Аппарат управления как социальная группа

План
Введение           3
1. Аппарат управления и его роль в организации    4
2. Функции аппарата управления (на внутригрупповом и
государственном уровнях)        9
3. Структура аппарата управления       12
Заключение          14
Список литературы         15

Введение

Вместе со сменой календарной эры и наступлением третьего тысячелетия человечество вступило в новую эпоху, связанную с глобальными изменениями в экономике, политике, культуре. Масштабная социальная трансформация оказывает противоречивое влияние и на состояние российского общества. Меняется характер отношений собственности, изменилась идеология и мораль, российское общество стало более открытым к принятию нравственных ценностей, политического опыта, технологических инноваций. Однако переход к открытому обществу и его усложнение сопровождается дезинтегративными явлениями, такими как несогласованность и противоречивость целей общества и отдельных индивидов; противостояние некоторых социальных групп и общественных сил.
Социальным институтом, обеспечивающим реализацию функции согласования целей индивидов и общества, является государство. Именно государство обеспечивает степень открытости общества внешнему миру, прием социальных ценностей и целевых установок иных культур. Государственные служащие, которые должны профессионально обеспечивать функционирование государства, первыми сталкиваются с необходимостью освоения новых целей и ценностей других культур, встречаются с ними в условиях формирования новых механизмов интеграции общества. В этом общая причина социальных отклонений в деятельности государственных служащих. Природу этих отклонений и способы их преодоления можно понять, рассматривая функционирование регуляторов социального действия государственных служащих как систему.

1. Аппарат управления и его роль в организации

Каждая организация имеет искусственную, созданную людьми природу. Кроме того, она всегда стремится к усложнению своей структуры и технологии. Эти два обстоятельства делают невозможным эффективно контролировать и координировать действия членов организации на неформальном уровне или на уровне самоуправления. Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организация целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.
Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей. Например, отдел в государственном учреждении имеет нормы и правила, по которым регулируется рабочее время сотрудников, количество и качество их работы, отношения с другими отделами и т.п. Руководство отделом, выполняя функцию управления, контролирует выполнение этих норм и правил, применяя методы вознаграждения или наказания.
Однако применением санкций процесс управления, естественно, не ограничивается. Его содержание значительно сложнее. Для понимания сущности управления рассмотрим основные его составляющие.
Организация представлена как определенная система, состоящая из входа (поступления информации, сырья, инструментов, оборудования, рабочей силы), процессора, где происходит переработка ресурсов, поступающих на вход, и выход, где ресурсы выходят в новом качестве. Управление представляет собой обратную связь, которая начинается с измерения ресурсов, имеющихся на выходе. После измерения информация о параметрах выхода поступает в блок управления, где они сравниваются с некоторым эталоном (это может быть программа или план), после чего вырабатывается управленческое решение, которое изменяет входные параметры, режим деятельности процессора и в конечном счете параметры выхода. Затем выходные параметры опять замеряются и процесс повторяется. Эта схема применима для всех систем - и технических и социальных.
Впервые характеристики управления организации были определены Генри Файолем, одним из основателей научной теории управления. По его мнению, наиболее общими характеристиками являются: планирование общего направления действия и предвидение; организовываю" человеческих и материальных ресурсов; выдача распоряжений для удержания действий работников в оптимальном режиме, координация различных действий для достижения общих целей и контролирован" поведения членов организации в соответствии с существующими правилами и нормами (12, с. 56).
Очевидно, что, определяя характеристики процесса управления, Г. Файоль рассматривал организацию того времени - начала XX в. Современные организации обладают значительно более сложной структурой, сверхсложной технологией, более квалифицированной рабочей силой; кроме того, организации чаще всего действуют в сложной структуре современного рынка. В связи с этим управление в настоящее время сродни искусству, игре, высокой науке и функции руководителя лишь очень приближенно напоминают схему Г. Файоля. Одна из современных систем управленческих функций может быть представлена следующим образом (2, с. 58):
1. деятельность как руководителя и лидера организованного объединения, интеграции членов организации;
2. взаимодействие: формирование и поддержание контактов;
3. восприятие, фильтрование и распространение информации;
4. распределение ресурсов;
5. предупреждение нарушений и управление текучестью кадров рабочих;
6. ведение переговоров;
7. проведение инноваций;
8. планирование;
9. контроль и направление действий подчиненных.
Очевидно, что это далеко не полный перечень возможных действий специалиста по управлению. Опыт показывает, что ему приходится заниматься рекламой, "выбиванием" дополнительных средств и многими другими видами деятельности. Ясно, что настоящий управленец должен быть высокопрофессиональным работником. В организации те, кто занимается выполнением функций управления, входят в особую группу, называемую аппарат управления (или - бюрократия), деятельность которой необходимо проанализировать.
Под аппаратом управления обычно понимается организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Термин "бюрократия" французского происхождения, от слова "бюро" - офис, контора. Формы правления бюрократии заимствованы из классических греческих полисов: власть немногих - олигархия; власть одного - автократия; власть всех, народа - демократия.
Бюрократия в современном, буржуазном виде возникла в Европе в начале ХIХ в. и сразу же стала означать, что официальные должности, чиновники и управляющие, обладающие специальными знаниями и компетенцией, становятся ключевыми фигурами в управлении. Возникновение бюрократии в обществе с развивающейся фабричной системой, усложнением структуры организованных групп было безусловно явлением прогрессивным. Бюрократия имела доступ ко всем рычагам управления и потому была всесильна и подчинялась только "интересам дела"; она обеспечивала четкость и однозначность потоков информации в организациях. Бюрократ должен быть профессионалом высокого класса, иметь специальное образование, быть компетентным. Идеальный тип бюрократа, его отличительные свойства лучше всего описаны М. Вебером (6, с. 216). В соответствии с учением М. Вебера для бюрократии характерны следующие свойства:
• Личности, входящие в органы управления организации, лично свободны и действуют только в рамках "безличных" обязанностей, существующих в данной организации. "Безличный" здесь означает, что обязанности и обязательства принадлежат должностям и постам, а не индивиду, который может занимать их в определенный момент времени.
• Ярко выраженная иерархия должностей и позиций. Это означает, что определенная должность будет доминирующей над всеми нижестоящими и зависимой по отношению к должностям, находящимся выше ее. При иерархических отношениях индивид, занимающий определенную должность, может принимать решения относительно индивидов, занимающих более низкие должности, и подчиняется решениям лиц, находящихся на более высоких должностях.
• Ярко выраженная спецификация функций каждой из должностей и позиций. Предполагается компетентность индивидов в каждой должности по узкому кругу проблем.
• Индивиды нанимаются и продолжают работу на основе контракта.
• Отбор действующих индивидов производится на основании их квалификации.
• Людям, занимающим должности в организациях, выплачивают зарплату, размер которой зависит от занимаемого ими уровня в иерархии.
• Бюрократия представляет собой карьерную структуру, в которой продвижение производится по заслугам или по старшинству, независимо от суждений начальника.
• Должность, занимаемая индивидом в организации, рассматривается им как единственное или по крайней мере главное занятие.
• Деятельность представителей бюрократии основывается на строгой служебной дисциплине и подлежит контролю.
Определив специфические свойства бюрократии, М. Вебер разработал таким образом идеальный тип управления организации. Бюрократия в таком идеальном виде представляет собой наиболее эффективную машину управления, основанную на строгой рационализации, Ее характеризует строгая ответственность за каждый участок работы, координация в решении задач, оптимальное действие безличных правил, четкая иерархическая зависимость.
Однако такое идеальное положение не существует в действительности, более того, бюрократия первоначально предназначенная для достижения целей организации, на деле часто отходит от них и начинает не только работать вхолостую, но и тормозить все прогрессивные процессы. Она доводит формализацию деятельности до абсурда, ограждаясь формальными правилами и нормами от реальности.
Р. Мертон полагает, что постоянное неукоснительное следование формальным правилам, уступчивость и конформизм, проявляющие при этом, в конечном счете приводят к потере индивидами способности принимать самостоятельные решения. Постоянная опора на правила руководства к действию приводит к тому, что они становятся всеобщими и окончательными, а их соблюдение - основной задачей и результатом, вместо того чтобы заставить эти правила и нормы работать на результат. Все это обусловливает отказ представителей бюрократии от творческого, самостоятельного мышления и даже от компетентности. Р. Мертон назвал это явление "обучением неспособности". Следствием такого "обучения" является стереотипный бюрократ, не имеющий воображения и способности к творчеству, негибкий в применении официальных норм и правил в ситуациях простых и ясных для все кроме него. Другое следствие бюрократизации - кастовость, замкнутость бюрократов, возвышение их над другими людьми, попытка показать, что они знают тайные пружины управленческого механизма (8).
Модель бюрократии Р. Мертона начинается с требований контроля над элементами социальной структуры организации. Эти требования заключаются в попытке создания у членов организации необходимого поведения и мотивации на выполнение заданий. Руководитель-бюрократ в этих условиях начинает заботиться прежде всего о безопасности своего положения, в связи с чем он предпочитает опираться на формальные правила и свою формальную власть. За этими правилами он не видит реальных исполнителей и все более утрачивает контроль за ситуацией. Это заставляет его еще больше заботиться об упрочении и защите своего служебного положения. Круг замыкается. Руководитель не может обеспечивать надлежащий контроль и принятие обоснованных управленческих решений.
Несмотря на изначально заложенную в бюрократии опасность потери компетенции и "обюрокрачивания" деятельности в сфере управления, такая форма управления в настоящее время является единственно работоспособной и приемлемой. Поэтому одной из основных задач современного управления служит изменение роли бюрократии в деятельности организации в соответствии с принципами, разработанными М. Вебером. Путь к достижению этой цели многие исследователи видят в изменении установок представителей бюрократии, в установлении связи их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

2. Функции аппарата управления (на внутригрупповом и государственном уровнях)

Особое внимание в исследовании структур аппарата управления уделяется её миссии, цели и социальным функциям  (2, c. 33).
Основной целью аппарата управления как социальной группы является служение интересам членов организации, граждан, гражданского общества и государства, при этом миссия аппарата управления как социального института состоит в удовлетворении потребностей общества в эффективном административном государственном управлении, что не укладывается в узкие рамки ведомственного подхода, так как миссия определяется, прежде всего, тем, что аппарат управления возникла в силу объективной необходимости для политической власти иметь специальный аппарат управления, способный осуществлять государственные функции.
В аппарате управления (например, на государственном уровне) выделены три группы функций - регулятивные (прежде всего управленческие), обеспечивающие и технологические. Их объединяет социологическое понимание функций аппарата управления как совокупности ее черт: социальной роли, формы связи и социального действия. Социальная роль аппарата управления состоит в удовлетворении потребностей организации в управлении, достижении целей организации, интеграции для их достижения всех частей группы  (4).
В аппарате управления нередко проявляются дисфункции отдельных частей, так и в целом об этом свидетельствуют конфликты, факты дестабилизации, дезорганизации, неисполнения поручений, бездействия, ошибочных решений, бесконтрольности, дезинформации и т.д.
Оптимизация функций аппарата управления зависит от ряда внутренних и внешних факторов. Среди внешних факторов в условиях реформ важную роль играет выбор перспективной модели управления  (9, c. 122).
При экономическом подходе основу составляет концепция организационного менеджмента, которая характеризуется следующими чертами: приверженность к действию; максимальное приближение к запросам клиента; стимулирование самостоятельности предприимчивости, новаторство; приверженность профессиональным ориентирам и ценностям. Основным путем оптимизации аппарата управления при освоении данной модели становится постоянная обновление функций на основе изменяющихся социальных стандартов и повышения качества социальных услуг, инноваций и использования опыта частного сектора.
При политическом подходе выбирается публичная модель государственного управления (модель государственной администрации), при которой выделяются сферы жизни, где необходимо государственно управление, субъект и объект управления имеют общие цели, действуют исходя из требований граждан к управлению.
Теоретический анализ концептуального понимания аппарата управления позволяет определить его специфические черты, наиболее характерные для новой научной его интерпретации как специфического социального института  (6, c. 12):
• наличие собственной идеологии позиционирования в политической, экономической, научно-технической и социальной структуре общества;
• создание механизма влияния на принятие законов, нормативно-правовых актов, инструкций и регламентов, определяющих состав управленческих решений по политическому и социально-экономическому развитию страны и субъектов хозяйствования;
• создание системы взаимодействия органов управления на различных уровнях принятия управленческих решений;
• создание системы взаимоподдержки в вопросах определения прав, обязанностей, ответственности как в принятии управленческих решений, так и их реализации;
• создание системы извлечения дополнительных доходов из своей деятельности, например, посредством коррупционных связей и т.п.;
• самоограничение в выполнении функций по социальному и экономическому развитию населения проживающих в различных территориальных образованиях;
• расширение спектра влияния на ситуацию в группе посредством так называемого административного ресурса;
• расставление приоритетов в деятельности структур аппарата управления без соответствующего социального мониторинга и т.п.

3. Структура аппарата управления

Структуру управления не следует путать с более широким понятием «структура организации», которая включает формальную и неформальную организацию. Структура управления - элемент структуры организации и охватывает собой только формальную организацию.
Под структурой управления надо понимать упорядоченное расположение уровней управления от низшего к высшему. Структура управления по возрастающим уровням начинается с низшего звена - цеховых руководителей, затем переходит к руководству среднего звена и к руководству высшего звена. Такова типичная структура. Однако в крупных компаниях может быть по крайней мере пять уровней: низшее звено, младшее звено, среднее звено, старшее звено, высшее звено. В вооруженных силах отраслевых и региональных органах управления имеет место значительно большее число уровней руководства - 49 и более.
Если между исполнителями (рабочими и служащими) или, как их еще называют, индивидуальными контрибьютерами и руководителем высшего звена (президентом компании) существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной. Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной (11).
Традиционная структура управления, существующая многие тысячи лет, исключающая функциональны службы, называется линейной структурой. Возникшая в начале XX века новая структура управления, включающая целую сеть функциональных служб (отдел кадров, конструкторский отдел, отдел рекламы, отдел НОТ, отдел снабжения, отдел маркетинга, бухгалтерия), называется линейно-штабной структурой. Функциональные службы составляют консультативный штаб при главном руководстве фирмы, обслуживающий линейные подразделения (основные цехи).
Руководители высшего звена, как правило, включают президента компании, директора фирмы, председателя совета, ректора университета и т. д. Они отличаются от руководителей всех других уровней тем, что никому не подчиняются. Ниже стоят их заместители, обозначаемые приставкой «вице-» (вице-президент). Это старшие управляющие.
Руководители высшего звена считают себя администраторами, так же как и высшие чиновники гражданских ведомств. Администраторы направляют деятельность фирмы. В основном это относится к председателям, президентам и директорам. Их заместители, участвуя в определении политики компании, в основном занимаются другим: кто из руководителей низших уровней должен выполнять данные решения и директивы. Между администрацией и управлением существует следующее различие: администрация в лице высшего руководства определяет главные цели и политику фирмы, а управление, которым занимаются все другие руководители, обеспечивает выполнение операций, необходимых для реализации этих целей и политики (11).
Функции администрации и управления взаимно пересекаются. Их выполнением, полагает Д. Макфарланд, не обязательно занимаются одни и те же люди, хотя на любом уровне одно и то же лицо может делить свое рабочее время между администрированием и управлением (в том числе контролем). Чем выше уровень управления, тем больше времени уделяется администрированию и меньше - управлению. И наоборот. Полностью избежать управления никому не удается, даже президенту фирмы. Часть времени он занимается контролем над деятельностью непосредственно подчиненных ему управляющих. Мастер же основное внимание уделяет контролю за операциями других работников и минимальное время тратит на работу по определению политики фирмы на своем участке.

Заключение

Итак, аппарат управления - система органов управления, совокупность организаций, обеспечивающих управление в той или иной управленческой деятельности; совокупность работников (руководителей, специалистов, технических исполнителей) какой-либо организации, выполняющих управленческую работу.
Каждая более или менее развитая организация должна иметь в своей структуре специальный орган, основным видом деятельности которого служит выполнение некоторой совокупности функций, направленных на обеспечение участников организация целями, координацию их усилий. Такой вид деятельности называется управлением.
Управление - это функция специфического органа организации, которая обеспечивает направление деятельности всех без исключения элементов организации, удерживает в допустимых пределах отклонение отдельных частей и организации в целом от поставленных целей.
Основной целью аппарата управления как социальной группы является служение интересам членов организации, граждан, гражданского общества и государства, при этом миссия аппарата управления как социального института состоит в удовлетворении потребностей общества в эффективном административном государственном управлении, что не укладывается в узкие рамки ведомственного подхода, так как миссия определяется, прежде всего, тем, что аппарат управления возникла в силу объективной необходимости для политической власти иметь специальный аппарат управления, способный осуществлять государственные функции.

Список литературы

1. Аристер Н.И., Курбатова Е.А., Муравьев Л.И. и др. Государственная служба и кадровая политика в Российской Федерации. – СПб.: Издательство УЭФ, 2005. - 63с.
2. Артамонов Ю.Д., Головин Е.Г., Панишев С.А. Правовые основы государственной службы Российской Федерации: Учебно-методическое пособие. - Н.Новгород: Издательство Волго-Вятской академии государственной службы, 2007. - 100 с.
3. Асп Э. К. Введение в социологию / Пер. с фин. - СПб.: Алетейя, 2002. – 312с.
4. Атаманчук Г.В. Государственное управление: организационные и функциональные вопросы. – М.: Экономика, 2000. - 301с.
5. Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы. Новые формы государственности и государственная служба. - М.: Издательство РАГС, 2006. - 214с.
6. Буравлев Ю.М. Проблемы реформирования и управления системой государственной службой в России // Государство и право. - 2003. - № 7. - С. 10–11.
7. Государственная служба (комплексный подход). - М.: Дело, 2005. - 440с.
8. Государственная служба в Российской Федерации: опыт, концепция, проблемы. – М.: РАГС, 2003. - 137с.
9. Государственная служба России: диалоги с обществом. – М.: РАГС, 2007. - 210с.
10. Государственная служба: теория и организация. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 640 с.
11. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для вузов. - М.: Наука, 2004. – 224с.
12. Социология: Основы общей теории. Учеб. пособие для вузов / Отв. ред. Г. В. Осипов. - М.: Аспект-Пресс, 2002. – 226с.

(16.7 KiB, 50 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!