Земская и городская реформы 1864 года

17 Ноя 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Проведение крестьянской реформы потребовало изменения всей системы местного управления. В ходе начавшихся преобразований местного самоуправления правительство попыталось, с одной сторо­ны, привлечь куправлению на местах предпринимательские слои, кре­стьянство и городских жителей, с другой - сохранить власть в руках дворян-помещиков.

1 января 1864 г. было утверждено «Положение о губернских и уез­дных земских учреждениях». Для решения вопросов местного значе­ния создавались уездные и губернские органы самоуправления: вуездах - уездное земское собрание и уездная земская управа, в губерни­ях - губернское собрание и губернская земская управа. Нужно отме­тить, что земские органы не имели стройной и централизованной сис­темы. Не было создано органа, возглавлявшего и координировавшего работу всех земств. Когда в 1865 г. Санкт-Петербургское губернское земское собрание поставило вопрос об образовании такого органа, оно было попросту закрыто правительством. Реформа не создала также и низшего звена, которое могло бы замкнуть систему земских учрежде­ний - волостного земства. Попытки многих земских собраний на сво­их первых сессиях поставить этот вопрос были пресечены правитель­ством.

Земские собрания как в уезде, так и в губернии собирались один раз в год (своеобразные сессии), заседали несколько дней, решая на­сущные проблемы. В перерывах между ними действовали управы (председатель и 2-6 членов), избиравшиеся из числа гласных. Члены управ работали постоянно и получали жалованье из земских сборов, размеры которого определялись собранием. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства. Председа­тель уездной управы утверждался в должности губернатором, предсе­датель губернской управы - министром внутренних дел.

Члены уездных и губернских земских собраний назывались глас­ными и избирались на 3 года в ходе двустепенных выборов, в которых участвовало все местное население, разделенное на три избиратель­ные курии. Закон выделял:

1) курию уездных землевладельцев, состоявшую преимуществен­но из дворян-помещиков. К ним причислялись собственники от 200 до 800 десятин земли по разным уездам. Уездные землевладельцы с мень­шим цензом участвовали в выборах через уполномоченных;

2) городскую курию. Ее участники должны были располагать купе­ческим свидетельством либо предприятием определенного размера, или домом, оцененным суммой от 500 до 3 000 рублей в разных городах;

3) сельскую курию. Здесь имущественный ценз не был установ­лен, но была введена система трехступенчатых выборов: крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на со­брание, которое избирало земских гласных.

Курии избирали выборщиков, а выборщики на своих собраниях - депутатов (гласных) в уездные собрания (от 10 до 96). На уездных со­браниях избирались члены губернского собрания (от 15 до 100). Чис­ло уездных гласных от землевладельцев превышало число гласных от городских избирателей и сельских обществ. Это обеспечивало преобладание дворян в земских учреждениях. В 1865-1867 гг. дворяне со­ставляли 46% гласных, свыше 34% крестьяне, 10,2% купцы, остав­шуюся часть делили между собой духовенство и представители других сословий.

Депутатами земских собраний могли стать мужчины не моложе 25 лет, не опороченные по суду.

Избирательное право, введенное в России реформами, еще не было прямым, всеобщим и равным. Избиратели разделялись по полу, иму­щественному (для собственников) и возрастному цензам. Выборы были многоступенчатыми. И все же оно стало более демократичным, чем прежде. Избирательным правом обладали крестьяне, в которых царс­кое правительство видело опору своей власти. За женщин по доверен­ности могли голосовать их мужья и сыновья.

Земские органы создавались «для содействия правительству в ве­дении местных хозяйственных дел». Земства занимались заведовани­ем капиталами, имуществами и деньгами земства, попечением о раз­витии местной торговли и промышленности, содействием развитию народного просвещения и здравоохранения, строительством дорог, аг­рономической и зоотехнической помощью, общественным призрени­ем и т.п. В компетенцию земских органов входило также распределе­ние государственных и утверждение местных налогов. На земские сбо­ры, установленные для всех категорий населения, строились школы и больницы, богадельни и ночлежные дома, дома престарелых и сирот.

Земские органы работали под непосредственным контролем и в тесном контакте с государственными органами. Производить сборы и проводить в жизнь решения им помогали уездные исправники, важ­нейшие их решения требовали санкции губернатора, который утверж­дал выборы уездных земских управ. Председатели губернских управ утверждались министром внутренних дел.

Земская реформа была проведена в 34 из 59 российских губерний. Ее положения не действовали на территории Польши, Финляндии, в Прибалтике, где было особое национальное управление. Они не расп­ространялись на Сибирь, некоторые северные и южные губернии (Ар­хангельскую и Астраханскую), в которых отсутствовали дворянство и помещичье землевладение.

Земства внесли огромный вклад в развитие отечественного хозяй­ства и культуры и подготовили почву для введения в стране всеобщего начального обучения. Работа в земских органах способствовала фор­мированию гражданского сознания российской интеллигенции. Зем­ства стали своеобразной политической школой, через которую прошли многие представители либерального и демократического обще­ственных направлений.

Городская реформа проводилась по принципу земской. 16 июля 1870 г. было утверждено «Городовое положение», закрепившее сис­тему органов городского общественного управления. В городах созда­вались бессословные городские избирательные собрания и городские думы в качестве распорядительных органов и городские управы в ка­честве их исполнительного органа. Возглавлял городскую Думу и уп­раву городской голова, утверждаемый губернатором или министром внутреннихдел. Городской голова и члены управы избирались Думой и получали жалованье.

Функции городских органов самоуправления были аналогичны зем­ским. В компетенцию городского управления входили благоустройство, попечение о развитии торговли, устройство больниц, школ, противо­пожарные меры и городское налогообложение. В пользу города Дума могла устанавливать сборы.

Органы городского самоуправления строились на буржуазной, цен­зовой основе, без учета сословной принадлежности. В выборах уча­ствовали лица, достигшие 25-летнего возраста, владевшие недвижи­мостью, промышленными или торговыми предприятиями, занимавши­еся кустарными промыслами или мелкой торговлей и представлявшие любое сословие. В зависимости от выплачиваемых городских налогов они были разделены на три разряда. Каждый разряд состоял из соб­ственников, уплачивавших по 1/3 общей суммы налогов: крупных, средних, мелких. Каждый разряд давал l/З членов Думы. Естествен­но, что представительство первыхдвух категорий собственников (вла­дельцев недвижимости) было большим. Имущественный ценз ограни­чивал количество избирателей, участвовавших в выборах. Не допус­кались к выборам лица, подвергавшиеся суду, отрешенные от должно­сти, подследственные, лишенные духовного сана. Юридические лица и женщины участвовали в выборах через представителей. Голосова­ние было тайным.

Городские думы и управы действовали в течение 4 лет. В составе дум работало от 30 до 72 депутатов (в Москве - 180, в Санкт-Петер­бурге - 250). Были установлены некоторые ограничения. Так, число лиц нехристианского вероисповедания, допускавшееся в состав упра­вы, не могло превышать одной трети. Городским головой не могло быть лицо еврейской национальности.

К концу XIX в. городское самоуправление было введено в 621 из 707 городов России.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!