Аварии техногенного характера

ПЛАН

Введение 3

1. Аварии на химических объектах 4

2. Аварии на радиационно-опасных объектах 6

3. Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах 8

4. Аварии на гидродинамических объектах 10

5. Аварии на транспорте 11

6. Аварии на коммунально-энергетических сетях 16

Список литературы 19

Введение

26 апреля 1986 года в 1:23 по московскому времени человечество вступило в новую эпоху своего развития. За всё время существования Земли никогда ещё начало новой эры не было известным с такой точностью. А зафиксировали этот момент часы, висевшие на стене зала управления Чернобыльским атомным реактором. В эти секунды вся тысячелетняя история человечества разделилась на две эпохи: на "до-чернобыльскую" и "послечернобыльскую".

В спокойные ночные часы неожиданный взрыв потряс здание атомной электростанции. Стены ядерного реактора, который ещё секунды назад надёжно защищали всё живое от губительного излучения радиоактивного "топлива", были моментально разрушены. От высокой температуры загорелся графит, и бушующий огонь поднял в атмосферу тысячи смертоносных частиц. На свободу вырвались цезий, стронций, плутоний - страшные радиоактивные яды, обезвредить которые принципиально невозможно никакими способами. Переносимые ветром и дождями, они покрыли губительным ковром территорию площадью более 100.000 км, на которой в этот момент проживало не менее 800.000 человек!

За всю свою историю человечество не раз сталкивалось с катастрофами - неожиданными, губительными событиями, которые несли смерть людям, разрушали их города и посевы. Причиной их были разнообразные природные явления - извержения вулканов, землетрясения, цунами, наводнения, смерчи, эпидемии. Но 26 апреля 1986 года в 1:23 стало ясно, что катастрофы, созданные руками людей, могут быть в тысячи раз страшнее и опаснее даже самых сильных природных катаклизмов. В этот день человечество впервые испугалось само себя больше, чем вулкана или землетрясения.

1. Аварии на химических объектах

Чаще всего они являются результатом взрыва (пожара), вызывающего разрушения технологических сетей, инженерных сооружений. При этом, как правило, происходит заражение территории сильнодействующими ядовитыми веществами (СДЯВ), массовое поражение людей, животных и растений. Причиной их является повреждение или разрушение емкостей при хранении, транспортировке или переработке ядовитых веществ. Случаются они на заводах и комбинатах химической, нефтеперерабатывающей промышленности, предприятиях, имеющих холодильные установки (мясокомбинаты, холодильники), которые в качестве хладоагента (хладоносителя) используют аммиак.

Среди ядовитых веществ в промышленности наиболее широкое распространение получил хлор. Его используют на хлопчатобумажных комбинатах для отбеливания тканей и целлюлозы, водопроводных станциях, станциях для обеззараживания воды и уничтожения вредных микробов при проведении работ по дезинфекции складских помещений.

В химических отраслях народного хозяйства аварии делятся на две категории.

К первой относятся те, которые произошли в результате взрывов, вызвали разрушения технологических сетей и инженерных сооружений. (Производство полностью или частично прекращается.)

Ко второй категории относятся аварии, при которых повреждено основное или вспомогательное оборудование. (Выпуск продукции полностью или частично приостанавливается.)

В гражданской обороне принято классифицировать аварии по степени опасности:

частная — авария, в результате которой вообще не было выброса СДЯВ или он был незначительным (зараженная территория ограничена масштабами объекта);

объектовая — связана с утечкой СДЯВ из технологического оборудования (зараженная территория не превышает санитарно-защитной зоны вокруг предприятия);

местная — вызвана разрушением большой емкости или склада СДЯВ, облако ядовитых веществ достигает жилых кварталов, необходимо эвакуировать население из ближайших районов;

региональная — со значительным выбросом СДЯВ, принимаются экстренные меры по защите людей на значительной территории.

Во всех случаях при возникновении опасности химического заражения лучше всего надеть противогазы или укрыться в ближайшем убежище. Но не всегда это возможно — чаще всего приходится срочно покидать зону заражения.

В таком случае необходимо надеть плотную верхнюю одежду, лучше плащ, застегнув его на все пуговицы, на ноги — резиновые сапоги, на голову - шапочку, шею обвязать шарфом, рот и нос прикрыть ватно-марлевой повязкой, предварительно смочив ее водой или пятипроцентным раствором питьевой соды (при хлоре). Только в таком виде можно выходить на улицу и следовать в указанный район.

Ни в коем случае нельзя прятаться в подвалах, погребах, оврагах, балках. Многие ядовитые вещества, например, хлор, сероводород, бензол,— тяжелее воздуха, они стелются по земле, затекая в низинные места.

А если укрыться или выйти из зоны заражения не удалось? Тогда необходимо остаться дома, но при этом плотно закрыть окна и двери, дымоходы, вентиляционные отверстия. Входные двери надо завесить плотной тканью, одеялом. Щели в окнах и стыки в рамах заклеить обычной бумагой, пленкой, лейкопластырем. Такая герметизация исключит проникновение СДЯВ в помещение.

2. Аварии на радиационно-опасных объектах

Радиационные последствия аварии на атомных энергетических установках (АЭУ) определяются количеством радиоактивных веществ, поступающих в окружающую среду. По масштабам заражения территории возможные аварийные ситуации подразделяются на три типа:

а) локальная — радиационные последствия ограничены одним зданием или сооружением АЭУ;

б) местная — радиационные последствия ограничены территорией промплощадки АЭУ;

в) общая авария — радиационные последствия распространяются за пределы территории промппощадки АЭУ.

Опасность таких аварий состоит в том, что из атомных реакторов выбрасываются в атмосферу в виде мельчайших пылинок (аэрозолей) радиоактивные вещества. Разлив жидкости ведет к радиоактивному загрязнению местности, водоемов.

Площадь территории, которая может оказаться непригодной для обитания в течение длительного времени в случае разрушения ядерного реактора с энергетической мощностью 1000 МВт, будет такой:

Таким образом, при разрушении ядерного реактора радиоактивному заражению подвергается относительно небольшая территория и с относительно невысокими дозами облучения, но на очень длительное время.

При длительном проживании людей на зараженной территории и потреблении продуктов питания местного производства следует учитывать не только воздействие внешнего гамма-излучения, но и поступление биологически опасных радионуклидов: йода-131, цезия-137, стронция-90 по пищевым цепочкам. Однако следует заметить, что краткоживущий йод-131 может представлять опасность только в первые один - два месяца. Этот период указанный радионуклид может поступать в организм человека за счет вдыхания воздуха во время прохождения облаков выброса из реактора, а затем — и с продуктами питания, главным образом с молоком. Что касается цезия-137 и стронция-90, то они создают длительное заражение продуктов питания местного производства. По общему выходу активности долгоживущих радионуклидов и заражению местности цезием-137 разрушение одного реактора атомной электростанции эквивалентно взрыву 50 - 100 ядерных боеприпасов мощностью 1 Мт каждый.

К еще более серьезным последствиям приводят разрушения бассейнов выдержки отработанного ядерного горючего или хранилищ высокоактивных отходов.

Радиоактивно загрязненная территория делится на три зоны в зависимости от плотности загрязнения радиоцезием:

Зона 1-я — плотность загрязнения до 15 кюри/км (мощность экспозиционной дозы гамма-излучения до 0.15 мР/ч).

Зона 1-я — плотность загрязнения 15— 40 кюри/км (мощность экспозиционной дозы гамма-излучения 0,15— 0,4 мР/ч).

Зона 3-я — плотность загрязнения 40— 80 кюри/км (мощность экспозиционной дозы гамма-излучения 0,4— 0,8 мР/ч).

Что же надо предпринять, узнав об аварии на АЭУ? Надеть индивидуальные средства защиты и укрыться в защитном сооружении. Если вы дома, включите радиоприемник или телевизор и прослушайте информационное сообщение штаба Гражданской обороны о случившемся и о порядке действий.

В помещении надо обязательно плотно закрыть окна, двери, форточки, вентиляционные люки, отдушины, заклеить щели в оконных рамах. На улицу стараться не выходить.

Главную опасность для людей, оказавшихся на загрязненной радиоактивными веществами местности, представляет внутреннее облучение, то есть попадание радионуклидов внутрь организма при дыхании, приеме пищи и воды.

Для этого и проводятся герметизация помещений, контроль за радиоактивной загрязненностью продуктов и воды.

В этот период наибольшую опасность для людей представляет облучение щитовидной железы. Вот почему так необходима в это время йодная профилактика — принятие внутрь йодистого калия в таблетках (иногда в порошках).

3. Аварии на пожаро-взрывоопасных объектах

Взрывы чаще всего происходят там, где в больших количествах применяются углеводородные газы (метан, этан, пропан). Взрываются котлы в котельных, газовая аппаратура, продукция и полуфабрикаты химических заводов, пары бензина, мука на мельницах, пыль на элеваторах, сахарная пудра на сахарных заводах, древесная пыль на деревообрабатывающих предприятиях.

Возможны взрывы в жилых помещениях, когда забывают выключить газ. Гибнут люди, уничтожается имущество, разрушается здание.

Пожары возникают при перевозках горючего всеми видами транспорта. Самовозгораются такие химические вещества, как скипидар, камфара, нафталин. В процессе горения, например поролона, выделяется ядовитый дым, который приводит к опасным отравлениям.

В процессе производства при определенных условиях становятся опасными и возгораются древесина, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная, зерновая пыль, а также пыль льна, хлопка, пеньки.

Каждый четыре - пять минут в нашей стране вспыхивает пожар. Ежегодно в дым и пепел превращаются ценности стоимостью около миллиарда рублей. Каждый час в огне гибнет человек и около двадцати получают ожоги и травмы.

Нет места, где не может вспыхнуть огонь. Загораниям подвержены промышленные предприятия, объекты сельского хозяйства, учебные заведения, детские дошкольные учреждения, жилые дома, объекты, принадлежащие военному ведомству.

Здания и сооружения по степеням огнестойкости делятся на пять основных групп. Три первых - несгораемые, четвертая - трудносгораемые и пятая - сгораемые.

Пожары на крупных предприятиях и в населенных пунктах подразделяются на:

а) отдельные (в здании или сооружении);

б) массовые (совокупность отдельных пожаров, охвативших более 25 процентов зданий);

в) огненные штормы (особый вид устойчивого пожара, охватившего в городе более 90 процентов зданий).

Взрывы и пожары характеризуются следующими поражающими факторами:

 воздушная ударная волна, возникающая при разного рода взрывах;

 тепловое излучение пожаров при окислительных процессах различных веществ;

 осколочные поля, создаваемые летящими обломками технологического оборудования;

 действия токсичных веществ, участвующих в технологическом процессе или возникающих в ходе аварий.

Борьба с пожарами заключается в локализации и тушении пожаров. Локализация пожаров может быть активной и пассивной.

Активная локализация заключается в воздействии огнегасительными веществами (водой, пеной) на горящие объекты и предметы, с тем чтобы ограничить распространение огня.

Пассивная локализация - воздействие огнегасительными веществами на негорящие объекты, чтобы ограничить распространение на них огня.

В населенных пунктах густота застройки оказывает существенное влияние на образование и распространение пожара: с увеличением расстояния между постройками вероятность распространения пожара уменьшается. В городах при расстоянии между постройками 15 метров вероятность распространения огня составляет 50 процентов, а при расстоянии между постройками 90 метров возгорание соседних зданий маловероятно.

Борьбу с пожарами ведут специальные противопожарные подразделения, оснащенные техникой и вооружением.

4. Аварии на гидродинамических объектах

Прорыв плотин, дамб и других гидросооружений может произойти в результате землетрясения, урагана, обвала, оползня, паводка, из-за конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, недостаточного водосброса и перелива воды через плотину.

При прорыве плотины (дамбы) образуется проран. От его размеров зависят объем и скорость падения волны прорыва из верхнего бьефа (участок реки, канала или водохранилища, примыкающий к плотине, шлюзу и т. п. выше или ниже по течению) в нижний. Параметры волны зависят от гидрологических и топографических условий рек. В равнинных районах скорость движения ее достигает 25 км/ч, а в предгорных и горных - до 100 км/ч.

По мере движения волна прорыва непрерывно уменьшает высоту и скорость движения и, как правило, увеличивает ширину разлива.

В результате аварии гидросооружения под водой может оказаться значительная часть местности, прилегающей к данному объекту. В отличие от наводнения, прорыв, скажем, плотины не поддается прогнозированию, что не дает людям времени для проведения предупредительных мероприятий. Действия населения при авариях на гидродинамически опасных объектах схожи с действиями людей при наводнениях.

5. Аварии на транспорте

Назначение транспорта – перевозка пассажиров и грузов. Особое значение имеет транспорт при движении пассажиров на работу. Ежедневные обязательные передвижения горожанина на место работы могут служить дополнительным стрессовым фактором. Существующие санитарно-гигиенические правила регламентируют затраты времени на передвижение на работу в зависимости от численности населения, и соответственно, величины города. Так, эти затраты для городов с населением 2 млн. человек не должны превышать 45 мин., с населением 1 млн. – 40 мин., 500 тыс. – 37 мин., 250 тыс. – 35 мин., 100 тыс. человек и менее – 30 мин.

Для городов с численностью населения свыше 2 млн. человек максимально допустимые затраты времени должны определяться по специальным обоснованиям с учетом фактического расселения, размещения мест приложения труда и уровня развития транспортных систем. Для ежедневно приезжающих на работу в город-центр из других поселений указанные нормы затрат времени допускается увеличивать, но не более чем в 2 раза.

Железнодорожный транспорт с каждым годом растет и модернизируется. Внедрение новой техники и прогрессивной технологии на станциях позволило исключить некоторые опасные для человека технологические операции и значительно изменить характер трудовых функций многих работников железной дороги. Однако полностью исключить нахождение человека на станции и работу его в опасной зоне движения подвижного состава в современных условиях не представляется возможным.

Прием, обработка, расформирование, формирование и отправление поездов, обслуживание и ремонт станционных устройств и подвижного состава производятся круглосуточно при любой погоде, в любое время года, в основном на открытом воздухе, вне помещений. Работники станций и других служб выполняют эту работу в тесном взаимодействии друг с другом и под руководством дежурного по станции, от правильности действий которого зависит безопасность движения поездов, безопасность труда всех работников и жизнь и здоровье всех пассажиров.

Интенсивный шум приглушает сигналы, оповещающие об опасности. Большое количество вагонов на путях, движение поездов и маневрирующих составов ухудшают для локомотивных и составительских бригад условия видимости. Недостаточная освещенность территории лишь усугубляет опасность, как и расположение значительной части станций на электрифицированных участках. Напряжение в контактном проводе создает опасность поражения людей электрическим током при несоблюдении ими правил техники безопасности.

Производственные аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте могут быть двух видов. Это аварии (катастрофы), происходящие на производственных объектах, не связанных непосредственно с движением поездов (заводы, депо, станции и др.), и аварии поездов во время движения.

Какие же чрезвычайные ситуации могут вызвать аварии и катастрофы на железнодорожном транспорте или непосредственно причинить материальный ущерб и привести к человеческим жертвам на объектах железной дороги?

Это прежде всего стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, обвалы, сели, снежные лавины, ураганы, природные пожары, оползни.

Железнодорожные объекты, оказавшиеся в районе стихийного бедствия, могут подвергаться разрушениям, повреждениям, завалам. Разрушения железнодорожного пути и искусственных сооружений могут привести к нарушению движения поездов на целых участках, к сходу поездов с рельсов во время движения.

Производственные аварии (катастрофы), происходящие на объектах железнодорожного транспорта, так же, как и на объектах народного хозяйства, как правило, являются результатом нарушения правил технической эксплуатации, технологических процессов при производстве и ремонте подвижного состава, несвоевременного и некачественного технического обслуживания, а также воздействия некоторых, еще мало .изученных явлений природы.

Чаще всего на железных дорогах происходят пожары, аварии токоснабжения и крушения поездов.

Городской транспорт. Назову возможные аварии на городском транспорте: пожар, сход с рельсовтрамвая, столкновения, опрокидывание, авария токоснабжения.

Аварийность транспортных средств зависит:

— от технического состояния транспортного средства;

— от состояния дороги;

— от климатических и природных условий;

— от. скорости движения транспортного средства;

— от дисциплинированности и профессионализма водителей и пешеходов.

В целях обеспечения личной безопасности при проезде в городском транспорте следует придерживаться правил:

1. Трамвай, троллейбус, автобус нужно ожидать на специально отведенной посадочной площадке, то есть на остановке, отмеченной специальными указателями. В местах, где отсутствуют посадочные площадки, общественный транспорт следует ожидать на тротуаре или обочине дороги у указателя остановки. При этом выходить на проезжую часть дороги или улицы запрещено.

2. Садиться в автобус, троллейбус, трамваш и другие транспортные -средства можно лишь после полной их остановки. Не стремитесь быть в первых рядах. Как правило, посадка производится через задние двери, а высадка через передние. Но в настоящее время абсолютное большинство транспортных средств общественного пользования имеет по нескольку дверей. Через какие надо входить и выходить? Правило здесь, пожалуй, одно: сначала необходимо пропустить тех, кто выходит, а затем уж войти самому.

3. Ни в коем случае нельзя прыгать в транспортные средства, на ходу, цепляться сзади. Очень опасно стоять на выступающих частях и подножках машин.

Войдя в вагон (салон), надо перейти в среднюю его часть, не толпиться на площадке, так как это может затруднить посадку других пассажиров. Если в салоне имеются свободные места, пассажиры должны занять их, и желательно подальше от прохода. При этом следует помнить, что передние места (даже если они не помечены специальными-указательными знаками), как правило, отводятся для пассажиров с малолетними детьми, инвалидов и престарелых людей. Дети должны сидеть на коленях у взрослых.

4. Если нет возможности сесть, надо обеспечить себе устойчивое положение в салоне — взяться за поручень и лучше всего за тот, который над головой: низкий при резком торможении не удержит от падения.

Кроме этого, желательно занимать такое положение, которое позволяет наблюдать за дорогой, то есть контролировать дорожную ситуацию.

5. Нежелательно передвигаться по салону во время движения. Если есть в этом необходимость, то при передвижении следует находить промежуточные точки опоры. Единственное условие, гарантирующее безопасность при транспортной аварии,— устойчивое фиксированное положение.

Транспортные аварии являются одним из наиболее часто встречающихся источников опасности для человека в городских условиях. Наиболее часто страдают пешеходы, а также водители и пассажиры наземного транспорта и, особенно, автомобилей.

Водителям необходимо помнить, что в момент аварии машину нельзя покидать вплоть до ее полной остановки. Исследования показывают, что шансов выжить в машине в 10 раз больше, чем при катапультировании . При этом управлять машиной нужно до последней возможности и сделать все, чтобы уйти от встречного удара, поскольку даже дерево лучше идущего на вас автомобиля. В крайнем случае необходимо перевести встречный удар в скользящий, боковой.

Если удар неизбежен, то самое главное – препятствовать своему перемещению вперед и защитить, в первую очередь, голову. Для этого нужно сгруппироваться: упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо.

Пассажир, находящийся на заднем сиденье, должен закрыть голову руками и завалиться на бок. Если рядом на сиденье находится ребенок, то его необходимо крепко прижать и накрыть собой и также упасть на бок. Наиболее опасное место для пассажира – переднее сиденье. И самое эффективное средство в этом случае – это обязательное использование ремней безопасности.

Для сведения к минимуму ущерба, возможного от возгорания автомобиля, необходимо всегда иметь огнетушитель, аптечку с медикаментами и несинтетическую накидку.

Если автомобиль загорелся, то его необходимо сразу же остановить и поставить на тормоз с блокировкой колес. После этого нужно удалить всех пассажиров и, в первую очередь, раненых из салона в безопасное место, выставить сигналы на дорогу и постараться вызвать помощь (медицинскую и техническую), пожарных, милицию.

6. Аварии на коммунально-энергетических сетях

Как и многие страны мира, Россия, несмотря на значительную площадь своей общей территории, является высокоурбанизированным государством, где в городах и поселках городского типа проживает 109 млн. человек или 74% всего населения. И тенденция увеличения городского населения сохраняется в силу политических, социальных, экономических и т.п. причин.

Техногенные факторы коммунальных сетей в городе

Техногенный фактор Элементы природной среды Ведущие процессы среды – объекты воздействия Доминирующее поле

Здания и сооружения промышленного и гражданского назначения (наземные и подземные) Рельеф, породы, грунтовые воды Техноденудация, техноседиментация, уплотнение грунтов, изменение уровня грунтовых вод, изме-нение температурного режима грунтов и воздуха, загрязнение атмосферы, изменение ветрового режима Статико-механическое площадное, ин-фильтрационное, тепловое, химическое

Тепловая сеть Породы, грунтовые воды, рельеф Тепловое загрязнение, карст, термокарст и другие мерзлотные процессы Тепловое

Электрическая сеть (наземная и подземная) Породы, рас-тительность, животный мир Электростатическое поле, блуждающие токи Электромагнитное, электрическое

Водоснабжение Породы, грунтовые и подземные воды, рельеф Истощение запасов подземных вод, под-топление, заболачивание, суффозия, карст, проседание земной поверхности Гидродинамическое, инфильтрационное

Транспорт ав-томобильный, железнодорож-ный, электри-ческий Породы, грунтовые воды, атмос-фера Вибрация, уплотнение пород, загрязнение грунтовых вод, пород и атмосферы, блуждающие токи Динамико-механическое, химическое, органическое, электрическое

Канализационная сеть Породы, рельеф, грунтовые воды Техноседиментация, загрязнение вод и недр, уплотнение и разуплотнение пород, микробиологическая активизация Статико-механическое, биологическое, тепловое

Наземные и подземные выработки Рельеф, породы, грунтовые воды Техноденудация, изменение уровня грунтовых вод Статико-механическое, инфильтрацонное

Гидросоору-жения Поверхностные и грунтовые воды Осушение, обводнение Инфильтрационное, тепловое

Городская среда, несмотря на кажущуюся основательность, надежность зданий, наличие убежищ и многочисленных специальных служб, ответственных за безопасность и порядок, разветвленную сеть коммуникаций транспорта и связи и, наконец, чувство „локтя” окружающих тебя родственников, соседей, друзей, в случае возникновения экстремальных ситуаций, например, стихийных бедствий, крупных техногенных аварий, пожаров, может оказаться более ненадежной и коварной, чем лишенные этого сельская или природная среда. Это объясняется высокой плотностью населения и строений в городе, большой численностью транспорта и низкой пропускной способностью транспортных магистралей. При возникновении на урбанизированной территории экстремальных ситуаций, особенно глобального порядка, неизбежны паника, транспортные заторы и пробки, стихийность и хаотичность движения пострадавших. Высокая плотность на городских территориях промышленных объектов с непрекращающимися технологическими циклами и, как правило, часто насыщенными различными токсичными, взрывчатыми, горючими веществами, в случае возникновения экстремальных ситуаций могут во много раз увеличить их разрушительные последствия.

Поэтому в случае возникновения в городских условиях подобных неординарных ситуаций, в первую очередь, нужно полагаться на себя, сохраняя при этом самообладание и не теряя над собой контроль. Знание некоторых элементарных правил поведения в экстремальных городских условиях может оказаться необходимым при выживании.

При движении по городу следует избегать узких и загроможденных чем-либо улиц, мест пожаров; направляться к свободным пространствам, удаленным от зданий, электросетей и других опасных объектов. Нужно внимательно следить за карнизами, стенами домов, столбами, башнями, которые могут упасть, а также за опасными предметами, которые могут оказаться на земле (провода под напряжением, битое стекло, доски с торчащими гвоздями и пр.).

Список литературы

1. Борисов Г. Б. Книга для подростка. – М., Молодая гвардия, 1991

2. Ильичев А. А. Школа выживания. – М., 1993.

3. Коростелев В. Г. От «А» до «Я». – М., 1995.

4. Основы безопасности жизнедеятельности: Справочник. – М.: АСТ, 1997.

5. Петров Н. Н. Человек в чрезвычайных ситуациях. – Челябинск: ЮУК, 1993.

6. Школа выживания / Под ред. С. И. Самыгина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(20.5 KiB, 59 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!