Закон самореализующихся пророчеств

8 Фев 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Вокруг нас не один мир, вокруг нас много миров — столько же, сколько человеческих умов. Каждый из нас пребывает в своем мире, потому что каждый ум имеет собственный мир, и он закрыт не только для других, но подчас и для нас самих.

Наш мир как бы огорожен стеклянной стеной, сооруженной из наших мыслей, предрассудков, теорий, образов и чувств. Все, что мы видим и чувствуем, по большей мере не является фактом. Это интерпретация.

Вы смотрите на женщину и чувствуете: «Как хороша!» Это интерпретация. Кто-то другой может с вами не согласиться. Вы думаете, что она идеал красоты, а кто-то другой думает, что она лишь так себе, терпеть можно — только и всего. А кто-то еще думает, что она определенно уродлива. Это кошмарный, а не прекрасный сон. Разве все эти люди говорят об одной и той же женщине? Разве возможно, чтобы они говорили об одной и той же женщине, если их впечатления так отличаются друг от друга? Понятно, что они говорят не об одной и той же женщине, одна и та же женщина — это иллюзия. Они говорят о разных интерпретациях.

В данном случае женщина — существо, используемое лишь в качестве экрана, и они проецируют на нее свои мысли. Они видят все, что хотят видеть. Они видят все, что способны видеть.

То же самое истинно в отношении всех оценок, которые всегда по меньшей мере двойственны. Они не принадлежат миру реальности, это интерпретации, которые порождаются лишь человеческим разумом.

Но двух реальностей не существует. Реальность — всегда одна. Она не является ни уродливой, ни прекрасной, она просто есть.

Один человек может сказать: «Мне нравится этот цветок»; а вы можете сказать, что он вам не нравится. И здесь нет места спору: ведь о вкусах не спорят. Наши представления о мире — не универсальны. Они лишь лично наши.

Однако очень часто во взаимодействии с окружающим миром и людьми, нас окружающими, мы начинаем вести себя так, как будто наше представление о реальности и есть эта самая реальность. И в этом — самая большая сложность, от слова «с-ложность» наших взаимоотношений. В этом отношении показательной является одна притча:

«Жил-был человек, который потерял свой топор.

И он заподозрил мальчика, жившего по соседству.

Он наблюдал за тем, как тот мальчик ходил, — это он украл его топор.

Его выражение лица, его речь, его поведение, его манеры — все в нем изобличало вора, укравшего топор.

Спустя немного времени тот человек копал у себя в саду землю и нашел топор.

На следующий день он опять увидел того мальчика, который жил по соседству.

И ничто в его поведении и манерах не изобличало вора, укравшего топор».

Если мы осознаем, что существование просто есть, оно не разделено, это заметно продвинет нас в способности проникнуть в текущую реальность. Есть цветы. Есть горы. Они просто есть.

Мы же живем в наших собственных проекциях и идеях. При этом стоит появиться какой-то идее, как мы тут же находим доказательства. Сначала мы решаем, затем находим доказательства. А доказательства всегда найдутся. Жизнь безбрежна.

В этом и состоит ловушка — закон самореализующегося пророчества: люди всегда решают, а потом всегда находят. Что бы мы ни решили, мы это найдем. Ибо никто не может помешать нам это найти. Жизнь дает нам богатые возможности. Открыты все альтернативы.

Взаимодействие менеджера и работников в организации проходит по тем же законам — законам самореализующихся пророчеств. У каждого из нас еще до момента непосредственной встречи (или во время этой встречи) уже есть какое-то представление о другом человеке, какие-то ожидания, связанные с его поведением или действиями. Мы начинаем вести себя в соответствии с нашими представлениями и ожиданиями, ища им подтверждения. Дальнейшие события, как правило, подтверждают наши представления.

А если все же реальные факты не подтверждают наших ожиданий, мы склонны в большей степени сетовать на сложившуюся ситуацию и на другого человека, тем не менее настаивая на своей правоте, на своей оценке ситуации. Этот закон давно уже описан в социальной психологии, как закон затруднения эффективной межличностной коммуникации.

Когда речь идет о встрече или контакте двух людей, по сути, встречаются два субъективных мира, две ненаблюдаемые реальности, в которых восприятие ситуации, ее оценка и отношение к ней зависят от целого ряда индивидуальных факторов.

С точки зрения индивидуального уровня анализа организационного поведения то, как человек воспринимает ситуацию, как он относится к ней и почему, без дополнительного исследования понять другому человеку невозможно. (В житейской психологии это называется «Чужая душа— потемки».)

Однако именно эти факторы определяют то, как данный человек будет проявлять себя в организации в своей профессиональной деятельности, каковы будут его результаты, как он будет сам их оценивать и, соответственно, насколько удовлетворенным он себя почувствует.

Принципиально важной для управления человеческим поведением на индивидуальном уровне организационного поведения является позиция менеджера. Чего он сам хочет от взаимодействия с конкретным работником: подтверждения собственных предубеждений и манипулирования другим или выявления и раскрытия потенциала личности другого человека и группы людей?

Ведь в основе обоих путей лежит забота менеджера о повышении результативности работы каждого и организации в целом. Однако методы достижения этой цели, в зависимости от занимаемой менеджером позиции и используемых методов, могут принципиально различаться.

Мы исходим из того, что именно взаимопонимание, а не манипулирование другим человеком может существенно улучшить адекватность восприятия и коммуникацию.

При этом взаимопонимание означает обоюдное желание и способность проникнуть в субъективный (точнее, субъектный) мир другого человека, подлинный интерес и уважение к этому миру.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!