Благотворительные общества и организации в России (прошлое и настоящее)
Особым феноменом общественной жизни многих народов в разные времена была благотворительность, побудительные мотивы которой заложены в человеческих чувствах милосердия и сострадания. Важное место в ее развитии принадлежит религиозной морали с ее заповедями дружелюбия, милосердия, смиренномудрия.
В России благотворительность широко распространилась в XIX — начале XX вв. Из различных определений благотворительности, как нам представляется, наиболее удачным является данное в энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона, изданном еще в конце прошлого века. В нем отмечается, что благотворительность — это проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.
В настоящее время в научной и научно-популярной литературе понятие «благотворительность» получило двойственное толкование. Собственно благотворительность означает оказание избирательной помощи нуждающимся из сострадания и религиозно-нравственных потребностей без заботы о дальнейшей судьбе просящих. В широком смысле слова благотворительность включает в себя и призрение, то есть обязательную и организованную деятельность по оказанию помощи нуждающимся с учетом их реального положения. Как правило, делом призрения занимались специальные государственные и общественные учреждения, заведения.
Факторы роста благотворительности в России: 1) рост предпринимательства, накопление капиталов; 2) поощрительное законодательство, (разрешение на открытие благотворительного общества было достаточно получить в Министерстве внутренних дел), установление налоговых льгот для предпринимателей-благотворителей; 3) осознание многими предпринимателями своей личной ответственности перед обществом.
Система благотворительной помощи в России во второй половине XIX — начале XX вв. представляла собой разветвленную сеть. В зависимости от критериев можно по-разному классифицировать российскую благотворительность. Если критерием выступают источники финансирования, то она подразделяется на общественную, общественно-государственную и частную.
Субъектами общественной были прежде всего общества, финансовые средства которых составлялись из взносов их членов, единовременных частных пожертвований и процентов с ценных бумаг. К этому типу относились различные общества или кассы взаимного вспоможения, а также такие, как Общество поощрения трудолюбия для помощи женщинам, оставшимся без средств к существованию (основано в 1863 г.). Общество для помощи больным и обездоленным детям «Синий Крест» (основано в 1896 г.) и др.
К общественно-государственной благотворительности можно отнести деятельность учреждений, которые финансировались не только за счет членских взносов, частных пожертвований, процентов с ценных бумаг, но и за счет государственных средств, таких как Императорское Человеколюбивое общество. Ведомство учреждений Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах и др.
Критерием классификации благотворительности может быть и характер помощи. В таком случае в рамках российской благотворительной системы второй половины XIX — начала XX вв. можно выделить три звена:
- благотворительные заведения;
- благотворительные общества;
- частная индивидуальная помощь и поддержка.
Преобразование отдельных благотворительных обществ в заведения оказалось возможным как процесс движения от простых к более сложным формам благотворительности. Ведь если благотворительные общества помогали просителю в момент обращения, то благотворительные заведения, помимо разовой помощи бедным, давали приют, пропитание тем, кто в них нуждался каждодневно. В благотворительных заведениях многие обездоленные проживали постоянно.
К числу наиболее известных российских благотворительных заведений следует отнести Императорское Человеколюбивое общество. Ведомство учреждений Императрицы Марии, Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Здесь нуждающиеся могли получить не только разовую помощь, но и содержание, воспитание, профессиональные навыки, медицинское лечение.
Человеколюбивое Общество было основано рескриптом императора Александра I от 16 мая 1802 г. для оказания помощи бедным. Основными направлениями его работы стали:
- воспитание и обучение сирот и детей бедных родителей;
- призрение увечных, старых и неспособных к труду;
- оказание медицинской помощи;
- временная помощь помещением, пищей, одеждой.
Помощь, которую оно оказывало, носила не только временный, но и постоянный характер. Такие учреждения, как богадельни, заведения бесплатных и дешевых квартир, воспитательно-образовательные, оказывали помощь на постоянной основе. К учреждениям Общества временной помощи можно отнести ночлежные приюты, дешевые столовые, медицинские учреждения и др.
Во второй половине XIX века деятельность Императорского Человеколюбивого общества заметно активизировалась. В конце 90-х годов прошлого века Общество получило право устанавливать платные должности для лиц, профессионально занимавшихся благотворительной деятельностью в его заведениях. Причем эти должности приравнивались к различным чинам государственной службы.
На рубеже XIX — XX вв. продолжался процесс расширения благотворительной деятельности Императорского Человеколюбивого общества. В 1901.. в его составе функционировало уже 221 заведение с капиталом до 24 млн рублей.
Оособое место занимают "Учреждения императрицы Марии Федоровны".
В 1796 г. Императрица Мария Федоровна (супруга Павла I) приняла на себя непосредственное начальствование над Воспитательным обществом благородных девиц и мещанским его отделением. Вступив в управление, Императрица назначила из своих средств ежегодно по 9 тыс. руб. на содержание грудных младенцев с кормилицами.
Особое внимание Мария Федоровна обратила на Воспитательные дома. Для улучшения условий в Санкт-Петербурге Государь пожаловал Воспитательному дому обширный особняк. Императрица реорганизовала Опекунский Совет так, чтобы каждый его член заведовал отдельным учреждением или частью учреждения, причем "без всякого вознаграждения, из любви к Отечеству и человечеству.
Заботясь об устройстве уже существующих, Императрица открывала и новые учебные и благотворительные заведения (женские учебно-воспитательные учреждения, Павловский военно-сиротский институт, Харьковский институт благородных девиц для дочерей дворян и купцов всех гильдий с обучением приходящих девиц за плату и без платы и др.).
К числу наиболее значимых учреждений Императрицы относятся Вдовьи дома, открыты в 1803 г. для вдов военных и гражданских чиновников, содержались на доходы Воспитательных домов.
Союз для борьбы с детской смертностью в России
В 1904 г. в Петербурге основан Союз для борьбы с детской смертностью в России.
Устав Союза дает право открывать местные отделы по всей империи. Средствами снижения детской смертности служат детские ясли и приюты, учреждения для раздачи молока, лечебные и санитарные пункты, убежища для рожениц и после родов, распространение гигиенических сведений, общий подъем народной жизни и особенно просвещения и нравственного воспитания.
Одним из направлений благотворительной деятельности было оказание помощи нуждающимся в жилье. К решению этой проблемы подключились общественные организации. Большую работу в этом направлении проводило "Братолюбивое общество". Его организатор - Надежда Борисовна Трубецкая. Это общество снабжало в Москве неимущих квартирами, в их распоряжении находилось 30 домов, где находили приют тысячи семейных и одиноких людей. В 1866 г., когда Общество примкнуло к ведомству Императорского Человеколюбивого общества, оно получило выгодные условия для строительной деятельности. Им был построен "Марининский приют" (поселок двухэтажных деревянных зданий), где определенный процент квартир в каждом доме предоставлялся бесплатно совершенно неимущим. Здесь же устраивались аптеки, больницы, школы, сады.
Правительство постоянно поддерживало это общество, в его распоряжение передавались свободные дома, новые участки земли под строительство поселков.
Крупным благотворительным заведением на рубеже XIX — XX вв. было Попечительство о домах бедных. Попечительство давало приют и обеспечивало работой профессионально нищенствующих, лиц, склонных к правонарушениям, безработных, население, пострадавшее от неурожаев, пожаров и других бедствий. Это благотворительное заведение организовывало общественные работы, ставя на первый план предоставление заработка нуждающемуся населению. Расширяя само понятие общественных работ, Попечительство в рамках их проведения содействовало развитию кустарной промышленности, учреждая склады кустарных изделий, снабжая кустарей орудиями производства и материалами. С 1897 г. Попечительство издавало специальный журнал «Трудовая помощь».
Благотворительные заведения имелись и в составе таких обществ как «Красный Крест», «Синий Крест», в учреждениях Ведомства православного исповедания, в учреждениях, подведомственных Министерству внутренних дел России. В составе названных учреждений были и благотворительные общества, ограничивавшиеся формами разовой помощи нуждающимся.
Большую помощь Общество Красного Креста оказало во время русско-турецкой войны 1876—1877 гг. Среди сестер милосердия, находящихся в действующей армии, были активистки московского отделения Общества Красного Креста — княгини Трубецкая и Шаховская. Будучи инициатором создания первой в России общины сестер милосердия «Утоли моя печали», Шаховская во главе общины отправилась на фронт.
Одним из первых в России специальных благотворительных обществ для помощи бедным и обездоленным детям было Общество Синего Креста, созданное в 1882 г. в Петербурге. По синему цвету печати и почетных жетонов оно и получило свое название. Инициатором его создания была А.С.Белецкая. Общество использовало различные формы помощи детям создание детских домов призрения, начальных школ, ремесленных училищ, детских больниц, врачебно-воспитательных заведений. Детям из бедных семей, опекаемым Обществом, назначались постоянные денежные пособия.
Многие благотворительные общества имели православный характер. Более трети всех благотворительных обществ, учрежденных в 60-е годы XIX в., находились в ведении Ведомства православного исповедания. Такими учреждениями были и церковно-приходские центры по оказанию помощи приходским беднякам. Импульсом для организации благотворительности в приходах послужили положения о церков-но-приходских попечительствах и церковных братствах, принятые в 1864 г.
Религиозное попечительство активно развивалось и на региональном уровне. Среди таких обществ наиболее известными на Дону были: Донское Аксайско-Богородичное Братство, образованное в честь донской святыни чудотворной Аксайской Божьей Матери, Донское епархиальное общество взаимного вспоможения и др. Они помогали нуждающимся церковнослужителям, инвалидам, раневым, сиротам, больным, осужденным.
Общество вспомоществования студентам С.-Петербургского университета, основанное в 1873 г., выдавало нуждающимся студентам денежные пособия в виде беспроцентных ссуд. Причем просители должны были давать обязательства возвращать ссуды в течение 4-х лет по окончании университета.
К концу XIX столетия в России насчитывалось более 14 тыс. благотворительных обществ и заведений.
Благотворительные общества использовали в своей деятельности самые разнообразные формы помощи и поддержки нуждающихся:
поочередное кормление по домам (призреваемый проводит сутки на полном содержании домохозяина, переходя ежедневно из хаты в хату.);
выдача пособий хлебом из сельских запасных магазинов, а также денежных пособий;
приюты и ясли (ясли - дневные приюты для детей, не умеющих ходить, а приюты - учреждения для детей более взрослых. Как правило, в них принимались дети бедного населения бесплатно или за небольшую плату. Создавались они по инициативе частных лиц).
дома трудолюбия. (не только предоставляли людям временную работу и обучение профессии, но и нравственно перевоспитывали).
Кроме того, практиковались и другие формы оказания социальной помощи общественными организациями и частными лицами: биржи труда, специализированные мастерские для женщин, воскресные профессиональные школы и т. д.
Важно отметить, что именно в этот период появляются новые принципы социальной помощи. Происходила децентрализация социального призрения и обеспечения, индивидуализация помощи, сами люди нацеливались на использование своих внутренних ресурсов для решения собственных проблем.
В годы советской власти благотворительные общества и заведения перестали существовать. Только после распада СССР с переходом к рыночной экономике стали создаваться условия для возрождения благотворительности как избирательной помощи нуждающимся. По оценкам М.В.Фирсова, к середине 1995г. в России насчитывалось 1 110 благотворительных объединений и организаций. Среди московских благотворительных организаций можно выделить такие, как «Сопричастность», «Душа человека», «Московский дом милосердия». У них различная специфика. Если благотворительный фонд «Сопричастность» оказывает преимущественно помощь одиноким престарелым гражданам, инвалидам, то организация «Душа человека», учрежденная по инициативе врачей-психиатров, помогает в первую очередь душевнобольным и их родным.
В благотворительную деятельность в середине 90-х годов стали включаться коммерческо-банковские структуры. Банк «Российский кредит» в 1995 г. провел крупную благотворительную акцию «Дети Севера». Им учреждались именные стипендии для студентов московских вузов. Национальный резервный банк оказывал финансовую помощь в организации выставок талантливых российских художников, помогал детскому дому, материально поддерживал проект по выпуску книг для слепых детей.
В нашей стране стала возрождаться и церковная благотворительность, находившаяся длительное время под запретом. Около 30 из 200 действующих в Москве в начале 1994 г. храмов и монастырей осуществляли патронаж над домами ребенка, детскими больницами, пансионатами для ветеранов труда. Монастыри также занимались призрением и воспитанием брошенных малолетних детей.