Антропология

Часть I.

1) - в

Антропология (от греч. «dnthropos» — человек, «logos» — слово, учение) - наука о человеке, занимающая пограничное положение в системе дисциплин естественного и гуманитарного циклов. На этапах развития антропологии ее содержание и взаимоотношения со смежными науками истолковывались неоднозначно и трансформировались. На наш взгляд, принимая во внимание многообразие и разветвленность различных сфер исследования человека в современной науке, подобный подход правомернее рассматривать скорее как перспективу и стимул к интеграции различных сторон изучения человека и общества.

2) - а

Франц Боас (1858–1942), американский лингвист и этнолог, исследователь языков и культур коренного населения Северной Америки. Родился 9 июля 1858 в Миндене (Вестфалия, в то время Пруссия). В 1881 защитил диссертацию, посвященую физическим параметрам, определяющим восприятие цвета воды. В 1883–1984 отправился в свое первое арктическое путешествие на остров Баффинова Земля в качестве журналиста, пишущего путевые заметки. Боас стал основоположником одного из наиболее влиятельных направлений в американской антропологии – комплексного изучения феномена человека в его культурном и историческом многообразии, осуществляемого с опорой на данные биологии, лингвистики, археологии и других областей знания.

3) – б

В настоящее время данный раздел антропологической науки особенно актуален, поскольку к человеку и его второй культуре постоянно привлечено внимание исследователей. Развитие человеческого общества – огромная сфера для исследований социальных антропологов.

4) – в

Атпропогенез - об изменении природы ближайшего предка человека и самого человека в течение четвертичного периода. Учение об антропогенезе - происхождении и развитии человека, также связано с науками, изучающими биологическую эволюцию на Земле, поскольку природу человека невозможно понять вне общего и последовательно развивающегося процесса эволюции животного мира.

5) - б

Антропология 60-70-x годов сосредоточивала свое внимание по преимуществу на изучении рас. В эти же годы усиленно разрабатываются вопросы методики антропометрии (Брока, Бэр, Велькер, Богданов), а позднее - приемы вариационно-статистического исследования, позволяющие путем учета статистической достоверности результатов устанавливать или отвергать различия между средними арифметическими сопоставляемых групп. Однако уже в конце прошлого столетия проблема антропогенеза делается неотъемлемой частью антропологической науки.

6) - а

Данный подход берет свое начало еще с эпохи средних веков, когда на основе библейского писания природа, человек, культура считались тварными, то есть созданиями бога. Яркий представитель этого подхода – Фома Аквинский.

7) – б

Многие считают труды А.Гобино – основой расизма, можно сказать что это так, хотя расизм, естественно, возник раньше, этот исследователь просто выразил витавшие в то время взгляды в феодальной верхушке. Современный расизм питается не только анатомическими доводами, но использует данные психологии, генетики и этнографии. В развитии расизма акценты ставятся на: 1) «умственной неполноценности», связанной с особенностями физического типа; 2) не равных размерах мозга; 3) структурных различиях мозга; 4) психологических отличиях рас.

8) – б

Ценность - это понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение определенных явлений действительности для общества индивидов. На определенном этапе развития общества или личности в культуре конкретного типа (до наступления кризиса, переоценки) ценности выполняют роль последнего, аксиоматического основания выбора потребностей, интересов, переживаний, целей, планов, способов их реализации, результатов деятельности и тех условий, в которых она совершается.

9) – в

Морфология человека изучает факторы и закономерности биологической изменчивости биологической природы человека: возрастную динамику различных признаков человека в онтогенезе, типы конституции, биологические проявления полового диморфизма, индивидуальную изменчивость на различных уровнях (от внешних параметров до органного строения), а также связь особенностей биологии человека с различными условиями жизни и труда.

Морфология человека дает представление о механизмах, которые обусловили эволюционное возникновение человеческих особенностей. Расоведение использует информацию палеоантропологии о времени и месте появления признаков скелета, которые являются расо-разграничительными. Морфология помогает уяснить способы возникновения расовых особенностей.

10) – б

Важной составной частью общества являются национальные общности. Нации, народности, племена именуют также народами. Национальные меньшинства иногда именуют национальными группами. Национальные общности - природно-культурные целостности, неперсонифицированные в каком-то одном лице, единой организационной структуре; они реализуют свои интересы через деятельность множества индивидов и организованных групп. Но такая реализация не говорит о том, что функционирование общностей может быть сведено к индивидуальной и групповой активности. Одной из сфер формирования и осуществления запросов национальных общностей является надиндивидуальная (надгрупповая) деятельность индивидов, групп, в рамках которой индивиды, группы действуют не от своего имени, а от имени общностеи, за которыми они себя числят, не обязательно четко осознавая это.

11) – в

Классификация народов мира – одна из труднейших проблем антропологического знания, поскольку народы существенно отличаются друг от друга по множеству признаков, и учесть все признаки в одной единственной классификации просто невозможно.

12) - а

Наука утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем, отмечается, что человечества как такового не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид». Индивид - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.

13) – а

Личность — это автономный человек, то есть человек в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личность же - итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.

14) – в

В различных словарях социализация определяется как 1) «процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит»; 2) «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта»; 3) «процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе»; 4) «сложный, многогранный процесс включения человека в социальную практику, приобретения им социальных качеств, усвоения общественного опыта и реализации собственной сущности посредством выполнения определенной роли в практической деятельности».

15) – в

Познавательная потребность человека проявляется в интересах. Интересы — это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление или деятельность, связанная с положительным эмоциональным отношением к ним. Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. Значение интересов велико — они побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, заставляют ученика активно искать пути и способы углубленного познания, преодолевая трудности и препятствия. Это надо принимать во внимание, организуя учебную деятельность школьников. Интересный предмет, интересные уроки обычно вызывают желание усердно заниматься этим предметом и в результате дают хорошую успеваемость.

16) - а

Прием и переработка человеком поступившей через органы чувств информации завершается появлением образов предметов или явлений. Процесс формирования этих образов называется восприятием (иногда употребляется также термин «перцепция», «перцептивный процесс»). Предполагается, что восприятие изначально носит достаточно комплексный характер, но «целостность образа» все же является продуктом синтезирующей деятельности коры мозга.

17) – б

Индивидуальным является то, что не подчиняется канону, унифицирующей норме, требует отдельного, особого анализа. Идея индивидуальности «оплодотворяется» пафосом оригинальности и собственноименности. Реализация индивидуальности — это всегда рождение нового и неповторимого. Для индивидуальности характерен стиль существования, сопряженный с полноценным проявлением собственных деятельных способностей. В нем нет никакого обязывающего подчинения шаблону, должному; Я деятельно и значимо в качестве самого себя.

18) – в

Практика является критерием истины и одновременно формой деятельности человека. Практика – изначально активное начало. Только в рамках практической деятельности происходит изменение природы, творение вещей.

19) – а

Стратификация. 1. социальная дифференциация и неравенство на основе таких критериев, как социальный престиж, самоидентификация, профессия, доход, образование, участие во властных отношениях и т.д. 2. постоянное ранжирование социальных статусов и ролей в социальной системе (от малой группы до общества).

20) – б

Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам. В некоторых обществах малейшие отступления от традиции, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения. Так поступали правители древней Спарты в V в. до н. э. и советские партийные органы в XX в.

Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразием чувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: через какое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-х годов советская молодежь подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этим общество было не в силах.

Часть II.

«Каждый человек имеет право на жизнь,

на свободу и на личную неприкосновенность»

Всеобщая декларация

прав человека

Согласно данному принципу человек обладает правом на свободную жизнь, в которую никто не может вмешиваться. Данный принцип, заявленный в декларации, конечно, признается всеми как основополагающий в современной цивилизации. С его значимостью и правотой никто не спорит, практически никто не говорит, что этот принцип необходимо изменить, поскольку он лежит в основе всей демократической модели развитых стран мира. На основе данного принципа за человеком и его жизнью признается высшая ценность.

Тем не менее, в настоящее время данный принцип неявно, а подчас и открыто нарушается. Нарушается не только террористами, бандитами и т.д., нарушается самим государством. Наиболее ярко нарушение этого принципа прослеживается как ни странно, в самой «свободной» стране мира, Соединенных Штатах Америки. После событий 11 сентября в США государство активно наступает на права человека, фактически сейчас человек там совершенно не имеет права на неприкосновенность своей жизни, имущества, личных тайн. В угоду национальной безопасности нарушаются права человека: если человек мусульманин – это не повод увольнять его с государственной должности, нельзя наказывать человека за его убеждения, если он ничего не сделал.

Антропология по своей сути – наука о человеке, его роли в природе, обществе и т.д. Эта наука совершенно верно считает человека венцом творения природных сил, тем не менее, в настоящее время это творение оказывается под угрозой. ХХ век и начало третьего тысячелетия постоянно доказывают нам, что жизнь человека практически ничего не стоит. В 1945 году США сбрасывают атомные бомбы в Японии на мирные города, хотя это ничего бы не дало для исхода войны – погибло более 100.000 человек. Вспомним недавнюю войну в Ираке, которая в форме партизанского движения продолжается и в настоящее время – тогда гибли ни в чем неповинные иракцы – сейчас гибнут американцы, которые находятся там.

К сожалению, государственная власть исходит из принципа «цель оправдывает средства», и очень часто цель достигается путем нарушения прав человека, лишения его жизни. Это совершенно недопустимо.

На мой взгляд, современная цивилизация должна строиться на неприкосновенности человеческой жизни, его права на личную тайну, свободу. «Несвободная» цивилизация так или иначе прекратит свое существование – не в природе человека терпеть притеснение свободы, это доказано всей историей человечества.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольная работа по антропологии в МаГУ

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(11.8 KiB, 37 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!