Закрепощение куриалов в Риме

19 мая 2017 | Автор: | Комментариев нет »

Вместе с колонами и мастерами под действие origo подпадали также члены муниципальных сове­тов — декурианы, или куриалы, на которых возлага­лась ответственность за исправное поступление на­логов, рекрутов и распределение повинностей.

В «счастливый век» Антонинов распределение и сбор налогов куриалами рассматривались как высокая честь, да и самое пребывание в курии считалось вели­чайшим почетом для куриала и его родства. Со вре­мени же податной реформы Диоклетиана картина рез­ко изменилась. Не справлявшаяся со своей задачей бюрократия возлагала на курии тяжелую обязанность распределения и сбора налогов, особенно тяжелую потому, что многие курии в III в. вследствие военных опустошений, реквизиций, варварских набегов, эпи­демий, захватов муниципальных территорий импера­торами и магнатами обеднели и разорились.

На каждый город приходилась определенная сум­ма податных «голов», распределявшаяся «советом десяти» между отдельными плательщиками: платель­щики и сборщики, связанные круговой порукой, за неисправное поступление налогов отвечали собст­венным имуществом. Отсюда стремление курии за­носить в списки куриалов (album) возможно большее число людей. В курии записывали всех, удовлетво­рявших имущественному цензу куриалов, понижен­ному до 25 югеров земельной собственности. Всякий житель данного муниципия — гражданин, даже воль­ноотпущенник, имевший участок в 25 югеров, — ста­новился членом курии. Занесение в список куриалов становилось уже не почетом (honor), а наказанием (loco supplicii).

Формальное прикрепление декурионов к куриям начинается с конституции императора Константи­на (316 г.), запрещавшего куриалам под каким-либо предлогом оставлять курии и переходить на другие службы. Куриал должен быть возвращен в свою ку­рию (suae conditioni reddatur) даже в том случае, если ему будет предложено императором какое-либо вы­сокое звание1. «Никакая ступень военной службы, никакая длительность ее не защищает того, кто, неся на себе куриальное происхождение (curialem contrahens originem), привлекается к несению кури­альных повинностей. Но и тот, кто будет избегать куриальной кабалы (nexun curialem) в силу преиму­ществ своего рождения, если он, когда ему исполнит­ся 18 лет, не будет исполнять, военной службы, по которой испрошен иммунитет для его родителей, он не будет оставлен в покое вследствие жребия своего происхождения» (securus esse non poterit propter sortem originis)2.

За неисправное поступление налогов отвечали в первую очередь децемпримы не только своим имуще­ством, но и жизнью. При Валентиниане был издан де­крет, которым предписывалось казнить по три кури­ала на город за неаккуратный сбор налогов.

«Те же из куриалов, которые не в состоянии были уплатить налоги, становились жителями тюрем, а многим из них так надоели жизнь и свет, что они ве­шались в тюрьмах».

Сколь ни грозны были декреты императоров, все же они далеко не всегда достигали своей цели. Не­смотря на всю суровость закона, бегство из курий не прекращалось. Хватались за всякую возможность, освобождавшую от несения муниципальных повин­ностей: переходили в низшие сословия, женились на рабынях, служанках, дочерях колонов, отдавались под покровительство сильных и знатных людей (ad sordida descendere connubia servularum)1.

Муниципальная жизнь замерла. Заседания курий протекали при незначительном числе членов, без вся­ких прений и оживления. Изобретались всевозмож­ные средства, чтобы избавиться от высокой чести быть членом муниципальных сенатов. Все, кто имел возможность бежать из муниципий, переходили на другие службы, поступали в войско, канцелярии, из­бирали интеллигентские профессии или же попрос­ту скрывались.

«В былые времена курии процветали во всех го­родах, и тогда у декурионов были земля, хорошие дома и деньги, заключали они брачные договоры друг с другом, а пребывание в курии считалось большой честью и признаком благосостояния... А теперь все пошло к худшему, нередко наблюдается бегство из курии в другие профессии, города пришли в упадок, состояние курии соответствует упадку и прочих со­словий. Ты видишь нас, стоящих, немногочисленных, две­надцать вместо тысячи двухсот. Это курия».

«Всем ведь известно, что курии пустеют (curias desolari) вследствие того, что те, которые обязаны быть куриалами по рождению (per originem obnoxii sunt), выпрашивают себе службу, записываются в войско, поступают на какую-либо другую службу (diversa officia)3 или же убегают в пустыни и под пред­логом религиозного рвения (specie religionis) объе­диняются в религиозные союзы».

В целях воссоздания курий предписывалось про­изводить обследование в легионах, когортах и кан­целяриях, куда чаще всего убегали куриалы, и всех занесенных в список куриалов немедленно вернуть на свою родину, даже если они получили эти долж­ности с разрешения самих императоров (qui derelicta curia militaverit, revocetur ad curiam... et si beneficio nostro fuerit liberatus).

Отсутствие интереса к муниципальной жизни при­водит к усилению влияния и значения городских кура­торов, полновластно распоряжавшихся в муниципиях. Произвол и притеснение сильных людей (potentiores) вызывают вмешательство правительства, которое не находит ничего иного, кроме учреждения новой долж­ности. Сначала для городов Иллирии (364 г.), а затем (365 г.) для других областей учреждается должность дефензора, т. е. защитника города (defensor civitatis), который официально должен был защищать плебеев от «высокомерия чиновников» и знатных лиц; он разби­рал всякого рода жалобы, следил за порядком. Перво­начально дефензоров назначало правительство, а затем выбор их предоставлен был городским жителям.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!