Античная художественная культура
Античная цивилизация, в том числе художественная культура, оценивается в истории человечества как уникальное явление, как образец для подражания, как эталон творческого совершенства.
Многие говорят о «греческом чуде». Но дотошные исследователи отмечают, что в определенном смысле в античной культуре не было ничего принципиально нового по сравнению с предшествующей культурой Древнего мира. Греки,— подчеркивал Дж. Бернал,— переняли, почти не осознавая, массу знаний, сохранившихся от древних империй Египта и Вавилона (см. 1). Действительно, в этих культурах были зачатки научных знаний: основные геометрические построения, шести- и десятеричные позиционные нумерации, решения уравнений первых двух степеней, солнечный календарь и многое другое; в Индии и Китае сложилась уже тысячелетняя философская культура; Древний Восток создал интересную художественную культуру.
И все-таки мы не без основания говорим о «греческом чуде», о греческой культуре как колыбели европейской и современной мировой культуры. Немецкий поэт конца XVIII века Ф. Геббель писал:
Вы, греки — племя хитрое; другие
Для вас напряли, вы ж из этой пряжи
Свою творите золотую ткань.
Пусть в этой ткани ни одной нет нити,
Которую вы сами бы создали,
Пусть у других все взято — все ж бесспорно
Вам все принадлежит, и гений ваш
На всем запечатлен.
Чем же можно объяснить этот «гений», это «греческое чудо»? Приводятся самые разные доводы, гипотезы, предположения: исключительная талантливость греческого народа, его восприимчивость к достижениям «чужих» культур; переход от традиционного, земледельческого общества к торгово-ремесленному, с развитием города и городской культуры. Многие ссылаются на особое местоположение Греции — пересечение оживленных морских торговых путей и непосредственную близость к очагам древних культур. Обращают внимание на то, что в культуре Греции важное место занимают полисы с их демократией. Отмечают особый «греческий способ размышления», сочетавший чувственно-образную созерцательность, художественно-целостное мироощущение с высоким уровнем логики, математической строгостью доказательств, что позволили перейти от мифологического миропонимания к фило-софско-теоретическому (см. 2).
Все эти особенности составляют содержание и своеобразие греческой культуры. А главным, объединяющим в «греческом чуде» было то, что впервые в истории человечества происходила смена культурной парадигмы, смена системы культурных ценностей. Вместо древневосточной культурной парадигмы рождается новая, принципиально иная, дающая иной вектор развития человечества.
Древневосточная система ценностей к моменту зарождения античной культуры исчерпывала свой позитивный потенциал и давала «сбои». Нужны были новые ценности и приоритеты.
Древневосточная культура базировалась на безусловном приоритете государства. Государство — это стержень, вокруг которого организуется вся система культурных ценностей. Именно государство обеспечивало мир, порядок, стабильность и спокойствие в обществе, семье, во внутреннем мире каждого своего подданного. Оно же заботилось о сохранении иерархии в обществе, где каждый занимает свою нишу; оно обеспечивало строгое следование традициям и ритуалам. В этой системе ценностей человек жил в соответствии с нравственными нормами, которые предполагает Служение человека, исполнением им своего долга перед родиной, государем.
В древневосточной культурной парадигме важны накопленные в прошлом знания. Они заслуживают доверия, ибо это дар богов, и подкреплены опытом многих поколений. Знания практические, которые непосредственно используются в жизни, а не теоретические, представляющие собой поиски сущности, причин явлений и событий. Практические знания позволяли человеку хорошо чувствовать природу, мир, в котором он жил. Человек в этой системе ценностей чувствовал себя органичной частицей мира, а мир, хотя и суровый и жестокий, но не чужой, а родной, и даже — родственный. Жизнь и деятельность человека в системе древневосточных ценностей естественно подчинялась законам и ритмам природы и космоса. Их тонко и точно улавливал человек, и это позволяло ему чувствовать себя защищенным, живущим в гармонии с миром.
Но на определенном этапе функционирование древневосточной системы ценностей привело к стагнации. Перспектива развития зависела от овладения новой системой ценностей.
Новая система ценностей, которая именно в античности начинает постепенно завоевывать свое место в культуре, базируется на приоритете личности — главном организующем начале новой системы ценностей. Личность умеет ценить свободу и стремиться к ней. Личность суверенна и независима экономически и политически, у нее развито чувство равенства и братства. В новой системе ценностей важна идея прогресса и потому знания будущего, познание нового и неизведанного приобретают особую значимость. Человека в новой системе ценностей интересуют вопросы сущности: «Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу»; знания профессиональные, которые позволяют реализоваться личности. В новой системе устанавливаются новые отношения между личностью и обществом — отношения эквивалентного обмена, а их можно реализовывать на основе правовых отношений. Правовые отношения, закон-способ регулирования всех человеческих отношений в обществе. Перед законом все равны. Эта система ценностей, которая утверждается в античности и называется — Европейской системой ценностей.
Сама античная культура — переходная культура, она долго живет в древневосточной системе ценностей, но уже осваивает европейскую, постепенно делая ее основой своей жизни и развития. В таких изменяющихся условиях развивается античная художественная культура, неся на себе на разных этапах те или иные особенности проявления ценностных ориентации.
Античная художественная культура прошла несколько этапов во времени от III тыс. до н. э. до V в. н. э.:
I. Эгейская — крито-микенская куль- 111 тыс. до н. э.— II тыс. до тура н. э.;
— «темные века» от Троян- — XII—XI вв. до н. э.;
ской войны до гомеровской Греции
— гомеровская Греция — XI в.— VIII в. до н. э.;
— греческая архаика — VIII—VI вв. до н. э.
На этом этапе античной культуры господствуют древневосточные ценности, они придают своеобразие художественной культуре этого периода.
Классика — VI—IV вв. до н. э.;
Эллинизм — вт. пол. IV В. ДО Н. Э.— I В. до н. э.
На этом этапе формируется подвижная равновесная система между древневосточными и европейскими ценностями. В этих условиях художественная культура переживает бурный духовный расцвет.
III. Культура Римской республики — IV в. до н. э.— II в. до н. э.;
Культура Римской империи — I в. до н. э.— V в. н. э.
Здесь утверждаются европейские ценности и античная культура завершает свое развитие, уступая место следующему витку развития культуры.