Архитектура и изобразительные искусства в Риме эпохи Октавиана Августа
Развитие изобразительных искусств и архитектуры в последний век Республики идет в том же направлении, что и в предшествующую эпоху. Известная часть тех огромных богатств, какие притекали в Рим, вкладывалась в постройки и сооружения, как общественные, так и частные; преображавшие внешний вид города, который превращался в эту эпоху в крупнейший мировой центр.
В последние десятилетия II в. до н.э. были построены два новых водопровода. Город украшается каменными арками, великолепными частными сооружениями. Особенно прославились своими постройками Сулла, Помпей и Цезарь. Вполне допустимо предположение, что пребывание Суллы на Востоке породило в нем мечты перестроить Рим по образцу крупнейших эллинистических центров. Время Суллы - один из моментов наиболее интенсивного воздействия эллинистических форм на римское искусство, и это находи^ отражение в архитектуре того времени.
Помпей построил огромный каменный театр, вмещавший 10 тыс. зрителей. Здание было отделано мрамором, поражало необычайной прочностью и невиданными размерами. Ряд других общественных зданий, построенных Помпеем, украсил римские площади.
Грандиозны были планы по перестройке Рима у Юлия Цезаря. Старый Форум был при нем вымощен, к северу от него был заложен другой Форум, в центре которого должен был находиться храм Венеры Прародительницы (Venus Genetrix), сделанный целиком из мрамора. Смерть помешала ему выполнить все свои планы. Часть задуманного и начатого Цезарем завершил потом Август, а многое так и осталось в проектах. Проекты Цезаря в известной степени предопределили дальнейший ход развития римской архитектуры. С него начинается изменение плана города путем постройки новых форумов; он является инициатором превращения Рима в «мраморный» город. В отличие от сулланского периода архитектура времен Цезаря возвращается к италийским образцам,
увеличивая масштабы построек и вводя новое архитектурное оформление. Со времен Суллы новые здания украшаются греческими статуями, барельефами и вазами. Скульптурные изображения играют, таким образом, декоративную роль. Их помещают в зданиях и в садах. Исключительно высоко ценятся статуи
греческих мастеров. В Рим приходили целые суда, груженные греческими древностями. Одновременно в Риме появились мастера, изготовлявшие копии греческих и эллинистических образцов. Искусство копирования достигло высокого уровня, хотя выпускалось немало вещей и низкого качества.
Римляне продолжали оставаться самостоятельными в искусстве реалистического портрета. В эпоху Суллы и в этой области усилилось влияние эллинистического искусства, но уже в период, следовавший за его смертью, т. е. в 70—60-х гг. I в. до н. э., наблюдается реакция. Так, например, скульптурный портрет Помпея отличается тщательной обработкой и прекрасной отделкой поверхности фактуры (скульптор использовал в этом отношении приемы высокой эллинистической техники), но, изображая лицо, художник в духе римской традиции стремился передать все индивидуальные черты. Он далек от идеализации, свойственной греческим и эллинистическим скульпторам. В духе своих этрусско-римских предшественников художник подчеркнул природные дефекты изображаемого человека. Он представил неподвижное мясистое лицо с узкими, маловыразительными глазами, маленьким вздернутым к верху носом.
Одним из лучших образцов портретного мастерства этого времени может служить бюст Цицерона. И в нем эллинистическая техника обработки материала и приемы обобщенного изображения соединяются с римским реализмом. Цицерон представлен пожилым человеком с несколько отяжелевшим лицом, открытым лбом и острым взглядом, на губах его— легкая ироническая усмешка. Перед нами не заурядный человек, а мыслитель и общественный деятель. Далеки от идеализации скульптурные портреты Цезаря, а также изображения его на монетах. На основании этого мы можем судить, что для конца изучаемого периода характерна реакция, стремление вернуться к прежним италийским образцам.
Свое внимание художники времен Республики обратили на передачу индивидуальных черт лица: фигура, одетая в тогу, изображалась почти всегда стереотипно. Наряду с мужским в этот период появляется и женский индивидуальный портрет, расцвет которого падает на императорское время. Большие успехи достигаются в этот период в рельефных изображениях. И здесь мы видим сочетание эллинистических и римских черт, на первых порах, правда, эклектическое. Один барельеф, например, представляет соединение мифологических сцен, эллинистических по своим сюжетам и по технике исполнения, с изображением римского жертвоприношения после ценза, которое дано в традиционном римском реалистическом стиле. Рельефы эпохи Цезаря, как и другие памятники искусства той поры, свидетельствуют о попытках синтеза двух стилей изображения. Живопись в I в. все больше и больше применяется для целей декоративных. В это время складываются различные стили стенной росписи, прекрасные образцы которой дошли до нас в Помпеях.