Автобусный и автотранспортный туризм
К концу 60-х годов XX в. постепенно сложился рынок международного автобусного туризма, причем появился большой спрос на автобусные инклюзив-туры, для которых характерно включение в цену тура стоимости перевозки. Позднее наметился некоторый спад спроса на автобусный туризм, что было вызвано развитием дешевых перевозок конкурирующими видами транспорта, прежде всего самолетами и собственными автомобилями. Однако к середине 70-х годов в связи с повышением цен на топливо, падением курса ведущих валют и другими экономическими трудностями автобусные турпоездки вновь приобретают популярность. Это объясняется также появлением автобусов высокого класса, приближающихся по ком-
фортности к железнодорожным вагонам, легковым автомобилям и самолетам, а по ряду качеств превосходящих их. Такие автобусы оборудованы удобными креслами с откидными сиденьями, кондиционерами, радио, барами, телевизорами, туалетами. В некоторых автобусах есть места для длительного отдыха. Вместимость автобусов-от 40 до 70 пассажиров. Эти автобусы оснащены мощными экономичными двигателями, позволяющими достигать высоких скоростей перевозок и повышающими конкурентоспособность данного вида туризма. Автобусные поездки дают туристам возможность непосредственно с места обозревать достопримечательности, мимо которых они движутся. Наличие современных скоростных магистралей позволяет быстро проезжать отрезки маршрута, не представляющие особого интереса для туристов, и наоборот, при необходимости ехать медленно или с частыми остановками для осмотра и отдыха. В организации автобусного туризма накоплен большой опыт и имеются давние традиции по сравнению с другими видами туризма. Возможность включения в автобусный маршрут небольших городов делает такие поездки удобными для семейных туристов и пожилых людей.
Использование легковых автомобилей и автобусов в международном туризме отражает соотношение индивидуального и группового его видов, так как автобусы предназначены в основном для группового туризма. Более наглядно это соотношение демонстрируют данные табл., показывающей виды транспорта (с выделением автомобилей и автобусов), используемые туристами ряда стран Европы.
Виды транспорта, используемые в 2000 г. туристами Европы
Страна | Личный автомобиль | Авиа-чартеры | Авиарейсы | Автобус | Поезд |
Германия | 31 | 14 | 8 | 35 | 12 |
Великобритания | 21 | 30 | 26 | 19 | 4 |
Франция | 20 | 13 | 27 | 29 | 11 |
Бельгия | 47 | 14 | 11 | 20 | 9 |
Нидерланды | 50 | 7 | 14 | 23 | 6 |
Италия | 36 | 6 | 21 | 27 | 9 |
Швеция | 28 | 23 | 24 | 21 | 4 |
Остальные страны Европы | 26 | 14 | 15 | 24 | 8 |
Выбор туристами того или иного вида транспорта зависит от ряда причин, среди которых можно выделить географическое положение страны, расстояние, уровень развития страны в целом, наличие и развитие транспортных средств для пассажирских (туристских) перевозок, а именно: самолетов, судов, железнодорожных вагонов, автомобилей и автобусов.
Современный автобусный туризм характеризуется не только количественным ростом, но и постоянным качественным изменением, что выражается в большом разнообразии вариантов использования автобусов в международном туризме. Традиционным видом международного автобусного туризма являются маршрутные поездки, сущность которых состоит в том, что программы для них составляются с учетом максимального использования автобусов в течение всей поездки. В последнее время получил развитие комбинированный автобусный туризм: маршрутный туризм и отдых, привлекающий сочетанием познавательного и оздоровительного моментов. Важной чертой современного уровня транспортного туризма за рубежом, в том числе автобусного, является то, что около 70% туристских поездок за границей совершается в целях отдыха и развлечения. Ярким подтверждением эт"ой тенденции служит пример деятельности одной из ведущих английских фирм в области автобусных перевозок-«WallaceArnold», которая по результатам изучения спроса на турпоездки сократила число традиционных маршрутов в конце 80-х годов с 90 до 20%, заменив их.автобусными перевозками туристов на отдых.
Эти основные разновидности международного автобусного туризма дополняются многочисленными вариантами смешанного автобусного туризма, при которых автобусные перевозки туристов в течение каждой турпоездки осуществляются в сочетании с перевозками другими видами пассажирского транспорта. Так, удельный вес комбинированных поездок в общем объеме поездок граждан Германии достигает 32%.
Ведущие транспортные фирмы стран Западной Европы строят свою коммерческую деятельность в направлении одновременного использования разных видов международного пассажирского транспорта. Например, Объединение управлений железных дорог 14 европейских стран финансирует деятельность автобусных перевозок в Западной Европе, согласуя расписание европейских автобусных линий с расписанием движения на основных железных дорогах.
Существенным образом отражаются на автобусном международном туризме имеющая устойчивый характер сезонная неравномерность и высокий удельный вес поездок, связанных с отдыхом.
Регулярные автобусные линии международного сообщения связывают многие города и страны Западной Европы, а также города и страны Америки. Наиболее густой и разнообразной является сеть регулярных линий в странах Западной Европы. Данные о продолжительности и протяженности некоторых из них представлены в табл.
Данные о некоторых автобусных международных регулярных линиях
Наименование линии | Протяженность линии, км | Продолжительность поездки в одном направлении,ч |
Амстердам - Остенде - Лондон | 559 | 13 |
Амстердам - Бонн - Франкфурт-на-Майне | 506 | 12 |
Брюссель - Париж | 325 | 5 |
Антверпен - Брюссель - Барселона | 1355 | 56 |
Антверпен - Брюссель - Ментона | 1277 | 36 |
Лондон - Остенде - Познань - Варшава | 1500 | 48 |
Мюнхен - Венеция | 470 | 2 |
Лондон - Мюнхен - Зальцбург - Белград - София - Афины | 2 300 | 6 |
Мюнхен - Вена - Будапешт - Белград - София - Стамбул | 2 000 | 60 |
Антверпен - Милан - Католица | 1415 | 36 |
Постоянная жесткая конкуренция железнодорожных и авиационных регулярных пассажирских линий, а также легкового транспорта туристского бизнеса заставляет участников ЕС приспосабливаться к быстро меняющейся обстановке. В условиях конкуренции преимущества регулярных автобусных линий заключаются не только в быстрой и комфортной перевозке пассажиров, но и в возможности осуществления поездки в познавательных целях. Автобусы на таких линиях обслуживаются квалифицированными гидами, владеющими как минимум двумя иностранными языками.
Стремление к совершенствованию качества обслуживания в зарубежных странах проявляется в последовательном обновлении парка международных автобусов, вследствие чего увеличивается в общем их количестве доля моделей высшего класса.
Документ, полностью регламентирующий работу автобусов на регулярных линиях международного сообщения,-расписание. Обязательная информация расписания включает указание пунктов маршрута, времени следования до каждого пункта и стоимости проезда. Если есть особые коммерческие условия (скидки или надбавки), их обязательно приводят. В расписании также дается ссылка на место заказа билетов.
Перечислим общие условия перевозок по линиям:
- предварительная система заказа билетов (как минимум за два дня до даты отправления), непосредственная продажа билетов в автобусе в случае наличия свободных мест;
- право на проезд пассажира с билетом. В салоне автобусов пассажиров размещает обслуживающий персонал;
- для большей части линий в случае приобретения билета туда и обратно предусмотрены скидки в цене по сравнению с ценой билета на одно направление;
- система тарифных льгот при перевозках детей, учащихся и особых категорий пассажиров.
Из международных неправительственных организаций наиболее важное значение для развития международных автомобильных перевозок имеет Международный союз автомобильного транспорта (МСАТ-ИРУ), основанный 23 марта 1948 г. Его местопребывание - Женева. Союз ставит своей задачей защиту интересов национальных и международных автомобильных пассажирских и грузовых перевозчиков, осуществляющих перевозки по найму, за вознаграждение или за свой счет.
С этой целью МСАТ:
- принимает меры к изучению и решению всех проблем, прямо или косвенно связанных с автомобильным транспортом;
-разрабатывает меры по унификации и упрощению регламентации, автомобильного движения, таможенных формальностей;
- занимается вопросами контрактов на перевозки, дорожной безопасности;
-^координирует и поддерживает мероприятия по развитию национального и международного автомобильного транспорта, представляет всех его членов и автомобильный транспорт в целом в общественных или частных, национальных или международных организациях, заинтересованных прямо или косвенно в автомобильном транспорте.
Руководящий Совет, в котором представлены все члены МСАТ,- высший орган, сессии которого проводятся ежегодно в одной из стран, представители которой являются членами Союза.
Исполнительный орган МСАТ - президиум Совета, который выполняет свои функции в соответствии с уставом. Кроме того, Совет МСАТ создает Секретариат, функции которого также определяются уставом. Совет формулирует основные принципы и направления деятельности, заслушивает и обсуждает доклады Президиума по общим и финансовым вопросам, а между сессиями Совета-также по вопросам руководства МСАТ.
В настоящее время в Совет входят 152 действительных (национальные ассоциации автоперевозчиков) и ассоциированных члена (производители автотранспортных средств, компании, занимающиеся перевозками автомобилей на паромах, й пр.) из 64 стран.
Пользуясь с 1949 г. консультативным статусом, предоставленным ему Советом по экономическим и социальным вопросам ООН, МСАТ принимает активное участие в работе Комиссий по экономике для Африки, Азии и стран Тихоокеанского региона, Европы и Латинской Америки, а также в работе Комиссий ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
В качестве докладчика по развитию автотранспорта МСАТ поддерживает тесные связи с другими международными организациями, такими, как Европейский Союз (ЕС), Совет Европы, Европейская конференция министров транспорта (ЕКМТ), в которых он имеет консультативный статус, а также с большим числом международных профессиональных организаций в родственных областях. Цель этой работы МСАТ - стимулировать скоординированные подходы по проблемам, представляющим взаимный интерес.
МСАТ является международным гарантом системы МДП (Конвенции по международным дорожным перевозкам грузов), созданной в 1959 г. под эгидой Экономической комиссии ООН по Европе.
Действительные члены МСАТ принадлежат к одной из нескольких секций, составляющих Дирекционный совет (Генеральную ассамблею); три секции соответственно представляют профессиональные пассажирские перевозки городскими и междугородными автобусами и такси (Секция 1), профессиональные грузовые перевозки (Секция 2) и перевозки за свой счет (Секция 3). Дирекционный совет собирается два раза в год, Всемирный конгресс - один раз в два года.
МСАТ уделяет большое внимание пассажирским перевозкам. Работу в этом направлении осуществляет Секция 1, изучающая и обобщающая передовой мировой опыт. По инициативе Секции 1 на заседании в Будапеште в мае 1996 г. в ходе работы 25-го Конгресса ИРУ были созданы две специальные группы: «Автобусный туризм» Vi «Регулярные сообщения», целью деятельности которых стало ускорение принятия решений по вопросам деятельности Секции 1. В Женеве 28 июня 1996 г. были проведены совместное и раздельные заседания обеих групп. На этих заседаниях установили, что обе группы получают необходимую автономию в вопросах организации, действий и планов работы под руководством избранных группами председателей.
Программой мероприятий каждой группы предусмотрена проработка следующих вопросов.
Группа «Автобусный туризм»:
- принятие и обновление документа ЕС 3820/85 и Европейского со- . глашения по режимам труда, отдыха и работы (ЕСТР) ООН «Социальное регулирование»;
-изучение информации, касающейся элементов, составляющих зарплату водителей;
- транспортное регулирование, включая применение контрольного документа для нерегулярных перевозок пассажиров;
- совершенствование классификации туристических автобусов;
-взаимодействие с агентствами путешествий и владельцами гостиниц;
- соблюдение безопасности поездок в автобусах, стимулирование деятельности пассажирского транспорта и реклама;
- либерализация автомобильного и автобусного туризма в регионах Европы, в основном между Европейским Союзом и странами Центральной и Восточной Европы.
Группа «Регулярные сообщения»:
- совершенствование международного транспортного законодательства - правил ЕЭК ООН;
- проведение презентаций разных систем общественного транспорта и правил, регулирующих их в странах, представленных в группе;
- изучение качественных критериев, применяемых в общественном транспорте;
- обучение работников, занятых на общественном транспорте;
- калькуляция цен на транспорте;
- определение пределов деятельности;
-рассмотрение системы концессии для международных регулярных сообщений;
- изучение предложений и общественных условий перевозок.
В Российской Федерации общие вопросы развития автомобильного транспорта возложены на Минтранс России, имеющий в своем составе Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, Федеральное дорожное агентство и др.
Формально основным документом, регламентирующим и определяющим ббязанности, права и ответственность автотранспортных организаций, является Устав автомобильного транспорта РСФСР. Однако данный Устав не соответствует потребностям сегодняшнего времени и взаимодействия с другими видами транспорта. Поэтому наиболее урегулированным является обеспечение безопасности дорожного движения, регламентируемое Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно установившейся практике, подкрепленной подзаконными актами, принятыми в развитие Закона ОБДД и ряда других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, на автомобильном транспорте выделяются следующие виды сообщения: городское с подразделением на внутригородское и пригородное в пределах субъекта Федерации, в пределах территории Российской Федерации и международное сообщение. Вид сообщения важен с точки зрения применяемых правил перевозок и требований, предъявляемых к сертификации оказываемых услуг и лицензированию деятельности в области автомобильного транспорта. В соответствии с этим и лицензии выдаются, в частности на международные перевозки, как на отдельный вид автотранспортного сообщения.
В целях упорядочения транспортных отношений Минтрансом России рекомендованы Временные правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Российской Федерации, регулирующие поря-
док организации и осуществления перевозок пассажиров и багажа автобусами и таксомоторами.
В соответствии с Европейским соглашением ЕСТР, которое касается работы экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки, и российским законодательством предусматривается обязательное оснащение тахографами всех вновь изготавливаемых автобусов, предназначенных для международных пассажирских или туристских поездок.
Кроме этих актов важным практическим правовым регулятором служит Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Данным Законом запрещены перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию России, между пунктами, расположенными на российской территории.
Важной именно для автотранспортной отрасли становится экологическая классификация, поскольку стало необходимым соблюдение автотранспортными средствами, выполняющими международные перевозки, экологических норм, действующих во всех странах. Европейское Сообщество ввело так называемые нормы ЕВРО, регламентирующие вредное воздействие на природную среду подвижного состава автомобильного транспорта.
Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) России, созданная в 1974 г. в целях координации их деятельности, а также представления и защиты их интересов, является добровольным объединением организаций и предпринимателей, расположенных на территории Российской Федерации, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров автомобильным транспортом.
Ассоциация является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли.
Главными целями Ассоциации являются:
-оказание содействия членам Ассоциации в развитии перевозок грузов и пассажиров в международном автомобильном сообщении и связанных с ними транспортно-экспедиционных и других операций, а также оказание членам Ассоциации консультационных и других услуг;
-выполнение функций гарантийной организации, предусмотренных Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;
- профессиональная подготовка и переподготовка специалистов, осуществляющих международные перевозки, оказывающих транспортно-экспедиционные и другие услуги;
- защита интересов членов Ассоциации перед национальными и иностранными компетентными органами в рамках возложенных на Ассоциацию задач;
- издание справочной и другой литературы, в том числе бюллетеней, по вопросам международных перевозок грузов и пассажиров, транс-портно-экспедиционного обслуживания, распространение передового отечественного и зарубежного опыта.
Ассоциация выполняет следующие функции:
- сотрудничает с национальными, международными и иностранными организациями, объединениями и союзами автоперевозчиков в целях разработки предложений и рекомендаций, направленных на развитие и повышение эффективности перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении;
- представляет и защищает интересы членов Ассоциации в Международном союзе автомобильного транспорта, а также перед национальными и иностранными организациями по вопросам, связанным с международными автомобильными перевозками, выдает перевозчикам книжки МДП;
- оказывает содействие членам Ассоциации в установлении прямых связей, создании совместных предприятий с зарубежными партнерами и развитии других форм сотрудничества;
- оказывает помощь членам Ассоциации в получении свидетельств, сертификатов, бланков, товаро-транспортных, таможенных, страховых и других документов, необходимых для выполнения ими международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров;
- в соответствии с установленным Минтрансом России порядком распределяет среди автоперевозчиков иностранные разрешения на выполнение международных перевозок;
- участвует в разработке международных соглашений и внутренних правил, регулирующих перевозки в международном автомобильном сообщении, вносит предложения по этим вопросам в государственные органы и международные организации;
- проводит работу по сбору и накоплению информации в области развития международных автомобильных перевозок и порядку их выполнения;
- организует в установленном порядке учебные курсы для проведения профессиональной подготовки и переподготовки специалистов, осуществляющих международные перевозки и оказывающих транспортно-экспедиционные и другие услуги;
- организует и проводит конференции, симпозиумы, экспозиции и другие мероприятия в целях расширения международных автомобильных перевозок.
В связи с расширением географии международных автомобильных перевозок создана сеть региональных представительств АСМАП в разных частях России.
Среди многочисленных направлений деятельности АСМАП по значимости следует выделить услуги сферы международных пассажирских перевозок. В этой области АСМАП:
- проводит консультации по условиям осуществления перевозок пассажиров в отдельные страны;
- разрабатывает рациональные маршруты перевозок пассажиров, в том числе в комбинированном сообщении;
- разрабатывает справочные материалы по отдельным видам и направлениям перевозок пассажиров;
- разрабатывает пособия, памятки и рекомендации для водителей и управленческого персонала предприятий по осуществлению перевозок пассажиров в международном сообщении;
-оказывает необходимое содействие в организации регулярных пассажирских перевозок:
■ подбирает российских и иностранных партнеров,
■ разрабатывает маршруты, тарифы и расписание движения,
■ проводит переговоры с иностранными партнерами,
■ подготавливает договоры (соглашения) об организации регулярного пассажирского сообщения,
■ выдает транспортные документы, разрешения, контрольные документы, карнет де Декларасьон и карнет Гойя де Рута.