Юридическая служба Вооруженных Сил РФ

4 Фев 2016 | Автор: | Комментариев нет »

Юридическая служба в качестве организационной структуры Вооруженных Сил Российской Федерации, обладает длительной историей. На всех исторических этапах формирования и последующего развития Вооруженных Сил данная служба решала совершенно разные задачи, которые с течением времени трансформировались, но всегда обеспечивали соблюдение законности и обеспечение правопорядка в армии.

Деятельность существующих подразделений и всех сотрудников юридической службы покоится на неукоснительном соблюдении следующих принципов: законности, обеспечения централизации руководства службой, единоначалия, полного соответствия организационной структуры подразделений службы соответствующей структуре Вооруженных Сил РФ, возлагаемых на службу задач, действующему законодательству и экономическим реалиям, неукоснительного соблюдения принципов и норм национального и международного права, действующих международных договоров и соглашений Российской Федерации[1].

Соблюдение принципа законности прослеживается следующих особенностях деятельности службы:

1) в процессе осуществления правовой экспертизы всех проектов приказов и иных нормативных актов Министра обороны РФ, всех его заместителей и иных руководителей в плане их соответствия международным договорам и обязательствам Российской Федерации, национальному законодательству России, а также в максимально быстром принятии мер по ликвидации обнаруженных нарушений в границах своей компетенции;

2) в процессе юридического обеспечения ведущихся правотворческих работ в аппарате Министерства обороны, в рамках текущего анализа подготовленных законопроектов, которые поступают из иных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации, при подготовке заключений по поступившим законопроектам для последующего доклада Министру обороны РФ либо его полномочным заместителям, а также в процессе правовой экспертизы проектов нормативных актов, которые разрабатываются в аппарате Министерства обороны;

3) в рамках контроля за соответствием действующим нормам международного права и национальному законодательству России разработанных или поступивших в Министерство обороны из иных органов власти проектов международных соглашений или иных актов по проблемам, которые касаются российской армии;

4) в процессе участия в разработке и реализации мероприятий, которые направлены на использование юридических средств с целью укрепления воинской дисциплины и трудовой деятельности;

5) в процессе проведения правовой экспертизы нормативных и индивидуальных актов, которые представляются Министру обороны РФ, его заместителям и полномочным руководителям для утверждения, в том числе в целях снятия с учета в определенном порядке денежных и иных материальных средств.

Принцип централизации руководства деятельностью юридической службы реализуется в различных организационных формах. Анализ существующего комплекса нормативных актов позволяет говорить о трех формах подчиненности в рамках централизованного управления деятельностью службы: непосредственное руководство, прямое руководство и специальное руководство.

Говоря о непосредственном руководстве/подчинении, хотелось бы отметить тот факт, что руководители соответствующих подразделений юридических служб, в частности, старшие юрисконсульты а также различного ранга помощники по правовой работе всегда находятся в непосредственном подчинении у командира соответствующего органа военного управления. В частности, руководитель юридической службы Вооруженных Сил РФ имеет непосредственное подчинение действующему Министру обороны, а юрисконсульты конкретных подразделений юридической службы, располагающихся на территории воинских частей, находятся в непосредственном подчинении у командиров данных воинских частей.

Следующий принцип деятельности юридической службы - единоначалие - является одним из центральных и основополагающих принципов организации и построения Вооруженных Сил РФ, управления и руководства армией и флотом, а также основ взаимоотношений между военнослужащими различного ранга и званий. Руководитель юридической службы конкретного вида и подразделения Вооруженных Сил РФ подчинен непосредственно главнокомандующему данным видом ВС РФ, а по отдельным вопросам, имеющим специальный характер, подчиняется и следует указаниями руководителя всей юридической службы Вооруженных Сил РФ. В компетенцию руководителя юридической службы конкретного вида входит руководство подразделением юридической службы по специальным вопросам определенного вида Вооруженных Сил РФ. Так, например, старший юрисконсульт тихоокеанской флотилии непосредственно подчиняется командующему данной флотилией, а по специальным вопросам,  которые относятся к его непосредственному ведению, руководствуется указаниями руководителей вышестоящих подразделений юридической службы.

Следующий принцип деятельности юридической службы - соблюдение норм международного права, а также положений международных договоров и соглашений, которые ратифицированы Российской Федерацией. Указанный принцип прямо вытекает из положений ст. 15 Конституции РФ. Российская Федерация целенаправленно и последовательно выступает за преобладание в сфере внешней политики общепризнанных норм и принципов международного права. Россия стремится к тому, чтобы данные нормы стали общим правилом для всей международной жизни, поскольку без их обязательного соблюдения трудно вести речь о прочном мире и международной безопасности.

Согласно Положению о юридической службе Вооруженных Сил РФ, утвержденному приказом Министра обороны РФ от 21.03.1998 года №100, основными целями юридической службы являются:

- содействие обеспечению законности в деятельности воинских подразделений и органов, соединений частей, учреждений и учебных заведений военной направленности, системы Вооруженных Сил РФ;

- обеспечение правового сопровождения системы Вооруженных Сил РФ;

- обеспечение юридической защиты интересов органов системы Вооруженных Сил РФ;

- защита прав и интересов военнослужащих и гражданского персонала системы Вооруженных Сил РФ[2].

Исходя из представленных целей создания и деятельности юридической службы, хотелось бы отметить тот факт, что в целом указанные цели в общих чертах соответствуют направлениям и содержанию правовой работы службы. Некоторые различия  могут быть выделены только по кругу субъектов, которые участвуют в реализации правовой работы службы.

Правовая работа – это комплекс мер, осуществляемых с использованием правовых средств органами военного управления, командирами, подразделениями юридической службы по реализации в повседневной жизни и деятельности войск требований законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, воинских уставов, приказов и директив Министра обороны РФ и других должностных лиц в целях успешного решения задач боевой готовности соединений и воинских частей, укрепления воинской и трудовой дисциплины, защиты прав и законных интересов органов военного управления, воинских частей, а также военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ по вопросам их служебной деятельности.

Хотелось бы отметить, что правовая работа в Вооруженных Силах России – это в первую очередь непосредственная деятельность специальных органов военного управления в рамках реализации этими органами организационных, распорядительных, административных и хозяйственных функций, а также реализация гражданских прав и обязанностей, связанных с участием подразделений армии в гражданском обороте.

Таким образом, юридическая служба была создана специально для осуществления правовой работы в масштабе всей системы Вооруженных Сил РФ, в структуру которых данная служба входит. Особенно важно то, что  юридическая служба ВС РФ осуществляет контроль за процессом исполнения законов всеми без исключения структурными подразделениями системы Вооруженных Сил РФ, в том числе и обособленными службами. Так как правовая работа реализуется в процессе управления системой Вооруженных Сил РФ, то она является важнейшей областью управленческой деятельности.

Основными задачами подразделений юридической службы Вооруженных Сил РФ являются:

1) проведение правовой экспертизы проектов приказов (в том числе по личному составу и строевой части) и директив соответствующих командиров (начальников);

2) правовая экспертиза разрабатываемых или поступивших а органы военного управления из Министерства обороны проектов законов и международных договоров и иных проектов нормативных актов по военным вопросам;

3) методическое руководство правовой работой и анализ ее состояния по результатам юридических проверок и итоговым докладам подразделений юридической службы, подготовка предложений по ее улучшению;

4) руководство подразделением юридической службы нижестоящих органов военного управления по специальным вопросам;

5) правовое обеспечение договорной, претензионной и исковой работы, осуществляемой органами военного управления, воинскими частями;

6) участие по указанию соответствующих командиров (начальников) в осуществлении защиты прав и законных интересов органов военного управления, военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил;

7) правовая экспертиза документов, представляемых командиром (начальником) на утверждение в целях списания с учета пришедших в негодное состояние или утраченных материальных и денежных средств;

8) организация систематизированного учета законов, актов органов государственной власти РФ, приказов и директив Министерства обороны РФ, его заместителей, главнокомандующих видами вооруженных сил, командующих объединениями, командиров соединений и воинских частей и ведение их контрольных экземпляров;

9) участие в подготовке и переподготовке подчиненных должностных лиц юридической службы;

10) участие в организации и осуществлении изучения военнослужащими и лицами гражданского персонала российского законодательства, норм международного гуманитарного права;

11) дача консультации по правовым вопросам, возникающим в деятельности органов военного управления;

12) защита прав и законных интересов органов военного управления, военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил в судах; и т.д.

Функции предназначены для осуществления поставленных задач и закрепленных в нормах правах целей. В юридической литературе функции определяют как ведущие направления в деятельности органов исполнительной власти; в них выражается целевая нагрузка данной ветви государственной власти и с ними напрямую связан предоставленный органам исполнительной власти объем государственно-властных полномочий.

Наставление по организации правовой работы в ВС РФ к важнейшим функциям юридической службы относит следующие:

1) обеспечение юридического контроля за разработкой и принятием проектов указов, приказов, распоряжений и иных нормативных актов;

2) обеспечение юридического контроля за ведением договорной и претензионно-исковой работы;

3) постоянная проверка качества правовой работы в войсковых частях и отдельных органах и службах военного управления;

4) архивная и справочная работа в процессе подготовки приказов и директив в системе Вооруженных Сил РФ;

5) проведение необходимых консультаций по всем возможным правовым вопросам;

6) проведение правовой пропаганды;

7) организационное и методические обеспечение деятельности подчиненных подразделений юридической службы системы Вооруженных Сил РФ.

По моему мнению, можно определить следующие важнейшие функции юридической службы системы Вооруженных Сил РФ:

1) обеспечение эффективной правотворческой деятельности органов системы Вооруженных Сил РФ;

2) обеспечение эффективной правоприменительной деятельности органов системы Вооруженных Сил РФ;

3) юридическое обеспечение правоохранительной деятельности органов системы Вооруженных Сил РФ и участие службы в этой деятельности;

4) содействие в получении актуальной правовой информации;

5) оказание непосредственной правовой помощи всем структурным подразделениям системы Вооруженных Сил РФ, а также общественным организациям, которые действуют в этой системе.

Таким образом, деятельность юридической службы Вооруженных Сил РФ в первую очередь нацелена на правовое обеспечение процессов военного управления в системе Вооруженных Сил РФ, содействует улучшению их функционирования посредством различных правовых средств.

Если исходить из целей деятельности юридической службы Вооруженных Сил РФ, то следует выделить ряд важнейших направлений деятельности данной службы:

- содействие законности в процессе нормотворческой деятельности подразделений военного управления;

- обеспечение эффективной правоприменительной и правозащитной деятельности подразделений военного управления;

- предоставление необходимой правовой помощи российским военнослужащим, а также гражданскому персоналу;

- разработка, содействие и прямое участие в мероприятиях, которые направлены на максимально эффективное применение правовых средств и механизмов с целью укрепления воинской дисциплины и трудовой деятельности;

- содействие и прямое осуществление архивной и справочной работы;

- организация и реализация изучения сотрудниками органов военного управления национального законодательства России, а также норм действующего международного права и иных международных договоров и соглашений.

Таким образом, подводя общий итог данному эссе, отметим, что юридическая служба Вооруженных Сил РФ в настоящее время активно действует в целях решения комплекса различных правовых вопросов, которые возникают в процессе деятельности различных органов военного управления и их командиров. Юридическая служба является обособленным структурным подразделением органа исполнительной власти, целью деятельности которого является обеспечение деятельности аппарата управления Вооруженных Сил РФ. Рассмотренные выше основные направления деятельности данной службы говорят о том, что в настоящее время в Вооруженных Силах РФ сформировалась и функционирует система взаимосвязанных функционально взаимодействующих подразделений и должностей органов управления в военной сфере, которые предназначены для грамотного и эффективного обеспечения деятельности органов военного управления.

 

Литература

 

  1. Административное право: учебник / под общ. ред. А. И. Каплунова. – М.: ДГСК МВД России, 2011. – 536 с.
  2. Бондаренко М.В. Факторы обеспечения законности в сфере военной службы / М.В. Бондаренко // Военно-юридический журнал. - 2014. - №2. - С. 7-10.
  3. Никитин А.П. Правовые аспекты соблюдения прав и социальных гарантий граждан при призыве на военную службу / А.П. Никитин // Военно-юридический журнал. - 2014.- №10. - С. 3-8.
  4. Полевец И.М. Правовые основы прохождения военной службы / И.М. Полевец // Административное право и процесс. - 2013. - №4. - С. 74-77.

 

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля
Все отзывы проходят модерацию.
Навигация
Связаться с нами
Наши контакты

vadimmax1976@mail.ru

8-908-07-32-118

8-902-89-18-220

О сайте

Magref.ru - один из немногих образовательных сайтов рунета, поставивший перед собой цель не только продавать, но делиться информацией. Мы готовы к активному сотрудничеству!