Антропология с эволюционной точки зрения 2

Содержание

Введение

1. Антропология с эволюционной точки зрения

2. Измерение и классификация, сравнительный анализ связей различных расовых, географических и этнических групп в антропологической науке

Заключение

Список литературы

Введение

Буквально слово «антропология» означает науку о человеке. На самом деле это лишь одна из ветвей научного знания, посвященная изучению социальных и биологических характеристик населения, как они изменяются в историческом времени. Так, во всяком случае, учит нас авторитетнейшая энциклопедия «Британика». Наверное, так оно и есть. Стоит лишь добавить, что ее интересует культурное разнообразие человеческой расы не только во времени, но и в пространстве.

Интерес к социокультурному разнообразию народов, обитающих на планете, сближает антропологию с этнографией. Видимо, никакая другая наука не подходит так близко к опасной черте, за которой простирается самый загадочный, непознанный и наидревнейший пласт нашего прошлого, а именно единство биологического и культурного, данного природой и построенного людьми.

В данной работе мы рассмотрим особенности эволюционных теория человека, проблемы измерения и классификации, сравнительного анализа связей различных расовых, географических и этнических групп в антропологической науке.

1. Антропология с эволюционной точки зрения

Антропология - межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида и человеческого общества (главным образом дописьменной эпохи) как особого типа социальной организации (1, с. 6). Она включает в себя множество отраслей, субдисциплин, направлений, тематических разделов, исследовательских парадигм, научных школ. Первоначально антропологию понимали как науку о происхождении и эволюции физической организации человека и различных рас, не включая социальные и культурные характеристики. Нынешние антропологи стремятся установить сходства и различия социальных форм жизни и культурных обрядов, религиозных верований и экономических систем самых разных типов обществ: древних и современных.

Сегодня антропология перестала быть узким тематическим направлением. Это особая философия, особый взгляд на мир, и ему подвластно буквально все - не обязательно существовавшее прежде, но и существующее ныне. Один из известнейших современных антропологов Конрад Коттак недавно писал о том, как удивляются студенты, узнав необычайные возможности своей науки (2, с. 5). Оказалось, что антропология - наука обо всех условиях, в которых существовал, существует и будет существовать человеческий род. Она охватывает биологию, культуру, общество и язык, она заглядывает в прошлое и будущее, в то же время раскрывая тайны настоящего.

Несмотря на широкий подход к определению антропологии, в настоящее время, внимание большинства исследователей обращено на проблему эволюции и развития человека.

Впервые вопрос о механизме возникновения человека был поставлен автором известной эволюционной теории Ж.-Б. Ламарком (1744 - 1829) в начале XIX в. Свои мысли о постепенной эволюции животных видов он изложил в книге «философия зоологии» (1809). Ламарк первым разделил проблему на две части: происхождение физического тела в результате эволюции и появление богоподобного разума. Тело человека свидетельствует о его происхождении от животных, а разум и душа - о божественном происхождении. Богоподобие человека не выводится из естественных законов природы и не может быть приобретено в процессе эволюции. Ламарк утверждал, что по своим физическим особенностям человек ближе всего стоит к человекообразным обезьянам, в частности, к шимпанзе, поэтому вполне допускал его происхождение от какой-нибудь разновидности «четвероруких» (3). Ламарк привел ряд доказательств эволюции в мире животных и растений, утверждая, что все современные организмы произошли от древних путем эволюции. Он допускал, что сам человек развился на протяжении времени из обезьяны. Древняя человекообразная обезьяна в связи с поредением лесов была вынуждена сменить древесный образ жизни на наземный и перейти к хождению на двух ногах. Вследствие прямохождения сильно изменилось строение позвоночника, мускулатуры, стопы, кисти, челюстей, зубов, головного мозга. В условиях общественной жизни вскоре у людей развилась членораздельная речь.

В том же XVIII в. знаменитый шведский естествоиспытатель Карл Линней (1707-78), создатель современной классификации растений и животных, стал первым ученым, который отнес человека и обезьяну к одной группе животных - приматам. Правда, Линней записывает его отдельной строкой - как особый род людей (Homo) с одним видом «человека разумного» (Homo sapiens) рядом с человекообразными обезьянами. Однако Линней принадлежал к числу ученых, веривших в божественный акт сотворения мира и в неизменность всего живого. Именно поэтому он категорически заявил: существует столько видов, сколько бог создал их с самого начала. Линней был убежден, что человек в отличие от всех остальных живых существ, был сотворен по образу и подобию божьему и ему был дан божественный разум. Однако несмотря на это, классификация Линнея объединила человека и обезьян в одну группу. Тем самым ученый, возможно сам того не желая, установил, что человек - это самая высокоразвитая форма млекопитающих, которая ближе всего к человекообразным обезьянам.

К началу XIX в. накопились гораздо более полные сведения о людях, фауне и флоре разных стран мира. Благодаря исследованиям Жоржа Кювье (1769 - 1832) и Чарлза Лайеля (1797 - 1875) существенно расширились представления об ископаемых животных. Дж. Э. Доорник (1808) прямо утверждал, что люди произошли от человекообразных обезьян (2, с. 188).

В 1871 г. вышла в свет книга Ч. Дарвина (1809 - 1882) «Происхождение человека и половой подбор». Так, в конце XIX в. появилась новая научная теория, дарвиновская, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы за существование, выживания сильнейших особей и видов, наследования лучших черт от своих родителей, успешной адаптации к изменяющимся условиям, зарождения трудовых, мыслительных и речевых навыков. По предположению Ч. Дарвина, в процессе внутривидового размножения у отдельных особей появляются новые качества, в результате чего некоторые из представителей вида получают преимущество перед другими и имеют больше шансов выжить в данной среде обитания. Поэтому приобретенные ими качества закрепляются и передаются их потомкам. «Те, которые были сложены крепче и лучше, - отмечает Дарвин, - имели в длинном ряду поколений наибольший успех и выживали в большем числе». Со временем изменения в организмах становятся столь значительными, что появляется новый вид.

По Дарвину, наши древние предки, обезьяны, жили стадами на деревьях, имели остроконечные уши, были покрыты шерстью, оба пола имели бороды. Это были примитивные низшие обезьяны. Более поздними предками, по Дарвину, явились человекообразные обезьяны. Из известных ему ископаемых антропоидов он упоминает дриопитека. Изменение окружающих условий, в частности поредение лесов, вынудило их в поисках пищи перейти от жизни на деревьях к жизни на земле в лесостепной местности. Потом они стали обитать и открытой местности.

Среди качеств, способствующих выживанию группы, Дарвин выделял не только и не столько физическую силу, сколько способность оказывать взаимопомощь. «Малая сила человека, - писал Дарвин, — была более чем уравновешена, во-первых, его умственными способностями, которые научили его помогать своим собратьям и получать помощь от них». Увеличение в группе удельного веса носителей нравственных начал повышает жизнеспособность племени по сравнению с другими, где этот показатель ниже. «Очевидно, - подчеркивает Дарвин, - что племя, заключающее в себе большее число членов, которые наделены высокоразвитым чувством патриотизма, верности... и участия к другим, — членов, которые всегда готовы помогать друг другу и жертвовать собой для общей пользы, должно одерживать верх над большинством других племен, а это и будет естественный отбор» (2, с. 189).

Дарвин обосновал свою точку зрения с помощью сравнительно-эволюционного метода, ссылаясь на тот факт, что тело человека имеет общий с телом млекопитающих план строения, состоит из тех же костей и мышц, кровеносных сосудов и обладает теми же внутренними органами - печенью, желудком, почками, легкими и т. п. Даже головной мозг человека и обезьяны, а кроме того - извилины и бороздки коры больших полушарий, во многом схожи.

Однако не все идеи великого английского ученого признает современная наука. Попытка Дарвина построить эволюцию человеческого рода в виде единого линейного процесса, напоминающего дерево, на котором все ветви происходят из общего корня и потому составляют универсальную причинно-следственную цепочку, сегодня признана неудачной. В современной науке эволюционное древо человека выглядит куда более сложным и запутанным: его ветви многократно ветвятся, образуют параллели, пересекаются, внезапно обрываются, уходя в неизвестность. Нынешние исследователи предпочитают не использовать образ древа, а говорят о так называемой сетчатой эволюции.

Логическим продолжением учения Дарвина явилась трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса. Она изложена в 1873 - 76 гг. и наиболее полно представлена в его статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». Основу концепции Ф. Энгельса составляет понятие о труде как первом основном условии всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле можем сказать, что «труд создал самого человека». Отсюда берет начало хрестоматийная формулировка «труд создал из обезьяны человека», которая считалась одним из основополагающих утверждений исторического материализма.

Основанием современной эволюционной биологии выступает синтетическая теория эволюции, или неодарвинизм, принципиальные положения которой были заложены работами С.С.Четверикова, Ф.Г. Добржанского, Д.С. Хаксли, Э. Майера, С. Райта, Н.П. Дубинина, А.Н. Северцова, И.И. Шмальгаузена, Д.К, Беляева, Л.П. Татаринова, В.А. Ратнера и др. Эта концепция объединила классический дарвинизм и достижения генетики и сформировалась в 20 в. Непосредственными предпосылками для синтеза генетики и теории эволюции выступали: хромосомная теория наследственности Т. Моргана, биометрические и математические подходы к анализу эволюции, закон Харди - Вейберга для идеальной популяции (гласящий, что такая популяция стремится сохранить равновесие концентрации генов при отсутствии факторов, изменяющих его), результаты эмпирического исследования изменчивости в природных популяциях и др. Математические модели синтетической теории эволюции были разработаны к началу 30-х гг. Р. Фишером, Дж. Холдейном и С. Райтом. Они включают вероятностные методы теоретической популяционной генетики. СТЭ опирается на широкое применение экспериментальных методов, на воспроизводимые опыты (2, с. 192).

СТЭ основана на признании популяции как элементарной эволюционирующей единицы, случайных изменениях ДНК и естественном отборе, ведущей роли среды в возникновении видов и сообществ, необходимости разнообразия в сохранении стабильности биологических систем.

В основе этой теории лежит представление о том, что элементарной клеточкой эволюции служит не организм и не вид, а популяция — совокупность особей одного вида, длительно занимающая определенное пространство и воспроизводящая себя в течение большого числа поколений. Исходной единицей наследственности выступает ген (участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие определенных признаков организма). Наследственное изменение популяции в каком-либо определенном направлении осуществляется под воздействием ряда эволюционных факторов (т. е. таких факторов, которые изменяют генотипический состав популяции) - мутационный процесс (поставляющий элементарный эволюционный материал), популяционные волны (колебания численности популяции в ту или иную сторону от средней численности входящих в нее особей), изоляция (закрепляющая различия в наборе генотипов и способствующая делению исходной популяции на несколько самостоятельных), естественный отбор как «процесс, определяющий вероятность достижения определенными индивидами репродукционного возраста» (имеющий разные формы - по относительной жизнеспособности, по фенотипическому признаку, стабилизирующий отбор, дизруптивный отбор, ведущий отбор и др.). Естественный отбор является ведущим эволюционным фактором, направляющим эволюционный процесс.

В самом общем виде СТЭ утверждает, что прогрессивное развитие жизни на Земле объясняется генетическим наследованием фенотипических признаков, их случайной изменчивостью и естественным отбором. Согласно СТЭ, случайные мутационные изменения фильтруются естественным отбором, и постепенно из хаоса неопределенной изменчивости выкристаллизовываются совершенные формы, идеально приспособленные к условиям обитания. СТЭ допускает, что генотипы с более высокой приспособленностью оставляют пропорционально большее число потомков, поэтому их гены в следующем поколении будут представлены с большей частотой. СТЭ предполагает, что эволюция обусловлена повреждением наследственного аппарата под влиянием факторов среды (мутациями) и отбором возникающих случайных признаков, полезных в данных условиях среды в сочетании с изоляцией. Эволюция представляет непрерывный процесс накопления в популяции случайных мутаций, признаков, ведущих в условиях изоляции (экологической, репродуктивной) к дивергенции и формированию нового вида.

2. Измерение и классификация, сравнительный анализ связей различных расовых, географических и этнических групп в антропологической науке

Антропология исследует физические различия между людьми, исторически сложившиеся в ходе их развития в различной естественно-географической среде. Физические различия между группами людей, живущими на значительном друг от друга расстоянии, в разных природных условиях, называются расовыми. Расы постоянно смешиваются, поэтому они имеют не столько наследственный, сколько исторически сложившийся характер. Антропология считает расы совокупностью территориальных групп людей, а не отдельных особей (7, с. 265).

Все ныне живущее человечество представляет собой с биологической точки зрения один вид Homo sapiens. Этот вид распадается на целый ряд более мелких делений, называемых расами. Представителями наиболее резко различающихся расовых типов могут служить, например, суданский негр, монгол, прибалтийский европеец. Основной особенностью расовых вариаций, в отличие от всех других внутривидовых вариаций, является географический ареал их распространения. В пределах этого ареала сосредоточена обычно большая часть представителей данного расового типа. В зоогеографии под ареалом распространения подразумевают определенную территорию на земной поверхности, которая получается, если обвести на карте крайние точки, где встречается данное животное.

Определение того, чем является человеческая раса, следует строить на основе анализа процесса расообразования у человека. Этот процесс протекал под влиянием двух различных факторов: биологического и социального. Роль того и другого становится ясной, если различать в процессе расообразования: 1) механизмы этого процесса и 2) конкретную историю их проявления во времени и пространстве. Механизмы образования каждого отдельного расового признака относятся у человека к области биологии. Наоборот, конкретная история осуществления всех этих механизмов сочетания отдельных признаков в комплексы, или расовые типы, относится у человека к области его социальной жизни.

В результате многочисленных исследований географической изменчивости видов диких животных в систематике животного мира установилось новое представление о виде. Вид (species) является основной структурной единицей в системе живых организмов, качественный этап их эволюции. Вследствие этого вид - основная таксономическая категория в биологической систематике. Вид также рассматривается как совокупность особей, почти всегда состоящая из большего или меньшего числа подвидов, или географических больших рас, занимающих определенную территорию, или ареал. Количество рас, на которые распадаются виды позвоночных, различно. Некоторые виды распадаются на 30 - 40 подвидов. С другой стороны, имеются виды, в которых не выделено никаких рас. Нередки примеры, когда в пределах одного рода одни виды распадаются на многие подвиды, а другие не представляют никаких заметных географических различий.

Расы млекопитающих отличаются обычно раскраской шерсти или кожи, размерами и пропорциями тела, строением мягких частей морды, особенностями черепа. Так, в частности, по строению черепа отличны расы горилл, расы белого медведя, расы дикого северного оленя, бобра и т. д. Признаки, по которым различаются расы, обычно сравнительно устойчивы, т. е. мало меняются под непосредственным воздействием среды (1).

Хотя принципы выделения рас у человека и животных представляют некоторую очевидную аналогию (в наличии ареала, в самом наборе расовых таксономических признаков, в их относительной устойчивости, их генетической обусловленности, независимости варьирования), однако и значение рас и их история принципиально иные у человека и животных. Раса человека - это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах. Так как групповая и индивидуальная изменчивость этих признаков не совпадает, расы являются не совокупностями особей, а совокупностями популяций, т. е. территориальных групп людей, объединенных брачными связями. По всем основным морфологическим, физиологическим и психическим особенностям, характерным для современных людей, сходство между всеми расами велико, а различия несущественны. Лишены всякого фактического основания концепции о существовании «высших» и «низших» рас и об их происхождении от разных родов высших обезьян. Данные антропологии и других наук доказывают, что все расы происходят от одного вида ископаемых гоминид. Неограниченные возможности смешения (метисации) и социально-культурная полноценность смешанных групп служат веским доказательством видового единства человечества (2, с. 178).

Слово «раса», восходящее, вероятно, к арабскому корню «рас» (голова, начало), встречается впервые в современном смысле у французского ученого Ф. Бернье (1684). В ХVIII - ХХ вв. были предложены многочисленные классификации рас, основанные главным образом на внешних морфологических особенностях. Одна из наиболее удачных классификаций принадлежит Ж. Деникеру (1900), использовавшему весьма обширный фактический материал. Он разделил человечество на 29 рас, объединив их в шесть групп по следующим сочетаниям признаков:

А. Шерстовидные волосы, широкий нос (расы: бушменская, негритосская, негрская, меланезийская).

Б. Курчавые или волнистые волосы (расы: эфиопская, австралийская, дравидийская, или мелано-индийская, ассироидная).

В. Волнистые, темные или черные волосы и темные глаза (расы: индоафганская, арабская, берберская, средиземно-приморская, островная-иберийская, западная, адриатическая).

Г. Волнистые или прямые волосы, блондины со светлыми глазами (расы: северная, восточная).

Д. Прямые или волнистые черные волосы, глаза темные (расы: айнская, полинезийская, индонезийская, южноамериканская).

Е. Прямые волосы (расы: североамериканская, среднеамериканская, патагонская, эскимосская, лопарская, угорско-енисейская, туранская, монгольская).

Внутри групп расы выделены на основании цвета кожи, формы головы, лица и носа, других морфологических признаков.

Необходимо строго различать два весьма разных понятия - нация и раса. Людей объединяют в нации общность языка, территории, экономической жизни, психического склада. В отличие от нации, раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано определенным ареалом. Такие обозначения, как «русская раса», «английская раса», «итальянская раса» и др., являются ошибочными. Так, например, северные итальянцы выше ростом, более брахикефальны, менее темноглазы и менее темноволосы, чем уроженцы Южной Италии (7, с. 270).

Отсутствие внутренней необходимой связи между расой и языком вытекает с полной очевидностью из многих фактов. У человека любой расы, воспитанного с первых лет жизни в какой-либо стране, родным языком будет язык народа этой страны. Можно привести множество примеров полного несовпадения границ распространения языка, с одной стороны, и расового типа, с другой. Так, среди тюркоязычных народов бывшего Советского Союза находим, например, азербайджанцев, относящихся к одному из южных вариантов европеоидной расы, якутов, ярких представителей монголоидной расы, чувашей, обладающих чертами уральской расы.

Меланезийцы, малайцы, полинезийцы, резко различаясь по своему антропологическому типу, говорят на языках малайско-полинезийской группы. К индоевропейской семье языков относятся, с одной стороны, языки северо-западных народов Европы, очень светловолосых и светлоглазых, с другой — весьма смуглых, темноволосых индийцев, из которых некоторые, например, маратхи, имеют сравнительно темную кожу и широкий нос.

Весьма многочисленны примеры, когда в пределах одного расового типа распространены различные группы языков. Так, индоевропейские, иранские племена западного Памира имеют гораздо больше общего по своему физическому типу с кавказцами, грузинами, семитами айсорами, чем с индоевропейцами Западной и Восточной Европы.

Все эти факты свидетельствуют об отсутствии какой-либо причинной связи языка и расы, и этому нисколько не противоречат весьма частые случаи, когда между расовой и языковой принадлежностью какой-либо группы устанавливалась историческая связь. Изучение различных форм этой исторической связи позволило сделать ряд обобщений (7):

1. Язык и культура могут распространяться без перемещения антропологических типов, но антропологические типы никогда не распространяются, не принося с собой определенной культуры и языка.

2. Антропологические данные могут играть важную роль для определения тех этнических слоев, из которых сложился данный народ.

3. Когда масса населения, почти однородная по антропологическому составу, разделена на группы, говорящие на разных языках, в прошлом тех или иных форм следует искать историческую общность этих групп.

4. Следует различать два принципа историко-культурной классификации народов: а) классификацию по хозяйственно-культурным типам (например, арктические приморские охотники, оленеводы тундры, кочевники-скотоводы степей); б) классификацию по так называемым историко-этнографическим областям, т. е. таким общностям людей, которые сложились в результате единства исторических судеб народов, населяющих данную область, и их длительных взаимных связей и влияний.

5. При решении проблемы этногенеза классификация по историко-этнографическим областям имеет гораздо большее значение, чем классификация по хозяйственно-культурным типам.

6. Границы антропологических типов больше совпадают с границами историко-этнографических областей, чем с границами распространения хозяйственно-культурных типов и групп языковой классификации (Рогинский, Левин, 1978).

В человеческой эволюции естественный отбор, очевидно, не мог иметь того значения, какое принадлежит ему в остальном органическом мире. Это положение становится вполне понятным, если учесть, что человек связан с географической средой не непосредственно, а через посредство общественной среды и культуры, которые все более изменяют условия существования по мере развития производительных сил. Ясно, что не может быть никакого постоянного направления изменений, т. е. отбора типа в среде, которая сама является крайне разнообразной, непостоянной и причем меняется очень быстро, вследствие деятельности человека, приспособляющего ее к своим потребностям. Что же касается взаимоотношений людей внутри коллектива или одного коллектива с другим, то они определяются не биологическими, а социальными закономерностями. Рассматривать такие явления, как конкуренция, война, истребление отсталых народов и т. п., в качестве форм естественного отбора, значит совершать грубое искажение действительности, ничего общего не имеющей с объективной наукой. Если обратиться к весьма древней эпохе начала дифференциации больших рас, то, теоретически, было бы неправильно отрицать на этом раннем этапе возможность некоторой объективной роли географической среды. Привести строгие фактические доказательства этого положения было бы трудно помимо того, что систематические расовые признаки человека не имеют чисто внешний характер и в большинстве случаев не могут быть оценены с точки зрения какого-нибудь приспособительного их значения (форма волос, высота переносья, эпикантус, головной указатель). Сама картина распространения указанных признаков на земном шаре не позволяет видеть в них продукты географического отбора (плоское переносье тунгуса и негра, волнистые волосы европейца и тамила, эпикантус эскимоса и южного китайца). Значительно больше оснований предполагать, что приспособительное значение могли иметь в начале верхнего палеолита особенности кожи. Возможно, что более темная пигментация кожи негрской, эфиопской, индонезийской, австралийской и южномонгольской рас, по сравнению с расами северного пояса, возникла как приспособительная особенность к условиям сильного действия ультрафиолетовых лучей тропического солнца. Возможно также, что некогда имело приспособительное значение и несколько большее развитие потовых и сальных желез, наблюдающееся у ветров по сравнению с белыми. Не исключено, что и несколько более короткая голень, свойственная народам северной зоны, по сравнению с народами тропической зоны, является пережитком того времени, когда длинная голень была невыгодной при сильном охлаждении нижних конечностей (7).

Изоляция должна быть рассмотрена в числе прочих факторов образования рас у человека на основании следующего:

1. Можно считать установленным, что развитие первобытного общества прошло через очень продолжительную стадию существования изолированных коллективов или совокупностей коллективов, связанных и ограниченных рамками эндогамии. Эти сравнительно малолюдные группы, противопоставляющие себя всем другим, не понимавшие языка соседних групп, в то же время нередко были изолированы географически.

2. Данные зоогеографии свидетельствуют о том, что величина различий между подвидами зависит от степени и длительности их изолированного существования и отсутствия смешения между ними.

3. Данные генетики позволяют уяснить с теоретической стороны некоторые особенности влияния изоляции на процесс расхождения признаков, или дивергенции. В результате ряда исследований было доказано, что во всякой ограниченной популяции после некоторого конечного числа поколений должно наступить полное вытеснение одним аллеломорфом всех других; популяция, таким образом, должна по данному гену перейти в гомозиготное состояние. Эти явления должны были приобрести особое значение именно для человека вследствие специфических условий человеческого существования.

Так как роль естественного отбора у человека постепенно сходила на нет и вследствие этого все более возрастала роль случайности по отношению к тому, какой именно аллеломорф получал преобладание, то, очевидно, что процесс перехода в гомозиготное состояние должен был идти обычно в разных малых группах, даже соседних, по разным путям. Даже небольшое преимущество одного признака по сравнению с другими должно было весьма ускорять процесс увеличения концентрации данного признака.

Конкретным доказательством могут послужить исследования групп крови и их распределение по малым, изолированным друг от друга, близким народностям. В результате исследования изогемоагглютинации у горных таджиков оказалось, что в различных частях одного района соотношение количеств кровяных групп иногда совершенно разное. При этом обнаружилось, что это различие совпадает со степенью изолированности местности и главных перевальных путей сообщения. Аналогичные факты были обнаружены при исследовании крови айнов и микронезийцев. Вполне вероятно, что в этом же явлении причина больших вариаций процента темных глаз у разных групп дагестанцев. На основании этих фактов можно предположить, что некоторые малые окраинные народности, живущие в культурной и географической изоляции от своих соседей и обладающие своеобразным расовым типом, обязаны до известной степени именно изоляции своими своеобразными чертами. Примером подобных народностей могут служить бушмены и эскимосы. Однако было бы неправильно приписывать всецело изоляции отличия эскимосов от других монголоидов и отличия бушменов от негров. Тут могли отразиться и различия истории, и трудноучитываемые влияния внешней среды. Так, в частности, далеко разбросанные друг от друга племена сеноев, веддов, тоалов и панианов Индостана все-таки остались очень сходными друг с другом, т. е. сохранили черты древнего общего типа, несмотря на продолжительную изоляцию. Причина, может быть, лежит в том, что ни одна из этих групп не должна была освоить специальные условия новой провинции и связать свою судьбу, например, с полярной областью, как это сделали эскимосы, или с пустыней, как бушмены (1, с. 214).

Значение социального фактора проявилось в весьма резкой форме в процессе распространения признаков на территории. Когда какая-либо группа населения, в силу географических и исторических причин, раньше, чем другие, переходила на более высокую стадию развития производительных сил, численность этой группы быстро возрастала. Более высокий прирост населения, обусловленный у человека чисто социальными причинами, неизбежно приводил не только к более высокой плотности населения, но и к освоению все большей территории и поглощению и растворению групп с более низкими показателями прироста. По существу, совершенно не связанные с этим процессом расовые особенности разрастающегося поколения автоматически распространялись вместе с их носителями. Таким образом, возникли новые обширные ареалы рас, которые по своей основе существенно отличались от ареалов рас животных, так как их размеры и границы определялись социально-экономическими причинами. Если одни расы ныне характеризуются большими ареалами, а другие - малыми, то источники этих различий лежат не в особенностях самих рас, а в различиях демографических показателей типов хозяйства (охотничьего, земледельческого, скотоводческого и др.) и, до известной степени, в географических особенностях территории, определяющих возможность ее использования.

Одним из важных факторов формирования новых типов являлась метисация, интенсивность которой возрастала по мере увеличения этнических единиц. Можно выделить несколько областей наибольшего смешения рас в период до европейской экспансии: Судан, Передняя Индия, Индо-Китай, Индонезия, Микронезия, Средняя Азия, Западная Сибирь и Алтае-Саянское нагорье. После европейской экспансии наиболее крупные масштабы смешение приняло в южных штатах США, в Центральной и Южной Америке.

Метисная популяция по средней арифметической величине, вычисленной для каждого измерительного признака и для признака, определяемого баллом, обычно занимает промежуточное положение между смешивающимися расами. Примером промежуточности типа смешанной группы могут служить камчадалы, т. е. та группа русского населения Камчатки, которая является в большей своей части, по крайней мере, по мужской линии, обрусевшими потомками древних ительменов.

Встречаясь с какой-либо группой, история формирования которой не выяснена, антропологи на основании данных такого рода обычно предполагают, что она возникла в результате смешения двух рас, в том случае, если по всем своим признакам она занимает промежуточное положение между ними.

Заключение

Итак, подводя итоги работы, отметим.

Антропология - межотраслевая дисциплина, исследующая биологическую, культурную и социальную эволюцию человека как особого вида и человеческого общества (главным образом дописьменной эпохи) как особого типа социальной организации. Несмотря на широкий подход к определению антропологии, в настоящее время, внимание большинства исследователей обращено на проблему эволюции и развития человека.

Впервые вопрос о механизме возникновения человека был поставлен автором известной эволюционной теории Ж.-Б. Ламарком. Основанием современной эволюционной биологии выступает синтетическая теория эволюции. СТЭ основана на признании популяции как элементарной эволюционирующей единицы, случайных изменениях ДНК и естественном отборе, ведущей роли среды в возникновении видов и сообществ, необходимости разнообразия в сохранении стабильности биологических систем.

Все ныне живущее человечество представляет собой с биологической точки зрения один вид Homo sapiens. Этот вид распадается на целый ряд более мелких делений, называемых расами. Представителями наиболее резко различающихся расовых типов могут служить, например, суданский негр, монгол, прибалтийский европеец.

Основной особенностью расовых вариаций, в отличие от всех других внутривидовых вариаций, является географический ареал их распространения.

Определение того, чем является человеческая раса, следует строить на основе анализа процесса расообразования у человека.

Одним из важных факторов формирования новых типов является метисация, интенсивность которой возрастает по мере увеличения этнических единиц.

Список литературы

1. Антропология. – М.: Диалог, 2002.

2. Кравченко А.И. Социальная антропология. – М.: Академический проект, 2003.

3. Рогозин В.В. Антропология. – М.: Академия, 2004.

4. Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. - М.: Политиздат, 1988. – 592 с.

5. Философия: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 567с.

6. Философия: курс лекций. / Под ред. В.Л. Калашникова. – М.: Владос, 1998. – 403 с.

7. Хомутов А.Е. Антропология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

1. Что такое антропогенез?

Антропогенез (от греч. anthropos - человек и genesis - происхождение) - происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социокультурном плане. Предпосылками происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков стали особенности группового поведения, высокий уровень развития рецепторных систем, конечностей, и вторично - головного мозга. Переход к наземному образу жизни и вертикальному положению тела позволил освободить передние конечности. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию орудийных действий, логика развития которых привела к специальному изготовлению орудий труда. В процессе совместного труда групповые отношения превратились в общественные, для обслуживания которых сформировались членораздельная речь и сознание.

2. Что такое антропосоцигенез? В чем заключается его связь с антропогенезом?

Антропосоциогенез (от греч. anthropos - человек, лат. societas - общество и греч. genesis - происхождение) - исторически длительный процесс становления человека из биологического существа в социальное и культурное существо - представляет собой неразрывное единство двух параллельно протекающих процессов: антропогенеза (формирование человека) и социогенеза (развитие общества). В марксистской антропологической науке считается, что социогенез есть сущность антропогенеза. Представляя собой две неразрывно связанные стороны одного единого процесса - антропосоциогенеза, антропогенез и социогенез совпадают по времени.

3. Что изучает культурная антропология?

Культурная антропология исследует особенности связи человека и культуры; устройство культуры: культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных условиях.

4. В чем суть теории двух скачков?

Согласно этой теории в эволюции человека существуют два переломных момента: 1) переход от стадии животных предшественников человека к стадии формирующихся людей, которыми являются архантропы (питекантропы, синантропы и другие сходные формы) и палеоантропы (неандертальцы); 2) происшедшая на грани раннего и позднего палеолита, примерно 35—40 тыс. лет назад, смена палеоантропов людьми современного физического типа (неоантропами), являвшимися уже подлинными, готовыми людьми. Первый перелом означал появление социальных закономерностей, второй - установление их полного и безраздельного господства. Формирующиеся люди (пралюди) жили в становящемся обществе, которое исследователи называют первобытным человеческим стадом, или праобществом. Генезис общества был процессом становления первой формы его существования - первобытнообщинной формации.

5. Что такое вид в антропологии?

Под видом понимается совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и типов взаимоотношений с абиотической и биотической средой и отделенных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм.

6. Дайте определение человеческой расы.

Раса человека - это исторически сложившиеся ареальные группы людей, связанные единством происхождения, которое выражается в общих наследственных морфологических и физиологических признаках, варьирующих в определенных пределах.

7. Укажите известные факторы расообразования.

Факторы, имевшие значение в формировании расовых типов, рассматриваются по отношению к следующим этапам этого процесса: 1) возникновение признаков; 2) закрепление признаков и сохранение их в населении; 3) распространение признаков на территории; 4) возникновение различных сочетаний признаков; 5) характер и закономерности изменений признаков.

8. В чем суть классификации рас Я.Рогинского?

Согласно классификации Я.Я. Рогинского выделяют три большие расы: австрало-негроидную, или экваториальную, евразийскую, или европеоидную, и азиатско-американскую, или монголоидную. Промежуточное место между экваториальной и евразийской большими расами занимают две расы: эфиопская и южноиндийская; между евразийской и азиатско-американской размещаются также две расы — южносибирская и уральская; особое место по значительной части признаков, промежуточное между американской и австралийской, занимают полинезийская и курильская расы.

9. Перечислите основные характеристики европейской большой расы.

Евразийская, или европеоидная, большая раса характеризуется вообще светлой или смуглой окраской кожи, прямыми или волнистыми мягкими волосами, обильным ростом бороды и усов, узким, резко выступающим носом, высоким переносьем, сагиттальным расположением ноздрей, ортохейлией, небольшой ротовой щелью, тонкими губами. Из краниологических признаков для нее характерны: малый или средний носовой указатель, высокий ринальный указатель, высокий симотический указатель, ортогнатизм, малый угол горизонтальной профилировки, среднее или сильное развитие клыковой ямки. Для северо-западных вариантов этой расы типичны светлые глаза и волосы.

10. Что такое этнология?

Этнология – самостоятельная научная дисциплина, изучающая и сравнивающая результаты работы этнографов – эмпирические данные, собранные из разных обществ.

11. Дайте определение понятию индивид.

Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.

12. Какие качества включаются в структуру личности?

Обычно включаются: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности. Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства. Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей. Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Эмо-ции и мотивация - это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения людей.

13. Что такое свобода? Что она значит для человека?

Свобода - одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.

14. Что такое личность?

Личность, персона (от лат. persona — маска, роль актера). Уже на закате античности так называют индивида, поскольку он не является лишь природным организмом, а проявляется в своем человеческом качестве. Личность — этический феномен. Она представляет собой содержание, центр и единство актов, интенционально направленных на др. личности. Подобно тому как каждому субъекту принадлежит объект, так и каждой личности принадлежит, грамматически говоря, «вторая личность»: всякому «я» принадлежит «ты».

15. Что изучает этнозоология?

Этнозоология изучает взаимоотношения человека и животных в различные исторические эпохи и культуры, в том числе и процесс их доместикации, то есть приручения.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по философии

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(25.9 KiB, 42 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!