Античная этика

Под античностью в истории понимается период с VII – VI вв. до н. э. по IV – V вв. н. э. (около 10 веков). Особенности социального и духовного развития древнегреческого общества обусловили возникновение в нем этико-философского знания, характеризующегося созерцательностью и рациональностью.

В истории развития античной философии выделяют три периода: ранний, расцвета (классический) и кризиса (эллинистический). Первый этап связан с распадом родоплеменного строя и осмыслением человеком себя как личности, выделенного из общего целого. На начальном этапе становления этических воззрений происходило описание и осмысление сложившейся практики поведения. Усилиями мыслителей были выделены абстрактные добродетельные качества. Труд определялся как высшая нравственная ценность. Гераклитом впервые было сформулировано основное противоречие морали. Нормы рождаются в общественном сознании. Они носят предельно общий абстрактный характер и воплощаются в жизнь посредством индивидуального поведения.

Другой философ и математик – Пифагор (584–525) – разработал основные элементы и механизмы функционирования замкнутой идеологизированной системы. Концептуальные установки получили воплощение на практике, при создании собственной школы учеников (религиозно-философское братство) и ее функционировании. Дисциплина в школе была настолько жесткой, что запрещалось ученикам говорить в течение года.

Начало классического этапа приходится на творчество Демокрита (460–370 гг. до н. э.), у которого философские и этические идеи оформляются в специальные понятия. Главной его заслугой является попытка определения критериев различия добра и зла. В качестве ключевого понятия он выделил удовольствие как философский термин. Под этим понятием он понимал спокойное состояние души после совершенного поступка. Ограничивая пороки (стяжательство, стремление к богатству) человек может достичь эвтюмии – благородного и спокойного расположения духа.

С именем Сократа (469–399 гг. до н. э.) связано оформление рационалистического подхода. Основу его этических взглядов составил принцип познания. Самопознание у Сократа означало, прежде всего, познание человеком своего внутреннего мира. Он считал, что человек более всего нуждается в познании самого себя и своих дел, осознании того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение. Разум и познание определяют нравственно-этические основания. По мнению Сократа люди поступают в соответствии со своими жизненными целями и поступками. Они настолько правильны, насколько полезны. Блага и добродетели неразрывно связаны с пользой и счастьем. Высшее благо, по его мнению, есть удовлетворенность нравственным поведением. Счастье – это стремление к совершенствованию, к справедливой и добродетельной жизни. Добродетель не только знание, но и закон, а соответственно справедливо то, что законно. Не случайно С. Кьеркегор поступок античного мыслителя, принявшего яд, рассматривает как символ торжества долга над приговором. Пусть даже неправедного и несправедливого суда.

Под влиянием учения Сократа возникают так называемые «сократические школы». Первая школа – киренаики (основатель – Аристипп из Кирены (435–355 гг. до н. э.). Он полагал, что главная цель индивида – получение наслаждения. Удовольствие есть благо само по себе. Оно не зависит от способа удовлетворения и может вызываться самыми безобразными вещами. Удовольствия различаются по степени интенсивности, поэтому телесные удовольствия предпочтительнее духовных. Наслаждение – это ярко выраженное положительное переживание, следовательно, отсутствие страдания – это еще не наслаждение. Счастье – это совокупность наслаждений, и стремиться к ним надо ради них самих. Вместе с тем, переизбыток наслаждений приводит к страданиям. Человек не должен стать рабом наслаждений, чтобы этого избежать, следует обратиться к разуму. Следовательно, знания ценны не сами по себе, они нужны для того, чтобы лучше наслаждаться.

Вторая школа – киники (буквально – «собаки», в переносном смысле – «бесстыдный», «наглый»). Основные представители – Антисфен (435–370 гг. до н. э.), Диоген (412–325 гг. до н. э.). Это прозвище отражало образ их жизни. Многие поступки бросали вызов общественным приличиям: подчеркнутая нищета убранства (грубый плащ, надетый на голое тело, нищенская сума и посох), готовность открыто удовлетворять естественные надобности и т. п. Идеалом для киников выступал мифологический герой Геракл, сочетавший в себе огромную физическую силу, выносливость и житейскую непритязательность, умение переносить любые тяготы и ограничиваться только самым необходимым. Киники считали, что самым противоестественным человеческим чувством является стыд. Они полагали, что добродетель связана не столько с познанием, сколько с действием, она свободна от любых внешних требований. Личность автономна от всех социальных институтов. Антисфен полагал, что счастье совпадает с добродетелью и заключается во внутренней свободе человека и полной независимости от внешних норм. Автономность человека он усматривал в возврате к естественному состоянию. Его идеи своим поведением старался воплотить в жизнь Диоген. Он жил в бочке, не имел вещей, кроме плаща и лампы, отвергал все нормы приличия. Диоген не признавал ни семьи, ни отечества, называл себя «гражданином мира». Идея нравственной свободы личности получает у киников извращенное выражение, ибо приводит их к фактической деградации.

Этику Платона (428–348 гг. до н. э.) составило учение об идеях и учение о душе. Он выделил такие добродетели как мудрость, мужество, рассудительность и справедливость. Его этические понятия тесно взаимосвязаны с эстетическими. Все человеческие поступки, направленные к благу, прекрасны. Прекрасное само по себе нравственно полезно. Согласно Платону справедливость – не личная, а государственная добродетель. Добродетель, по Платону, красота и здоровье души, а, следовательно, господство божественного начала над животным. Нравственные ценности – благо, добро, справедливость, добродетель и честность имеют идеальный характер.

Основателем этики как системы знаний принято считать Аристотеля (384–322 гг. до н. э.). Для него гражданин неотделим от общества. Человек – существо общественно-политическое. Его этика тесно связана с политикой, с учением о сущности и задачах государства. Согласно философу через мышление человек делает правильный выбор в своих действиях и поступках, стремясь добиться счастья, воплотить в жизнь этический идеал. Аристотель считал чувственные влечения и страсти свойствами неразумной части души человека. Совершенствование человека должно происходить через познавательную деятельность, активное отношение к действительности и обретение власти над вожделениями и страстями. Аристотель приходит к выводу о практической бесполезности идеи блага, ее неприменимости на практике. Он, рассмотрев этику в плане человеческой, а не божественной воли, сделал человека ответственным за свою судьбу и благополучие.

Аристотелем завершается классический период в развитии античной философии. На позднем этапе (VI–III вв. до н. э.) этика из единого древа распадается на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др. Из совокупности течений следует особо отметить гедонизм. Воззрения Эпикура (341–270 гг. до н. э.) составили основу гедонизма (от греч. hedone – «наслаждение»). Он впервые сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей, которые он условно разделил на три группы:

  1. естественные и необходимые (сон, еда, и т. д.);
  2. естественные, но не необходимые (вкусно есть, сладко спать и т. д.);
  3. неестественные и не необходимые (жажда богатства, любовь к славе, стремление к памятникам и почестям при жизни и т. д.).

Мыслитель, говоря об удовольствиях, прежде всего, имел в виду наслаждения духовные. В качестве высшего блага он считал благоразумие. Он обосновывал практическую цель этической философии, состоящей в обучении искусству жизни. Нравственный идеал Эпикура – это безмятежный мудрец, способный уклониться от воздействия, как внешнего мира, так и от желаний и влечений, идущих от собственного существа. В целом этика Эпикура проповедовала умеренность, самоограничение, неучастие, повиновение, послушание.

Другим влиятельным этическим учением являлся стоицизм. Основателем этого направления был фокиец Зенон (336–264 гг. до н. э.), который основал свою собственную школу. Обычно он читал лекции в крытом портике, стены которого были расписаны в разные цвета (расписная Стоя). Отсюда название учения – «стоицизм». Стоическая философия возникает в сложный общественный период – период образования Римской империи, сопровождавшийся глубоким обеднением и обнищанием населения, которое стало испытывать тягу к спасению. В природе и обществе господствует судьба. Ее предписаний отменить нельзя. Человек должен стойко пере­носить все превратности случая, не споря с природой. Стоики провозглашали достижение стоической апатии через мудрость. Мудрец способен жить во внутреннем согласии с собой и природой. Он стоит вне страданий, судьбы и обстоятельств. Главная задача человека – приобретение мудрости, умение жить. Жить надо сообразно природе. Счастье – в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В качестве главных человеческих добродетелей предстают рассудительность, стойкость, мужество, самообладание, упорство, решительность, справедливость. Этика стоиков предлагала человеку принять мир таким, какой он есть, и противопоставить ему свою внутреннюю нравственную стойкость. Этика стоиков – это этика сурового долга, в случае нарушения которого более предпочтительной оказывается смерть.

Стоицизм внес значительный вклад в понимание специфики нравственности тем, что сделал добродетель практически единственным благом, а порок – единственным злом. Благодаря стоикам в этике было осмыслено то содержание нравственности, которое совпадает с должным. Они первыми разделили обязанности на совершенные, или прямые и обычные, или «средние». Этика стоиков, выдвинув положение, что все плоды земные произрастают ради человека, а люди существуют, чтобы оказывать друг другу взаимную пользу, стала одной из первой формой гуманизма.

Таким образом, как можно заметить, все течения стремились решить проблемы нравственности посредством обращения к рациональным методам познания.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!