Закономерности психического развития в процессе обучения

Л.С. Выготский сформулировал ряд закономерностей психического раз­вития ребенка:

— детское развитие имеет свой ритм и темп, который меняет­ся в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве);

— развитие есть цепь качественных изменений, и психика ре­бенка принципиально качественно отличается от психики взрос­лых;

— закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития;

— закон развития высших психических функций (Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возника­ют первоначально как форма коллективного поведения ре­бенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и спо­собностями самого ребенка. Так, сначала речь — средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную фун­кцию.) Отличительные особенности высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они формируются прижизненно в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества; развитие высших психи­ческих функций происходит в процессе обучения, в процес­се усвоения заданных образцов;

— детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития у человека — это обучение. Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего раз­вития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия со взрослыми и сотрудничества с товари­щами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. Зона ближайшего действия — это расстояние между уровнем актуального раз­вития ребенка и уровнем его возможного развития, при со­действии взрослых, «зона ближайшего развития определя­ет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтраш­ний день». Феномен зоны ближайшего развития свидетель­ствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка (Выготский).

— человеческое сознание не сумма отдельных процессов, а си­стема, структура их. Так, в раннем детстве в центре созна­ния находится восприятие, в дошкольном возрасте — па­мять, в школьном — мышление. Все остальные психичес­кие процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции. Процесс психическо­го развития состоит в перестройке системной структуры со­знания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в со­знание возможен только через речь и переход от одной струк­туры сознания к другой осуществляется благодаря разви­тию значения слова — обобщения. Формируя обобщение, переводя его на более высокий уровень, обучение способно перестраивать всю систему сознания («.. .один шаг в обуче­нии может означать сто шагов в развитии»).

Дальнейшее развитие идей Выготского в отечественной пси­хологии позволило прийти к следующим положениям:

— никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятель­ности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Процесс развития — это самодвижение ребенка благодаря его дея­тельности с предметами, а факты наследственности и сре­ды — это лишь условия, которые определяют не суть про­цесса развития, а лишь различные вариации в пределах нор­мы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка (А.Н. Леонтьев);

— ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на дан­ной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей де­ятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих ти­пов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые побуждают ребен­ка к изменению положения, занимаемого им в системе от­ношений с другими людьми. Разработка проблемы ведущей деятельности в развитии ребенка — фундаментальный вклад отечественных психологов в детскую психологию. В исследованиях А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эль-конина, В.В. Давыдова, Л.Я. Гальперина была показана зависимость развития психических процессов от характе­ра и строения различных типов ведущей деятельности. В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мо-тивационной стороны деятельности (иначе предметные не имеют смысла для ребенка), а затем операционно-техничес-кой; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности (Д.Б. Эльконин). При усвоении общественно-выработанных способов действий с предметами и происхо­дит формирование ребенка как члена общества.

Развивая идеи Выготского, Д.Б. Эльконин рассматривает каж­дый возраст на основе критериев:

— социальная ситуация развития — система отношений, в ко­торую ребенок вступает в обществе;

— основной или ведущий тип деятельности ребенка в этот пе­риод;

— основные новообразования развития, причем новые дости­жения в развитии ведут к неизбежности изменения и соци­альной ситуации, к кризису;

— кризис — переломные точки в детском развитии, отделяю­щие один возраст от другого. Кризисы в 3 года и 11 лет — кризисы отношений, вслед за ними возникает ориентация в человеческих отношениях, а кризисы в 1 год и 7 лет от­крывают ориентацию в мире вещей.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!