Законы диалектики

21 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

 

Если мир есть единая система, вне которой ничего, что могло бы ее изменить, нет, то как он может приобретать разные качества? Как первосубстанция – дух или материя – может развиваться, если никто и ничто не заставляет ее переходить на другие уровни бытия? Поиски ответа на этот вопрос привели Гегеля к открытию закона единства и борьбы противоположностей, который рассматривается в его философии и марксизме в качестве одного из фундаментальных законов бытия. В соответствии с взглядами Гегеля и Маркса, причиной развития как объективного мира, так и знания является противоречие, т.е. борьба противоположных сил. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей, которые и обусловливают жизнь природы своей постоянной борьбой и своим конечным переходом друг в друга...», - писал Энгельс[1]. Взгляд на противоречие как всеобщий источник развития появился еще в Древней Греции. Например, Гераклит писал: «Следует знать, что война всеобща, и правда – борьба, и что все происходит через борьбу и по необходимости»[2].

Таким образом, причиной развития является борьба взаимополагающих противоположных сторон объекта, результатом которой выступает появление нового объекта (качества). В гегелевской и марксистской философии этот закон рассматривается не только в качестве закона объективного мира, но и в качестве всеобщего закона познания. «Условие познания всех процессов мира... в их живой жизни есть познание их как единства противоположностей. Развитие есть «борьба» противоположностей», - писал Ленин, выразив в этих словах суть диалектического подхода к познанию как отражению объективных свойств бытия[3].

Противоречие носит всеобщий характер, без него невозможно развитие природы, общества и мышления. Позитивистам характерна более осторожная оценка места противоречия в мире. Они предлагают рассматривать его лишь в качестве средства получения нового знания путем столкновения противоположных теорий или взглядов.

Другим важным законом гегелевско-марксистской онтологии является закон перехода количественных изменений в качественные (позднее он был назван законом взаимного перехода количественных и качественных изменений). Этот закон возник в поиске всеобщего алгоритма развития, когда нужно было ответить на вопрос, как одно переходит в другое. Согласно этому закону, развитие повсеместно происходит следующим образом: количественные изменения, постепенно накапливаясь, доходят до определенного предела, после чего наступает скачок и переход системы в иное качество. Когда количественные изменения приводят к качественным? Тогда, когда они переходят границы существования данного объекта. Для определения этих границ применяется понятие меры. Мера «есть определенное (выделено нами – авт.) количество, с которым связано некое наличное бытие или некое качество», - пишет Гегель[4]. Таким образом, для исследователя важно знание пределов количественных изменений объекта.

Кроме того, закон перехода количественных изменений в качественные содержит в себе идею скачка, т.е. наличия особого периода в развитии, когда старого качества уже нет, а нового – еще нет.

Еще одним всеобщим законом развития, согласно учениям Гегеля и Маркса, является закон отрицания отрицания. Отрицание в этом законе понимается онтологически: как смена одного качества другим. «Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования», - пишет Маркс[5]. В этом законе подчеркивается, что в развитии нет абсолютных границ: каждое новое состояние объекта является как бы продолжением его предыдущих состояний. В развитии имеет место преемственность, новое качество в определенной мере содержит в себе старое и определяется им. Как писал А.Г. Спиркин, «мир в каждый его настоящий момент есть плод прошедшего и семя будущего»[6].

Закон отрицания отрицания утверждает также, что в развитии имеет место повторяемость, цикличность: новое состояние объекта является в определенной мере повторением какой-либо предыдущей ступени его развития. Так, например, учение Эйнштейна о субстанции сильно напоминает взгляды Фалеса, Анаксимена, Гераклита на материю. Гегель считал, что такая повторяемость осуществляется на третьей стадии развития. Это мнение поддерживал и русский марксист Г.В.Плеханов (1856-1918). «Всякое явление, - пишет он, - развиваясь до конца, превращается в свою противоположность, но так как новое, противоположное первому, явление тоже в свою очередь превращается в противоположность, то третья фаза развития имеет формальное сходство с первой»[7]. Позднее, в марксистско-ленинской философии отказались от идеи триадичности, оставив, однако, принцип цикличности, повторяемости в развитии.

Эти, так называемые основные законы диалектики, не могут отразить всю многогранность процесса развития, рассматриваемого здесь в качестве одного из фундаментальных свойств бытия. Поэтому в гегелевско-марксистской онтологии для более полного объяснения этого феномена применяются так называемые парные категории диалектики.

Диалектика – это сфера философского знания, предметом которой являются законы развития. В одних философских учениях (марксизм, философия Гегеля) считается, что диалектика является универсальной теорией развития, положения которой характеризуют процессы в любой сфере бытия – природе, обществе, познании. Сторонники других философий (позитивисты, прагматисты) полагают, что диалектические законы применимы лишь в сфере мышления, категории диалектики, согласно этой точке зрения, являются логическими категориями. Существует так же и мнение, что законы диалектики описывают лишь социальную жизнь и сферу познания, но не пригодны для объяснения природы (Д. Лукач).

Диалектика основывается на ряде идей, называемых ее принципами. Важнейшим из этих принципов является идея развития. Под развитием в современной диалектике понимают необратимые качественные изменения, связанные преемственной связью. Причиной развития сторонники диалектики считают борьбу противоположностей, т.е. противоречие. В диалектическом материализме противоречие рассматривается как всеобщее свойство всех систем.

Диалектика предлагает рассматривать развитие в виде перехода от одного качества (определенного состояния) к другому. Причиной такого перехода считается выход за рамки меры (границы) количественных изменений, протекающих в данном качестве. При этом между старым и новым качеством всегда существует преемственная связь: диалектическое отрицание старого качества предполагает переход от него к новому качеству некоторого содержания. В цепочке множества качественных преобразований можно увидеть при этом определенную повторяемость, когда новое качество чем-то напоминает какое-либо из старых качеств. Правда, абсолютную повторяемость диалектика отрицает.

Представитель немецкой классической философии Гегель сформулировал три закона диалектики. Это – закон единства и борьбы противоположностей, который рассматривается в его философии и марксизме в качестве одного из фундаментальных законов бытия; другим важным законом гегелевско-марксистской онтологии является закон перехода количественных изменений в качественные (позднее он был назван законом взаимного перехода количественных и качественных изменений); и еще одним всеобщим законом развития, согласно учениям Гегеля и Маркса, является закон отрицания отрицания.

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.526.

[2] Цит. по: Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. С.57.

[3] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.29. С.317.

[4] Гегель. Энциклопедия философских наук. В 3т. М., 1974. Т.1. С.257.

[5] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.4. С.297.

[6] Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. С.252.

[7] Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5т. М., 1956. Т.1. С.572.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!