Закономерности культуры

13 Дек 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Относительная самостоятельность в развитии культуры выражается в таких ее закономерностях, как:

1) неравномерность развития отдельных сторон культуры;

2) преемственность культурных традиций;

3) внутреннее взаимодействие различных сторон культуры;

4) взаимовлияние и взаимопроникновение культур разных народов, кросс-культурные процессы.

Неравномерность развития отдельных сторон культуры.

Духовная культура в своем развитии может либо отставать от экономического строя, либо опережать его. Например, развитие производительных сил в России в конце XIX - начале XX вв. заметно отставало от многих европейских стран, но в то же время здесь была передовая духовная культура. Россия имела большие успехи в естествознании (Лобачевский, Попов, Менделеев) и была флагманом духовного культурного развития (Толстой, Достоевский, Чайковский, Рахманинов, Репин, Суриков и др. внесли свой вклад в духовную культуру человечества), вместе с тем народ в своей массе был малокультурным даже в производственной сфере.

Преемственность как для материальной, так и для духовной культуры выражается в том, что она на каждом историческом этапе опирается на предшествующие достижения, вбирает из прошлого необходимое, способное к развитию.

Преемственность наблюдается и в таких важных элементах духовной культуры, как язык, учреждения народного образования, здравоохранения, культурно-просветительные организации и т.д. В первые годы Советской власти были допущены серьезные ошибки, связанные с политикой пролеткульта, когда нигилистически отверглась вся дореволюционная культура, как якобы целиком непригодная для общества. В это время были попытки отказаться от Толстого, Достоевского, Чайковского, Чехова. Запрещались произведения философов-идеалистов:

Флоренского, Бердяева, Соловьева и др.

Взаимодействие культур. Культура - сложное социальное явление, которое развивается благодаря внутренним взаимодействиям различных сторон: каждая сторона испытывает на себе воздействие других и в то же время влияет на них сама.

Довольно сложное взаимодействие прослеживается между основными типами культуры - культурой духовной и материальной. В данном взаимодействии духовная культура не выступает в качестве пассивного отражения материальной культуры, она оказывает активное воздействие на материальную культуру. Особенно наглядно это обнаруживается в ходе современной НТР, что видно уже по названию революции, сочетающей науку (элемент духовной культуры) и технику (элемент материальной культуры).

Взаимопроникновение культур разных народов. В культуре каждого народа, помимо национальных (этнических) особенностей, присутствуют и общие, интернациональные, общечеловеческие ценности и черты. В этом находит свое подтверждение известное положение о том, что история всех народов, а следовательно, история их культуры подчинена действию ряда общих социологических закономерностей.

В ходе исторического общения народов, их культуры постоянно перекрещиваются и взаимообогащаются. Так произошло, например, после завоевания древнегреческих государств римлянами, а позднее германскими племенами, которые, покорив Римскую империю, вобрали в себя очень много ценного из ее культуры. То же самое можно сказать и о монгольском завоев1-нии Руси: завоеватели многое взяли из культуры Древней Руси, хотя нельзя и не сказать о том, что почти трехсотлетнее иго затормозило надолго развитие ее производительных сил и производственных отношений, в том числе и культуру.

Процесс взаимообогащения культур разных народов усиливается на основе их экономических и политических связей, способствующих все более широкому общению народов. Например, всесторонние связи Руси с Византией, а позднее с Францией, Германией способствовали развитию культуры. Тесные связи российское государство осуществляло также с соседними народами: чехами, словаками, болгарами (финны и поляки входили в состав Российский империи), венграми, китайцами, кавказскими народами.

В настоящее время разнообразные отношения России с другими странами, несомненно, способствуют взаимообогащению культуры.

Следует также иметь в виду, что возможно существование так называемых локальных культур, где связи между культурами народов не развиты или развиты слабо. Например, культура аборигенов Австралии, Африки, племен инков и майя в Латинской Америке. Хотя какие-то связи были, и об этом свидетельствуют пирамиды в Латинской Америке и в Египте. К тому же уже доказано, что задолго до Колумба в Америке побывали ирландские монахи и скандинавы (викинги).

Можно также выделить региональную культуру, например культуру восточной Азии - Японии, Вьетнама, Бирмы, Таиланда, или культуру арабского Востока - арабских стран, находящихся под влиянием ислама.

Особой спецификой обладает европейская культура, несмотря на множество субкультур этого региона.

По-своему специфична и культура стран Латинской Америки, хотя она генетически связана с культурой Испании и Португалии.

Можно говорить о культуре народов Севера, африканской культуре, культуре индостанского субконтинента и т.д..

При исследовании кросс-культурных влияний важно учитывать и своеобразие региональных культур, проявляя максимум тактичности и уважения к ним, и формирование общих транснациональных явлений и тенденций.

Одной из закономерностей развития культуры является ее дифференциация на культуру масс и элитарную. Такое деление фактически существовало в любую эпоху: в Древней ли Индии или Китае, в Древней Греции или Риме. Это связано с социальным расслоением самого общества на верхи и низы, на аристократов и плебеев. Так или иначе, но в любую эпоху существовала так называемая культура для «нас» (элита) и культура для масс. При этом нельзя отождествлять современную «массовую культуру» с культурой самих народных масс. Народ, создавая фольклор, занимаясь художественными промыслами, формируя свою певческую, танцевальную культуру, создавая народную педагогику и медицину, народную кулинарию и широкую обрядовую культуру, не дифференцировал ее на низшую и высшую. Это была культура именно как совокупность созданных народом ценностей.

Уже в самом названии «массовая культура» содержится ответ на вопрос о том, на кого она рассчитана. Объектом ее воздействия является массовый потребитель, средствами ее распространения служат средства массовой коммуникации.

Эта культура отличается стандартностью и низким эстетическим уровнем. Она нацелена на отстранение человека от творчества, подлинных духовных ценностей. Массовая культура всем своим содержанием преследует цель формирования бездуховной, внутренне опустошенной личности. Так, основу содержания многих видеофильмов, относящихся к разряду массовой культуры, составляет секс, насилие, потребление. Здесь «героями» выступают садисты, насильники, наркоманы, проститутки.

В практику культурной жизни ряда стран вошли порнографические выставки. Первая из них открылась еще в 1969 году в Копенгагене (Дания). Издание порнографической продукции превратилось в целую отрасль промышленности США.

Развращающее влияние произведений массовой культуры способствует распространению преступности, алкоголизма, наркомании. Однако идеологи Запада рассматривают массовую культуру как общечеловеческое явление, не зависящее от характера социальной системы, они пытаются выдать эту культуру за народную. Массовая культура не может стать народной, так как ее содержание антигуманно и антинародно.

От массовой культуры, отличают «элитарную культуру», т.е. культуру для избранных. К ней относятся различные сферы модернистского искусства, идеалистическая философия. Эта культура проповедует иррационализм, скептицизм, презрение к обыденному, культ сильной личности.

Массовая и элитарная культура не исключают, а дополняют друг друга. Слабые стороны массовой и элитарной культуры особенно контрастно выступают на фоне растущего совершенствования материальной культуры, достижений научно-технической революции, модернизации внешней среды, окружающей человека на производстве и в быту. В противовес массовой и элитарной культуре как своеобразный социальный протест выступает так называемая контркультура.

Контркультура - это понятие, используемое для обозначения социально-культурных установок и ценностей, направленных против ценностей массовой и элитарной культуры. Контркультура особенно наглядно проявилась в 60 - 70-е годы на Западе. Это был стихийный бунт мятежных социальных групп и слоев студенчества, хиппи, членов разного рода коммун. Отголоски западной контркультуры дошли, хотя и несколько позднее, до нас.

В качестве еще одной закономерности развития культуры можно назвать ее постоянное историческое противостояние антикультуре (закономерность борьбы культуры и антикультуры). Иначе говоря, культура и антикультура в любую историческую эпоху не только соседствуют рядом, не просто сосуществуют, но находятся в состоянии конфронтации, противоборства. В различные периоды то культура наступает на антикультуру (эпоха Возрождения), то антикультура на культуру (период фашизма в Германии). Это не значит, что одна из них полностью исчезает, умирает или гибнет. Трудно представить себе общество или какую-то фазу его развития, или какую-то страну, когда существовала бы только культура или только антикультура. Просто меняется их соотношение, меняется их объем, меняется диапазон их действия на людей, меняется их вес, значимость в развитии общества. Более того, различные личности в своем индивидуальном развитии могут делать ставку или на культуру, или на антикультуру, что будет определять меру их прогрессивности или реакционности.

И здесь важное значение принадлежит педагогической сфере общества, потому что именно она осуществляет отбор ценного и неценного, положительного и отрицательного в историческом опыте человечества при формировании программ, планов, учебных дисциплин и учебников.

Особенно это важно сегодня, когда мы начинаем переоценку ценностей истории нашей Родины. Какие события, какие личности, какие факты войдут в исторические учебники? Ведь от этого зависит духовный мир новых поколений, их ценностные ориентации, а значит, и жизненные планы их деятельности.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!