Заинтересованные группы в менеджменте

10 Янв 2015 | Автор: | Комментариев нет »

          Концепция заинтересованных групп помогает нам осознать дилеммы, с которыми постоянно приходится сталкиваться играющим свои роли руководителям.

          Заинтересованные группы существуют как в организации, так и вне ее. Независимо от их положения руководству организации необходимо четко представлять интересы всех групп и уметь находить баланс всех ожиданий и запросов.

          Игнорирование руководством компании интересов влиятельных заинтересованных групп может негативно повлиять на положение организации. Потребители обратятся к другим производителям, поставщики займутся поиском новых клиентов, местные органы власти откажут в разрешении на новое строительство, общественная группа объявит бойкот товарам компании. Традиционно менеджмент был подотчетен одной заинтересованной группе - акционерам компании. Однако положение изменилось. Определенные «рычаги» воздействия взяли в свои «руки» и другие заинтересованные группы. Оказанное в 1996 г. общественной группой Greenpeace давление на компанию Shell оказалось решающим аргументом ее отказа от наносящих ущерб природной среде методов добычи нефти - прекрасный пример возможностей хорошо организованных заинтересованных групп. Менеджменту необходимо определить наиболее влиятельные заинтересованные группы, установить и управлять эффективными коммуникациями, что весьма непросто, особенно если группы имеют конфликтующие интересы.

          Группы, заинтересованные в деятельности организаций общественного сектора, изначально неравны, что усложняет отношения подотчетности. Представителями местных групп, например, могут быть члены муниципального совета, должностные лица местных органов власти, налогоплательщики (частные лица и компании), центральные органы власти, широкий круг потребителей и клиентов (в таких сферах, как образование, социальная работа и муниципальное жилье) и множество общественных групп (например, экологические объединения). Достижение баланса их интересов - весьма непростая управленческая задача, проблемы в решении которой могут оказать негативное воздействие на деятельность организации (в частности, в связи с необходимостью проведения консультаций увеличивается время, необходимое для принятия решения).

          Концепция заинтересованных групп имеет важное значение в оценке достигнутых организацией результатов. Да, конечно, прежде всего они интересуют финансистов. Но как относятся к ним другие группы и какие показатели они используют? И более сложный вопрос - кто определяет цели деятельности организации, интересам каких групп они соответствуют? Оценка результатов функционирования организации не так проста, как может показаться. Необходимо различать концепции экономии, производительности и эффективности. Экономия - это производство товаров и услуг с наименьшими издержками (расходы на заработную плату, капитальные затраты и т. д.). Производительность означает, что «все делается правильно», другими словами, получение запланированного объема производства достигается при минимальном объеме ресурсов. Инженер, который предлагает новый способ уменьшения потребления энергии каким-то станком или новую технологию обработки деталей, позволяющую существенно уменьшить отходы производства, способствует увеличению его производительности. Эффективность означает, что в организации «делается все правильное», другими словами, цели, к достижению которых она стремится, наиболее адекватны времени и месту. Высокая производительность сама по себе отнюдь не гарантирует достижения организацией приемлемых результатов. Предположим, к примеру, что некая компания достигла высочайших показателей производительности в изготовлении давно знакомых потребителям стандартных товаров, однако ее рынок отказывается приобретать их, так как покупателям требуются новые и разнообразные модели. Поскольку эффективные организации «делают все правильное», вероятность их преуспевания существенно возрастает.

          Кроме того, при оценке работы некоторых типов организаций (в частности, в общественном секторе) необходимо использование критерия справедливости (непосредственно связанного с эффективностью). Принципиальной задачей системы предоставления пособий, например, является гарантия того, что реципиентами являются именно те граждане, которые более всего в них нуждаются. Система, которая преуспела в неукоснительном исполнении утвержденного бюджета, но не контролировала постатейное распределение отпущенных средств, оценивается как несправедливая и, следовательно, неэффективная.

          В конце 1990-х гг. в европейских странах не используются крупные мощности в угольной и сталелитейной отраслях. Среди них и предприятия с устаревшим, непроизводительным оборудованием и современные заводы - но эффективны ли они? Это поднимает следующий и более сложный вопрос о том, что же считается «правильным» и кто решает, что правильно, а что - нет? К сожалению, прямого ответа не существует. Различные заинтересованные группы, преследуя собственные цели, стремятся оказать влияние на принимающих решения лиц и будут оценивать работу организации по критериям, отражающим групповые интересы. Очевидно, что критерии, которыми они будут руководствоваться, неизбежно окажутся конфликтующими и лишь некоторые будут в равной мере соответствовать интересам и приоритетам всех заинтересованных групп. Владельцы акций приватизированной компании, вероятно, будут оценивать ее деятельность исходя из показателей прибыли в краткосрочном периоде; группы по защите окружающей среды - по объему выбросов вредных веществ в атмосферу и воду; общество защиты прав потребителей - по соблюдению организацией правил установления цен.

          Арендаторы муниципального жилья будут оценивать его владельца по тому, насколько их удовлетворяет дом, в котором они живут, его состояние и другие услуги. Мнения различных представителей заинтересованных групп о деятельности муниципалитета могут складываться в зависимости от их отношения к величине местных налогов, которые им приходится платить. Другими словами, интересы арендаторов заключаются в эффективности деятельности местного органа власти, в то время как интересы других локальных групп непосредственно связаны с экономией. Или еще один пример из области здравоохранения. В то время как менеджеры больницы озабочены прежде всего уровнем издержек, общество надеется, что ее пациенты могут быть уверены в выгодах доступности медицинской помощи. Однако каждый из нас слышал рассказы о низком качестве обслуживания в общественных больницах и дороговизне частных клиник.

          Рассмотренные примеры иллюстрируют имманентный предприятиям общественного сектора или менеджменту некоммерческих организаций конфликт, природа которого - равнозначность социальных и финансовых целей и противоположность путей к их достижению. Дж. Стюарт и К. Уолш описывают его как «дилемму менеджмента в общественном секторе», когда от управленцев ожидают «обеспечения высокой производительности, в то время как четко определить, что разумеется подданным лозунгом, и установить критерии достижения целей ни теоретически, ни практически невозможно».

          Основная задача менеджмента организации - достижение приемлемой степени интеграции целей заинтересованных групп. Все они заинтересованы в бизнесе и имеют возможность повлиять на его будущее, поэтому менеджменту необходимо добиваться обеспечения выполнения взятых на себя обязательств, что означает удовлетворение требований некоторых заинтересованных групп и противостояние запросам других в зависимости от того, в какой степени руководству организации удается удовлетворить конкурирующие интересы. Удалось ли компании достичь приемлемого для акционеров уровня прибыли? Является ли качество ее продукции высоким или удовлетворительным? Пользуется ли она высокой репутацией? Удовлетворены ли ее работники? В какой степени производимые ею товары отвечают требованиям моды, пользуются ли они спросом? На возникновение некоего инцидента или взаимодействие с одной из групп могут повлиять множество неконтролируемых факторов, однако в долгосрочном периоде одно из основных условий эффективной деятельности работы организации, ее соответствия интересам различных групп, - менеджмент компании, его умение (или отсутствие навыков) находить баланс и удовлетворять конкурирующие требования. Не следует подходить к этому процессу как к исключительно рациональному или логическому. Он предполагает, что вовлеченные в него лица оказываются перед необходимостью выбора методов реализации власти и осуществления контроля над людьми и ресурсами. Обычно менеджмент пользуется «языком» рациональности, но это не является достаточным основанием для исчезновения со сцены «наречия» справедливости или «диалекта» общественных интересов. Необходимость указанного нами выбора определяет невозможность исключительно рациональных действий менеджера (тем более, учитывая высокую турбулентность внешней среды). Даже если мы предположим, что неопределенность удалось устранить, большинству менеджеров вряд ли удастся «попасть» в организации, руководствующиеся унифицированной, одной-единственной целью - то, что называют унитарной структурой. Наиболее вероятно, что им придется столкнуться с системой частных интересов различных групп. Другими словами, менеджер «обречен» на работу в неоднозначно трактуемых ситуациях, в каждой из которых он должен найти баланс противоречивых частных и групповых интересов.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!