они выступали с призывами к объединению африканцев в отстаивании своих прав, за самоуправление, за сохранение культурного наследия, за создание афрохристианской церкви. Отцом африканского национализма, разработчиком теорий панафриканизма и «африканского социализма» по праву считается Э.У.Блайден. Он являлся и родоначальником теории «духовной деколонизации».
Интеллектуальная борьба Кроутера, Хортона, Блайдена и других просветителей заложила основы идеологии освобождения, которая стала знаменем новых поколений борцов за независимость.
В период Первой мировой войны страны африканского континента играли важную роль в обеспечении государств-метрополий стратегическим минеральным сырьем, продовольственными продуктами и людскими ресурсами. В Английской Западной Африке ради удовлетворения возросших потребностей своей военной промышленности Великобритания увеличила добычу полезных ископаемых (бокситов и марганцевой руды на Золотом Береге, олова и каменного угля в Нигерии). Кроме того, англичанами из колоний в большом количестве вывозились мясо, хлопок, шерсть, пальмовое масло, какао. Стремясь переложить тяготы военного времени на коренное население Африки, британские компании повысили экспортные пошлины, параллельно снизив закупочные цены на местные товары, что повлекло за собой падение реальных доходов африканских рабочих и служащих, а также значительный рост стоимости жизни. В состав западноафриканских войск «Уэст Африкен фронтиер форсис» колонизаторы призвали более 25 тыс. африканцев. Многие из них погибли в боях за принадлежавшие Германии Того (август 1914 г.) и Камерун (1914—1916 гг.), а потом уже в Восточной Африке на территории Танганьики.
Аналогичные процессы происходили во Французской Западной и Экваториальной Африке. Ее жителям были навязаны дополнительные и чрезвычайные займы и налоги, приведшие к снижению общего жизненного уровня и голоду подавляющего большинства африканского аборигенного населения. Помимо этого, правительство метрополии осуществляло насильственную мобилизацию, призвав в армию около 250 тыс. человек, из которых свыше 160 тыс. участвовало в сражениях на различных фронтах Первой мировой войны (в том числе в Европе). Приблизительно 35 тыс. человек из них погибло. Части сенегальских стрелков, укомплектованные из африканцев, вместе с английскими формированиями воевали на территории германских колоний Того и Камеруна. В начале 1916 г. после упорных боев им удалось вытеснить остатки разбитых немецких отрядов в Рио-Муни. Здесь они позже были интернированы колониальными властями Испанской Гвинеи.
В Бельгийском Конго, богатом месторождениями меди, кобальта, цинка и олова, война подхлестнула развитие горнодобывающей промышленности, приносившей занимавшимся их разработкой иноземным монополиям большие прибыли. Но основная тяжесть военных испытаний легла на африканцев. Из них формировался рядовой состав армии, а не попавших под призыв мужчин бельгийцы заставляли вручную доставлять через всю страну воинские грузы и продовольствие к восточным границам колонии, где до апреля 1916 г. велись бои местного значения с войсками Германии, пытавшейся объединить свои североафриканские владения с Камеруном. Лишь получив из метрополии достаточные подкрепления, бельгийские части перешли в наступление, захватили в сентябре 1916 г. административный центр Германской Восточной Африки Табору и вышли в 1917 г. к побережью Индийского океана.
Союзником стран Антанты в годы Первой мировой войны выступала и Португалия, при финансовой поддержке Англии усилившая эксплуатацию населения подвластных ей колоний. Однако ее участие в боевых операциях было в целом незначительным и свелось к открытию фронта против немцев со стороны Родезии и сравнительно непродолжительным столкновениям с прорвавшимися в конце 1917 г. в Мозамбик их значительно поредевшими немецкими отрядами.
Известных усилий из-за давнего англо-бурского антагонизма стоило Великобритании привлечь к войне против Германии Южно-Африканский Союз. Тем не менее, вопреки откровенным националистическим откровениям буров, ориентировавшееся на Лондон ЮАС послало десятки тысяч солдат сначала в Юго-Западную Африку, летом 1915 г. - в Египет и Европу, а затем и в Германскую Восточную Африку. Здесь южноафриканские дивизии, неся ощутимые потери, сражались до самого окончания мировой войны.
Наиболее продолжительными оказались бои на обширных пространствах в восточной части Африканского континента. Имевшие на начальном этапе примерно по 5 тыс. солдат и офицеров Англия и Германия в 1914 - 1915 гг. ограничивались главным образом проведением локальных операций местного значения, не дававших серьезного перевеса ни одной из противоборствующих сторон. Оставшиеся из-за морской блокады без поддержки метрополии немецкие колониальные власти построили в Дар-эс-Саламе и Морогоро небольшие предприятия по производству армейского снаряжения — патронов, амуниции и одежды. Одновременно для создания запасов сырья и продовольствия они расширили, используя подневольный труд африканцев, площади для сельскохозяйственных пищевых и технических культур.
Преимущество сил антигерманской коалиции отчетливо определилось только в 1916 г. Перебросив крупные войсковые формирования в Кению и Уганду, Великобритания повела совместно с союзными бельгийскими и португальскими частями наступление на блокированную со всех сторон 2-тысячную группировку под командованием Леттов-Форбека, которой в ноябре 1917г. удалось прорваться в Мозамбик, а оттуда в 1918 г. в Северную Родезию, где, узнав о завершении войны в Европе, она сложила оружие. К тому времени в ее составе насчитывалось 1300 солдат и офицеров и 1600 носильщиков. Против нее действовали объединенные силы Англии, Бельгии и Португалии, численность которых превышала 300 тыс. военнослужащих.
Война в той или иной мере затронула и те африканские страны, чья территория оказалась за пределами основных боевых действий. Суданские подразделения по воле британского командования воевали в регионах Восточной Африки и Французской Экваториальной Африки, участвовали в патрулировании зоны Суэцкого канала и Синайского полуострова. В 1915 г. тысячи суданцев использовались англичанами на строительстве фортификационных сооружений и саперных работах в период проведения Дарданелльской операции.
С началом военных действий в Европе резко обострились внутриполитические разногласия в правящих кругах Эфиопии. Подстрекаемая германо-австрийской и турецкой миссиями в Аддис-Абебе партия раса Микаэля все больше склонялась к объявлению войны державам Антанты. Однако ее агентуре с помощью старо- и младоэфиопов в 1916 г. удалось совершить дворцовый переворот. В результате императрицей была провозглашена дочь Менелика II — Заудиту. Власть с ней делил регент Тафари Мекконен, вступивший в дальнейшем на трон императора Эфиопии под именем Хайле Селассие I.
Заявившая вскоре после начала войны о политическом нейтралитете Либерия на первых порах пыталась сохранить былые связи со своим главным внешнеторговым партнером Германией. Но в силу плотной морской блокады, установленной кораблями Антанты и отделившей страну от экономически важного немецкого рынка, либерийское руководство под нажимом правительств антигерманской коалиции объявило в 1918 г. войну Германии, что позволило впоследствии делегации Монровии участвовать в заседаниях Версальской мирной конференции.
Первая мировая война, сопровождавшаяся огромными людскими жертвами, усилением экономического гнета, проведением бесконечных реквизиций и введением новых налогов, способствовала росту антиколониальных настроений и стала побудительной причиной большого числа восстаний среди коренных жителей Африканского континента. Массовые антибританские выступления происходили на территориях Судана, Нигерии, Золотого Берега. Против гнета французской колониальной администрации с оружием в руках неоднократно поднималось население Чада, а также бассейнов рек Верхней Вольты и Нигера. В Бельгийском Конго с особым упорством с иноземными поработителями сражались отряды повстанцев в округе Ломами. Португалии приходилось воевать даже не столько с немецкими отрядами, сколько с резко активизировавшимся освободительным движением ангольского народа, охватившем прежде всего южные районы страны. Разрушение традиционного жизненного уклада в сочетании с возросшей эксплуатацией и непосильными поборами вызвали многочисленные бунты в Юго-Восточной Африке, наиболее значительным из которых явилось ньясалендское восстание 1915 г.
Несмотря на то что стихийные и разрозненные выступления африканцев были в конечном счете подавлены, тем не менее принесенные жертвы стали для них важной школой обретения опыта для дальнейшей антиколониальной борьбы, перешедшей после окончания Первой мировой войны в новую фазу.
Тяготы жизни в условиях колониального рынка, усиление эксплуатации и расовой дискриминации в межвоенный период вызвали новый всплеск сопротивления. В этот период повседневными фактами становятся голодные бунты, стачечные движения, демонстрации протеста, открытое неповиновение властям. Многие из этих выступлений по-прежнему носили стихийный характер. Однако с начала 20-х гг. силы африканского сопротивления, представленные крестьянами, рабочими, мелкой буржуазией, интеллигенцией, деятелями различных религиозных культов, стали переходить от неорганизованных выступлений к организованным формам борьбы.
В период между двумя мировыми войнами в Тропической Африке стали возникать политические партии, создававшиеся обычно представителями образованной элиты. Одной из первых антиколониальных организаций в Черной Африке стал Африканский национальный конгресс в Южно-Африканском Союзе. В 1920 г. создается Национальный конгресс Британской Западной Африки, объединяющий представителей четырех западноафриканских колоний Великобритании. В Восточной и Центральной Африке формируются «ассоциации благосостояния» («туземные ассоциации» Северной и Южной Родезии и Ньясаленда, Ассоциация африканцев Танганьики и др.). Эти партии и ассоциации еще не выступали за уничтожение колониализма, но требовали смягчения колониальных порядков, облегчения налогового бремени, расширения сети образования для африканцев и т. п. Они стали зародышем тех политических партий, которые возглавили массовое антиколониальное движение после Второй мировой войны.
Межвоенный период богат примерами установления африканцами связей с демократическими кругами европейских стран, с национально-освободительными движениями стран Азии, с Советской Россией. Особенно активным в это время было участие африканских рабочих и интеллигенции в Международном комитете негритянских рабочих, возникшем на рубеже 20 - 30-х гг. Комитет объединял афроамериканцев США, Канады, Вест-Индии, представителей африканских колоний. Он активно выступал против расовой дискриминации, требовал освобождения африканских народов от колониальной зависимости.
Значительное влияние на формирование идеологии освободительного движения в эти годы, его активизацию оказал панафриканизм. Первая Панафриканская конференция состоялась в Лондоне еще в 1900 г., но как движение оно организационно оформилось в 1919 г., когда собрался I Учредительный конгресс. Конгрессы пан-африканистов собирались также в 1921, 1923,1927 и 1945 гг.
В период между двумя войнами панафриканизм руководствовался идеей совместной борьбы против угнетения народов негро-африканской расы. Руководство панафриканским движением в эти годы осуществлялось в основном представителями американских и вест-индских негров. Инициатором и идейным вдохновителем созыва панафриканских конгрессов был доктор Уильям Дюбуа (1868 - 1963), автор многих работ по негро-африканской истории и один из признанных лидеров афроамериканского движения в США.
Решения первых четырех конгрессов в целом носили умеренный характер. Движение находилось в зачаточном состоянии. Оно еще четко не определилось в своих конечных целях, не разработало программу радикальных политических действий. В целом панафриканизм этих лет был скорее идеей, чем действием. И в то же время, несмотря на умеренность политических позиций движения, оно сыграло значительную роль хотя бы тем, что привлекло внимание мировой общественности к африканским проблемам. Движение оказало влияние на политическое пробуждение Африки, на формирование программы национального освобождения. Подало голос протеста против колониальной эксплуатации и расового гнета. После Второй мировой войны панафриканское движение стало подлинным и признанным выразителем антиколониальных настроений африканских народов и их вдохновителем.
Среди новых форм антиколониализма одной из наиболее ранних и широко распространившихся были религиозно-политические, прежде всего афро-христианские, движения. Афро-христианские церкви и секты возникли первоначально в Южной Африке. Позже очагом их развития стало Бельгийское Конго, а затем они распространились на побережье Западной Африки, в ряде районов Центральной Африки.
В Южной Африке афро-христианское движение возникло еще в 80-е гг. XIX в. как форма протеста против колонизаторской роли европейских христианских миссий. Антиколониальный протест у приверженцев афро-христианских церквей и сект был вызван глубоким разочарованием в европейцах как подлинных христианах, которые предали заповеди Христа, превратились в расистов и эксплуататоров.
В 20-х гг. религиозно-политические движения христиан-африканцев охватывают Бельгийское Конго и прилегающие к нему районы. Наиболее значительным было выступление секты Симона Кимбангу. В его проповедях часто звучал тезис о «богоизбранности» африканцев. Он был чрезвычайно популярен не только среди конголезцев, но и других африканских народов. Последователи Кимбангу видели в нем пророка и спасителя. К нему стекались тысячи крестьян, рабочих, горожан. Возникнув стихийно, кимбангизм по существу стал широким антиколониальным крестьянским движением, принявшим религиозную форму. К 1921 г. оно достигло небывалого размаха. Кимбангисты выступали как против светских колонизаторов, так и европейских христианских миссионеров, провозгласив лозунг «Конго — конголезцам!». От пассивных форм сопротивления колониальным властям — неуплата налогов, отказ работать на европейских плантациях, выращивать для них продовольствие и т. п. — они переходили к активным действиям, оказывая физическое сопротивление. Страну охватили забастовки. Проходили массовые манифестации.
Формирование афро-христианского движения находилось в прямой зависимости от конкретных исторических условий. В одном случае деятельность религиозных общин приобретала политическую окраску. В другом — политические движения облекались в религиозные одежды. Примером последнего может служить матсуанизм, антиколониальное политическое движение, сложившееся в 20-х гг. во Французской Экваториальной Африке. Это движение было основано Андре Гренаром Матсуа (1899 - 1942). В 1926 г. он основал в Париже «Ассоциацию выходцев из ФЭА». Эта организация избрала для себя мирные средства борьбы, призывая население колоний к гражданскому неповиновению. Она требовала отмены дискриминационного «туземного кодекса», предоставления избирательных прав коренному населению колоний, прекращения злоупотреблений концессионных компаний и расхищения природных богатств Африки. Ассоциация призывала население не платить налоги, не вступать в колониальные войска, переходить из одной колонии в другую. Население ФЭА верило в мессианскую роль Матсуа, многие считали его пророком.
В тех зонах Африки, где наибольшее распространение имел ислам, возникали различные мусульманские движения, выступавшие с позиций защиты «чистоты веры» под лозунгами неприятия власти «неверных».

Список литературы

1. Виппер Р. Ю. История нового времени. – М.: Республика, 1995.
2. Всемирная история в 24 томах. Т. 19. / Под ред. Бадак А. И. и др. – Минск: Литература, 1996.
3. Новая история стран Европы и Америки / В.Н. Виноградов, А.М. Зверев, Т.М. Исламов и др.; Под ред. И.М. Кривогуза и Е.Е. Юровской- М: Высшая школа,1998.
4. Новая история стран Азии и Африки XX век / Под ред. А. М. Родригеса. – М.: Владос, 2001.
5. Новейшая история Африки / Под ред. А.Б.Давидсона. – М.: Наука, 1968.
6. Хачатурян В. М. История мировых цивилизаций. – М.: Дрофа, 1996.
7. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. – М.: Инфра-М, 1999.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(20.2 KiB, 54 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!