Зарубежный опыт регулирования кадровой политики в международном туризме

28 Авг 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Решение кадровых проблем наряду с прочими, рассмотренными выше, также является прерогативой государственных органов управления туриз­мом. Сказанное не предполагает обязательной кадровой подготовки в рам­ках государственных учебных заведений и в меньшей степени распространя­ется на сам процесс обучения. Вместе с тем признанной в международном масштабе практикой является контроль со стороны государства за общи­ми требованиями, которым должны соответствовать работники туристской сферы. Для этого разрабатываются и принимаются на государственном уровне профессиональные стандарты и квалификационные требования к лицам, занимающимся той или иной профессиональной деятельностью в туризме. Однако прежде чем переходить к вопросам регулирования кад­ровой проблемы, необходимо определить понятие «туристская профессия», что позволит более четко представить себе объект регламентирования.

В настоящее время не существует списка туристских профессий, при­нятого на международном уровне, хотя эта работа предусмотрена плана­ми ВТО. Такое положение обусловлено в первую очередь тем, что в ту­ризме осуществляется деятельность, относящаяся и к другим секторам, в которую вовлекается как местное население, так и туристы из других реги­онов или стран (местный транспорт, торговля, спортивные, культурные, сангигиенические услуги и т.д.). ВТО совместно с ООН предприняла ряд шагов в направлении разграничения и описания туристских профессий. Первым таким шагом было определение видов деятельности в туризме (СИКТА).

Часто на практике классификация туристских профессий или занятий напрямую зависит от реальной значимости этого сектора экономики (ко­торая существенно разнится от региона к региону) в жизни страны или области.

Крещению проблемы определения понятия «туристская профессия» удобно было бы подойти с двух сторон: теоретической и практической. В теоретическом плане это понятие должно вытекать из концепции поня­тия «туризм». Но, принимая во внимание то, что это определение оставля­ет свободу для разных вариантов классификации деятельности местного населения (которая может быть, а может и не быть отнесена к туристской), возникает насущная необходимость принятия на практике тех критериев, на основании которых можно разграничить туристские профессии. Сле­довательно, нужно установить профессии, которые определяют именно эту сферу деятельности, так, чтобы лица этих профессий предлагали услуги туристам непосредственно или опосредованно, но на которые не рас­пространялось бы законодательство других секторов народного хозяйства.

Анализ национальных законодательных и других регламентирующих актов позволяет сделать вывод о том, что туристскими профессиями мо­гут считаться в первую очередь профессии, связанные с приемом и обслу­живанием туристов и организацией поездок. Таким образом, в большин­стве стран объектом регламентации является прежде всего деятельность организаторов путешествий, турагентств, туроператоров, турпредстави-тельств, гидов и сопровождающих.

Профессиональная подготовка и государственное регулирование в туризме. Признание государством важности специальной профессио­нальной подготовки в туризме подтверждает, в частности, тот факт, что в большинстве стран для получения лицензии на занятие туристской дея­тельностью требуется специальное профессиональное образование. Ана­логичное требование предъявляется к лицам, желающим заниматься иной профессиональной деятельностью, связанной с приемом и обслуживани­ем туристов,- к гидам» сопровождающим, экскурсоводам и др. Нацио­нальное туристское законодательство Франции, Испании, Венгрии, Пор­тугалии и других стран предусматривают четкие требования к уровню общей и профессиональной подготовки для этих категорий работников.

Как мы уже говорили, Директива ЕС от 19 июня 1990 г. № 90/314/ СЕЕ ставит задачей гармонизировать законодательные и нормативные акты государств - членов ЕС в части, касающейся путешествий и отдыха в со­ставе комплексного туристского продукта.

Одним из основополагающих является положение о свободном вы­боре для граждан государств - членов ЕС места проживания и работы в границах Союза. В этом плане уже достигнут значительный прогресс. Так, были приняты директивы, касающиеся либерализации процесса пре­доставления ряда услуг, имеющих отношение к туризму и туристским про­фессиям: услуги ресторанов, кафе, гостиниц, некоторых категорий кем­пингов, гидов и сотрудников турагентств.

Директива ЕС № 89/48/СЕЕ, вступившая в силу в 1991 г., предусмат­ривает внедрение системы признания дипломов о высшем образовании в рамках Союза, а также устанавливает трехлетний минимум для профес­сионального образования.

Процесс координации профессиональных требований, имеющий це­лью способствовать свободному обмену занятых в производстве, коснул­ся сотрудников службы приема в гостиницах, экономического отдела, гор­ничных, работников ресторанов, барменов, кассиров, портье и поваров. Были согласованы требования к сопровождающим туристских групп, сотрудникам турагентства, сотрудникам службы по проведению конгрессов, сотрудникам рекламно-информационного туристского отдела, техническому персоналу службы приема в туристском агентстве, работникам парка отдыха.

Директива ЕС № 75/368/СЕЕ касается условий, в которых сопровож­дающие гиды и переводчики могут заниматься своей профессиональной деятельностью в качестве лиц, организующих поездку, и лиц, сопровож­дающих туристов. Положения этой Директивы не распространяются на экскурсоводов, работающих в местах, посещаемых туристами. В 1995- 1996 гг. в странах Западной Европы, входящих в Европейский Союз, был принят перечень профессий, соответствующих основным видам профес­сиональной деятельности в гостиничном и ресторанном секторе, а также сформулированы квалификационные требования к ним.

Туризм фигурирует в программах ЕС по профессиональному образо­ванию и подготовке.

Программа COMETпредусматривает сотрудничество туристских предприятий и университетов в области подготовки специалистов в сфере туризма с использованием новейших технологий и разработок.

Программа ERASMUS- гибкий инструмент межуниверситетского сотрудничества, рассчитанный на подготовку студентов и преподавате­лей в туризме по единой европейской программе и с единым дипломом.

Программа PETRAобеспечивает возможность получения дополни­тельного одногодичного или двухгодичного образования всем лицам, име­ющим среднее образование.

Кроме того, Директивой ЕС от 13 июля 1992 г. № 92/421/СЕЕ был принят трехлетний план развития туризма. Этот план начал осуществляться с января 1993 г.

Некоторые разделы плана касались туристских профессий, а именно:

- раздел «Межнациональное сотрудничество» предусматривал раз­витие сотрудничества в области туризма со странами Центральной и Вос­точной Европы и Магриба в целях передачи профессиональных навыков, а также разработку проектов маркетинга, создания новых малых и сред­них туристских предприятий, продвижения турпродукта;

-раздел «Образование» предусматривал решение задач распростра­нения среди молодежи информации о возможностях туристского образо­вания, поддержки планов международной кооперации университетов, школ туризма, профессионалов и туристских администраций, особенно в сфере культурного, сельского и экологического туризма.

Этот план был в основном выполнен.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!