Адаптация и реабилитация как методы социальной работы
Адаптация занимает существенное место в содержании социальной работы. Она характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта социальной работы с социальной средой, а с другой является отражением определенного результата социальной работы, который может выступать критерием ее эффективности. Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Под социальной адаптацией понимается процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности. В процессе адаптации человек выступает объектом воздействия социальной среды и активным субъектом, осознающим влияние этой среды. Процесс адаптации это широкая полифония усвоения социальных ценностей через механизмы социализации. Человек как активный субъект осваивает и использует в своей жизнедеятельности продукты человеческой цивилизации, к которым относятся управленческие, экономические, психологические, педагогические технологии и методы освоения социального пространства. Фактически все элементы человеческой культуры участвуют в формировании личности через механизм адаптации, которая является неотъемлемой составной частью, необходимой доминантой социального развития.
Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность как в переломные периоды жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ и обеспечивается соответствующей технологией.
Так, с распадом СССР увеличилось число лиц, которые стали переселенцами, беженцами, нередко и бомжами. Для этих групп населения создаются специальные ночлежки, общественные места питания и лечения. Но таких учреждений явно мало.
Среди взрослых людей и молодежи есть пьяницы, наркоманы и другие элементы преступного мира. Социальные работники наряду с правоохранительными органами ведут профилактическую работу, применяют адаптивные технологии по возвращению их к нормальной жизни.
Особой заботой и тревогой окружены дети-сироты, брошенные дети. С целью оказания им помощи созданы специальные сиротские дома, дома-приюты, широкое распространение получила технология оформления опеки и попечительства, создания приемной и фостерной семьи, а также усыновление (удочерение).
В практике социальной работы технология регулирования адаптивными процессами приобретает особую значимость в стационарных социальных учреждениях для детей и взрослых, в том числе в домах-интернатах для престарелых.
Реабилитация социальная восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде; представляет из себя процесс, направленный на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Реабилитация социальная является частью и условием нормальной адаптации личности. В процессе реабилитации социальной различают уровни: медико-социальный, профессионально-трудовой, правовой, психологический, социально-бытовой, каждый из которых включает в себя определенный набор методов реабилитации.
Успешное осуществление реабилитации социальной во многом зависит от соблюдения ряда принципов: этапности, комплексности, преемственности и последовательности в проведении реабилитационных мероприятий, обязательности и добровольности, доступности и преимущественной бесплатности для наиболее нуждающихся в реабилитации социальной (одинокие матери, пенсионеры и пожилые люди, больные и инвалиды, безработные, беженцы, мигранты и т. п.).