Анатомофизиологические особенности 10-ти летнего ребенка

План:

1. Антропометрические особенности ……………………………………….3

2. Кожа и кожный слой……………………………………………………….4

3. Дыхательная система……………………………………………………….5

4. Сердечно-сосудистая система……………………………………………..5

5. Пищеварение………………………………………………………………..6

6. Особенности выделительной системы……………………………………6

7. Эндокринная система………………………………………………………7

8. Костно-мышечная система………………………………………………...8

9. Нервная система……………………………………………………………9

Вывод …………………………………………………………………………12

Литература ……………………………………………………………………12

1. Антропометрические особенности

Длина и масса тема, окружность грудной клетки являются основными показателями физического развития. Длина тела (основной показатель физического развития) служит вместе с тем основанием для правильной оценки массы тела и окружности грудной клетки, установления абсолютных и относительных величин площади поверхности тела, окружность грудной клетки в известной степени характеризуют развитие органов дыхания и скелета. Процесс изменения данных показателей с момента рождения до наступления зрелости протекает неравномерно: ускорение чередуется с замедлением.

Для ребенка 10-ти лет характерен период относительного замедления темпа роста и увеличения массы тела. В этом возрасте различия между мальчиками и девочками несущественны: для мальчика нормой является рост 137,7 см, а вес - 32,2 кг, для девочки - рост 136,3 см, вес – 32,5 кг.

Рассмотрим также пропорции тела 10-тилетнего ребенка.

По некоторым показателям развития большой разницы между мальчиками и девочками младшего школьного возраста нет, до 11-12 лет пропорции тела у мальчиков и девочек почти одинаковы. В этом возрасте продолжает формироваться структура тканей, продолжается их рост.

В данном возрасте соотношение между высотой головы и общей длиной тела составляет всего 1/7. Окружность головы у мальчиков в среднем составляет 53 см ±2см, у девочек несколько меньше – 52,5 ±2см.

Интенсивность роста грудной клетки связана с общим ускорением и развитием расположенных в ней органов. В процессе роста грудная клетка становится более плоской.

Развитие грудной клетки можно изучать на основании измерений поперечного диаметра (ширины), переднезаднего размера (глубины), косых диаметров (справа и слева), соотношения ширины и глубины грудной клетки (грудной индекс), величины окружности грудной клетки и ее истинной формы. Упругость грудной клетки можно определить путем измерения амплитуды дыхания.

И у мальчиков и у девочек в возрасте 10-ти лет грудная клетка растет медленнее, чем в возрасте 7-9 лет: сагиттальный диаметр составляет 15 см±2 см, трансверсальный диаметр составляет у мальчиков 22 см, у девочек 21см. Грудная клетка меняет форму, превращаясь в конус, обращенный основанием кверху. Благодаря этому, становится больше жизненная емкость легких. Средние данные жизненной емкости легких у мальчиков 10 лет - 2100 мл, у девочек 10 лет - 2000 мл. Ежегодное увеличение жизненной емкости легких равно, в среднем, 160 мл у мальчиков и у девочек этого возраста.

Грудной индекс (соотношение глубины и ширины грудной клетки) дает представление о форме грудной клетки. При рождении он равен 100. При уплощении грудной клетки в процессе роста величина индекса постепенно уменьшается. Величина грудного индекса при нормальном развитии у мальчиков равна 70,5 ± 2, у девочек – 71,5± 2.

Для определения максимально допустимой массы тела (МДМТ), используется индекс Брока: МДМТ (кг) = рост (см) – 100 + 5

(5 кг прибавляется в случае гиперстенического и отнимается – в случае гипостенического типа конституции).

Отношение К реальной массы тела (РМТ) к МДМТ определяется по формуле: К = РМТ х 100% / МДМТ.

3. Оцените полученный индекс:

К < 15% – норма;

К = 15–24% – ожирение 1-й степени;

К = 25–49% – ожирение 2-й степени;

К = 50–99% – ожирение 3-й степени;

К > 100% – ожирение 4-й степени.

Должный вес (ДВ) с учетом роста и возраста можно определить по формуле.

Для детей: ДВ = 9,5 + 2 х В;

где Р – рост, В – возраст.

Росто-весовой индекс Кетле (ИК) рассчитывается по формуле: ИК = РМТ(кг) / [длина тела (м)]2. Для 10 лет индекс Кетле составляет 17 единиц. Увеличение индекса на 2 единицы свидетельствует об избытке массы, а уменьшение на 2 единицы – о дефиците массы.

2. Кожа и кожный слой

Кожа - орган с чрезвычайно сложным строением и функциями, она играет в жизни организма огромную роль. Это покров, не только ограждающий организм от неблагоприятных воздействий окружающей среды, но и тесно связывающий его с этой средой благодаря многочисленным нервным рецепторам, которые в нем заложены.

Кожа представляет собой обширное рецептивное поле, способное воспринимать тактильные, температурные и болевые раздражители.

Кожа состоит из 2 слоев – эпидермиса и дермы.

К 10-ти годам коллагеновая ткань, составляющая основы дермы, и состоящая из рыхлых пучков, становится все толще, пучки становятся плотнее. К 10-ти годам увеличиваются толщина, дина и количество эластичных волокон, переплетающихся в виде клубков.

Что касается подкожного жирового слоя, то его максимальное накопление наблюдается в период, предшествующий началу пубертатного развития, - в 9-10 лет. До 12 лет подкожный жировой слой увеличивается одинаково как у мальчиков, так и у девочек, у мальчиков составляет приблизительно 55 мм, у девочек – 65 мм.

Потоотделение. Полного развития большинство потовых желез достигает лишь к 5-7 годам. Объем потовой железы у 10-летнего ребенка составляет 0,0070- 0,0115 мм3

Сальные железы. О динамике секреции сальных желез можно судить по величине индекса, отражающего толщину жировой пленки на волосе. В возрасте 10 лет это индекс составляет 1,52.

3. Дыхательная система

В концу младшего дошкольного возраста (к 10 годам) функция дыхания остается все еще несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у ребенка этого возраста относительно учащенное и поверхностное; в выдыхаемом воздухе 2% углекислоты (против 4% у взрослого). Иными словами, дыхательный аппарат детей функционирует менее производительно. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Частота дыхания в возрасте 10 лет составляет 20-22 раза в минуту. До 8-9 лет величина вентиляции легких у мальчиков и девочек примерно одинакова. Дыхательный объем в возрасте 10-ти лет составляет 200мл. Жизненная емкость легких равна 2800-3000 мл.

4. Сердечно-сосудистая система

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Другими словами, кровь доставляет питательные вещества и кислород ко всем клеточкам нашего организма и принимает в себя те продукты жизнедеятельности, которые необходимо вывести из организма человека. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Масса сердца приближается к норме взрослого человека: 4 кг на 1 кг общего веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека.

Сердце ребенка 10-ти лет лучше справляется с работой, т.к. просвет артерий в этом возрасте относительно более широкий. Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых. К 7-8 годам оно равняется 99/64 мм. рт.ст., к 9-10 годам - 105/70 мм рт.ст. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше - до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей

5. Пищеварение

Пищеварение – это процесс расщепления пищевых структур до компонентов, утративших видовую специфичность и способность всасываться в желудочно-кишечном тракте.

В 10-ти летнем возрасте продолжается смена молочных зубов: меняются 4 клыка. К 10-ти годам желудок приобретает форму, характерную для взрослого человека. Емкость желудка в возрасте 10-ти лет достигает 750-800 мл, а у взрослого равна 1500-2000 мл. До 10-тилетнего возраста кислотность желудочного сока повышается у детей мужского и женского пола параллельно, затем бывает более высокой у мальчиков.

В целом органы пищеварения развиваются постепенно, увеличивается их вес и размер, приближаясь к норме взрослого человека. В этот возрастной период начинается интенсивный рост тонкой кишки. К 10 годам она достигает размера 588,9 см. Слизистая оболочка тонкая, ворсинок в тонкой кишке детей меньше, чем у взрослых. Толстая кишка у 10-тилетнего ребенка равна длине его тела и выполняет резервуарную, гидролитическую и всасывательную функции, ее длина 140,8см.

К 10-ти годам уже завершена качественная и количественная стабилизация микрофлоры кишечника, по основным показателям она близка к микрофлоре взрослого человека.

6. Особенности выделительной системы

Выделение является последним этапом в совокупности процессов обмена веществ между организмом и окружающей средой. Эту функцию выполняют многие органы: почки, легкие, кожа, желудочно-кишечный тракт. Главными выделительными органами являются легкие и почки.

На ранних этапах постнатального развития почки способны удовлетворительно поддерживать водно-солевой гомеостаз организма. Различные процессы образования мочи формируются неодновременно. Созревание всех морфологических структур почки в основном завершается к 5-7 годам. К 10-ти годам масса почек у мальчиков составляет 155 г, у девочек 140г.

По сравнению со взрослыми у детей способность к концентрированию мочи ограничена. В процессе созревания почки ее способность концентрировать мочу возрастает и достигает нормы у взрослого в начала второго года жизни. В возрасте 10-ти лет ребенок выделяет за сутки как взрослый 800-1400 мл. Плотность мочи в этом возрасте приближена к норме взрослых и составляет 1012-1020. Мочеиспускания в возрасте 10 лет составляют 6-7 раз в сутки. Одной из причин частых мочеиспусканий является малый объем мочевого пузыря. У детей 10 лет он составляет 600мл. Мочеиспускательный канал к 10 годам у мальчиков достигает 10-11 см, у девочек – 3-4 см.

7. Эндокринная система

Эндокринной системе принадлежит весьма важная роль в развитии плода и ребенка. Гормоны, секретируемые эндокринными железами, в значительной степени определяют реализацию генетической программы индивидуального развития. Метаболические процессы (рост, физическое, умственное, половое развитие, иммунитет) находятся в зависимости от функций желез внутренней секреции. Некоторые железы (вилочковая железа — тимус, эпифиз) интенсивно функционируют в детском возрасте, другие — в зрелом.

Эпифиз. Верхний мозговой придаток принимает участие в механизме регуляции, определяющем половое созревание системы эндокринных желез, и интенсивно функционирует до 7 лет, затем начинается его атрофия

Вилочковая железа. После 2 лет относительная масса железы уменьшается, а абсолютная увеличивается и становится максимальной к 10-11 годам, также в этот период претерпевают наибольшее развитие. лимфатическая ткань и тимус.

Гипофиз и гипоталамус формируются на 2-м месяце эмбрионального развития. Их развитие продолжается до 4—7 лет. У детей развита промежуточная часть гипофиза, в то время как у взрослого она почти отсутствует.

Щитовидная железа начинает развиваться у эмбриона на 3-й неделе. К пубертатному возрасту масса щитовидной железы может удвоиться. Щитовидная железа оказывает влияние на рост, соматическое и психическое развитие всего организма. Йод содержащие гормоны щитовидной железы участвуют в регуляции деятельности основных систем организма: нервной (повышают возбудимость), сердечно-сосудистой (усиливают работу сердца, тонус сосудов, повышают артериальное давление).

Паращитовидные железы секретируют паратгормон, который вместе с витамином D является основным фактором регуляции обмена кальция и фосфора. Функция околощитовидных желез в 10-тилетнем возрасте в общем не меняется.

Поджелудочная железа формируется у плода на 3-м месяце, а полностью созревает только к 4-му году жизни Надпочечники — парное образование, располагающееся над верхними полюсами почек на уровне XI—XII грудных позвонков. Масса надпочечников изменяется с возрастом. постепенно увеличивается, достигая у подростков 11 лет массы надпочечников новорожденного.

Половые железы В период полового созревания происходит изменение количественного соотношения половых гормонов. К 12 годам у мальчиков андрогенов образуется в 1,5 — 2 раза больше, чем у девочек, а у взрослых мужчин — в 2,5 — 3,5 раза больше, чем у женщин.

8. Костно-мышечная система

Костная ткань формируется с рождения и постепенно заменяет хрящевую ткань. У детей в костной ткани преобладают органические элементы, чем обусловлена большая эластичность их скелета.

Постоянство шейной и грудной кривизны позвоночника устанавливается только к 7 годам. До этого возраста в положении лежа эти естественные изгибы сглаживаются. Поясничная кривизна позвоночного столба устанавливается лишь в 17—18 лет; сращение отдельных костей скелета, в частности костей таза, не закончено. Подвздошная, седалищная и лобковая кости срастаются в единую безымянную кость в основном только к 17— 18 годам. Вследствие этих особенностей при прыжках детей с высоты на твердую поверхность возможны смещения тазовых костей с последующим неправильным сращением.

Кости запястья только намечаются у новорожденного. В 10-12 лет завершается процесс их окостенения. К этому же времени заканчивается окостенение фаланг пальцев.

С костной системой органически связана мышечная система, так как они совместно обеспечивают движения человека. Прежде всего развиваются крупные мышцы (мышцы туловища, преимущественно спины, плеча, предплечья, бедра и др.). Они становятся хорошо развитыми в 6—7 лет. Вместе с тем даже к этому возрасту мелкие мышцы (например, мышцы кисти рук) оказываются еще далеко не развитыми. В связи с этим дети младшего возраста в значительной мере овладевают основными видами естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), но точная координация движений с учетом мелких мышц у них еще недостаточно совершенна, им трудно производить мелкие и точные движения.

Детям в 10-летнем возрасте присуща большая подвижность, но из-за несовершенства координации движений, а отсюда неэкономной затраты сил при организации трудовой деятельности на занятиях по физкультуре рекомендуется давать для выполнения такие упражнения, которые способствовали бы развитию и совершенствованию основных двигательных координации.

К 10—12 годам дети приобретают способность по своему желанию распределять нагрузку на разные группы мышц, движения их становятся более координированными и точно воспроизводятся в заданном ритме.

С возрастом мышечная система увеличивается и развивается. Так, если у новорожденного масса всех мышц составляет 23% от массы тела, а в 8-10 лет 27%. Увеличение массы мышц сопровождается нарастанием силы. С нарастанием силы повышается способность организма к длительной деятельности; вместе с тем совершенствуется координация движений и умение владеть своим телом. Повышение точности и координации движений с возрастом обусловлено не только развитием самих мышц, но преимущественно совершенствованием центральной нервной системы, формированием двигательного анализатора.

Мышцы в 10-тилетнем возрасте очень слабо фиксируют позвоночник в статических позах. Кости скелета, особенно позвоночника, отличаются большой податливостью к внешним воздействиям. Поэтому осанка ребят представляется весьма неустойчивой, у них легко возникает асимметричное положение тела. В связи с этим, можно наблюдать искривление позвоночника в результате длительных статических напряжений.

Чаще всего сила мышц правой стороны туловища и правых конечностей в этом возрасте оказывается больше, чем сила левой стороны туловища и левых конечностей. Полная симметричность развития наблюдается довольно редко, а у некоторых детей асимметричность бывает очень резкой.

Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы.

Различия между показателями мышечной силы у мальчиков и девочек выявляются по мере роста и развития и становятся более выраженными. В младшем школьном возрасте (7 — 8 лет) у мальчиков и девочек сила большинства мышечных групп одинакова. В дальнейшем разница в силе прогрессивно увеличивается. Этот процесс идет неравномерно.

У девочек к 10 годам мышечная сила возрастает настолько интенсивно, что они становятся относительно и абсолютно сильнее мальчиков. В дальнейшем отмечается преимущественное повышение силы мышц у мальчиков.

За период с 8 до 13 лет у мальчиков максимум средней силы увеличивается на 25 %, у девочек — на 21 %. Следует отметить, что по этим показателям юноши 18 лет лишь приближаются к нижней границе показателей взрослых.

Работоспособность мышцы с возрастом также увеличивается, причем прирост количества работы, выполняемой ребенком за 1 мин, изменяется неравномерно.

Изменяется также характер биоэлектрической активности мышц. У большинства детей 10 лет «пачки» импульсов нечетко выражены, часто отмечается непрекращающаяся электрическая активность. По мере роста и развития ребенка участки повышенной активности все четче разделяются интервалами, на протяжении которых биопотенциалы не регистрируются. Это указывает на повышение качества функционирования двигательного аппарата.

Утомление. Анализ мышечной работоспособности, зарегистрированной у детей 7-18 лет, показывает, что наибольшая эффективность отдыха для восстановления мышечной работоспособности отмечается в 7-9 лет, несколько уменьшается к 10 годам, резко уменьшается к 13-15 годам и снова повышается к 16-18 годам, не достигая, однако, уровня взрослых.

Выносливость. С возрастом организм ребенка по-разному приспосабливается к физической нагрузке на фоне нарастающего утомления. Это приспособление выражается в способности продолжения работы с неснижающейся мощностью. Наибольший прирост выносливости приходится на возраст 7-10 лет.

9. Нервная система

Благодаря зрению, слуху, осязанию, обонянию и вкусу человек воспринимает многообразие окружающей среды. Человек не только воспринимает, он анализирует, а затем и реагирует определенным образом на то, что воспринимает.

Сетчатая оболочка глаз, вкусовые сосочки на языке, воспринимающие нервные тельца в коже, являются периферическими отделами соответствующих анализаторов. Каждый анализатор, согласно учению И. П. Павлова, представляет единую функциональную систему, которая состоит из трех отделов: а) периферического, или воспринимающего, б) проводникового с промежуточными нервными центрами, в) мозгового, или центрального, представленного в коре головного мозга.

Мозговой, или корковый, отдел является высшим отделом анализатора. Именно в нем происходит высший анализ и синтез, обеспечивающие уравновешивание организма с внешней средой.

Оптическая система глаза претерпевает возрастные изменения. Хрусталик у детей очень эластичен, поэтому они обладают большей способностью к аккомодации, чем взрослые. Однако уже с 10-летнего возраста из-за постепенной потери эластичности изменяются преломляющие свойства хрусталика и объем аккомодации (т.е. наибольшее изменение преломляющей способности хрусталика при принятии им наибольшей выпуклой формы после максимального уплощения или в обратном направлении) снижается: с 10 до 15 лет он равен 14 дптр. Изменяется ближайшая точка ясного видения: в 10 лет она находится на расстоянии 7 см. К 8 — 12 годам дальнозоркость (гиперметропия) постепенно исчезает и глаза становятся эмметропическими в результате увеличения переднезаднего размера глазных яблок.

Слуховой анализатор. Острота слуха. Слуховой аппарат ребенка воспринимает звук разной высоты (частота тонов до 32000 Гц), взрослый — от 16 до 20000 Гц. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14—19 лет. С возрастом острота слуха постепенно снижается. При исследовании остроты слуха у детей и взрослых используют критерии не только частоты, но и силы (громкости) тонов.

Звуки до 30 дБ слышны очень слабо, от 30 до 50 дБ соответствуют шепоту человека, от 50 до 65 дБ — обыкновенной речи, от 65 до 100 дБ — сильному шуму, а выше 100 дБ — болезненно сильному шуму. При утрате способности воспринимать звуки от 30 до 70 дБ наблюдается затруднение при разговоре. При способности воспринимать звуки громкостью не менее 90 дБ (более слабые звуки не воспринимаются) констатируют почти полную глухоту. На развитие слуха у ребенка решающее влияние оказывает тренировка, особенно занятия музыкой.

Вестибулярный анализатор филогенетически наиболее древний, так как сила тяжести действует всюду и постоянно. Закладка вестибулярного анализатора происходит одновременно с закладкой слухового анализатора в виде единого слухового пузырька, и развивается он довольно быстро; миелинизация вестибулярного нерва у плода происходит на 4-м месяце. Способность дифференцировать направленность воздействия на вестибулярный аппарат (качание в разные стороны) появляется на уже на 2—3-м месяце жизни.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — это интегрированная деятельность высших отделов нервной системы, обеспечивающая сознание и индивидуальное поведение, что у человека является высшей ступенью адаптации в окружающем мире. Как известно, ключевым механизмом высшей нервной деятельности является условный рефлекс.

В возрасте 10-ти лет основные нервные процессы (возбуждение и торможение) обладают значительной силой, подвижностью, уравновешенностью и приближаются к таковым взрослого человека. Все виды внутреннего торможения достаточно развиты. Данная возрастная группа характеризуется быстрым упрочением условных рефлексов и условного (внутреннего) торможения, их устойчивостью к внешним воздействиям, более быстрой концентрацией нервных процессов. При образовании рефлексов на комплекс последовательно действующих раздражителей условная реакция вырабатывается сразу на весь комплекс.

В возрасте 10-11 лет любой раздражитель первой сигнальной системы может быть связан с раздражителем второй сигнальной системы. Сигнал первой сигнальной системы может быть заменен сигналом второй сигнальной системы и наоборот. Обеспечивается формирование любого сложного условного рефлекса и условного (внутреннего) торможения.

Центральная и периферическая нервная система, особенно кора больших полушарий головного мозга, в морфологическом и функциональном отношении к моменту рождения оказывается еще далеко не развитой. Особенно заметное увеличение массы мозга и основные изменения в его морфологическом строении происходят до 7 лет, общее же количество нервных клеток остается неизменным от рождения до конца жизни.

К 9-10 годам заканчивается анатомическое формирование структуры головного мозга, однако, в функциональном отношении он требует еще развития. В этом возрасте постепенно формируются основные типы "замыкательной деятельности коры больших полушарий головного мозга", лежащие в основе индивидуальных психологических особенностей интеллектуальной и эмоциональной деятельности детей (типы: лабильный, инертный, тормозной, возбудимый и др.).

Развитие второй сигнальной системы в виде письма, счета, чтения является задачей школы. В возрасте 9—12 лет деятельность коры головного мозга приобретает более совершенный характер, а в связи с этим и функции организма в большинстве своем становятся более совершенными.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что анатомо-физиологическое развитие ребенка 10-ти летнего возраста постепенно приближается к нормам развития взрослого человека.

К 10 годам уже окончательно сформированы внутренние органы, налажены их функции. Показатели развития пищеварительной системы, эндокринной системы близки к норме взрослого человека. В возрасте 10-ти лет основные нервные процессы (возбуждение и торможение) обладают значительной силой, подвижностью, уравновешенностью и приближаются к таковым взрослого человека. В процессе развития организм детей претерпевает сложную перестройку, вследствие чего он оказывается наименее устойчивым к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Но в целом в этом возрасте развитие различных систем (костно-мышечной, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой и др.) замедленно, организм готовится к скачку в период полового созревания.

Литература

1. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1982.

2. Обреимова Н.И., Петрухин А.С. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

3. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М.: Академия, 2000.

4. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология: учебник для вузов.- Ростов н/Д : «Феникс», 1999.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

(19.1 KiB, 58 downloads)

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!