Задачи, функции и принципы государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации

23 Окт 2014 | Автор: | Комментариев нет »

Вопросы о принципах государственной службы, являются одними из основных в системе государственной службы Российской Федерации.

В Толковом словаре русского языка под принципом понимается основное, исходное положение какой-либо научной теории, учения, мировоззрения, теоретической программы[1].

В юридической литературе существуют различные точки зрения по вопросу принципов права, отдельных отраслей права и их институтов. Л. С. Явич указывает на то, что принципы − это часть правосознания[2]. С. С. Алексеев рассматривает принципы в виде комплекса идей, отражающихся в содержании норм права[3].  А. П. Коренев в конкретной отрасли административного права обращает внимание на принципы административно-правового регулирования общественных отношений в сфере государственного управления (исполнительной власти)[4]. Конкретизация общих принципов административного права находит себя в правовых институтах этой отрасли права. Административно-правовой институт характеризуется однородностью отношений и спецификой воздействия на них административно-правового метода. В правовом институте находят свое проявление не только общие принципы отраслевого права, но и принципы специфического характера.

Государственная служба как административно-правовой институт также проявляет себя через свои принципы, что в конечном итоге отличает этот правовой институт от других правовых институтов отраслевого назначения всех лиц и организаций, в той или иной степени имеющих отношение к государственной службе. Данные принципы распространяются на все виды государственной службы и являются всеобщими в рамках государственной службы; охватывают все организационные, правовые и другие стороны, из которых складывается содержание государственной службы. С принципами связывают определенные основы – постоянные, твердые, на которых зиждется и функционирует интересующий объект, система отношений и т. д. [5].

В ст. 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» представлены основные принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации.

Это принципы:

федерализма составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. В соответствии с этим принципом строится система государственных органов, разграничиваются предметы ведения и полномочия между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организуется федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Российской Федерации и др.

Применительно к системе государственной службы принцип федерализма проявляется:

- в наличии в единой системе государственной службы федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации;

- разграничении предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по вопросам правового регулирования и организации государственной службы;

- структуре должностей государственной службы;

- системе реестров должностей государственной службы и реестров государственных служащих;

- различиях в правовом положении федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации;

- в особенностях финансирования государственной службы.

В зарубежных федеративных государствах, как правило, государственная (публичная) служба также строится с учетом формы государственного устройства. При этом федеральная государственная (публичная) служба находится в ведении федерации, а служба субъектов находится либо в сфере конкурирующих полномочий или в ведении субъектов. Например, в Индии государственная служба Союза; всеиндийские службы, комиссия по делам государственной службы Союза относятся к компетенции Союза, а государственная служба штата, комиссии по делам государственной службы штата – к ведению штатов (перечни I и II приложения седьмого ст. 246 Конституции). В Конституции Германии закреплена исключительная законодательная компетенция Федерации в сфере определения правового положения лиц, находящихся на службе Федерации (пункт 8 статьи 73). Федерации предоставлена также возможность в форме конкурирующего законодательства определять правовое положение лиц, состоящих на службе земель и общин, а также решать вопросы оплаты и обеспечения лиц, состоящих в публично-правовых служебных отношениях (ст. 74 (a), 75);

законности также составляет основу конституционного строя Российской Федерации. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (часть 1 статьи 15).

Для системы государственной службы принцип законности имеет следующее значение:

- федеральным законом определяются правовые и организационные основы системы государственной службы, а также системы управления государственной службой;

- правовое регулирование и организация военной, правоохранительной и федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации;

- правовое регулирование и организация гражданской службы субъекта Российской Федерации находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация − в ведении субъекта Российской Федерации.

Соблюдение Конституции и федеральных законов составляет одну из важнейших обязанностей государственных служащих. Это закреплено в законах о видах государственной службы. Например, по ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение (пп. 1 п. 1). Согласно ст. 26 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» воинский долг обязывает военнослужащих строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации;

приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты базируется на конституционной основе. В соответствии со ст. 2 Конституции человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина − обязанность государства.

Этот принцип находит отражение в обязанностях государственных служащих. Так, согласно Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности (пп. 2 п. 1 ст. 18). По Федеральному закону от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, а также гражданин, проходящий военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы в случае защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности (пп. «н» п. 1 ст. 37);

равного доступа к государственной службе установлен в Конституции Российской Федерации (ч. 4 ст. 32). Равный доступ к государственной службе предполагает, что возможности поступления на государственную службу и прохождения ее не зависят от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. При этом, естественно, речь не идет об обстоятельствах, связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданина или государственного служащего.

Не считается отступлением от этого принципа установление в законодательстве специальных требований для занятия государственных должностей. Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал свою позицию по вопросу равного доступа к государственной службе в Определении от 27 октября 2000 г. № 217-О. Конституционный Суд отметил, что положение ч. 4 ст. 32 Конституции не означает, что федеральный законодатель не вправе закрепить в законе определенные требования к кандидатам на те или иные должности в органах государственной власти и установить специальный порядок замещения этих должностей.

Принцип равного доступа к государственной службе имеет общепризнанное значение. Он в той или иной форме закреплен в конституциях многих зарубежных стран. Например, в соответствии с преамбулой Конституции Франции от 27 октября 1946 г. каждый обязан работать и имеет право на получение должности. Никто не может в своем труде и в своей должности быть притесняем по причине своего происхождения, своих взглядов или своего вероисповедания. По ст. 51 Конституции Италии 1947 г. все граждане обоего пола имеют право одинаковых условиях поступать на службу в государственные учреждения и занимать выборные должности в соответствии с условиями, установленными законом. Достижению этой цели Республика содействует принятием положений о равных возможностях для мужчин и женщин.

единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление общего подхода к организации гражданской, военной и правоохранительной государственной службы. Взаимосвязь видов государственной службы обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской Федерации и принципов ее построения и функционирования. Кроме того, системный характер государственной службы обеспечивают:

- соотносительность основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий;

- установление ограничений и обязательств при прохождении государственной службы Российской Федерации различных видов;

- учет стажа государственной службы Российской Федерации, иных видов при исчислении стажа гражданской службы;

- соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации – принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы наиболее четко регламентирован в законодательстве применительно к государственной гражданской службе. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством;

- единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;

- единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;

- единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;

- учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

- соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

- соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца;

открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих неразрывно связан с проведением административной реформы. Обеспечение прозрачности государственной службы, ее доступности общественному контролю может быть достигнуто путем решения более широкой задачи − повышения эффективности взаимодействия государственных органов и гражданского общества, а также усиления открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Эти задачи нашли отражение в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 − 2008 гг., одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р.

В ближайшие годы должна быть обеспечена информационная открытость федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; завершены разработка и внедрение систем информационного обеспечения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. При этом имеется в виду поэтапное развертывание систем мониторинга результативности деятельности органов исполнительной власти, качества и доступности государственных услуг, уровня коррупции и антикоррупционных мероприятий, информационной открытости, распространения успешного опыта государственного управления, результативности административной реформы и др.

В зарубежных странах проблема открытости государственной службы приобрела актуальность во второй половине XX века. В административном законодательстве были закреплены обязанности государственных служащих перед гражданами, процедуры рассмотрения административных дел (Закон об административной процедуре США, 1946 г., Федеральный закон об административных процедурах, 1968 г., Швейцария).

В процессе проведения административных реформ устанавливается обязанность государственных служащих предоставлять частным лицам информацию о ходе рассмотрения административных дел. Деятельность государственных служащих оценивается в зависимости от качества оказываемых населению услуг. Разрабатываются иные механизмы обеспечения открытости государственной службы, повышения эффективности ее служения обществу. Таким образом, предпринимаемые в Российской Федерации шаги по обеспечению открытости государственной службы находятся в русле мер, проводимых в других странах;

профессионализма и компетентности государственных служащих должен способствовать формированию стабильной и эффективной государственной службы, способной решать актуальные управленческие задачи. Профессиональный характер государственной службы обусловливает высокие требования к квалификации государственных служащих. С этой целью на гражданской службе, в частности, устанавливаются квалификационные требования к должностям государственной службы, используется система аттестаций, устанавливается система профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировок служащих;

защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц впервые закреплен в российском законодательстве. Этот принцип означает, что в своей профессиональной деятельности государственные служащие должны находиться под защитой государства от любого давления, лоббирования, иного неправомерного воздействия.

Этот принцип и меры, обеспечивающие его реализацию, отражены в федеральных законах о видах государственной службы. Например, согласно Федеральному закону от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. По Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на защиту сведений о себе; защиту прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.

Система принципов государственной службы несколько видоизменилась по сравнению с действовавшим ранее Федеральным законом от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации».

Таким образом, в Законе впервые сформулированы принципы взаимосвязи государственной и муниципальной службы, защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Вместе с тем в нём не нашли отражение ранее существовавшие принципы обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации; ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства; стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.

Принцип внепартийности государственной службы весьма широко распространен в мировой практике. Он предполагает, что государственные служащие выполняют свои полномочия независимо от партийных влияний и интересов. Например, согласно Федеральному закону о чиновниках ФРГ «чиновник служит не отдельной партии, а всему народу». Он обязан исполнять свои обязанности «справедливо и беспристрастно», руководствуясь интересами общественного благополучия. Во всех своих действиях он должен проявлять приверженность основам свободного демократического строя, выступать в его защиту, «соблюдать умеренность в политической деятельности». Таким образом, в ФРГ не устанавливаются требования о «деполитизации» или «департизации» чиновников. На практике большая часть государственных служащих ФРГ придерживается определенных политических взглядов, а около 40 % чиновников являются членами политических партий. Более того, политические партии стремятся ввести в государственный аппарат возможно больше своих сторонников.

Принцип стабильности кадров государственных служащих также широко применяется в зарубежных странах. Он предполагает формирование профессиональной службы, не подверженной кардинальной ломке в связи с изменением политической конъюнктуры, минимизацию текучести кадров при стабильном штатном составе. В ряде стран этот принцип дополняется пожизненным назначением чиновников (ФРГ).

В связи с этим исключение данных принципов представляется не совсем оправданным, тем более что принцип стабильности кадров закреплен в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а принцип внепартийности государственной службы в определенной мере проявляется в системе запретов, связанных с гражданской службой. Так, гражданскому служащему запрещено использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности; создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур.

Изложенный перечень принципов государственной службы в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» имеет отношение ко всем видам государственной службы, в том числе и к органам внутренних дел. Это основополагающие принципы, на которых строится вся система государственно-служебных отношений.

Исходя из вышеизложенного, под принципом государственной службы Российской Федерации следует понимать правовую категорию как основное, руководящее положение, закреплённое непосредственно или косвенно в нормах права, определяющее содержание государственно-служебных отношений, имеющее обязательный характер для участников этих отношений, способствующее осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом.

Обращая внимание на принципы государственно-служебных отношений в органах внутренних дел, следует отметить, что они отражены в Положении о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. В частности, в ст. 2 указанного Положения к ним относятся: законность, уважение и соблюдение прав и свобод личности и гражданина, гуманизм, гласность, подконтрольность и подотчётность сотрудников органов внутренних дел соответствующим органам государственной власти и управления, соблюдение служебной дисциплины, справедливое вознаграждение за труд, продвижение по службе по результатам труда с учётом способностей и квалификации. При внимательном изучении этих принципов следует подчеркнуть, что они не противоречат принципам государственной службы, отражённым в Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации». Некоторые из них дублируются, а отдельные подчёркивают особенности, специфику государственной службы в органах внутренних дел. Следует заметить, что почти каждый основополагающий принцип государственной службы Российской Федерации приобретает определённый специальный оттенок в видах государственной службы. С развитием юридической теории и правоприменительной практики вполне допустимо появление и других основополагающих принципов, которые найдут своё зарождение в видах государственной службы.

Закрепление тех или иных принципов в области государственно-служебных отношений, по мнению П. П. Сергуна, и с этим можно согласиться, зависит от ряда условий. В частности, какая избрана модель построения в государстве этих служебных отношений, какое истинное состояние правовой системы, культуры и правового опыта развития не только отраслевого, но и общего законодательства, какие достижения науки в этой области, каков уровень развития международных нормативно-правовых норм по регулированию этих отношений[6].

Таким образом, принципы для государственной службы в органах внутренних дел имеют большое значение: во-первых, на основании принципов определяются основные направления развития законодательства в области государственной службы; во-вторых, от них зависит правотворческая и правоприменительная деятельность органов внутренних дел; в-третьих, с их помощью регулируются государственно-служебные отношения в органах внутренних дел.

  • [1] См.: Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999. С. 595.
  • [2] См.: Явич Л. С. Право развитого социалистического общества. Сущность и принципы. М., 1978. С. 145− 163.
  • [3]См.: Алексеев С. С. Общая теория права. Т.1. М., 1981. С. 261.
  • [4] См.: Коренев А. П. Нормы административного права и их применение. М., 1978. С.13−20.
  • [5] См.: Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов. М., 2001. С. 173.
  • [6] Сергун П. П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития: монография. Саратов, 1998. С. 125.
Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!