Зарубежный опыт регламентации ответственности за организацию незаконной миграции

11 Июл 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Анализ отечественного законодательства по противодействию организации незаконной миграции показал тенденции его зарождения и развития. При этом весьма ин­тересен вопрос о современном действующем зарубежном законодательстве в этой части. Речь идет об уголовном законодательстве, прежде всего стран СНГ и дальнего зарубежья, что позволит отразить их специфику, провести сравнительный анализ норм современного отече­ственного и зарубежного законодательства, выявить существующие недостатки и взять все лучшее для совершенствования действующего законодательства.

Анализ зарубежно­го законодательства «открывает перед юристом новые горизонты, позволяет ему лучше узнать пра­во своей страны, ибо специфические черты этого права особенно отчетливо вы­являются в сравнении с другими системами. Сравнение способно вооружить юриста идеями и аргументами, которые нельзя получить даже при очень хоро­шем знании только собственного права»[1].

После распада СССР образовалось Содружество Независимых Госу­дарств (СНГ). Вновь образовавшиеся государства развиваются в русле общемировых тенденций с присущими им особенностями социально-экономического развития и правовой базой. Например, 26 мая 1995 г. была принята Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека[2]. Она восприняла основные идеи Евро­пейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В частности, ст. 22 Конвенции СНГ устанавливает: «1. Каждому, кто законно находится на территории какой-либо Договаривающейся Стороны, принадлежит в пределах этой территории право на свободное передвижение и свободу выбора местожительства.

2. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную».

В этой же норме содержится указание на то, что права, изложенные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, для охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц.

Другим важным положением, регулирующим правовой статус граждан СНГ, является предусмотренное в ст. 24 Конвенции СНГ положение о том,  что «каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство». Наличие гражданства не только предоставляет гражданам  права, но и возлагает на них определенные обязанности.

Статья  25 Конвенции СНГ указывает на то, что «никто не может быть выслан в индивидуальном порядке или в результате коллективного мероприятия с территории государства, гражданином которого он является.

Никто не может быть лишен права на въезд на территорию государства, гражданином которого он является.

Иностранец, законно находящийся на территории любой Договаривающейся Стороны, может быть выслан только во исполнение законно принятого решения и должен иметь возможность представить доводы против высылки.

Коллективная высылка иностранцев запрещается».

Положения данной Конвенции гарантируют стабильность проживания граждан в своей стране, их правовую защищенность.

Следует согласиться с утверждением о том, что «в современных условиях четко просматривается стремление государств повысить эффективность контроля за выполнением ме­ждународных договоров, что отражает объективную закономерность развития международного сообщества. Это стремление выражается в том, что, принимая международные конвенции, государства закладывают в них механизмы кон­троля за выполнением соответствующих обязательств»[3].

Уголовное законодательство стран СНГ относится к так называемой романо-германской сис­теме права, которая во многом основана на Модельном кодексе стран СНГ, но с некоторыми особенностями. Это объясняется бли­зостью социально-политической и экономической ситуации, а также существо­ванием в исторически недалеком прошлом единой правовой системы. К тому же в ныне самостоятельных независимых государствах законы создают люди, которых объединяет одинаковая база уголовно-правовых взглядов, заложенная единым, по сути, юридическим образованием. Одновременно каждая их быв­ших республик движется в развитии уголовного законодательства своим собст­венным путем. Все это, вместе взятое, создает благоприятные условия для вза­имного использования опыта уголовно-правовой охраны прав и свобод человека[4].

Организация незаконной миграции во многих за­рубежных странах относится к категории весьма серьезных преступлений. Нельзя сказать, что все действия, образующие организацию незаконной миграции, одинаково изложены в диспозициях статей уголовно­го закона. Они отличаются по объекту, конструкции объективной стороны, ха­рактеристике последствий, способу и другим признакам объективного и субъ­ективного характера.

Анализ законодательства стран СНГ позволяет классифицировать нормы, предусматривающие ответственность за организацию незаконной миграции, на два вида. Во-первых, нормы, которые имеют непосредственное отношение к данному виду преступной деятельности и имеют одноименное название. Это Уголовный кодекс Республики Беларусь и Уголовный кодекс Республики Казахстан. Во-вторых, нормы, имеющие опосредованное отношение к данному виду преступной деятельности, предусматривающие ответственность за подобные деяния. Это нормы, предусматривающие ответственность за незаконную переправку (выезд, пересечение, перемещение) и другие действия, связанные с незаконным перемещением лиц через Государственную границу (УК Украины, Республики Узбекистана, Азербайджанской Республики, Грузии, Туркменистана, Таджикистана и Кыргызской Республики) и др.

В Уголовном кодексе Республики Казахстан[5] (далее − УК РК) в главе 14 «Преступления против порядка управления» в ст. 330 – 2 «Организация незаконной миграции»  предусматривается ответственность за организацию незаконной миграции путем предоставления транспортных средств либо поддельных документов, либо жилого или иного помещения, а также оказания гражданам, иностранцам и лицам без гражданства иных услуг для незаконного въезда, выезда, перемещения по территории Республики Казахстан (ч. 1), что наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до десяти месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Специфика объективной стороны организации незаконной миграции состоит в предоставлении транспортных средств либо поддельных документов, либо жилого или иного помещения, а также оказании гражданам, иностранцам и лицам без гражданства иных услуг для незаконного въезда, выезда, перемещения по территории Республики Казахстан.

Квалифицирующим признаком (ч. 2) являются те же деяния, совершенные организованной группой либо с использованием служебных полномочий,  что наказывается лишением свободы на срок до пяти лет[6].

Если групповая форма преступной деятельности присуща и законодательству РФ (п. «а» ч.2 ст. 322.1 УК РФ), то использование  служебных полномочий является специфической особенностью УК РК,  что может быть учтено отечественным законодателем.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь[7] (далее − УК РБ) в главе 33 «Преступления против порядка управления» в ст.371.1. «Организация незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» предусматривается ответственность за организацию незаконного въезда на территорию Республики Беларусь, пребывания на территории Республики Беларусь или выезда с территории республики Беларусь иностранных граждан или лиц без гражданства (ч. 1), что наказывается арестом на срок до шести месяцев или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Так же, как и УК РФ, ст. 371.1. УК РБ  предусматривает ответственность за организацию незаконного въезда на территорию Республики Беларусь, пребывания на ее территории или выезд с территории республики Беларусь иностранных граждан или лиц без гражданства. Отличие состоит в отсутствии указания на транзитный проезд через территорию указанного государства и более суровой санкции – до пяти лет лишения свободы.

При этом вызывает интерес анализ квалифицирующих признаков   (ч. 2) : то же деяние, совершенное способом, представляющим опасность для жизни или здоровья иностранных граждан или лиц без гражданства, либо связанное с жестоким или унижающим их достоинство обращением, либо совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации[8].

Законодатель Республики Беларусь акцентировал внимание, прежде всего,  на способе организации незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства − представляющим опасность для жизни или здоровья иностранных граждан или лиц без гражданства, либо связанное с жестоким или унижающим их достоинство обращением.

В данном случае имеет место дополнительный объект уголовно-правовой охраны, общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни или здоровья иностранных граждан и лиц без гражданства, их честь и достоинство. Это нашло свое отражение и в санкции анализируемой нормы − наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.

В Уголовном кодексе Украины[9] (далее – УК РУкр.) в разделе 14 «Преступления в сфере охраны государственной тайны, неприкосновенности государственных границ, обеспечения призыва и мобилизации» в ст. 332 «Незаконная переправка лиц через государственную границу Украины» предусматривается ответственность за организацию незаконной переправки лиц через государственную границу Украины, руководство такими действиями или содействие их совершению советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий (ч.1), что наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет с конфискацией транспортных либо иных средств совершения преступления.

Объективная сторона данного состава преступления характеризуется альтернативными действиями, выражающимися в  организации незаконной переправки лиц через государственную границу Украины, руководство такими действиями или содействие их совершению советами, указаниями, предоставлением средств или устранением препятствий.

Незаконная переправка включает действия по въезду, выезду или транзиту через государственную границу Украины. Однако данная норма не конкретизирует, о каких лицах идет речь, тогда как ст. 322.1 УК РФ предусматривает ответственность за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в РФ или незаконного транзитного проезда через территорию РФ.

Квалифицирующим признаком (ч. 2 ст. 332 УК РУкр.) являются те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц,  что наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией средств совершения преступления.

Следует обратить внимание на то, что санкция данной нормы является более суровой, чем ответственность по ч. 2 ст. 322.1 УК РФ за те же деяния, совершенные: а) организованной группой; б) в целях совершения преступления на территории РФ, что наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового.

В Уголовном кодексе Республики Узбекистан (далее УК РУ) [10] в разделе 5 «Преступления против порядка функционирования органов власти, управления и общественных объединений», в главе 15 «Преступления против порядка управления» имеются нормы, регулирующие миграционные процессы. Это ответственность за «Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан» (ст. 223) и «Нарушение правил пребывания в Республике Узбекистан» (ст. 224).

В ст. 223 «Незаконный выезд за границу или незаконный въезд в Республику Узбекистан» предусматривается ответственность за выезд за границу, въезд в Республику Узбекистан или переход границы в нарушение установленного порядка (ч. 1), что наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или лишением свободы от трех до пяти лет.

Уголовно наказуемыми являются такие действия, как выезд за границу, въезд в Республику Узбекистан или переход границы в нарушение установленного порядка. При этом не конкретизируется, в отношении какой категории лиц данная норма может быть применена. Местом совершения данного преступления является государственная граница, пересечение которой без установленных правил образует оконченный состав преступления.

Квалифицирующими являются те же действия, совершенные:

а) путем прорыва;

б) по предварительному сговору группой лиц;

в) должностным лицом, выезд за границу которого требует специального согласования.

Данные действия наказываются лишением свободы от пяти до десяти лет.

При этом ст. 223 УК РУ содержитпримечание: «Освобождаются от ответственности иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Узбекистан без надлежащего оформления въездных документов для использования права политического убежища, предусмотренного Конституцией Республики Узбекистан».

Нарушение правил пребывания в Республике Узбекистан (ст. 224 УК РУ)предусматривает ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил пребывания в Республике Узбекистан, то есть проживание без документов на право жительства в Узбекистане или по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка временной или постоянной прописки, передвижения или выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении срока пребывания, а равно несоблюдение порядка транзитного проезда через территорию Республики Узбекистан, совершенные после применения административного взыскания за такие же деяния (ч. 1), что наказывается штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или лишением свободы от одного года до трех лет.

Данная норма распространяется на иностранных граждан или лиц без гражданства и направлена на соблюдение ими правил пребывания в Республике Узбекистан.  Таковым является  проживание без документов на право жительства в Узбекистане или по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка временной или постоянной прописки, передвижения или выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении срока пребывания, а равно несоблюдение порядка транзитного проезда через территорию Республики Узбекистан. Уголовная ответственность наступает только  после применения административного взыскания за такие же деяния, что не присуще отечественному законодателю.

Ч. 2 ст. 224 УК РУ предусматривает ответственность за нарушение должностным лицом порядка приема иностранных граждан и лиц без гражданства, предусмотренного правилами пребывания их в Республике Узбекистан, совершенное после применения административного взыскания за такие же деяния, что наказывается штрафом от семидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или лишением свободы до трех лет.

Субъект данного преступления специальный – должностное  лицо, ответственное за прием иностранных граждан и лиц без гражданства, предусмотренного правилами пребывания их в Республике Узбекистан.

Профилактический потенциал, по нашему мнению, содержится в ч. 3 ст. 224 УК РУ, предусматривающей ответственность за непринятие гражданином, пригласившим в Республику Узбекистан иностранных граждан и лиц без гражданства по частным делам, мер по обеспечению временной прописки этих граждан, а также их выезда по истечении определенного им срока пребывания, а равно предоставление жилой площади, транспортных средств либо оказание им иных услуг, когда это заведомо влечет нарушение правил пребывания в Республике Узбекистан, совершенные после применения административного взыскания за такие же деяния.

Данные деяния наказываются штрафом от пятидесяти до ста минимальных размеров заработной платы или исправительными работами до двух лет либо лишением свободы до двух лет[11].

Анализ уголовного законодательства Азербайджанской Республики, Грузии, Туркменистана, Таджикистана и  Кыргызской Республики свидетельствует об отсутствии уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за организацию незаконной миграции. Однако они содержат широкий набор норм, предусматривающих ответственность за незаконное пересечение границы, в рамках которых осуществляется противодействие организации незаконной миграции.

Так,  в Уголовном кодексе Азербайджанской Республики[12] в разделе 11 «Преступления против государственной власти», в главе 34 «Преступления против порядка управления», в ст. 318 «Незаконное пересечение государственной границы Азербайджанской Республики» предусматривается ответственность за пересечение охраняемой государственной границы Азербайджанской Республики без установленных документов или вне контрольно-пропускного пункта государственной границы (ч. 1), что наказывается штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до двух лет.

Квалифицирующим признаком (ч. 2) признаются деяния, предусмотренные статьей 318.1 настоящего Кодекса, совершенные неоднократно или группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения (ч. 2), что наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

В примечании к ст. 318 УК Азербайджанской Республики указывается на то, что действия положений настоящей статьи не распространяются на иностранцев и лиц без гражданства, прибывших в Азербайджанскую Республику с нарушением правил пересечения охраняемой государственной границы Азербайджанской Республики с целью использования права политического убежища, закрепленного Конституцией Азербайджанской Республики, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

В Уголовном кодексе Грузии[13] в разделе 11 «Преступления против государства», в главе 40 «Преступления против порядка управления», в ст.  344 «Незаконное пересечение Государственной границы Грузии»предусмотрена ответственность за незаконное пересечение Государственной границы Грузии (ч. 1), что наказывается штрафом или лишением свободы на срок до двух лет.

Квалифицированным (ч. 2) является то же деяние, совершенное: а) группой лиц; б) с применением насилия или с угрозой насилия, что наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

В примечании к ст. 344 УК Грузии указывается на то, что настоящая статья не распространяется на прибывших в Грузию иностранных граждан или лиц без гражданства, которые в соответствии с Конституцией Грузии испрашивают у властей убежища, если их деяния не содержат признаков иного преступления.

В Уголовном кодексе Туркменистана[14] в разделе 10 «Преступления против порядка функционирования органов государственной власти и управления», в главе 25 «Преступления против порядка управления», в ст.  214 «Незаконное пересечение Государственной границы Туркменистана»предусматривается ответственность за пересечение охраняемой государственной границы Туркменистана без установленных документов и надлежащего разрешения (ч.1), что наказывается исправительными работами на срок до двух лет или лишением свободы на срок до двух лет.

Квалифицированным (ч.2) является незаконное пересечение охраняемой Государственной границы Туркменистана, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой с применением насилия или угрозой его применения, что  наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

В примечании к ст.  214 УК РТ содержится указание на то, что действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Туркменистан с нарушением правил пересечения Государственной границы Туркменистана иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией Туркменистана, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

В Уголовном кодексе Республики Таджикистан[15] в разделе 13 «Преступления против государственной власти», в главе 31 «Преступления против порядка управления», в ст. 335 «Незаконное пересечение Государственной границы»предусматривается ответственность за незаконное, без определенных документов и необходимого разрешения, пересечение Государственной границы Республики Таджикистан (ч.1), что наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Квалифицированным (ч. 2) является незаконное пересечение Государственной границы Республики Таджикистан по предварительному сговору группой лиц или организованной группой, с применением насилия либо с угрозой его применения, что наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

В примечании к ст. 335 УК РТ содержится положение, согласно которому действие настоящей статьи не распространяется на случаи прибытия в Республику Таджикистан иностранных граждан или лиц без гражданства, без установленного документа или разрешения в целях использования права беженца в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан, а также приобретения статуса беженца.

В Уголовном кодексе Кыргызской Республики[16] в разделе 10 «Преступления против государственной власти», в главе 32 «Преступления против порядка управления», в ст. 346«Незаконное пересечение Государственной границы» содержится аналогичная по содержанию норма, предусматривающая ответственность за незаконное пересечение охраняемой Государственной границы Кыргызской Республики (ч. 1), что наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных месячных заработных плат или лишением свободы на срок до трех лет.

Квалифицирующим (ч. 2) является то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, организованной группой либо с применением насилия или с угрозой его применения, что наказывается лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

В примечании к ст. 346 УК КР содержится положение, согласно которому настоящая статья не распространяется на случаи прибытия иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища.

Сравнительный анализ предполагает изучение не только одной, а нескольких правовых систем. К их числу следует отнести некоторые прибалтийские страны и страны дальнего зарубежья. Следует отметить, что подобных статей нет в уголовных кодексах Дании,[17] Франции,[18] Швейцарии[19].

В Уголовном кодексе Эстонской Республики[20] в главе 2 Особенной части «Преступления против государства» содержатся нормы, регулирующие  миграционные процессы. Это ст. 81.1. «Незаконное пересечение государственной границы Эстонской Республики или временной контрольной линии», ст. 81.2. «Незаконное перемещение лица через государственную границу Эстонской Республики или через временную контрольную линию» и ст. 82. «Нарушение правил международных полетов».

Статья 81.1 Эстонской Республики предусматривает ответственность за незаконное пересечение государственной границы Эстонской Республики или временной контрольной линии, сопряженное с неповиновением данному сотруднику пограничной охраны сигналу или приказу остановиться (ч. 1), что  наказывается штрафом или арестом.

Объективную сторону данного преступления образуют действия, характеризующиеся, во-первых, незаконным пересечением государственной границы Эстонской Республики или, во-вторых, временной контрольной линии. Данные деяния будут уголовно наказуемыми, если они сопряжены с неповиновением сотруднику пограничной охраны, сигналу или приказу остановиться.

Квалифицирующими (ч. 2) признаются те же деяния, если они 1) совершены группой лиц или 2) сопряжены с насилием или угрозой применения насилия в отношении лица, пресекавшего совершение преступления, или 3) совершены с использованием транспортного средства в не предусмотренном для этого месте, что наказывается штрафом или арестом, или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

Диспозиция ч. 1 ст. 81.2 УК Эстонской Республикипредусматривает ответственность за незаконное перемещение лица через государственную границу Эстонской Республики или через временную контрольную линию (ч. 1), что наказывается лишением свободы на срок до одного года.

При этом законодатель не указывает, что понимается под незаконным перемещением лица через государственную границу. Это могут быть любые действия, позволяющие лицу без соответствующего разрешения находиться на территории  Эстонской Республики.

В качестве квалифицирующих признаков (2) признается то же деяние, 1) совершенное группой лиц, или 2) сопряженное с насилием или угрозой применения насилия в отношении лица, пресекавшего совершение преступления, или 3) совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения, что наказывается лишением свободы на срок от одного до трех лет.

Помимо этого, ст. 82 УК Эстонской Республики «Нарушение правил международных полетов»предусматривает ответственность за влет в Эстонскую Республику или вылет из Эстонской Республики без установленного разрешения, несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, воздушных ворот или высоты полетов либо иное нарушение правил международных полетов, что наказывается штрафом или лишением свободы на срок до пяти лет.

В данном случае законодатель предусмотрел уголовную ответственность за такой противоправный способ, позволяющий осуществлять организацию незаконной миграции, как влет в Эстонскую Республику или вылет из Эстонской Республики без установленного разрешения.

Близким по содержанию является уголовное законодательство Латвийской Республики (далее − УК ЛР), где в главе 22 «Преступные деяния против порядка управления»[21]  предусматривается ответственность за «Нарушение режима государственной границы» (ст. 283), «Незаконное пересечение государственной границы» (ст. 284) и за «Незаконное перемещение лица через государственную границу» (ст. 285).

Дифференциация уголовной ответственности за рассматриваемые преступления осуществляется с учетом их конструктивных особенностей. Так, в диспозиции ст. 283 УК  ЛР предусмотрена ответственность за умышленное нарушение режима государственной границы, приграничного района, приграничной полосы, пунктов приграничного контроля или пунктов перехода границы, совершенное повторно в течение года, что наказывается арестом или принудительными работами, или денежным штрафом до тридцати минимальных месячных заработных плат.

Законодатель, таким образом, предусматривает уголовную ответственность за умышленное нарушение режима государственной границы, совершенное повторно в течение года. Это, по нашему мнению, объясняется спецификой охраны государственной границы и близостью приграничных территорий, льготными условиями ее пересечения.

Незаконное пересечение государственной границы (ст. 284 УК  ЛР) определяется как пересечение государственной границы без дорожного документа или разрешения соответствующих учреждений (1), что наказывается лишением свободы на срок до трех лет или арестом, или денежным штрафом до шестидесяти минимальных месячных заработных плат.

Квалифицированными являются те же действия, совершенные повторно, что наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или денежным штрафом до ста двадцати минимальных месячных заработных плат.

Помимо этого ст. 285 УК ЛР предусматривает ответственность за незаконное перемещение лица через государственную границу с нарушением правил пересечения границы, что наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

Квалифицирующим признаком является то же действие, совершенное повторно или государственным должностным лицом с использованием служебного положения, что наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации имущества.

В качестве особо квалифицирующего признака называется незаконное перемещение через государственную границу большого количеств лиц, то есть более пяти лиц в одном случае, что наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

Специфика данной нормы состоит в том, что в качестве санкции, помимо лишения свободы, предусмотрена конфискация имущества, что призвано усилить данное наказание и может быть учтено отечественным законодателем.

Дальнейшее совершенствование российского законодательства и практики его применения, пожалуй, единственно верный путь при решении непростой задачи противодействия незаконной миграции.  В этой связи вызывает интерес анализ уголовного законодательства некоторых европейских государств и КНР,  где миграционные процессы представляются весьма законодательно урегулированными.

В Уголовном кодексе Республики Болгария[22] в разделе 1 «Преступления против порядка управления», в главе 8 «Преступления против деятельности государственных органов и общественных организаций»,в ст. 279 закреплено: «Кто выедет за границу или въедет в страну без разрешения надлежащих органов власти или хотя с разрешения, но через установленные для этого места, наказывается лишением свободы до пяти лет и штрафом до тридцати левов» (ч. 1).

При повторном совершении данного деяния предусмотрено наказание в виде лишения свободы от одного года до шести лет и штрафа до пятидесяти левов (ч. 2).

Согласно ч. 3 данной нормы суд вместо штрафа может назначить конфискацию части или всего имущества виновного. За приготовление к данному преступлению предусмотрено наказание в виде лишения свободы до двух лет или исправительных работ (ч. 4). Не подлежит наказанию за въезд в страну лицо, пользующееся согласно Конституции правом убежища.

Согласно ч. 1 ст. 280УК Республики Болгария, кто переместит через границу страны лицо или группу лиц без разрешения надлежащих органов власти или хотя бы с разрешения, но не через установленные для этого места, наказывается лишением свободы от одного года до шести лет и штрафом от пятисот до одной тысячи левов.

Ч. 2 предусматривает наказание в виде лишения свободы от одного года до десяти лет, штрафа от одной до трех тысяч левов и конфискации части или всего имущества виновного, если:

1) через границу перемещено лицо, не достигшее 16-летнего возраста;

2) перемещение осуществлено без ведома перемещенного лица;

3) перемещенное через границу лицо не является болгарским гражданином;

4) использовано механическое, воздушное или другое транспортное средство;

5) перемещение организовано группой или организацией или совершено с участием должностного лица, воспользовавшегося своим служебным положением.

Специальная конфискация предусмотрена ч. 3 ст. 280УК Республики Болгария, закрепляющей, что в случаях, предусмотренных пунктом 4 абзаца второго, транспортное средство, если оно принадлежит виновному, изымается в пользу государства.

В Уголовном кодексе Федеративной Республики Германии[23] в разделе 18 «Наказуемые деяния против личной свободы»,в § 234а «Насильственный увоз людей за границу» закреплено: «Кто хитростью, угрозами или применением насилия переправляет другое лицо за пределы пространства действия данного закона или вынуждает его к этому, или препятствует его возвращению на данную территорию и этим подвергает данное лицо опасности преследования по политическим мотивам и при этом претерпевать применение противоречащих основам правового государства мер насилия или произвола, причиняющих вред его здоровью и жизни, лишения свободы или причинения значительного вреда его профессиональному или материальному положению, наказывается лишением свободы на срок не мене одного года.

В менее тяжких случаях наказанием является лишение свободы от трех месяцев до пяти лет.

Кто подготавливает такое деяние, подвергается наказанию в виде лишения свободы на срок до пяти лет или денежному штрафу».

Более системно вопросы организации незаконной миграции регламентируются в Уголовном кодексе Китайской Народной Республики[24]. В главе 6 «Преступления против общественного порядка и порядка управления», в § 3 «Преступления против режима государственной границы»,в ст. 318предусматривается ответственность за организацию незаконного пересечения государственной границы другим лицом, что наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф; одна из нижеперечисленных ситуаций наказывается лишением свободы на срок семь и более лет либо пожизненным лишением свободы, в качестве дополнительного наказания применяется штраф либо конфискация имущества:

1) руководители преступлений, организовавшие незаконное пересечение государственной границы группой других лиц;

2) неоднократная организация незаконного пересечения государственной границы другими лицами или организация незаконного пересечения государственной границы множеством других лиц;

3) если это повлекло тяжкое телесное повреждение, смерть организованного лица;

4) если это повлекло лишение или ограничение свободы личности организованного лица;

5) с применением насилия, угроз, сопротивления проведению досмотра;

6) при крупной сумме незаконного дохода;

7) при других особо отягчающих обстоятельствах.

Преступления, предусмотренные частью первой, повлекшие убийство, причинение вреда, изнасилование, похищение, обман с целью продажи и другие преступные деяния в отношении организованного лица или убийство, причинение вреда и другие преступные деяния в отношении персонала, проводящего досмотр, наказываются в соответствии с положениями о наказании за совершение нескольких преступлений.

Большой профилактический потенциал организации незаконной миграции содержится в ст.319 УК КНР, предусматривающей ответственность за  получение обманным путем паспорта, визы и иных документов на выезд из страны с помощью уловок под видом выезда на работу, торгово-экономического обмена или под другими предлогами для организации незаконного пересечения государственной границы другим лицом, что наказывается лишением свободы на срок до трех лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф; при отягчающих обстоятельствах предусматривается лишение свободы на срок от трех до десяти лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф.

Организация, совершившая преступление, предусмотренное частью первой, наказывается штрафом, кроме лица, непосредственно ответственного за руководство, а другие непосредственно ответственные лица наказываются в соответствии с положениями части первой.

В развитие этого положения ст. 320 УК КНР предусматривает ответственность за предоставление другому лицу поддельных, переделанных паспортов, виз и иных документов на выезд из страны или въезд в страну либо сбыт паспорта, визы и иных документов на выезд из страны или въезд в страну, что наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф; при отягчающих обстоятельствах − лишение свободы на срок пять и более лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф.

Согласно ч. 1 ст. 321 УК КНР  перевозка другого лица для незаконного пересечения государственной границы наказывается лишением свободы на срок до пяти лет, арестом либо надзором, в качестве дополнительного наказания применяется штраф; одна из нижеперечисленных ситуаций наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф:

1) неоднократные деяния, связанные с перевозкой или перевозкой множества лиц;

2) использованные суда, автомашины и другие транспортные средства не были снабжены необходимой системой безопасности, что могло повлечь тяжкие последствия;

3) при крупной сумме незаконного дохода;

4) при других особо отягчающих обстоятельствах.

Перевозка другого лица для незаконного пересечения государственной границы, повлекшая тяжкое телесное повреждение, смерть перевозимого лица, или с применением насилия, угроз, сопротивление проведению досмотра наказывается лишением свободы на срок семь и более лет, в качестве дополнительного наказания применяется штраф (ч. 2).

Преступления, предусмотренные частями первой и второй, повлекшие убийство, причинение вреда, изнасилование, похищение, обман с целью продажи и другие преступные деяния в отношении перевозимого лица или убийство, причинение вреда и другие преступные деяния в отношении персонала, проводящего досмотр, наказываются в соответствии с положениями о наказании за совершение нескольких преступлений.

Ст. 322 УК КНР предусматривает ответственность за незаконное пересечение государственной границы в нарушение законоположений о режиме государственной границы, что наказывается лишением свободы на срок до одного года, арестом либо надзором, в качестве дополнительного наказания применяется штраф.

[1] См.: Апсель М. Методологические проблемы сравнительного права // Очерки сравнительного права. М., 1981. С. 38.

[2] См.: СЗ РФ. 1999. № 13. Ст. 1489.

[3] Валеев P. M. Международный контроль за выполнением международно-правовых норм о правах человека // Российская Федерация в Совете Европы: проблемы применения норм о защите прав человека : материалы международного семинара (17−18 апреля 1997 года). Екатеринбург, 1998. С. 223−224.

[4] См.: Мачковский Л. Г. Посягательства на личные (гражданские) права в УК России и в УК  Ук­раины // Журнал российского права. 2002. № 3. С. 79.

[5] Уголовный кодекс Республики Казахстан : учебно-практическое пособие. Алматы : Норма-К, 2002. С. 126−127.

[6] Статья 330-2 введена Законом  РК № 296-II от 22 февраля 2002 г.

[7] Уголовный кодекс Республики Беларусь. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь. Минск : Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь, 2007. С. 253−254.

[8] Введена Законом Республики Беларусь от 4 января 2003 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. № 8. 2/922; в ред. Закона Республики Беларусь от 17 июля 2006 г. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 111. 2/1242.

[9] Уголовный кодекс Украины. Х. : ООО «Одиссей», 2003. С. 176.

[10] Уголовный кодекс Республики Узбекистан (с изменениями и дополнениями на 15 июля 2001 г.). Вступительная статья М. Х. Рустамбаева, А. С. Якубова, З. Х. Гулямова. СПб. : Юридический центр Пресс, 2001.  С. 247−249.

[11] В редакции Закона Республики Узбекистан от 15 апреля 1999 г. // Ведомости Олий Республики Узбекистан. 1999. № 5. Ст. 124.

[12] Лозовицкая Г. П. Общий сравнительно-правовой комментарий и сравнительные таблицы уголовных кодексов государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ) : в 2 ч. / под ред.           П. Г. Пономарева. Саратов : издательство Саратовской государственной академии права, 2002. Ч. 2. С. 547.

[13] См.: Уголовный кодекс Грузии // Лозовицкая Г. П. Указ.соч. С. 578.

[14] Уголовный кодекс Республики Туркменистан // Лозовицкая Г. П. Указ. соч. С. 385.

[15] Уголовный кодекс Республики Таджикистан // Лозовицкая Г. П. Указ. соч. С. 568.

[16] Уголовный кодекс Кыргызской Республики // Лозовицкая Г. П. Указ. соч. С. 579−580.

[17] Уголовный кодекс Дании / научное редактирование и предисловие С. С. Беляева, канд. юрид. наук (МГУ им. М. В. Ломоносова); перевод с датского и английского канд. юрид. наук С. С. Беляева, А. Н. Рычевой. СПб. : Юридический центр Пресс, 2001. 230 с.

[18] Уголовный кодекс Франции / научное редактирование канд. юрид. наук, доц. Л. В. Головко, канд. юрид. наук, доц. Н. Е. Крыловой; перевод с французского и предисловие канд. юрид. наук, доц. Н. Е. Крыловой. СПб. : Юридический центр Пресс, 2002. 650 с.

[19] Уголовный кодекс Швейцарии / пер. с нем. М. : Зерцало, 2000. 138 с.

[20] Уголовный кодекс Эстонской Республики / научн. ред. и перевод с эстонского В. В. Запевалова; вступ. статья канд. юрид. наук., доц. СПбГУ Н. И. Мациева. СПб. : Юридический центр Пресс, 2001. С. 101−103.

[21] Уголовный кодекс Латвийской Республики / научн. ред. и вступ. статья канд. юрид. наук А. И. Лукашова и канд. юрид. наук Э. А. Саркисовой; перевод с латышского канд. юрид. наук А. И. Лукашова.  СПб. : Юридический центр Пресс. 2001. С. 265−266.

[22] Уголовный кодекс Республики Болгария / научн. ред. канд. юрид. наук, проф. А. И. Лукашова; перевод с болгарского Д. В. Милушева, А. И. Лукашова; вступ. статья Й. И. Айдарова. СПб. : Юридический центр Пресс, 2001.  С. 198−200.

[23] Уголовный кодекс федеративной Республики Германии / научн. ред. и вступ. статья докт. юрид. наук, проф. Д. А. Шестакова; предисловие доктора права Г. – Г. Йешека; перевод с немецкого Н. С. Рачковой. СПб. : Юридический центр Пресс, 2003. С. 384−385.

[24] Ахметшин Х. М., Ахметшин Н. Х., Петухов А. А. Современное уголовное законодательство КНР. М. : ИД «Муравей». С. 362−365.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!