Анна Ахматова и музыка

Содержание
Введение
Глава 1. Музыка, рождающая стихи
Глава 2. Географические источники музыкальности творчества  Анны Ахматовой
Глава 3. Музыка известных композиторов в творчестве Анны Ахматовой
Глава 4. Музыка в « Поэме без героя».
Заключение
Список использованной литературы

Введение

На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически – недаром Ахматова писала о «настоящем», «не календарном» Двадцатом веке – накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени «женская» поэзия – поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла у  первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.
Действительно, центром всей поэзии Анны Андреевны Ахматовой является любовь. «Великая земная любовь» – вот движущее начало всей ее лирики. Именно она заставила по-иному увидеть мир. В состоянии любви мир видится заново. Обострены и напряжены все чувства. Человек начинает воспринимать мир с удесятеренной силой, достигая в ощущении жизни вершин. Таких вершин помогает часто достичь и  музыка.
«Музыка всегда была со мною рядом- и в великие мгновения любви, и в тихие минуты покоя»,- говорила Ахматова.
И музыка со мной покой делила,
Сговорчивей нет в мире никого.
Она меня нередко уводила
К концу существованья моего.

Когда Анна Ахматова написала теперь всем знакомые слова —
Подумаешь, тоже работа —
Беспечное это житье:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за свое,
она, как кажется, меньше всего думала об их переносном смысле. Почти все четверостишие внешне иронично — и снисходительное «подумаешь» о работе поэта, и житье у него (у нее особенно!) «беспечное», и даже некоторый упрек в подлоге — «выдать за свое»... Но вот «подслушать у музыки» — тут нет ни малейшей иронии. Ахматова приглашает читателя, как нынче принято выражаться, заглянуть в ее творческую лабораторию. Примем это приглашение...
Итак, музыка  - это один из основных стихотворных импульсов. Такое пристрастие — и у ее предшественника Блока, и у современника — Пастернака. Однако у Ахматовой исходная музыкальность окрашена в совершенно иные тона. Это не блоковская музыка сфер с ее несколько мистическим налетом и не пульсирующий звуковой поток, опаленный пастернаковским воображением. Музыка, как и все окружающее, воспринимается и преломляется Ахматовой по законам прекрасной ясности. Проще говоря, музыка в ее стихах это музыка как таковая, ее реальное звучание, окружающее лирическую героиню. Склонный к эффектным параллелям, В. Шкловский сравнивал Ахматову с мастером лимузинов, и, приведя строчки 1913 года -
Звенела музыка в саду
Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
комментировал: «Поэзия жаждала конкретности. Сравнительность, метафоричность ушла в глубь стиха. Музыка сопоставлена с запахом устриц, а устрицы возвращают море». Пожалуй, тут и сопоставления нет никакого, просто звуки и запахи естественно соседствуют в реальных обстоятельствах. Сказывается лирическая дерзость, которая, по словам Льва Толстого, отличает истинных поэтов.
Снова вспомнив Пастернака, можно сказать, что музыка у него часто становится объектом для стихотворного перевода. Для Ахматовой она, как правило, только повод, таинственный намек, ведущий к стихам.
Итак, тема нашего исследования – музыка и Ахматова. Целью для нас являлось раскрытие и выделение проявлений музыкальности, воплощений музыки в творчестве Ахматовой. Объект исследования – творчество Анны Андреевны Ахматовой, предмет -  музыкальность творчества, музыка как один из импульсов, побуждающих к творчеству.
Для раскрытия поставленной цели, мы решали следующие задачи:
 раскрыть музыкальные импульсы, побуждающие к  поэтическому творчеству;
 выделить   основные «географические» источники музыкальности творчества поэтессы;
 указать те музыкальные имена, чья музыка воплощалась в произведениях, давала толчок творчеству;
 охаратеризовать ахматовскую «Поэму без героя» как «воплощенную музыкальность».
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Страниц: 1 2 3 4
Комментарии к записи "Анна Ахматова и музыка"
Оставить комментарий
  1. Малоизвестный памятник Анне Ахматовой в Киеве http://kiev-foto.info/index.php/ru/dneprovskij/908-pamyatnik-anne-akhmatovoj

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!