Анализ сказки по детской литературе

Анализ сказки из сборника Тамары Крюковой «Сказки дремучего леса» - «Орел»

Для анализа мы выбрали одну из сказок сборника Тамары крюковой «Сказки дремучего леса»  - «Орел». Книга Тамары крюковой вышла в 2001 году.
По жанру, как видно из названия сборника, представленное произведение – это сказка. В данном произведении согласно жару символично название, а следовательно, все герои. Сама сказка, как и положено по жанру,  поучительна.
Смысл названия сказки «Орел» заключается в том, что главный действующий герой сказки – петух был сравнен хозяйкой с орлом, а далее, как этот «ореол орлиной славы был развенчан».
В сказке поднимается проблема хвастовства и зазнайства, но в то же  время смелости, чувства ответственности за судьбу близких.
Сюжет сказки состоит в том, что Петух, возомнивший себя Орлом, несмотря на все уговоры жителей курятника, решил взлететь «до орлиных высот», «быть выше других», покинуть родной дом и примкнуть к птицам высокого полета. Но курьезный случай, когда  коршун налетел на кур и схватил одну из них, позволил ему оправдаться перед своими близкими, вернуть себе былую славу защитника куриного семейства. Как и в традиционной сказке, петух – главный горой оживает на третий день
Композиция произведения, как и характерно для любой сказки, имеет свой зачин, где ставится основная проблема «Мне в курятнике торчать недосуг. Я к орлам подамся. Мне, орлу, коршуны да ястребы – не указ. Чего мне их бояться? Родню не тронут». После уговоров, что также часто присутствуют в народных сказках, наступает кульминационный момент – момент битвы с врагом. Как  и в любой сказке, враг остается наказанным, а  победитель познает истинное положение вещей.
В заключение сказки – мораль « только ведь курам орел ни к чему. А хороший петух каждому курятнику нужен».
Образ главного героя выписан очень ярко, колоритно -  «Грудь колесом, хвост шлейфом, гребешок набекрень. Хорош, нечего сказать»; «Петька – не промах, от неприятеля не побежал».  Петух – орел  показан возгордившимся,  зазнавшимся, но все же смелым, чувствующим ответственность за свое семейство.
В конце сказки – герой предстает перед нами – осознавшим свое  поведение и место в жизни  «Какой я орел? Петух я и есть !».
Главный герой характеризуется как через речь: «Мне в курятнике торчать недосуг. Я к орлам подамся. Мне, орлу, коршуны да ястребы – не указ. Чего мне их бояться? Родню не тронут», так и через поступок: он спас пеструшку о верной погибели. Описание поединка с коршуном занимает центральную часть сказки. Если в начале сказки Петух-орел, то потом, по ходу действия он становится  Петькой – осознанное снижение  образа. А в конце – после того, как главный герой понял, что вел себя неправильно, его автор назвал уже Петей.
В сказке идет авторское повествование.
Очень колоритен язык сказки. Лексика по большей части разговорная:  приосанился, торчать недосуг, вмиг сцапают, не лыком шит, ухватом шуганула, зыркнул.
Можно отметить и такую особенность данной  сказки как отсутствие прилагательных – эпитетов. В основном в тексте используются существительные, глаголы действия и наречия, то также характерно для жанра сказки.
Синтаксическое построение предложений сказки также соотносится с разговорной речью – используются простые предложения с однородными членами, бессоюзные сложные предложения  или сложносочиненные конструкции.
Раз хозяйка меня орлом назвала, так оно и есть. Уж она-то толк знает. Она, чай, поболе вашего, куриного, разумеет. разбойника крыльями бить.
Взмыл он вверх, когтищи выставил и с высоты на Петьку упал. Да Петя не лыком шит: через голову перекувырнулся, полхвоста потерял, а Коршуна сбросил да ещё и клюнуть изловчился. Коршун опять нападать.
На дворе такой шум да гам поднялся - мёртвый встанет. Прибежала на крик хозяйка да разбойника ухватом шуганула. Коршун взмыл в облака - и был таков. При описании  главного героя, основных сюжетных событий  используются разнообразные изобразительно-выразительные средства: традиционные сравнения, характерные для фольклора  - Грудь колесом, хвост шлейфом; коршун-разбойник, упал камнем вниз.  Используется в сказке традиционный прием олицетворения: все животные разговаривают,  выражают определенные чувства.  При описании героев в тексте применяются и емкие народные поговорки: не лыком шит; шум да гам поднялся – мертвый встанет. Традиционно используются и сказочные выражения типа: в путь-дорогу собираться,  знай на своем  стоит, откуда ни возьмись.
На мой взгляд, сюжет сказки имеет общекультурный характер, образы сказки символичны, они часто используются в поучительных сказках.
Данное произведение автором ориентировано на детей дошкольного возраста, оно может  быть использовано на занятиях в старшей и подготовительной группе, при обсуждении  нравственных поступков.

Орел

Взлетел Петух на забор, расправил крылья да как закричит:
- Ку-ка-ре-ку!
Грудь колесом, хвост шлейфом, гребешок набекрень. Хорош, нечего сказать.
Увидала его хозяйка, залюбовалась:
- Ну, у нас не петух, а прямо орёл, - говорит.
Услышал это Петька, приосанился.
- Мне, - говорит, - в курятнике торчать недосуг. Я к орлам  подамся.
Начал он в путь-дорогу собираться. Куры навзрыд и ну его отговаривать:
- На кого ж ты нас, Петя, оставляешь? Куда тебе к орлам?! Тебя коршун с ястребом вмиг сцапают.
А Петух - знай своё:
- Мне, орлу, коршуны да ястребы — не указ. Чего мне их бояться? Родню не тронут.
Подошла к нему Пеструшка и говорит:
- Да ты к луже-то подойди да на себя погляди. Какая ты им родня? Петух петухом.
Уговаривали-уговаривали, а Петька знай на своём стоит:
- Раз хозяйка меня орлом назвала, так оно и есть.
Уж она-то толк знает. Она, чай, поболе вашего, куриного, разумеет.
Поняли куры: Петьку не отговорить. Начали они прощаться, а тут, откуда ни возьмись - Коршун. Налетел разбойник, упал камнем вниз, Пеструшку схватил и хотел было в небо взмыть.
Видит Петька: своих обижают. Подскочил он к Коршуну да как клюнет его в голову. Оторопел Коршун от такого нахальства, курицу выпустил и на петуха кинулся. А Петька - не промах, от неприятеля не побежал. Только чуть отступил, разогнался - и ну разбойника крыльями бить. Понял Коршун, что с земли петуха не одолеть. Взмыл он вверх, когтищи выставил и с высоты на Петьку упал. Да Петя не лыком шит: через голову перекувырнулся, полхвоста потерял, а Коршуна сбросил да ещё и клюнуть изловчился. Коршун опять нападать.
На дворе такой шум да гам поднялся - мёртвый встанет. Прибежала на крик хозяйка да разбойника ухватом шуганула. Коршун взмыл в облака - и был таков.
Поглядела хозяйка, а Петя на земле бездыханный лежит. Всплеснула она руками, к петуху подбежала. Петя глаз приоткрыл, зыркнул, голову от земли оторвал, хотел было встать, да сил не хватило.
Подняла Петьку хозяйка и отнесла в дом. Два дня выхаживала, а на третий он пришёл в себя. Вышел во двор, куры его обступили и ну нахваливать. А Пеструшка подошла и говорит:
- Видно, хозяйка права, что ты - орёл. Ты меня от
верной погибели спас.
Сконфузился Петя:
- Какой я орёл? Петух я и есть.
Только ведь курам орёл ни к чему, а хороший петух каждому курятнику нужен.
Тамара Крюкова

(7.7 KiB, 55 downloads)

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Вы можете заказать оригинальную авторскую работу на эту и любую другую тему.

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистерские диссертации по праву в Челгу.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Архив сайта
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

magref@inbox.ru

+7(951)457-46-96

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!