Законность: понятие, основные черты и гарантии

16 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

М.С. Строгович определяет законность как строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов всеми органами государства, всеми учреждениями и общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Сущность законности, по его мнению, составляет соблюдение и исполнение именно законов. Мотивируется это тем, что подзаконные нормативные акты издаются на основании законов, в соответствии с законом и во исполнение законов, т.е. представляют собой способ, форму реализации предписаний закона. Нарушение подзаконных нормативных актов неизбежно означает в той или иной мере неисполнение и несоблюдение закона. Подзаконный нормативный акт, противоречащий закону, не основанный на законе, сам является незаконным[1]. Другие авторы полагают, что понятием «законность» должно охватываться соблюдение и исполнение не только законов, но и подзаконных нормативных актов, поскольку у практических работников может сложиться негативное отношение к последним[2]. Понимание законности как строгого и неуклонного соблюдения и исполнения законов и подзаконных нормативных актов вызывает возражение у ряда авторов на том основании, что такой подход таит в себе опасность отождествления содержания законности с деятельностью по осуществлению законов, растворения законности в другом явлении, а именно: в реализации права. Отсюда делается вывод, что содержанием законности является не само исполнение закона как такового, не сама деятельность, в которой он находит осуществление, а соответствие этой деятельности закону, законообразность поведения, что законность - это особое состояние деятельности, выражающееся в свойствах юридической правомерности последней[3]. В ряде работ обращается внимание  на  обусловленность законности состоянием законодательства и указывается, что она означает наличие законов, отражающих требования  познанных закономерностей общественного развития и единообразное понимание и соблюдение этих законов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами[4].

Исходя из вышесказанного, законность - явление многоплановое, емкое, имеющее множество определений, раскрывающих тот или иной аспект законности. Это и принцип деятельности государственных органов, и своеобразный политико-правовой режим общественной жизни, и строгое соблюдение законов.

Законность - это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, к кому они адресованы; требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов; требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который его издал (непререкаемость закона)[5]. Это основные требования, составляющие содержание законности.

Важное значение для теории и практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении требований и принципов законности. Требование законности - это то, чего «требует» законность, т.е. сформулированные в общем виде правовые предписания, соблюдение, исполнение которых делает явление (поведение, акт и т.п.) законным, а принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие содержание законности.

По мнению В.С. Афанасьева, всё многообразие точек зрения по принципам законности можно свести к четырем основополагающим положениям. Это верховенство закона, единство законности, целесообразность законности и реальность законности, которые находятся в диалектическом единстве, существуют в неразрывной связи друг с другом, взаимообуславливают и подкрепляют друг друга[6].

Верховенство закона обычно трактуется как главенство закона в системе нормативных актов. Однако этот принцип должен пониматься гораздо шире - как подчиненность закону и всех нормативных актов, и всех актов реализации права (применения, соблюдения, исполнения и использования), и всех иных актов. Только в этих условиях принцип верховенства закона становится универсальным, пронизывающим всю ткань общества.

Единство законности означает, во-первых, одинаковость правового регулирования однородных общественных отношений; во-вторых, единство в понимании, применении и исполнении законов и подзаконных нормативных актов на всей территории страны всеми субъектами права. Единство законности характеризуется двумя сторонами: формальной и содержательной (материальной). Обе они отражают законность в пространственном, временном и субъектном отношениях. Единство законности по всей территории страны обеспечивается верховенством законов. Единство законности во времени определяется одновременным вступлением в силу законов и других нормативных актов, одновременной их отменой или изменением. Единство законности по субъектам обеспечивается установлением одинакового правового статуса для всех граждан, а также равенства компетенции органов и организаций, признаваемых субъектами права определенного вида[7].

Целесообразность законности означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам общества вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности (поведения), недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Реальность законности - это достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

Наряду с принципами и требованиями законности выделяют еще две группы черт законности, которые также нередко, но без достаточных оснований рассматриваются в качестве её принципов или требований. Это, во-первых, признаки, характеризующие внешние связи законности (связь с демократией, культурой и т.п.), и, во-вторых, способы и средства обеспечения законности (государственный контроль, участие граждан в укреплении законности и т.п.)[8].

Таким образом, законность в деятельности органов внутренних дел - это точное, строгое и неуклонное соблюдение и исполнение сотрудниками органов внутренних дел законов и иных нормативно-правовых актов.

[1] Строгович М.С. Основные вопросы советской социалистической законности. - М., 1966. С. 11-14.

[2] Лукашева Е.А. Социалистическое правосознание и законность. - М., 1973. С. 23-24.

[3] Явич Л.С. Право и общественные отношения. - М., 1971. С.42.; Рабинович П.М. Упрочение законности - законность социализма. Вопросы теории и методологии исследования. - Львов, 1975. С.130.

[4] Тадевосян В.С. Ленинские идеи о законности и их развитие в решениях КПСС и советском законодательстве// Соц. законность и государственная дисциплина. - М., 1975. С. 11.

[5] Обеспечение законности в деятельности органов внутренних дел. - М., 1993. С.5.

[6] Афанасьев В.С. Ленинское учение о социалистической законности - теоретическая основа укрепления законности в деятельности органов внутренних дел// Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел: Курс лекций. - М., 1978. Вып.1. С. 9-16.

[7] Лазарев В.В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие. - М., 1989. С.66.

[8] Теория государства и права: Учебник/ Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М., 1996. С.213.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!