Закономерности развития ребенка и его движущие силы

Одно из основных профессиональных качеств учителя — умение видеть каждого ученика как человека в его развитии, взрослении. Внутренний мир школьника постепенно раз­вивается, причем неравномерно: Периоды плавного, мед­ленного развития сменяются бурным ростом самосозна­ния. На каждом следующем уроке ученики вроде бы те же, но чуть-чуть другие. Умение вовремя заметить, поддержать "микроскопические" улучшения необходимо учителю, чтобы избежать лишних конфликтов; быть гуманным и справедливым. Это умение - составная часть педагогиче­ского мастерства.

Развитие учащихся происходит по трем взаимосвязан­ным направлениям: биологическому, психологическому и социальному. Оно состоит в том, что по каждому направ­лению возникают и накапливаются необратимые измене­ния - новообразования, новые качественные состояния учащихся. Существует определенная логика развития де­тей, которая фиксируется в этапах и закономерностях раз­вития. Этапы (ступени, фазы) развития по каждому на­правлению относительно самостоятельны, не зависят пря­мо друг от друга, хотя и оказывают взаимное влияние. Также существуют свои закономерности по каждому на­правлению, в которых отображаются причинно-следст­венные связи между условиями и результатами (ново­образованиями).

Развитие человека, как процесс, детерминировано внутренними противоречиями, психофизическими осо­бенностями индивида; социальными ситуациями, пред­ставляющими собой "Особое сочетание внутренних про­цессов развития и внешних условий" (Божович Л.И.); ме­рой его собственной активности, направленной на само­совершенствование, участие в деятельности и общении. "Человеческое развитие, - утверждает Б.Г. Ананьев, обус­ловлено взаимодействием многих факторов: наследствен­ности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), вос­питания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности); собственной прак­тической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития.

В этом контексте фактор рассматривается как движу­щая сила процесса развития, а условие - как обстоятель­ство, от которого зависит это развитие, обстановка, в ко­торой происходит развитие ребенка.

Условия - это те составные части или характеристи­ки среды, в которой развивается учащийся. Система всех условий жизнедеятельности образует среду обитания чело­века. В ней можно выделить подсистемы биологических, психологических и социальных условий. Условия развития делятся на «необходимые и достаточные. Необходимые условия - внутренняя объективная закономерность воз­никновения, существования и результативности развития учащихся. Они обуславливают развивающее обучение и воспитание. Достаточные условия связаны с причинами, основаниями, противоречиями развития.

Биологическое развитие организма учащегося принято называть специальным термином "созревание", в ходе ко­торого преобразуются анатомические структуры и физио­логические процессы (нервная, эндокринная, дыхатель­ная, пищеварительная и другие системы). Согласно совре­менным исследованиям биологическое созревание орга­низма завершается к 25-ти годам, но некоторые физиоло­гические процессы в головном мозге (связанные с мыш­лением, познанием нового, творчеством) развиваются всю жизнь. Биологические системы организма развиваются не­равномерно; это накладывает определенные ограничения на занятия физкультурой, режим, гигиену и питание. Био­логическое развитие и состояние организма оказывают существенное влияние на другие направления развития и в определенной мере детерминируют организацию учебно-воспитательного процесса и социализацию личности. Наиболее значимыми в этом влиянии являются два фак­тора: состояние центральной нервной системы (ЦНС) и наследственность.

Биологическое развитие организма служит основой для становления психических функций (воли, эмоций, интеллекта, памяти и др.) ребенка, среди которых раз­личают природные психические функции (общие у че­ловека и животных) и культурные психические функ­ции, возникающие благодаря абстрактной знаковой деятельности, в том числе речи; они присущи только человеку и подразделяются на простейшие и высшие. Развитие психических функций индивида относится к онтогенезу.

Психическое развитие (понимаемое как становление внутреннего духовного мира личности) и воспитание (определяемое как целенаправленное освоение воспитан­ником духовной культуры народа под руководством вос­питателя) взаимосвязаны: развитие духовной культуры личности происходит под действием факторов воспитания, и, в свою очередь, воспитание будет эффективным только в соответствии с возможностями личности.

В процессе развития закономерно изменяются ка­чества и характеристики личности, в соответствии с когорыми необходимо систематически обновлять содержание, методы, средства и формы воспитания. Изменения, со­вершенствование внутреннего мира личности может длиться всю жизнь; это непрерывный процесс, в котором можно выделить определенные стадии и закономерности.

Непрерывное психическое развитие ребенка можно делить на стадии по различным основаниям. В педагоги­ческих концепциях изложено различное количество ста­дий. Удобным для практического пользования является выделение следующих стадий: раннее, дошкольное дет­ство, младший, средний и старший школьный возраст, юность. Этим стадиям соответствуют свои образовательные учреждения: детский сад, школа, университет и др. Они выделены по критерию биологического (по паспорту) возраста. Однако, уровень развития ребенка определяется, как известно, не паспортным, а умственным возрастом. Так, развитие ребенка младшего школьного возраста мо­жет соответствовать дошкольному уровню (в случае отста­вания), либо уровню подростка (в случае акселерации — опережающего развития). Воспитание эффективно тогда, когда оно соответствует уровню умственного развития.

Этому требованию соответствует классификация, в основе которой лежит критерий вида наиболее интенсив­но развивающейся психической функции. Соответственно выделяются три стадии развития личности.

  1. От рождения до 2—3 лет — стадия развития природ­ных психических функций.
  2. От 2-3 лет до 12—14 лет — стадия развития простейших культурных психических функций.
  3. От 12—14 лет до старости — стадия развития высших культурных психических функций. Основополож­ником данной классификации является Л.С. Выготский — автор культурно-исторической теории развития психики.

Между стадиями нет четких временных границ. Одна стадия плавно переходит в другую. Каждая более сложная функция появляется не сразу, а имеет некоторый подгото­вительный период развития в предшествующей стадии и свою базу — одну или несколько более элементарных функций. Высшие функции "наслаиваются" на преды­дущие. При этом более простые функции, вплоть до ин­стинктов, продолжают действовать и управлять поведени­ем человека. Психика воспитанного человека имеет слоис­тое строение. Продуктом воспитания на каждой стадии является очередной слой новых психических функций.

Факторы психического развития, имеющиеся в среде и в воспитании, одни и те же. Разграничение среды и вос­питания относительно и имеет значение в теоретической модели, в которой учащийся рассматривается как объект воспитания (например, объект наказания и поощрения). С позиции ребенка как субъекта деятельности воспитание есть составная часть его жизни наряду с самообслужива­нием, играми и увлечениями. Условия воспитания для ребенка составляют часть среды обитания. Чтобы жить в культурных условиях, ему необходимо освоить культурные ценности. Ребенок осваивает культуру тремя путями. Во-первых, путем подражания в референтной группе, которой может быть не только семья, но и школа, кружок и т.п. В ней личность воспринимает как свои личные, как эталон для подражания цели, культурные ценности, зако­ны и нормы поведения, принятые в данной группе. Во-вторых, культура народа может осваиваться по плану, в соответствии с целями и содержанием, опреде­ленным взрослым — воспитателем, а сам процесс в этом случае называется воспитанием. В-третьих, ученик может осваивать культуру по соб­ственной инициативе, в плане самовоспитания и самораз­вития. Как правило, это случается с учащимися, находя­щимися на третьей стадии развития, когда рефлексия до­стигает существенного развития.

Социализация - третье социальное направление в развитии личности. Оно базируется на рассмотренных выше закономерностях биологического и психического развития. В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования - высшие психические функции, в составе которых знания об обще­ственных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность. В социализации различают культурную и социальную под­системы. Информация о них расположена в зонах потен­циального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окру­жения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения. В данном случае имеется в виду все форми­рующее личность пространство, т.е. школу, семью, средовое влияние на личность, воздействие дружеского окруже­ния, социальные институты, средства массовой информа­ции как в организованных, так и в педагогически неорга­низованных формах их влияния на развитие под­растающих поколений, формирование их социального опыта.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!