Антимонопольная деятельность государства

Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает, как мы видим, менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери. При этом необходимо иметь в виду, что плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции.

В целях поддержки конкурентного механизма рынка как самой эффективной и рациональной формы использования ограниченных ресурсов государство проводит антимонопольную политику.

Антимонопольная политика представляет собой систему мер контроля над  крупными компаниями, монополизировавшими рынок, направленную на ограничение их практической деятельности.

Родиной антимонопольного законодательства является США. В 1980 году был принят закон Шермана, который являлся первым антитрестовским законом. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли,  объединение предприятий с целью установления контроля в отрасли, сговор о ценах. С тех пор в США и других странах с рыночной экономикой было принято множество законов, ограничивающих власть монополий.

В России в 1991 году был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», и для проведения государственной политики  по ограничению монополистической деятельности создано Антимонопольное министерство.  В 1995 году был принят Федеральный закон «О естественных монополиях».

Согласно российскому законодательству средства, ограничивающие деятельность монополий, применяются в следующих случаях:

- если фирма контролирует чрезмерно большую долю рынка.  Как правило, под пристальное внимание государства попадают фирмы, доля которых на рынке превышает 35 % от общего объема продаж. Согласно антимонопольному законодательству, если эта доля превышает пороговые 60 %, компания административным путем реорганизуется в несколько децентрализовано управляемых предприятий-конкурентов;

- если  предприятия, функционирующие на данном рынке, принимают согласованные решения о едином для всех участников уровне цен и объемах производства –  так называемое фиксирование цен. Это означает, что несколько фирм работают как одна фирма-монополист;

- если слияние компаний ведет к ослаблению конкуренции на рынке и служит средством установления рыночной власти. Поэтому для крупного экономического объединения нескольких фирм необходимо разрешение Государственного комитета по антимонопольной политике, который в случае опасности монополизации рынка может наложить вето на подобное объединение;

- если во главе нескольких компаний стоят одни и те же хозяйствующие субъекты – переплетающиеся директораты, то существует опасность тайного коммерческого союза между ними, предполагающего проведение единой политики и в области ценообразования, и в области сбыта продукции;

- в случае проведения ценовой дискриминации, под которой понимается продажа одинаковых товаров разным покупателям по разным ценам. Речь идет о дифференциации цен на однородную продукцию, являющейся результатом установленного контроля над ценами;

- в случае, если фирма диктует условия заключения сделки, навязывая исключительные контракты,она проявляет себя как монополист, стремящийся утвердить свое господствующее положение. Условием исключительных контрактов могут быть всякого рода ограничения: покупка товара становится возможной только при приобретении покупателем дополнительно какого-либо иного товара или в контракте оговаривается запрет покупателю на приобретение аналогичного товара у конкурента. Все эти сделки свидетельствуют о дискриминации покупателя и с точки зрения антимонопольного законодательства трактуются как противозаконные.

Таким образом,  целью антимонопольного регулирования является обеспечение  эффективной работы  рыночного механизма, что предполагает обеспечение равных возможностей хозяйственной деятельности для всех рыночных субъектов.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

+7(908)07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!