Западноевропейская философия Нового Времени

1 Апр 2015 | Автор: | Комментариев нет »

Капитализм осознавал свое рождение как Возрождение. Конец XV — начало XIX в. — время утверждения европейских государств в мире. Социально-экономическая основа этого процесса — формирование и развитие капиталистических общественных отношений, капиталистического способа производства. Классическую форму этот процесс получил в Англии. Промышленная революция, всемирный рынок, колониальные захваты, зарождение парламентаризма, буржуазные революции, разделение властей и появление гражданского общества (французская и североамериканская модели) — все это стимулировало революционные изменения в духовной сфере, в науке и искусстве, в нравственном сознании и философском осмыслении места человека в мире. Возрождение освободило познание от канонизированного Логоса, сменило диктатуру текста, каждый род духовной деятельности обрел свой язык и вырабатывал свое содержание. Опыт становился основой познания: Галилей смотрел на мир в телескоп, Лейбниц — в микроскоп. Ньютон объяснял показания приборов открываемыми законами природы.

Начало буржуазным революциям в Европе положили события в Нидерландах (1566— 1609 гг.). Принципиальное влияние на европейскую и мировую историю, прежде на судьбу феодальных отношений, оказала революция в Англии (1640—1649 гг.). Она и определяет рубеж между Средними веками и другим историческим периодом — Новым временем (считается, что окончание Первой мировой войны — завершение «новой истории» и начало «новейшей»).

XVII в. — переломное для Западной Европы время. Феодально-религиозная культура уступала место формирующейся светской культуре с ее ориентацией на человека и его здравый смысл, гражданскую независимость и предприимчивость. В Голландии и Англии, далее во Франции крепнет устремлённость к рационалистическому миропониманию, зачастую в компромиссной дуалистической и деистической оболочке. Тем не менее философия Нового времени вращалась вокруг человека размышляющего.

В Средние века все сферы общественной жизни были пронизаны религией. Церковь была важнейшим элементом государственной организации. Новое время принесло в Европу глубочайшие перемены, формируется принципиально иное методологическое требование — рассматривать любое природное и общественное явление в его собственной специфике, рационально и на основе эксперимента. Человек предстает в глазах философа как продукт природной и общественной среды, государство утрачивает божественную окраску.

Научные открытия, практические изобретения, географическое освоение мира и проникновение вглубь Вселенной порождает неодолимую веру в прогресс, казалось, что наконец-то пришла «настоящая» человеческая история. В глазах средневекового философа человек был божьим творением и одновременно — образом и подобием бога. В глазах философа Нового времени человек — часть природы, но он — абсолютная ценность, его развитие становится критерием ценности жизни. Природа и человек — их взаимодействие, человеческое творчество порождает культуру. Мир как природа входит в человека, человек как дух входит в природу, он строит собственное бытие, становясь существом культуры. В основу человеческой деятельности кладется естествознание как сила, преобразующая природу. Недаром в Англии изучение природы называют «экспериментальной философией». Именно так оценивается естествознание в утопиях XVII в., этого нет в «Утопии» Т. Мора (1516 г.). В книгах по истории науки ныне нередко можно встретить такие обобщения: XVI в. был веком астрономии, XVII в. — веком механики, XVIII в. — веком учения о теплоте, XIX в. — веком учения об электричестве... Именно возникающая классическая наука с ее стремлением обнаружить универсальные законы природы и использовать их в практических целях оказала огромное влияние на специфику философии Нового времени. Механическая методология основателей классической науки была встроена в дуалистическую философию: если природа лишена самодвижения, то должно быть сверхприрод- ное существо, которое вносило бы в нее движение и его законы. Для объяснения взаимного тяготения тел и т. п. необходимо допущение духовного агента. Бог не имманентен миру, он вне мира, законы природы наложены на нее извне.

Наука Нового времени возникает в русле христианско-философского миропонимания. Великий физик- теоретик и историк науки В. Гейзенберг напоминает, что для Галилея природа — вторая книга Бога (первая — Библия), написанная математически. Кеплер находил в основе мира платоновские идеи, которые постигаются человеком как математические соотношения. Одним словом, в физике видели отражение божественных творящих идей, а в занятии наукой— служение Богу1. Европейская наука и не могла возникать иначе, как в христианско-философском обличии и русле. И это еще одно из подтверждений того внутреннего единства философии и науки, которое всегда выступает в качестве необходимого условия их существования и развития. Во всяком случае, рационалистическая традиция западноевропейской средневековой философии стимулировала познание бога «через природу». «Теперь смысл изучения природы видится в ином. Будучи по- прежнему лишь подспорьем для достижения более высоких (религиозных) целей, оно в то же самое время уже не сводится к описанию отдельных, чаще всего занимательных явлений, используемых как повод для высказывания той или иной сентенции. Задача описания состоит в том, чтобы выявить порядок, наличный в природе: демонстрируя высокое совершенство существующего мира, безупречность его внутреннего устройства, такое описание должно свидетельствовать о величии замысла Творца. Таким образом, познание природного мира оказывается также внутренне соотнесенным с духовным планом человеческого бытия, но не сопряжено прямо, а связано опосредованно; оно получает автономию в рамках этой связи».

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!